НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 31.08.2022 № А60-27854/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

01 сентября 2022 года                                      Дело №А60-27854/2022

Резолютивная часть решения объявлена 31 августа 2022 года

Полный текст решения изготовлен 01 сентября 2022 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С.Мельниковым, рассмотрел в судебном заседании делоА60-27854/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Никита Корпорейшн» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании решения от 25.01.2022 № 647,    

при участии в судебном заседании:

от заявителя ФИО1, представитель по доверенности от 16.05.2022,

от заинтересованного лица ФИО2, представитель по доверенности от 24.09.2021, ФИО3, представитель по доверенности от 20.05.2022 № 05-10/015486.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

          Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.

         Заявитель заявил ходатайство об уточнении заявленных требований. Уточнение судом принято.

Других заявлений и ходатайств не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью «Никита Корпорейшн»  (далее – заявитель, ООО «Никита Корпорейшн», общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Екатеринбурга (далее – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) об оспаривании решения от 25.01.2022 № 647.

Заявитель с учетом ходатайства об уточнении требований просит признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Екатеринбурга от 25.01.2022 № 647, взыскать с заинтересованного лица расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.

Уточнение заявленных требований принято судом на основании ст. 49 АПК РФ.

Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Екатеринбурга в отношении ООО «Никита Корпорейшн» в период с 16.08.2021 по 16.11.2021 была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год. По итогам проверки налоговым органом была установлена неуплата налога в размере 239668 рублей, о чем был составлен Акт налоговой проверки от 30.11.2021 № 22536.

На Акт налогоплательщиком обществом представлены возражения.

По результатам рассмотрения возражений налоговым органом вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.01.2022 № 647, которым обществу доначислены: недоимка по налогу в размере 239668 рублей,  штраф в размере 11597,5 рублей

Доначисление налога и штрафных санкций было основано на выводе налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком льготы по налогу на имущество в виду следующего. В 2020 г. единственным работником Общества был генеральный директор ФИО4, который работал на условиях внешнего совместительства. Заработная плата работника за 2020 г. составила 492 311 рублей. Придерживаясь позиции, что среднесписочная численность Общества за 2020 г составляет 0 человек и средняя заработная плата за 2020 г. составляет 0 руб. поскольку внешние совместители, по мнению налогового органа, не учитываются, применение льготы по налогу на имущество организаций в виде неуплаты налога за 2020 г. было признано налоговым органом неправомерным.

На Решение от 25.01.2022 № 647 Обществом в Управление ФНС России по Свердловской области была подана апелляционная жалоба, по результатам рассмотрения которой Управление ФНС России по Свердловской области оставило Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 25.01.2022 № 647 без изменения и утвердило.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

В соответствие с пп. 25 п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 г. N 35-03 «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» организации, перешедшие на применение специальных налоговых режимов не позднее 1 ноября 2019 года и применявшие такие режимы в течение всего налогового периода, за который уплачивается налог на имущество организаций, в которых размер среднемесячной заработной платы работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, в отчетном (налоговом) периоде, за который уплачиваются авансовые платежи по налогу на имущество организаций (уплачивается налог на имущество организаций), составил не менее размера, указанного в пункте 2-4 настоящей статьи, в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, принадлежащих таким организациям на праве собственности или хозяйственного ведения по состоянию на 1 ноября 2019 года.

Согласно п. 2-4 ст. 3 Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 г. N 35-03 налоговая льгота по налогу на имущество организаций, указанная в подпункте 25 пункта 2 настоящей статьи, применяется организациями, в которых размер среднемесячной заработной платы работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, в частности, составил:

1) в налоговом периоде, в котором организацией впервые применяется налоговая льгота по налогу на имущество организаций, указанная в подпункте 25 пункта 2 настоящей статьи, - не менее 50 процентов размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области по данным федерального государственного статистического наблюдения за налоговый период, предшествующий налоговому периоду, за который уплачивается налог на имущество организаций, в случае, если такая налоговая льгота по налогу на имущество организаций впервые применяется в налоговом периоде 2020 года.

Следует отметить, что нормы Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 г. N 35-03 не содержат в себе оговорок ни о среднесписочной численности работников, ни о внешних совместителях, равно как не указывают и на необходимость применения актов, принимаемых Росстатом, для определения размера среднемесячной заработной платы. Буквально в нормах Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 г. N 35-03 речь идет о работниках и среднемесячном размере заработной платы.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 Трудового кодекса РФ).

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 Трудового кодекса РФ).

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ст. 16 Трудового кодекса РФ).

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 60.1 Трудового кодекса РФ работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей (ст. 282 Трудового кодекса РФ).

По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству (ст. 66 Трудового кодекса РФ).

Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников (ст. 284 Трудового кодекса РФ).

Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 285 Трудового кодекса РФ).

Гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме (287 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, лицо, работающее по трудовому договору на условиях совместительства, является таким же работником. Работники, работающие на условиях совместительства, имеют такие же права, как и основные работники, в том числе право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы.

Министерство труда и социальной защиты придерживается аналогичной позиции: «Работа по совместительству выполняется на условиях отдельного трудового договора, в связи с этим работодатель выплачивает заработную плату работнику в связи с работой в рамках именно этого трудового договора (часть 1 статьи 56 ТК РФ).

Статьей 285 ТК РФ предусмотрено, что оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

С учетом изложенного оплата труда лиц, работающих по совместительству, осуществляется в соответствии с условиями, определенными трудовым договором (на основании системы оплаты труда в организации), пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях» (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 мая 2019 г. № 14-1/В-345 «Об оплате труда лиц, работающих по совместительству»).

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) - ст. 129 Трудового кодекса РФ.

Согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка) устанавливается единый порядок ее исчисления. Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N922.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Таким образом, для расчета среднемесячной заработной платы работников во всех организациях независимо от форм собственности применяется Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922. Ни Трудовой кодекс РФ, ни Закон Свердловской области от 27 ноября 2003 г. N 35-03 не содержат указаний на применения методик расчета среднемесячный заработной платы, используемых органами статистики.

Анализируя довод налогового органа о необходимости применения методик расчета среднемесячный заработной платы, используемых органами статистики, необходимо обратить внимание на следующее.

Так, в Методике расчета среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) Федеральной службы государственной статистики приводятся следующие понятия.

Наемные работники - это лица, которые заключили письменный трудовой договор, контракт или устное соглашение с руководителем организации любой формы собственности или отдельным лицом об условиях трудовой деятельности, за которую они получат оговоренную при найме (т.е. при заключении договора) оплату наличными деньгами или натурой.

Показатель «среднемесячная заработная плата наемных работников» отражает начисленную работникам заработную плату до вычета налогов и других удержаний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по РФ и субъектам РФ рассчитывается делением фонда начисленной заработной платы работников списочного и несписочного состава и внешних совместителей на среднесписочную численность работников и на количество месяцев в отчетном периоде.

Согласно п. 85 Приказа Росстата № 711 от 27.11.2019 оплата труда лиц, работающих в организации на условиях внешнего совместительства, учитывается в графе 9 формы № П-4.

В графе 10 показывается вознаграждение лиц, не состоящих в списочном составе работников организации.

Из формы приведенной таблицы следует, что заработная плата внешних совместителей включается в общий фонд начисленной заработной платы за отчетный месяц.

Таким образом, при расчете среднемесячной номинальной начисленной заработной платы учитывается начисленная заработная плата, в том числе внешних совместителей. Следовательно, вывод налогового органа о том, что при расчете среднемесячной заработной платы, суммы, выплаченные внешним совместителям, не учитываются, противоречит указанной выше Методике.

В то же время, несмотря на то, что Методика расчета среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций учитывает выплаты внешним совместителям, для применения льготы по Закону Свердловской области от 27 ноября 2003 г. N 35-03 ни налогоплательщиком, ни налоговым органом не должны применять методики расчета, используемые органами статистики. Для применения льготы необходимо лишь сравнить среднюю заработную плату в организации с уровнем средней заработной платы, рассчитанной органами статистики.

Учитывая, что речь идет об уплате налога за 2020, в расчет берутся данные по заработной плате за 2019 г. В соответствии с данными федерального государственного статистического наблюдения среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области в 2019 составляла 41110 руб.

Заработная плата, начисленная в Организации за 2020 г, составила 492311 рублей. В 2020 г. в штате Организации состоял 1 работник - директор ФИО4. Директор работал на условиях внешнего совместительства. Средняя заработная плата работника за месяц в 2020 г. составила 41026 рублей. Принимая во внимание, что при применении льготы за 2020 заработная плата должна была быть не менее 50% среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области, равной 41110 руб., требование о необходимом размере заработной платы Обществом выполнено.

С учетом приведенных положений  суд считает, что требования Закона Свердловской области от 27 ноября 2003 г. N 35-03 для применения льготы по пп. 25 п. 2 ст. 3 указанного закона обществом соблюдены. Выводы налогового органа о нарушении налогоплательщиком условий для применения льготы являются необоснованными и противоречат действующему законодательству.

Суд также принимает во внимание, что у заявителя в оспариваемый период был сформирован фонд заработной платы, который не был равен 0, а условия применения льготы предусматривают не среднюю численность работников, а размер среднемесячной заработной платы.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются по правилам, установленным статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

Истец просит взыскать с ответчика расходы на представителя в размере 25 000 руб.

Несение расходов подтверждается договором № 36/ю-22 от 16.05.2022, платежными поручениями.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, закрепленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание характер спора,  доказанность понесенных заявителем расходов на оплату услуг представителя, суд считает, что требование истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя  подлежит удовлетворению в полном объеме – в сумме 25 000 руб.

В порядке распределения судебных расходов с заинтересованного лица в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Екатеринбурга о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.01.2022 №647.

3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Никита Корпорейшн" (ИНН <***>, ОГРН <***>)  3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, а также в возмещение расходов по оплату услуг представителя денежные средства в размере 25000 руб.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

6. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                        Е.В. Бушуева