АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
06 августа 2020 года Дело №А60-31511/2020
Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2020 года
Полный текст решения изготовлен 06 августа 2020 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.А.Страшковой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.А.Кореньковым, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-31511/2020 по заявлению Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Нижнетагильское" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле Свердловской области (межрайонное) (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании недействительным решения № 075S19200007431 от 26 марта 2020 года,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности №1/21 от 06.05.2020, удостоверение, диплом
от заинтересованного лица: представитель не явился, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации "Нижнетагильское" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле Свердловской области (межрайонное) № 075S19200007431 от 26 марта 2020 года.
22.07.2020 пенсионным фондом в электронном виде представлен отзыв с материалами проверки.
28.07.2020 пенсионным фондом в электронном виде представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
19.02.2020 ГУ-УПФР в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе был составлен Акт № 075S18200003696 от 19.02.2020 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по факту совершения правонарушения по несвоевременному предоставлению сведений за июль 2019 года, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 17 ФЗ от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в частности нарушения срока предоставления отчета по форме СЗВ-М за июль 2019 года (дополняющая форма).
26.03.2020 заместителем Начальника управления ПФР ГУ - УПФР в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе ФИО2 вынесено решение № 075S19200007431 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 500 рублей за не предоставление в установленный срок сведений.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Как следует из представленных по делу доказательств, управлением проведена проверка полноты и своевременности представления ответчиком сведений, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Из Акта № 075S18200003696 от 19.02.2020 следует, что сведения о застрахованных лицах исходная форма СЗВ-М на застрахованных лиц за июль 2019 года представлена своевременно. По истечении установленного срока сдачи отчета за июль 2019 (15.08.2019) страхователем 11.02.2020 по телекоммуникационным каналам связи с электронно-цифровой подписью в соответствии с соглашением об обмене электронными документами в СЭД ПФР представлена дополняющая форма СЗВ-М за июль 2019 года на 1 застрахованное лицо (ФИО3), которые отсутствовали в исходной форме. Таким образом, 11.02.2020 страхователем были самостоятельно представлены уточняющие сведения о застрахованных лицах. Ошибка была выявлена страхователем и самостоятельно исправлена (была представлена дополняющая форма СЗВ-М) до момента ее обнаружения территориальным органом ПФР.
Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению ввиду того, что у управления отсутствовали правовые основания для привлечения страхователя к ответственности, установленной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Межмуниципальное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации "Нижнетагильское" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно ст. 3 Закона №27-ФЗ целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в частности, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам.
Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее - Закон №400-ФЗ) в ст. 3 устанавливает понятие страхового стажа - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Также Законом №400-ФЗ утверждены правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, а именно в ч. 2 ст. 14 указано, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом №27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, представление страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М имеет своей целью подтверждение страхового стажа застрахованных лиц, необходимого при определении права на страховую пенсию и ее размера, в том числе права на страховую пенсию, назначаемую в досрочном порядке, а также при определении размера страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Согласно положениям частей 1 и 3 статьи 7 Федерального закона от 01.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон №402-ФЗ), ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, который обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Законом № 402-ФЗ на экономического субъекта возложена обязанность вести бухгалтерский учет непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации (часть 3 статьи 6 Закона №402-ФЗ).
Согласно п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Согласно п. 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.
Частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами пунктами 2 - 2.2 статьи 11, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Судом установлено и сторонами не опровергнуто, что представление МУ МВД России «Нижнетагильское» 11.02.2020 дополняющей формы СЗВ-М за июль 2019 года на 1 застрахованное лицо (ФИО3) к исходной форме, представленной ранее своевременно, является самостоятельным выявлением ошибки, исключающим привлечение страхователя к ответственности. При проведении проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в августе 2019 года нарушения не были выявлены.
Соответственно, основания для привлечения страхователя к ответственности за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов у управления отсутствовали.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
В п.36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019) указано, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем представления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанный подход подлежит распространению также и на страхователей, представивших в органы пенсионного фонда уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых соответствующим органом пенсионного фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, до истечения установленного срока.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать учреждение возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности Управлением не подтверждена, заявление Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Нижнетагильское" подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле Свердловской области (межрайонное) (ИНН <***>, ОГРН <***>) № 075S19200007431 от 26 марта 2020 года о привлечении страхователя Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Нижнетагильское" (ИНН <***>, ОГРН <***>) к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижнем Тагиле Свердловской области (межрайонное) (ИНН <***>, ОГРН <***>) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Межмуниципального управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Нижнетагильское" (ИНН <***>, ОГРН <***>).
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья В.А. Страшкова