АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
06 июля 2021 года Дело №А60-18256/2021
Резолютивная часть решения объявлена 29 июня 2021 года
Полный текст решения изготовлен 06 июля 2021 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В.Осинцевой рассмотрел в судебном заседании дело № А60-18256/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Клевер» (ИНН 6670495102, ОГРН 1206600042912, далее – общество «Клевер»)
к Отделу по вопросам миграции Отдела полиции № 3 УМВД России по г. Екатеринбургу (далее – отдел по вопросам миграции)
об отмене определений об отказе в восстановлении сроков обжалования постановлений о назначении административных наказаний предусмотренных ч. 4 ст. 18.9 КодексаРоссийской Федерации об административных правонарушениях, о восстановлении сроков обжалования постановлений о назначении административных наказаний, об отмене постановления от 19.01.2021 №18210854992.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители общества «Клевер» - Шакирзянов М.Д. (доверенность от 23.06.2021 № 66АА6617609), Григорьева Н.А. (директор).
Представители отдела по вопросам миграции, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество «Клевер» обратилось в суд с заявлением об отмене определений об отказе в восстановлении сроков обжалования постановлений о назначении административных наказаний предусмотренных ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о восстановлении сроков обжалования постановлений о назначении административных наказаний, об отмене постановления от 19.01.2021 №18210854992.
Определением суда от 27.05.2021 предварительное судебное заседание назначено на 24.06.2021.
До начала судебного заседания со стороны заинтересованного лица в материалы дела поступил отзыв на заявление.
Со стороны заявителя в материалы дела поступило дополнение к заявлению.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание, с учетом отсутствия возражений со стороны участвующих в деле лиц открыл судебное заседание суда первой инстанции.
Судом заслушаны доводы заявителя относительно заявленных требований.
Также судом установлено, что в производстве Арбитражного суда Свердловской области находится дело № А60-18260/2021 по заявлению общества «Клевер» к отделу полиции об отмене определения об отказе в восстановлении сроков обжалования постановлений о назначении административных наказаний, предусмотренных ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о восстановлении сроков обжалования постановлений о назначении административных наказаний, об отмене постановления от 19.01.2021 № 18210854990.
Судом сделан вывод о том, что судебные дела № А60-18256/2021, А60-18260/2021 связаны между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам (требования однородны по существу, оспариваемые постановления вынесены в отношении одного и того же лица по ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состав участвующих в делах лиц совпадает).
В соответствии с ч. 2.1 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения.
Согласно ч. 5 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об объединении дел в одно производство, о выделении требований в отдельное производство или об отказе в этом арбитражный суд выносит определение.
Учитывая наличие в производстве Арбитражного суда Свердловской области двух дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и представленным доказательствам, суд счел необходимым объединить для совместного рассмотрения дела № А60-18256/2021, А60-18260/2021.
Определением суда от 24.06.2021 объединены в одно производство дела № А60-18256/2021, А60-18260/2021, с присвоением объединенному делу номер № А60-18256/2021, о чем вынесено отдельное определение.
С учетом объединения дел в одно производство, суд счел необходимым отложить судебное разбирательство в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом заявителю предлагается уточнить заявленные требования в соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (о признании незаконными и отмене постановлений от 19.01.2021 № 18210854992, № 18210854990, в случае нарушения пропуска срока для обжалования представить ходатайства о восстановлении пропущенного срока).
Заинтересованному лицу предлагается представить отзыв на заявленные требования по существу выявленного нарушения (отзыв представлен только по требованию об отмене определений об отказе в восстановлении сроков), с приложением материалов административного дела.
Определением суда от 24.06.2021 судебное разбирательство отложено на 29.06.2021.
В ходе судебного заседания со стороны заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, просит признать незаконными и отменить постановления от 19.01.2021 № 18210854992, № 18210854990. Также ходатайствует о восстановлении пропущенного для обжалования срока.
Уточнение судом принято на основании положений ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Также заявителем приобщено к материалам дела разъяснение МВД от 15.12.2020 № 791.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Отделом по вопросам миграции 19.01.2021 установлено, что Григорьева Н.А., являющаяся директором общества «Клевер» (оказывающим гостиничные услуги) и лицом за выполнение обязанностей принимающей стороны, связанных с соблюдением порядка и правил миграционного учета иностранных граждан, не подала в установленный законом срок уведомление о снятии с регистрации гражданина Республики Таджикистан Болтаева Н.Н., тем самым, не исполнила обязанности по соблюдению принимающей стороной правил миграционного учета иностранных граждан в срок с 18.01.2021 по настоящее время.
Также отделом по вопросам миграции 19.01.2021 установлено, что Григорьева Н.А., являющаяся директором общества «Клевер» (оказывающим гостиничные услуги) и лицом за выполнение обязанностей принимающей стороны, связанных с соблюдением порядка и правил миграционного учета иностранных граждан, не подала в установленный законом срок уведомление о снятии с регистрации гражданина Республики Таджикистан Насридинова Ф.И., тем самым, не исполнила обязанности по соблюдению принимающей стороной правил миграционного учета иностранных граждан в срок с 03.01.2021 по настоящее время.
В связи с выявлением правонарушения отделом по вопросам миграции вынесены постановления от 19.01.2021 № 18210854992, № 18210854990, которыми общество «Клевер» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 400 000 руб. за каждое правонарушение.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Согласно ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при исчислении десятидневного срока, установленного для заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) необходимо руководствоваться нормой ч. 3 ст. 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
В силу ч. 2 ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Заявитель указывает на то, что в оспариваемом постановлениях указано на то, что они могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу в течение 10 суток с момента получения постановления. Григорьева Н.А. 27.01.2021, то есть в течение 10 суток, подала заявление об отмене оспариваемых постановлений начальнику ОВМ ОП №3 УМВД России по г. Екатеринбургу Волковой Л.В.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Вместе с тем, отдел полиции № 3 УМВД России по г. Екатеринбургу, в лице начальника отдела Юдина Д.В. 11.03.2021 направил Григорьевой Н.А. ответ от 20.02.2021, что в полномочия ОВМ ОП №3 УМВД России по г. Екатеринбургу не входит отмена постановлений о наложении административного наказания, в виде административного штрафа.
Получив отказ в отмене обжалованных постановлений, общество «Клевер» с соблюдением установленного десятидневного срока после получения соответствующего отказа, обратилось в арбитражный суд с заявлениями, рассматриваемым в рамках настоящего дела. Приведенные заявителем обстоятельства являются уважительными для восстановления десятидневного срока судебного обжалования вынесенных постановлений.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов стороны судом сделан вывод о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
В ст. 2 указанного Закона определено, что местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 21 настоящего Федерального закона
На основании ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется в случае убытия иностранного гражданина из места пребывания. Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания.
По правилам п. 3 ст. 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания администрация указанных организаций обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.
В силу ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Судом установлено, чтоиностранные граждане Болтаев Н.Н., Насридинов Ф.И. размещались в хостеле общества «Клевер» по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сыромолотова, 16А на основании договоров оказания услуг по размещению на временное проживание.
Продление срока пребывания указанных иностранных граждан на территории Российской Федерации, обществом «Клевер» производились на основании ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и являющегося высококвалифицированным специалистом, и срок временного пребывания в Российской Федерации членов его семьиопределяются сроком действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном ст. 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федераци», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со ст. 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами. Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 6 ч. 1 Приказа МВД России от 18.12.2017 № 933 «Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или липа без гражданства в Российской Федерации», продление срока временного пребывания в случаях, установленных п. 2 и 5 ст. 5 Федерального закона, осуществляется посредством фиксации сотрудником в учетных документах подразделений по вопросам миграции факта приема от иностранного гражданина или принимающей его стороны заявления или ходатайства, предусмотренных п. 2 ст. 5 Федерального закона, либо факта выдачи иностранному гражданину или продления срока действия документов, предусмотренных п. 5 ст. 5 Федерального закона. Действие абзаца первого настоящего пункта не распространяется на продление срока временного пребывания иностранного гражданина, получившего или переоформившего патент и продлившего срок его действия на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае в соответствии с п. 5 и 13 ст. 13.3 Федерального закона обращение иностранного гражданина в подразделение по вопросам миграции не требуется.
Директор общества «Клевер» Григорьева Н.А., являющаяся ответственным лицом за выполнение обязанностей принимающей стороны, связанных с соблюдением порядка и правил миграционного учета иностранных граждан, не подала в установленный законом срок уведомление о снятии с регистрации граждан Республики Таджикистан Болтаева Н.Н., Насридинова Ф.И.
Вместе с тем общество «Клевер» на 19.01.2021 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.12.2020 № 791, разъяснениями МВД России о порядке применения положений Указа Президента Российской Федерации от 15.12.2020 № 791, по просьбе иностранных граждан, продолжало числить данных граждан пребывающими в месте пребывания по адресу хостела общества «Клевер» в г. Екатеринбурге, ул. Сыромолотова, 16А и не планировало их снятие с миграционного учета по указанному месту пребывания 19.01.2021.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.12.2020 № 791, разъяснениями МВД России о порядке применения положений Указа Президента Российской Федерации от 15.12.2020 № 791 иностранным гражданам и принимающей стороне не требуется совершать действий для продления сроков временного пребывания (включая продление виз), сроков постановки на учет по месту пребывания, сроков временного и постоянного проживания, сроков действия свидетельства о временном убежище, удостоверений беженца, в случае если такие сроки истекают в период с 15.03.2020 по 15.06.2021.
Таким образом, по окончании срока пребывания иностранные граждане Болтаев Н.Н., Насридинов Ф.И. могли находиться в месте пребывания, не продлевая его срок.
При этом после того, как иностранные граждане убыли, общество «Клевер», подало уведомления в установленный законом срок, то есть не позднее 12 часов рабочего дня следующего за днем убытия.
При таких обстоятельствах событие административного правонарушения в данном случае административным органом не доказано.
Рассмотрев материалы административного производства, оценив представленные в суд доказательства в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о недоказанности в действиях общества «Клевер» состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Установив отсутствие в действиях общества «Клевер» события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом сделан вывод о том, что оспариваемые постановления следует признать незаконными, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконными и отменить постановления Отдела по вопросам миграции Отдела полиции № 3 УМВД России по г. Екатеринбургу от 19.01.2021 № 18210854992, № 18210854990.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
СудьяС.Е. Калашник