НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Тамбовской области от 05.12.2007 № А64-5289/07

Арбитражный суд Тамбовской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тамбов

Судья  арбитражного суда Тамбовской области  В.А. Игнатенко

при ведении протокола судебного заседания судьей В.А. Игнатенко,

рассмотрев в предварительном  судебном заседании дело

по заявлению ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»,
г. Тамбов

к Инспекции ФНС России по г. Тамбову

о признании недействительным акта от 28.05.07 №1103

при участии 

от заявителя – ФИО1 по доверенности №2 от 7.11.07, главный бухгалтер; ФИО2 по доверенности №1 от 25.10.07, главный юрист

от ответчика  – ФИО3 по доверенности от 10.09.07 №05-24, специалист 1 разряда юридического отдела

                                    У С Т А Н О В И Л:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет» обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции ФНС России по г. Тамбову №105 от  28.06.07 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый орган с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенным в отзыве от 07.11.07 №05-30/.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Из материалов дела следует, что Инспекцией в адрес Университета направлено уведомление N 14-26/010077 с просьбой представить в трехдневный срок  аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности за 2006 год.

Ввиду непредставления Университетом бухгалтерской отчетности за 2006 год – аудиторского заключения в части предпринимательской деятельности (срок представления до 02.04.2007) Инспекцией ФНС России по г. Тамбову составлен акт №1103 от 28.05.07 и принято решение №105 от 28.06.07 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного  п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 руб.

Полагая, что решением налогового органа нарушены права и законные интересы, Университет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований Университет ссылается на то, что бюджетные учреждения представляют бюджетную отчетность не налоговому органу, а своему вышестоящему распорядителю.

Налоговый орган считает принятое решение законным и обоснованным, ссылаясь на наличие у заявителя обязанности  по представлению бухгалтерскую отчетности в соответствии с  ФЗ №119-ФЗ от 07.08.01 «Об аудиторской деятельности» и ФЗ №129-ФЗ от 21.11.96 «О бухгалтерском учете» в силу специфики его деятельности, как образовательного учреждения, осуществляющего предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную  уставом.

Рассмотрев материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей сторон, оценив представленные в дело доказательства, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения Университета к налоговой ответственности является не выполнение, по мнению налогового органа,  обязанности по представлению  в налоговый орган по его уведомлению  от №14-26/010077 аудиторского заключения за 2006 год.

Согласно Уставу государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет»  Университет является государственным образовательным учреждением  высшего профессионального  образования федерального подчинения Российской Федерации и относится к бюджетным учреждениям.

Учредителем ГОУ ВПО «ТГТУ» является Правительство Российской Федерации.

В пункте 8.8.  Устава перечислены виды предпринимательской деятельности, которые  Университет вправе осуществлять.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 126 указанного Кодекса непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Состав бухгалтерской отчетности установлен ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ, в соответствии с которой аудиторское заключение является обязательным элементом указанной отчетности.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

В соответствии ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ организации, за исключением бюджетных и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Такое определение дано в пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Согласно п.п. 3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит осуществляется в случаях, если объем выручки организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда.

Бюджетные учреждения представляют свою отчетность соответствующему главному распорядителю средств бюджета, органу, организующему исполнение бюджета.

Российской законодательство предоставляет право бюджетным учреждениям наряду с основной уставной работой заниматься предпринимательской деятельностью с целью получения доходов при условии, что эта деятельность не должна наносить ущерб основной работе, а полученная прибыль за вычетом уплаченных в бюджет налогов должна направляться на нужды учреждения.

        Российские организации обязаны в составе бухгалтерской отчетности представлять аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации. Это требование является обязательным только в том случае, если деятельность организации подлежит обязательному аудиту в соответствии с федеральными законами (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

 Из этого правила есть два исключения:

 - общественные организации и их структурные подразделения, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеют оборотов по реализации товаров (работ, услуг) кроме выбывшего имущества;

 - бюджетные организации.

 Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов России (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

 Перечень тех форм документов, которые представляют в составе месячной, квартальной и годовой отчетности бюджетные организации, приведен в п. 9 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н.

  В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы документов:

 Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130);

 Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (ф. 0503140);

 Баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф. 0503150);

 Баланс исполнения бюджета (ф. 0503120);

 Пояснительная записка (ф. 0503160);

 Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);

 Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503123);

 Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);

 Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503122);

 Месячный отчет об исполнении бюджета (ф. 0503128);

 Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129);

 Справка по внутренним расчетам (ф. 0503125);

 Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф. 0503126).

Среди документов, указанных в этом перечне, отсутствует аудиторское заключение. При этом никаких исключений в отношении бюджетных организаций, которые ведут предпринимательскую деятельность, не сделано.

 Таким образом, бюджетные организации не подпадают под ежегодный обязательный аудит даже при превышении установленных нормативов по выручке от реализации товаров (работ, услуг) или по стоимости активов бухгалтерского баланса.

 В то же время бюджетная организация может провести аудит финансово-хозяйственной деятельности по своей инициативе.

Пункт 3 статьи 15 Закона №129-ФЗ определяет, что бюджетные учреждения представляют бухгалтерскую отчетность вышестоящему  органу, и не связывает эту обязанность с наличием предпринимательской деятельностью.

Вследствие чего заявитель, являющийся бюджетным учреждением независимо от осуществления им предпринимательской деятельности, не обязан представлять бухгалтерскую отчетность в налоговый орган, так как это не установлено Законом №129-ФЗ. В налоговый орган Университет обязан представлять только декларации по соответствующим налогам.

На основании изложенного выше, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Расходы по уплате госпошлины следует возложить на налоговый орган.

Уплаченная ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»  госпошлина в размере 2000 руб. в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию  в его пользу с Инспекции ФНС России по г. Тамбову.

Руководствуясь статьями 110, статьями 167–170, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

СУД  РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Инспекции ФНС России по г. Тамбову №105 от 28.06.07 о привлечении ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Взыскать с Инспекции федеральной налоговой службы России по г. Тамбову
(<...>) в пользу Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет» (<...>) государственную пошлину в размере 2000 руб.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства через Арбитражный суд Тамбовской области в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, находящийся по адресу: 394006, <...>.

Судья                                                                В.А. Игнатенко