АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
07 июня 2022 года Дело №А60-20170/2022
Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2022 года
Полный текст решения изготовлен 07 июня 2022 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.С.Новиковой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-20170/2022
по заявлению индивидуального предпринимателя Ци Дунмэй (ИНН 665817446050, ОГРН 321665800226832, далее – предприниматель Ци Дунмэй)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016, ОГРН 1116659010291, далее – инспекция, налоговый орган)
о признании незаконным и отмене постановления от 05.04.2022 № 05-03/105.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
предпринимателя Ци Дунмэй – Попов В.А. (доверенность от 12.04.2022 № 66АА7250875);
инспекции – Антонова Я.С. (доверенность от 09.09.2021 № 05-25/33831).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Предприниматель Ци Дунмэй обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции от 05.04.2022 № 05-03/105.
Определением суда от 22.04.2022 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 25.05.2022.
До начала судебного заседания со стороны инспекции в материалы дела поступил отзыв на заявление, материалы налоговой проверки.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству.
Заявитель возражает против перехода к рассмотрению спора по существу.
Определением суда от 31.05.2022 (резолютивная часть объявлена 25.05.2022) судебное разбирательство назначено на 31.05.2022.
В ходе судебного заседания заявителем приобщены к материалам дела чек коррекции, копии расписок о получении денежных средств.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
инспекцией в соответствии с поручением от 28.02.2022 № 23 в отношении предпринимателя Ци Дунмэй проведена проверка соблюдения Закона № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
В ходе проверки установлено, что предприниматель Ци Дунмэй при осуществлении реализации товаров на территории ТЦ «ПЕКИН», по адресу: г.Екатеринбург, ул. Ольховская, сооруж. 2, в объекте торговли - «бутик № 0110», осуществляет комбинированные способы (формы) расчетов с покупателями товаров.
При этом предприниматель Ци Дунмэй в проверяемом периоде является зарегистрированным пользователем контрольно-кассовой техники ККТ «ЭВОТОР СТ2Ф» зав.№ 00307401059370, рег.№ 0006153939052010 от 01.02.2022 (далее - ККТ), которую использует исключительно при приеме оплаты наличными денежными средствами по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ольховская, сооруж.2 в объекте торговли - «№ 0110» в ТЦ «ПЕКИН».
Выручка оформленная (легализованная) предпринимателем по данной ККТ с 21.12.2021 по 28.02.2022 составляет сумму 98 990 руб. 00 коп.
Предприниматель Ци Дунмэй не является зарегистрированным пользователем банковского оборудования торгового эквайринга. В связи с чем и в рамках выбранной предпринимателем финансовой политики по механизму приема продавцом безналичной формы оплаты при непосредственном взаимодействии с покупателем и предъявлением покупателями продавцу электронных средств платежа (платежных пластиковых карт) предприниматель Ци Дунмэй использует специальный банковский продукт (платежную систему) «Сбербанк-Онлайн» в форме денежных переводов с карты физического лица - покупателя на карту физического лица - продавца, с зачислением сумм транзакций на текущий банковский счет Ци Дунмэй.
Согласно информации, имеющейся в налоговом органе и документам предоставленным предпринимателем Ци Дунмэй установлено, что между кредитной организацией ПАО «СБЕРБАНК России» отделение № 7003/0092 (далее - Банк) и предпринимателем Ци Дунмэй (далее - клиент Банка) заключен «Договор банковского счета» от 20.09.2021 о предоставлении клиенту текущего банковского счета № 40820810716540086524, открытого для обслуживания физического лица, в том числе посредством использования Ци Дунмэй выпущенной банком пластиковой платежной дебетовой карты «СБЕРБАНК / MASTER CARD» № 5228600569932181 действующей по сентябрь 2026 года, с расчетно-кассовым обслуживанием по утвержденным сторонами тарифам, согласно которым все финансовые транзакции (в том числе по результатам торговых операций) приходуется и зачисляется на текущий банковский счет проверяемого физического лица - предпринимателя Ци Дунмэй (клиента Банка), в соответствии с утвержденными тарифами и комиссией.
За проверяемый период (товары/предметы расчета) своевременно переданы покупателям (плательщикам); а средства безналичных расчетов (перечисленные в качестве оплаты товара, услуг, работ) с текущих банковских счетов физических лиц зачислены на текущий банковский счет Ци Дунмэй в качестве торговой выручки.
В процессе осмотра с применением фото/видео-фиксации установлено, что контрольно-кассовая техника установлена в объекте расчетов но не применяется, поскольку банковское оборудование торгового эквайринга / POS-терминал в объекте торговли отсутствует, а банковский продукт «Сбербанк-Онлайн» в форме денежных переводов между текущими банковскими счетами физических лиц (с использованием расчетных карт покупателя и дебетовой карты продавца) - являются персональным независимым друг от друга средствами фиксации безналичных расчетов, имеющих самостоятельные механизмы функционирования и независимые программные обеспечения. В связи с чем выявлена и процессуально зафиксирована противоправная процедура эксплуатации предпринимателем банковского продукта «Сбербанк-Онлайн» с зачислением сумм денежных переводов (транзакций) на текущий банковский счет Ци Дунмэй в проверяемых случаях (расчетов) не синхронизированная и не автоматизированная с этапами необходимого применения контрольно-кассовой техники.
Налоговым органом установлено системное противоправное деяние в виде неприменения контрольно-кассовой техники при осуществлении безналичных расчетов при реализации товаров с применением банковского продукта «Сбербанк-Онлайн» в форме денежных переводов с карты физического лица - покупателя на карту физического лица - продавца.
Сумма безналичных расчетов оформленных фискальными чеками через ККТ за минусом суммы безналичных расчетов оформленных переводами денежных средств с использованием банковской платежной системы «Сбербанк-Онлайн / перевод с карты...» с зачислением на банковский счет Ци Дунмэй (банковская дебетовая карта № 5228 6005 6993 2181 (в одном торговом объекте / месте расчетов, за общий проверяемый период / с 21.12.2021 по 28.02.2022) образуют размер фактического неприменения контрольно-кассовой техники 1 609 410 руб. 00 коп. (0,00 руб. - 1 609 410,00 руб. = - 1 609 410,00 руб.)
По результатам проверки составлены акт от 17.03.2022 № 007684, протокол об административном правонарушении от 01.04.2022 № 66782209100055300001 и вынесено постановление от 05.04.2022 № 05-03/105 о привлечении предпринимателя Ци Дунмэй к ответственности по п. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и назначении ей наказания в виде штрафа в размере 804 705 руб. 00 коп.
Полагая, что постановление инспекции нарушает ее права и законные интересы, предприниматель Ци Дунмэй обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Заявленные предпринимателем Ци Дунмэй требования подлежат частичному удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, проводят проверки оформления и (или) выдачи (направления) организацией и индивидуальным предпринимателем кассовых чеков, бланков строгой отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и подтверждающих факт расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), в том числе путем приобретения товаров (работ, услуг), оплаты этих товаров (работ, услуг), совершения платежей (получения выплат) с использованием наличных денег и (или) в безналичном порядке, - контрольные закупки, запрашивают необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в том числе через кабинет контрольно-кассовой техники. Выносят предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, взаимодействуют с органами внутренних дел и органами федеральной службы безопасности при осуществлении функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
В соответствии с п. 2 ст. 1.2 Федеральный закон № 54-ФЗ, при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчётов в Российской Федерации» установлено, что при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона 54-ФЗ пользователи ККТ обязаны применять контрольно-кассовую технику с установленным внутри корпуса фискальным накопителем, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на использование индивидуальным предпринимателем для получения оплаты за проданные товары (оказанные услуги) своей личной (дебетовой) банковской карты, при условии своевременной фиксации расчетов с применением контрольно-кассовой техники и проведении последующих операций по обналичиванию денежных средств в банкомате и (или) внесении этих денежных средств на свой расчетный счет, открытый для осуществления предпринимательской деятельности для обеспечения учета и формирования достоверной налогооблагаемой базы.
Судом установлено, что предприниматель Ци Дунмэй в проверяемом периоде является зарегистрированным пользователем контрольно-кассовой техники ККТ «ЭВОТОР СТ2Ф» зав.№ 00307401059370, рег. № 0006153939052010 от 01.02.2022 (далее - ККТ), которую использует исключительно при приеме оплаты наличными денежными средствами по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ольховская, сооруж.2 в объекте торговли - «№ 0110» в ТЦ «ПЕКИН».
В рамках выбранной предпринимателем финансовой политики по механизму приема продавцом безналичной формы оплаты при непосредственном взаимодействии с покупателем и предъявлением покупателями продавцу электронных средств платежа (платежных пластиковых карт) предприниматель Ци Дунмэй использует специальный банковский продукт (платежную систему) «Сбербанк-Онлайн» в форме денежных переводов с карты физического лица - покупателя на карту физического лица - продавца, с зачислением сумм транзакций на текущий банковский счет Ци Дунмэй.
Сумма безналичных расчетов оформленных фискальными чеками через ККТ за минусом суммы безналичных расчетов оформленных переводами денежных средств с использованием банковской платежной системы «Сбербанк-Онлайн / перевод с карты...» с зачислением на банковский счет Ци Дунмэй (банковская дебетовая карта № 5228 6005 6993 2181 (в одном торговом объекте / месте расчетов, за общий проверяемый период / с 21.12.2021 по 28.02.2022) образуют размер фактического неприменения контрольно-кассовой техники 1 609 410 руб. 00 коп. (0,00 руб. - 1 609 410,00 руб. = - 1 609 410,00 руб.)
Событие административного нарушения, предусмотренного с ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждено материалами дела.
Согласно ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вопрос о наличии вины предпринимателя Ци Дунмэй в совершении административного правонарушения инспекцией исследован, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении. Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были приняты все зависящие от нее меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Таким образом, суд пришел к выводу о доказанности вины заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, исключительные обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.
Также не установлено исключительных обстоятельств, позволяющих снизить предусмотренную законодательством санкцию ниже низшего.
В 2022 году предприниматель Ци Дунмэй привлекалась к административной ответственности за аналогичное административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена одной статьей особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По постановлению от 15.03.2022 № 05-03/65 предприниматель Ци Дунмэй ранее привлечена к административному наказанию в виде административного штрафа 3000 руб. 00 коп. по ч. 4 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При повторном привлечении лица к административной ответственности, административное наказание в виде штрафа не подлежит замене на предупреждение.
Довод заявителя о повторности привлечения предпринимателя Ци Дунмэй к административной ответственности за одно и тоже правонарушение судом отклоняется.
Согласно постановления от 15.03.2022 № 05-03/65 предприниматель Ци Дунмэй привлечена к административному наказанию в виде административного штрафа 3000 руб. 00 коп. по ч. 4 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения.
Наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 804 705 руб. 00 коп.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 19 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В оспариваемом постановлении предпринимателю Ци Дунмэй назначено административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из расчета одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники.
Сумма расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, установлена в размере 1 609 410 руб.за период с 21.12.2021 по 28.02.2022.
Для определения размера расчета, осуществленного предпринимателем Ци Дунмэй без применения контрольно-кассовой техники, инспекцией использованы все приходные операции с применением системы денежных переводов «Сбербанк-Онлайн» по дебетовой карте № 5228 6005 6993 2181 «СБЕРБАНК/MASTER CARD», которая выпущена для обслуживания физического лица.
При этом налоговым органом не конкретизированы приходные операции с применением системы денежных переводов «Сбербанк-Онлайн», которые имеют непосредственное отношение к реализации товаров в рамках осуществления предпринимательской деятельности. Помимо указанных приходных операций с применением системы денежных «Сбербанк-Онлайн», в сумму расчета, осуществленного предпринимателем Ци Дунмэй без применения контрольно-кассовой техники, также включены денежные переводы, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Вместе с тем по дебетовой карте Ци Дунмэй осуществлялись приходные операции с применением системы денежных переводов «Сбербанк-Онлайн», связанные с возвратом денежных средств по договорам займа, заключенным ранее с третьими лицами.
Таким образом, размер суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, определен налоговым органом ненадлежащим образом.
Поскольку при установлении размера штрафа инспекцией неполно исследованы значимые для определения размера штрафа обстоятельства, не истребованы в полном объеме документы, позволяющие с точностью определить сумму наличных, полученную от физических лиц без ККТ в связи с осуществлением реализации, суд пришел к выводу о недоказанности инспекцией размера штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом совершение данного правонарушения предпринимателем с очевидностью следует из представленных в материалы дела доказательств.
С учетом указанного отсутствуют основания для применения к заявителю штрафа в размере, превышающем минимальный размер санкции.
Суд, установив отсутствие законных оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
С учетом вышеизложенного оспариваемое постановление подлежит признанию незаконными и изменению в части назначения наказания с сохранением меры ответственности к нарушителю в виде штрафа в минимальном размере - 10 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконными и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области от 05.04.2022 № 05-03/105 в части привлечения индивидуального предпринимателя Ци Дунмэй к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере, превышающем 10 000 руб.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
СудьяС.Е. Калашник