Арбитражный суд Тамбовской области
392020, г. Тамбов, ул. Пензенская, д. 67/12
http://www.tambov.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Тамбов
04 декабря 2018 года Дело №А64-8205/2018
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 04 декабря 2018 года
Арбитражный суд Тамбовской области в составе судьи Т.В. Егоровой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Лужайской,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску
Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовской области (межрайонное), г. Жердевка Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к администрации Мордовского района Тамбовской области, Мордовский район Тамбовской области
третьи лица: 1) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, г. Тамбов (ОГРН <***>, ИНН <***>)
2) Мордовское поселковое муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства, Мордовский район Тамбовской области
3) публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра», г. Москва (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго», г. Тамбов
4) ТОГУП «Водное и газовое хозяйство», г. Тамбов
о признании права оперативного управления
при участии в судебном заседании
от истца: ФИО1, доверенность от 09.01.2018 № 02;
от ответчика: не явился, извещён надлежащим образом;
от третьих лиц: 3) ФИО2, доверенность от 22.05.2018;
от остальных: не явились, извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовской области (межрайонное), г. Жердевка Тамбовской области обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением о признании права оперативного управления на объекты линейных сооружений, расположенные по адресу: ул. 2-я Революционная, д. 42а, р.п. Мордово, Мордовский район, Тамбовская область:
-электрическая сеть, протяженностью 42м., сооружение состоит из двух контуров: надземного и подземного, расположенных на земельном участке с КН 68:08:0103027:26 и в кадастровом квартале 68:08:0103027, технические характеристики: основная линия кабель марка АВВГ 4x25;
-газопровод низкого давления, протяженностью 25м., сооружение является надземным и состоит из одного контура, расположенного на земельном участке с КН 68:08:0103027:26 и в кадастровом квартале 68:08:0103027, технические характеристики: рабочее давление 0,002 МПа;
-водопроводная сеть, протяженностью 31м., сооружение является подземным и состоит из одного контура, расположенного на земельном участке с КН 68:08:0103027:26 и в кадастровом квартале 68:08:0103027, технические характеристики: труба диаметром 32мм.
Определением арбитражного суда от 08.10.2018 исковое заявление принято к производству арбитражного суда, в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, Мордовское поселковое муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства, публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» в лице филиала ПАО «МРСК Центра» - «Тамбовэнерго», ТОГУП «Водное и газовое хозяйство».
В судебное заседание 03.12.2018 представители ответчика, третьих лиц от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, Мордовского поселкового муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства, ТОГУП «Водное и газовое хозяйство» не явились о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. В заявлениях от 17.10.2018, от 01.11.2018 №968, от 09.11.2018 №8421-02.3 третьи лица Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях, Мордовского поселкового муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства, ТОГУП «Водное и газовое хозяйство» подержали заявленные истцом требования, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Суд в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных представителей.
Представитель истца поддержал заявленные исковые требования, представитель явившегося третьего лица возражений против иска не заявил.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 2 Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденного постановлением ВС РФ от 27.12.1991 №2122-1, за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2003 г. по адресу: <...> окончено строительство объекта недвижимости – двухэтажного административного здания Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области (далее – Управление).
Согласно пунктам 1, 2 Постановления Правления Пенсионного фонда России от 06.10.2016 №904п «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Тамбовской области» государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мордовском районе Тамбовской области и государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Токаревском районе Тамбовской области реорганизованы с 03.04.2017 путем слияния в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовского района Тамбовской области.
В соответствии с распоряжением Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Тамбовской области от 19.08.2004 №206-р административное здание по адресу: <...> передано в оперативное управление Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовской области (межрайонное) (далее – Управление), о чем 04.05.2017 в ЕГРН внесены соответствующие сведения, что подтверждает выписка из ЕГРН от 12.05.2017.
Согласно паспорту исходных данных на проектирование административного здания от 08.05.2002 в архитектурно-планировочном задании указано наличие инженерного оборудования: подключение к инженерным сетям электроэнергии, газопровода и слаботочным сетям осуществить согласно техническим условиям. Одновременно со строительством административного здания Управления производились работы по строительству линейных сооружений по адресу: <...> а именно: электрическая сеть, протяженностью 42м., газопровод низкого давления, протяженностью 25м., водопроводная сеть, протяженностью 31м.
В связи с вступлением в силу Федерального стандарта бухгалтерского учета для организации государственного сектора «основные средства», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 №257н, в целях выявления объектов учета, нефинансовых активов в составе недвижимого имущества, в том числе линейные сооружения - наружные инженерные сети, для приведения учета вышеперечисленных объектов в соответствии с пунктом 45 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010г. №157н и проведением инвентаризации в Управлении установлена необходимость приведения в соответствие данных бухгалтерского учета и фактического наличия инвентарных объектов линейных сооружений – электрической сети, газопровода низкого давления, водопроводной сети.
12.09.2018 ООО «ЗИК» подготовлены технические планы на спорные объекты для постановки на государственный кадастровый учет.
В целях легализации спорных объектов Управление направило в адрес администрации Мордовского района Тамбовской области соответствующие заявления от 21.09.2018 о выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в ответ на которые последовал отказ по причине отсутствия документов, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что спорные линейные сооружения являются самостоятельными объектами недвижимого имущества и подлежат отдельному учету, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о признании права оперативного управления на указанное имущество.
Исследовав материалы дела, изучив представленные по делу доказательства, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, руководствуясь следующими основаниями.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ и п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Истец является учреждением и в силу ч. 2 ст.48 ГК РФ относится к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности.
В силу ч. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.
В ч. 1 ст. 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с ч.1 ст. 299 ГК РФ, ст. 11 Федерального закона РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 29.04.2010 №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснили, что право хозяйственного ведения и оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Материалами дела установлено, что спорные объекты – электрическая сеть, газопровод низкого давления, водопроводная сеть, расположенные по адресу: <...>, находятся в фактическом пользовании истца и предназначены для обеспечения деятельности административного здания Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовской области (межрайонное).
Право Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовской области (межрайонное) на оперативное управления указанным административным зданием подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.05.2017.
Согласно выписке из ЕГРН от 12.09.2018 №99/2018/169606230 земельный участок с кадастровым номером 68:08:0103027:26, расположенный по адресу: <...>, принадлежит истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с ч. 2 ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. Здания, сооружения, иное недвижимое имущество, созданные этим лицом для себя, являются его собственностью.
В силу положений ГК РФ право на имущество могут быть зарегистрированы в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Линейными объектами признаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (ч. 10.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Права на линейные объекты, имеющие признаки объекта недвижимого имущества, подлежат государственной регистрации.
Линейные объекты: электрическая сеть, протяженностью 42м. (сооружение состоит из двух контуров: надземного и подземного), газопровод низкого давления, протяженностью 25м (сооружение является надземным и состоит из одного контура), водопроводная сеть, протяженностью 31м (сооружение является подземным и состоит из одного контура), находящееся на земельном участке с кадастровым номером 68:08:0103027:26, расположенном по адресу: ул. 2-я Революционная, д. 42а, р.п. Мордово, Мордовский район, Тамбовская область, находятся в фактическом пользовании истца и предназначены для электро-, газо- и водоснабжения административного здания Управления.
Согласно п. 21 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи и т.д.
В силу п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо разрешение на строительство.
В ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации приведен перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдачи разрешения на строительство.
Приведенный в названной норме перечень не является исчерпывающим. При этом, исходя из буквального толкования названной нормы, законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом устанавливать случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По смыслу ст. ст. 23, 90, 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации прохождение линейного объекта под поверхностью земельного участка исключает необходимость одновременного перехода прав на земельные участки при переходе прав на объект недвижимости, расположенный под ними, а лишь налагает на данные участки определенный режим пользования.
На основании ч. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации установлены виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
К числу таких объектов согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 отнесены подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В силу п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется.
Аналогичные указания изложены в подп. 2 п. 12 Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации прав на создаваемые, созданные, реконструированные объекты недвижимого имущества, утвержденных Приказом Федеральной регистрационной службы от 08.06.2007 N 113.
По смыслу норм действующего законодательства под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Возможность осуществлять строительство объектов и сооружений вспомогательного использования без получения разрешения на строительство законодатель связывает с их особым назначением (вспомогательным).
Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит определения объекта вспомогательного использования. Основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования являются принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности.
Давая оценку фактическим обстоятельствам спора, арбитражный суд полагает, что спорные сооружения являются самостоятельными объектами и имеют вспомогательное назначение по отношению к административному зданию Управления. Для строительства спорных сооружений соответствующее разрешение не требовалось. При этом наличие государственной регистрации на административное здание не исключает возможности регистрации объектов вспомогательного использования. Указанная позиция поддержана определением Верховного суда Российской Федерации от 14.07.2017 №309-ЭС17-9073 по делу №А07-30199/2015.
С учетом изложенного, поскольку в настоящее время иным способом, иначе как в судебном порядке невозможно установить право оперативного управления истца на спорное имущество, суд считает требования истца обоснованными.
В соответствии с письмом МТУ Росимущества в Тамбовской и Липецкой областях от 09.11.2018 №8421-02.3 спорные объекты в реестре федерального имущества отсутствуют.
В силу ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле.
Исходя из требований ст.71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Представленные по делу и исследованные судом доказательства и обстоятельства по спору сторон согласно заявленным основаниям, предмету иска суд находит достаточными для разрешения спора по существу.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
От уплаты государственной пошлины истец и ответчик освобождены.
Руководствуясь статьями 102, 110, 112, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать право оперативного управления Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Жердевке Тамбовской области (межрайонное), г. Жердевка Тамбовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) на объекты линейных сооружений: электрическая сеть, протяженностью 42 м., сооружение состоит из двух контуров: надземного и подземного, расположенных на земельном участке с КН 68:08:0103027:26 и в кадастровом квартале 68:08:0103027, технические характеристики: основная линия кабель марка АВВГ 4x25; газопровод низкого давления, протяженностью 25м., сооружение является надземным и состоит из одного контура, расположенного на земельном участке с КН 68:08:0103027:26 и в кадастровом квартале 68:08:0103027, технические характеристики: рабочее давление 0,002 МПа; водопроводная сеть, протяженностью 31м., сооружение является подземным и состоит из одного контура, расположенного на земельном участке с КН 68:08:0103027:26 и в кадастровом квартале 68:08:0103027, технические характеристики: труба диаметром 32мм., расположенные по адресу: <...> д. 42а.
Решение суда об удовлетворении заявления о признании права собственности на недвижимое имущество является основанием для регистрации уполномоченным органом права собственности лица на недвижимое имущество в установленном законом порядке и не заменяет собой документы, выдаваемые этим органом.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированном виде, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Тамбовской области.