Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
"07" октября 2009 года Дело №А64-3669/09
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 07 октября 2009 года.
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Л.И. Пряхиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.А. Гарашкиным
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Орлова Михаила Николаевича, г. Рассказово
к Межрайонной ИФНС России №3 по Тамбовской области, г. Тамбов
третье лицо: ГУПТИ Тамбовской области (филиал по г. Рассказово и Рассказовскому району), г. Рассказово
о признании недействительным требования от 24.03.2009г. №2198
при участии:
от заявителя – Фролова О.М., доверенность от 25.07.2009г. №68-01/207851;
от ответчика – Пасконина Г.А., доверенность от 05.10.2006г. №08-02;
от третьего лица – не явился, извещен надлежащим образом
Индивидуальный предприниматель Орлов М.Н. обратился в арбитражный суд заявлением о признании недействительным требования от 24.03.2009г. №2198 Межрайонной ИФНС России №3 по Тамбовской области.
Ответчик требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
Третье лицо в судебном заседании 30.09.2009г. представил пояснения, согласно которым подтверждает данные, указанные в справке №36 от 18.03.2009г. и инвентаризационную стоимость магазина в 2008г. 1422383 руб.
Дело слушалось 30.09.2009г. на основании ст.163 АПК РФ было вынесено протокольное определение о перерыве в судебном заседании до 05.10.2009г.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:
17.11.2008г. в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о регистрации Орлова Михаила Николаевича в качестве индивидуального предпринимателя, о чем выдано свидетельство.
Налоговым уведомлением №68905 от 17.10.2008г. на уплату налога на имущество физических лиц за 2007г. Орлову М.Н. исчислено к уплате 35397,85 руб., налоговым уведомление №69044 от 18.10.2008г. на уплату налога на имущество физических лиц за 2008г. Орлову М.Н. исчислено к уплате 77745,88 руб., в т.ч. по срокам уплаты 01.12.2008 – 56571,87 руб. и 30.12.2008г. – 21174,01 руб.
Согласно уведомления №69044 объектом налогообложения явились жилой дом, расположенный по адресу г. Рассказово, ул. Циолковского, 27 (налогооблагаемая база 868773 руб. ставка 2 % за 12 мес.) и здание магазина, расположенное по адресу г. Рассказово, ул. 60 лет Рассказово, д.2А (налогооблагаемая база 1422383 руб. ставка 2 % за 12 мес.).
В связи с неперечислением в добровольном порядке подлежащего уплате налога на имущество физических лиц в адрес Предпринимателя налоговым органом направлено требование №2198 от 24.03.2009г. об уплате на лога на имущество в сумме 38872,94 руб. по сроку уплаты 30.12.2008г. и пени в размере 2509,90 руб. по сроку уплаты 01.03.2009г., которое предложено оплатить в срок до 13.04.2009г.
Заявитель, посчитав указанное требование не соответствующим закону, а также нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился с заявлением о признании требования незаконным в арбитражный суд в обоснование ссылается на то, что налоговым органом при расчете налога на имущество физических лиц за 2008г. неправильно определена налоговая база для расчета налога на имущество и применена ставка налога не подлежащая применению.
Ответчик считает оспариваемое требование законным и обоснованным, кроме того, ссылается на тот факт, что в 2007 и 2008гг. Орлов М.Н. не осуществлял предпринимательскую деятельность, поскольку не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, в обоснование возражений представил расчет налога на имущество физических лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично, при этом суд руководствовался следующим:
Согласно п. 1 ст. 1 Законом Российской Федерации от 09.12.1991г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон №2003-1) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (статья 2 Закона №2003-1).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона №2003-1 ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом пределах. При этом представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
Решением Рассказовского городского совета народных депутатов Тамбовской области от 28.07.2005г. №154 «О введении в действие на территории Рассказовского района налога на имущество физических лиц» с последующими изменениями и дополнениями в том числе установлены налоговые ставки в зависимости от инвентаризационной стоимости объекта. Пунктом 4 указанного решения установлены следующие ставки налога в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объекта:
Стоимость единицы имущества - ставка налога
До 300 тыс. рублей - 0,1 процента.
От 300 до 500 тыс. рублей - 0,3 процента.
От 500 до 700 тыс. рублей - 0,4 процента.
От 700 до 800 тыс. рублей - 0,6 процента
От 800 до 900 тыс. рублей - 0,8 процента.
От 900 до 1000 тыс. рублей - 1,0 процента.
От 1000 до 1500 тыс. рублей - 1,5 процента.
Свыше 1500 тыс. рублей - 2,0 процента.
Пунктом 6 названного решения также установлено, что исчисление налога производится налоговыми органами.
Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением. В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
При переходе права собственности на строение, помещение и сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.
Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.
Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Пунктом 3 Инструкции МНС России от 02.11.1999г. №54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» определено, что под суммарной инвентаризационной стоимостью понимается сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.
В связи с этим из положений Закона и Инструкции МНС России следует, что ставки налога на имущество физических лиц должны определяться исходя из суммарной инвентаризационной стоимости имущества, признаваемого объектами налогообложения по налогу на имущества физических лиц.
В соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992г. №87, оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации.
В силу пункта 3.2 вышеназванного Порядка определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки. При этом определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983г. №94 и письмами Госстроя СССР от 06.09.1990г. №14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29.09.1990г. №15-148/6 и №15-149/6 (по отрасли «Жилищное хозяйство»), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно п.4 ст.5 Закона РФ от 09.12.199г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с п.3 Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утвержденного Приказом Госстроя и МНС РФ от 28.02.2001г. №36/БГ-3-08/67 «Об утверждении Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества» сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов.
В случае, если отсутствуют технические паспорта объектов недвижимого имущества, или плановая инвентаризация таких объектов не была проведена в течение последних пяти лет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам массовой оценки объектов, которые могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.
В случае, если объект налогообложения на момент представления сведений не поставлен правообладателем на технический учет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам визуального наблюдения, которые впоследствии могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.
Согласно справки №36 от 18.03.2009г. начальника филиала по г. Рассказово и Рассказовскому району ГУПТИ Тамбовской области инвентаризационная стоимость здания магазина по адресу: г. Рассказово, ул. 60 лет Рассказово, д.2а, кадастровый номер №68:28:0000035:0043:9793/210:1000, зарегистрированного за Орловым М.Н. по состоянию на дату последней инвентаризации 09.04.2007г. составляет 1422383 руб.
Указанная инвентаризационная стоимость по состоянию на 01.01.2008г. значится и в архивной справке №387 от 03.06.2009г. (л.д.56).
Согласно технического паспорта (л.д.19-26), составленного по состоянию на 09.04.2007г., инвентаризационная стоимость магазина составила 1422383 руб.
Таким образом, указание в налоговом уведомлении №69044 и расчете налога за 2008г. налоговой базы по зданию магазина 1422383 руб. правомерно.
По инвентаризационной стоимости жилого дома (868773 руб.) спор у сторон отсутствует.
Как указано в отзыве от 24.08.2009г. (л.д.36) в обжалуемом требовании сумма налога на имущество 38872,84 руб. за 2008г. сложилась из указанных двух объектов с указанной инвентаризационной стоимостью, из расчета ставки 2 %, с учетом уплаты 6950,18 руб. по объекту жилой дом. Однако, указанный расчет произведен, исходя из ставки налога 2 %, как по жилому дому, так и по магазину, в нарушение п.4 названного Решения Рассказовского городского совета народных депутатов Тамбовской области. Пунктом 4 указанного Решения установлена дифференциация ставок, в зависимости от стоимости единицы имущества.
Инвентаризационная стоимость жилого дома составляет 868773 руб. Ставка налога единицы стоимости имущества от 800 тыс. рублей до 900 тыс. рублей – 0,8 %.
Инвентаризационная стоимость магазина составляет 1422383 руб. Ставка налога единицы стоимости имущества от 1000 тыс. рублей до 1500 тыс. рублей – 1,5 %.
Исходя из указанных данных налог на имущество по жилому дому составит 6950,18 руб., который налогоплательщиком уплачен, по магазину – 21335,74 руб.
Указанная позиция относительно применения п.3 Инструкции МНС России от 02.11.1999г. №54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» изложена и в Решении Верховного Суда РФ от 27.12.2001г. №ГКПИ 01-1816.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для применения единой ставки налога – 2%.
Налоговым органом не учтен и тот факт, что с 17.11.2008г. Орлов М.Н. является индивидуальным предпринимателем, в материалы дела представлена налоговая декларация по ЕНВД за 4 квартал 2008г., которая получена налоговым органом 19.01.2009 и зарегистрирована за №4643154, т.е. до выставления обжалуемого требования.
Согласно указанной декларации Орлов М.Н. является плательщиком ЕНВД по месту осуществления предпринимательской деятельности: г. Рассказово, ул. 60 лет Рассказово, д.2а.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, освобождаются от обязанности по уплате, в частности, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход).
Согласно пункту 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, применяющий систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, доходы от которой облагаются единым налогом на вмененный доход, и является плательщиком налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в личных целях.
Как указано в п.6 Решения №154, при возникновении права на льготу в течении календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В данном случае с ноября 2008г.
Следовательно, сумма налога на имущество по магазину за 10 месяцев 2008г. составит 17779,78 руб. (((1422383 руб. х 1,5 %) х 10 мес.) : 12 мес.).
Учитывая изложенное, обжалуемое требование неправомерно в части взыскания 21093,16 руб. налога.
Требованием №2198 также предложено уплатить пени в размере 2509,90 руб.
Согласно представленного в дело расчета пени (л.д. 70), пеня начислена за период с 02.12.2008г. по 30.12.2008г. на сумму 38872,94 руб. в размере 488,50 руб. и с 30.12.2008г. по 28.02.2009г. на сумму 77749,88 руб. в размере 2021,40 руб.
В соответствии с п.2 ст.44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В силу п.4 ст.57 НК РФ в случае, когда расчет налоговой базы по налогу производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления. При этом уплатить налог налогоплательщик обязан в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в уведомлении.
Согласно реестра отправленной корреспонденции налоговое уведомление №69044 от 18.10.2008г. на уплату налога на имущество направлено 27.10.2008г. и, с учетом, сроков доставки, получено налогоплательщиком 04.11.2008г. Обоснованная сумма налога за 2008г. – 17779,78 руб. по установленным налоговым органом срокам уплаты составит 01.12.2008г. – 8889,89 руб. 30.12.2008г. – 8889,89 руб. С 02.12.2008г. по 30.12.2008г. сумма пени составит 99,38 руб., с 31.12.2008г. по 28.02.2009г. составит 458,71 руб. Итого 558,09 руб. Расчет пени с учетом перерасчета налога за 2007г. необоснован, поскольку по налогу на имущество за 2007г. направлено отдельное уведомление №68905 от 17.10.2008г. и взыскание осуществлялось отдельным требование №4883 по состоянию на 11.12.2008г. Двойное взыскание налогов не допускается.
На основании изложенного требование заявителя обосновано и подлежит удовлетворению в части признания недействительным требования №2198 в части обязания уплатить налог на имущество в сумме 21093,16 руб. и пени в сумме 1951,81 руб. В остальной части требование №2198 законно и обоснованно, таким образом, в удовлетворении остальной части заявленного требования следует отказать.
Доводы заявителя о том, что зарегистрированное в установленном порядке здание магазина изменено и является вновь созданным недвижимым имуществом, право собственности на которое подлежит государственной регистрации судом не принят, поскольку НК РФ не содержит такого условия для налогообложения имущества как наличие права собственности на объект недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке. Обязанность по уплате налога на имущество возникает у налогоплательщика с момента принятия его в эксплуатацию, заключения договора купли-продажи, принятия наследства и др.
Кроме того, в материалы дела представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанное здание от 06.08.2004г. и технический паспорт по состоянию на 09.04.2007г. (л.д. 12, 19-28). Таким образом, указанный объект недвижимости не является вновь созданным.
Расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на ответчика.
Ответчик на основании пп.1.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 101-103, 110, 167-170, 189, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ , -
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕШИЛ:
Признать недействительным требование Межрайонной ИФНС России №3 по Тамбовской области №2198 от 24.03.2009г. в части обязания уплатить налог на имущество в сумме 21093,16 руб. и пени в сумме 1951,81 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Выдать заявителю справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. уплаченной государственной пошлины.
Решение арбитражного суда Тамбовской области может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после его принятия, через Арбитражный суд Тамбовской области.
Судья Пряхина Л.И.