НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 31.03.2014 № А60-5698/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

07 апреля 2014 года                                                Дело №А60-5698/2014

Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2014 года

Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2014 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н.Присухиной, при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи М.А. Казанцевой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества Авиакомпания "Уральские авиалинии" (ИНН 6608003013, ОГРН 1026605388490) к  Территориальному  управлению  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ИНН 6670074344, ОГРН 1056603481428) о признании незаконным и отмене постановления № 22 от 30.01.2014 г.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Павлючкова Е.В., представитель по доверенности № 62 от 28.03.2014 г., паспорт, Синельников С.Н., руководитель службы, выписка из приказа, паспорт, Гатауллина А.Р., представитель по доверенности № 200 от 17.10.2013 г., паспорт.

от заинтересованного лица: Гооге Р.В., представитель по доверенности № 01-01-05-28/167  от 27.02.2014 г., паспорт, Лисицына С.Ю., представитель по доверенности № 05-28/60 от 10.01.2014 г., паспорт.

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области к Территориальному  управлению  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области о признании незаконным и отмене постановления № 22 от 30.01.2014 г.

Заинтересованным лицом представлен отзыв на заявление.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Согласно представленным заключительным актам по результатам периодических медицинских осмотров, поименным спискам лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам в лечебно - профилактическом учреждении в 2013 году, в период с 2008г. по настоящее время периодические медицинские осмотры летного состава и бортпроводников ОАО АК «Уральские авиалинии» проводятся на базе лечебно-профилактических учреждений: Медицинской службы ОАО АК «Уральские авиалинии» (г. Екатеринбург, переулок Утренний, 1г), МСЧ с функциями ВЛЭ ОАО «Аэропорт Кольцово». Вышеуказанные медицинские организации не имеют лицензии (права) на проведение экспертизы связи заболевания с профессией (т.е. не имеют статуса центра профпатологии). Непроведение периодических медицинских осмотров в центре профпатологии подтверждается поименными списками лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам ОАО АК «Уральские авиалинии» (графа 14 - дата последнего медицинского осмотра в ЦПП). Заключительные акты по результатам периодических медицинских осмотров летного состава и бортпроводников в центре профпатологии не представлены.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 утверждено «Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")», в соответствии с которым определен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории РФ медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково".

В п.З Положения указано, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

В частности, приложении указано, что в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность входят работы (услуги) по:

-медицинским осмотрам (предварительным, периодическим);

-экспертизе профессиональной пригодности;

-экспертизе связи заболевания с профессией.

Соответственно, каждый вид работ (услуг), составляющий медицинскую деятельность, подлежит лицензированию.

Согласно п. 37 Приложения № 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда": Участники аварийных ситуаций или инцидентов, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами с разовым или многократным превышением предельно допустимой концентрации ШДЮ или предельно допустимого уровня (ПДУ) по действующему фактору, работники, имеющие (имевшие) заключение о предварительном диагнозе профессионального заболевания, лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве, а также другие работники в случае принятия соответствующего решения врачебной комиссией не реже одного раза в пять лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих право на проведение предварительных и периодических осмотров, на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией.

Согласно, представленным в ходе проверки поименных списков лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам в ОАО АК «Уральские авиалинии» в 2013г., класс условий труда бортпроводников и лётного состава определен как 3.3. - 3.4. (вредный, третьей и четвертой степени).

В материалы дела также представлены акты о случаях профессиональных заболеваниях, согласно которым причинами профессиональных  заболеваний послужило длительное, многократное воздействие на организм человека вредных производственных факторов.

Согласно санитарно-гигиенической характеристикой вредности, опасности, напряженности, тяжести труда членов экипажей воздушных судов Гражданской авиации России (Утверждена Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 13 октября 1997 года; Директором Федеральной авиационной службы России Г.Н.Зайцевым 14 октября 1997 года):

К вредным факторам труда членов экипажей ВС ГА, вызывающим отрицательные изменения,     влияющим     на     профессиональное     здоровье,     профессиональную  работоспособность, безопасность полетов, следует отнести:

-высокие уровни авиационных шумов;

-повышенные уровни общей вибрации;

-колебания атмосферного давления при взлетах, посадках, наборе высоты и на снижении;

-пониженное парциальное давление кислорода в кабинах (гипоксия);

-температурный дискомфорт в кабинах;

-неудовлетворительный физический и химический состав вдыхаемого воздуха;

-повышенное радиационное (фоновое) облучение;

-повышенные электромагнитные поля;

-болтанки в воздушной среде;

-воздействия знакопеременных перегрузок;

-СВЧ-излучения от наземного и бортового оборудования.

По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 17.01.2014 г.

Постановлением о назначении административного наказания от  30.01.2014 г.  № 22  заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб. 00 коп.

ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии", не согласившись с указанным постановлением, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечёт наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с  п. 1 ст. 24 Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п.п. 1, 2 ст. 25 Закона условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Пунктами 1, 2, 3 ст. 27 Закона установлено, что условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и(или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами. Использование машин, механизмов, установок, устройств и аппаратов, а также производство, применение (использование), транспортировка, хранение и захоронение радиоактивных веществ, материалов и отходов, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека, указанных в пункте 1 настоящей статьи, допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий работы с источниками физических факторов воздействия на человека санитарным правилам.

Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и(или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (пункты 1, 2, 3 ст. 32 Закона).

ФАП МО ГА устанавливает требования к медицинскому освидетельствованию авиационного персонала, проводимого врачебно-летной экспертной комиссией гражданской авиации (далее - ВЛЭК ГА) для получения или возобновления медицинского заключения.

Согласно п. 10 ФАП МО ГА, в задачи медицинского освидетельствования входит:

1)  определение годности по состоянию здоровья к летной работе,
управлению воздушным движением, обучению в учебных заведениях
гражданской авиации по подготовке пилотов, штурманов, бортинженеров,
бортпроводников и диспетчеров УВД;

2)    выявление ранних форм заболеваний, факторов риска и
функциональных отклонений в состоянии здоровья с целью назначения
оздоровительных мероприятий.

Также, согласно ч. 9) ст. 11 ФАП МО ГА: «При медицинском освидетельствовании во ВЛЭК ГА медицинское заключение о годности (негодности) выносят врачи-специалисты эксперты: терапевт, невролог, хирург, отоларинголог и офтальмолог, руководствуясь Требованиями и Пояснениями к статьям Требований к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к летной работе, работе по управлению воздушным движением, работе бортпроводником, бортоператором, пилотом авиации общего назначения и обучению в учебных заведениях гражданской авиации».

Вместе с тем, оогласно п.1 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее ФЗ № 52 от 30.03.1999г.): «Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязан         осуществлять      санитарно-противоэпидемические

(профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда,    отдыха    и    бытовому    обслуживанию    работников    в    целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда».

Согласно п. 1 ст. 34 ФЗ № 52 от 30.03.1999г. «В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры».

Согласно п. 3 Приложения № 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда": Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях:

ч. 2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Таким образом: проведение медицинского освидетельствования на базе ВЛЭК ГА ориентировано на определение годности к летной работе, работе по управлению воздушным движением, работе бортпроводником, бортоператором, пилотом авиации общего назначения и обучению в учебных заведениях гражданской авиации, то есть  на определение профессиональной пригодности - в соответствии с имеющейся лицензией и положениями ФАП МО ГА задачи ВЛЭК ГА на этом исчерпываются.

Проведение периодических медицинских осмотров на базе центров профессиональной патологии, имеющих лицензию на определение связи заболевания с профессией, в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011г. N302h, направлено, прежде всего, на предупреждение профессиональных заболеваний работников - проведение данных профилактических мероприятий является обязанностью работодателя в соответствии с приведенными выше положениями ФЗ № 52 от 30.03.1999г. и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н.

Исходя из вышеизложенного, при проведении медицинского осмотра (освидетельствования) исключительно на базе ВЛЭК ГА, работодателем не выполняются обязанности по предупреждению профессиональных заболеваний работников. Следовательно, положения Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N302hявляются обязательными для ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии»; работники авиакомпании, занятые на вредных работах и работах с вредными и опасными производственными факторами подлежат направлению на прохождение медицинского осмотра в центр профессиональной патологии с периодичностью 1 раз в 5 лет.

Согласно п.6 Федеральных авиационных правил "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации" (ФАП МО ГА-2002) (утв. Приказом Минтранса России от 22 апреля 2002 г. N 50) порядка установлено, что работникам, занятым на вредных работах и на работах с вредными и(или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией, один раз в пять лет.

Таким образом, целью проведения периодических медицинских осмотров (обследований) в соответствии с п. 6 Порядка является экспертиза связи заболевания с профессией у работников, проработавших на вредных работах в течение пяти и более лет, в то время как целью медицинского освидетельствования в соответствии с ФАП МО ГА-2002 является установление профпригодности, возможности осуществлять трудовую деятельность в определенных сферах.

Наличие вредных условий труда в ОАО АК «Уральские авиалинии» подтверждается фактами установления профессиональных заболеваний летного состава (акты о случае профессионального заболевания от 10.01.2013 г., от 10.01.2013 г., от 03.09.2010 г.- приложение 8). Согласно данным актов, комиссией по расследованию профессиональных заболеваний (включающей представителей авиакомпании), классы условий труда работников определены как 3.3. - 3.4. (вредные, 3-й и 4-й степени, соответственно).

Также, согласно поименных списков лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам в ОАО АК «Уральские авиалинии» в 2013г., класс условий труда бортпроводников и лётного состава определен авиакомпанией как 3.3. - 3.4. (вредный, третьей и четвертой степени) - (приложение 9).

Таким образом, наличие в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, является доказанным.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив все представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что вина заявителя в данном деле доказана административным органом.

Доказательств, принятия заявителем всех необходимых действий для соблюдения санитарных правил и нормматериалы дела не содержат. Вопрос вины заявителя в совершении правонарушения административным органом исследован, вина установлена и отражена в оспариваемом постановлении.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 6.3 КоАП РФ.

Порядок привлечения к административной ответственности заинтересованным лицом соблюден.

Процессуальных нарушений, имеющих существенный характер и не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не выявлено.

Оснований для освобождения заявителя от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения (ст. 2.9 Кодекса) судом не установлено.

При данных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных Открытым акционерным обществом Авиакомпания "Уральские авиалинии" (ИНН 6608003013, ОГРН 1026605388490)  требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

СудьяН.Н.Присухина