АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
10 мая 2019 года Дело №А60-73345/2018
Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2019 года
Полный текст решения изготовлен 10 мая 2019 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П. Воронина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.Н.Глубоковских, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Коммунальный стандарт» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Контрольному органу городского округа Краснотурьинск
с участием третьих лиц: Администрации городского округа Краснотурьинск, Комитета по управлению муниципальным имуществом городского округа Краснотурьинск, Финансового управления администрации городского округа Краснотурьинск
об оспаривании представления
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности от 05.10.2018.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Коммунальный стандарт» (далее – управляющая компания) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным представления Контрольного органа городского округа Краснотурьинск (далее – Контрольный орган) от 28.09.2018 № 1-3 в части выводов о неправомерном предоставлении Комитетом по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск управляющей компании субсидии в сумме 8636607 руб. 62 коп. и в части предложения о возмещении в бюджет городского округа Краснотурьинск указанной суммы.
По мнению заявителя, вывод Контрольного органа о неправомерности предоставления субсидии в связи с отсутствием у управляющей компании раздельного бухгалтерского учета расходов и доходов по оказанию услуг по управлению, содержанию и ремонту муниципального специализированного жилищного фонда и дополнительных услуг не соответствует закону, поскольку органам местного самоуправления в Российской Федерации не предоставлено право осуществлять нормативное правовое регулирование, а также осуществление контроля по вопросам (правилам) ведения бухгалтерского учета, кроме того, бухгалтерский учет в части услуг по содержанию и ремонту общежитий управляющей компанией ведется отдельно, что подтверждается отчетностью, ежегодно предоставляемой органам местного самоуправления.
В подтверждение своего довода заявитель ссылается на судебную практику, а также на судебные акты Краснотурьинского городского суда по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт», в которых сделан вывод об отсутствии каких-либо нарушений со стороны управляющей компании при получении субсидий.
Заявитель указывает также, что управляющая компания фактически оказывала услуги по содержанию муниципального специализированного жилищного фонда, при этом установленный органом местного самоуправления предельный размер платы за содержание и ремонт жилых помещений для граждан, проживающих в общежитиях, не обеспечивает полного возмещения затрат управляющей компании, что компенсируется предоставленными субсидиями, поэтому требование о возмещении в бюджет полученной субсидии нарушает права и законные интересы ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт».
Учитывая, что контрольное мероприятие Контрольным органом проведено не только в отношении Управляющей компании, но и в отношении органом местного самоуправления, и что в ходе контрольного мероприятия сделан вывод не только о несоответствии управляющей компании условиям предоставления субсидии, но и о неправомерном субсидировании общества Комитетом по управлению муниципальным имуществом на основании нормативных правовых актов городского округа Краснотурьинск, а также об отсутствии контроля за обоснованностью затрат управляющей компании, к участию в деле привлечены Администрация городского округа Краснотурьинск, Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск, а также Финансовый орган администрации городского округа Краснотурьинск.
Администрация городского округа Краснотурьинск представила пояснения относительно целей и условий предоставления муниципальных субсидий, а также порядка определения размера полученных управляющей компанией субсидий, также ссылаясь на то, что законодателем не предоставлена возможность органам местного самоуправления предъявлять требования к получателю субсидии в части ведения юридическим лицом самостоятельного (раздельного) бухгалтерского учета, и что решением Краснотурьинского городского суда от 27.12.2018 по делу № 5-210/2018 об административном правонарушении установлено отсутствие каких-либо нарушений в действиях председателя Комитета по управлению имуществом Краснотурьинского городского округа при предоставлении управляющей компании субсидий.
Финансовое управление администрации городского округа Краснотурьинск также представило свои пояснения, указывая на то, что данный финансовый орган местного самоуправления не был полномочен проводить проверки лица, получившего субсидию, и что мероприятия по проверке условий, целей и порядка проведения субсидии на возмещение затрат, связанных с содержанием муниципального жилищного фонда (общежитий) планом работы финансового управления не были предусмотрены и не проводились.
Контрольный орган городского округа Краснотурьинск данные доводы не признает, ссылаясь на то, что управляющая компания «Коммунальный стандарт» не соответствовала условиям предоставления субсидий из местного бюджета, установленными соглашениями о предоставлении субсидий, а также договором управления специализированным жилищным фондом от 31.08.2016, а именно – управляющая компания не вела раздельного бухгалтерского учета от оказания основных и дополнительных услуг по содержанию жилья, при этом субсидированию подлежали лишь 97,5% стоимости оказанных дополнительных услуг, тогда как стоимость содержания жилья оплачивалась гражданами, проживающими в общежитиях, в полном размере.
Заинтересованное лицо указывает, что субсидия могла быть предоставлена лишь в целях компенсации фактически понесенных управляющей компанией затрат на оказание услуг, связанных с содержанием общежитий, однако субсидии предоставлялись в отсутствие доказательств фактического возникновения затрат или недополученных расходов, в затраты по дополнительным услугам по содержанию общежитий включались затраты, не предусмотренные нормативным правовым актом местного самоуправления, в период с 01.07.2017 по 30.06.2018 Администрацией городского округа Краснотурьинск вообще не была установлена плата за содержание жилых помещений и плата за дополнительные услуги для граждан, проживающих в общежитиях, т.е. установлен комплекс нарушений при предоставлении субсидий, на что указано в оспариваемом представлении.
Контрольный орган также полагает, что само представление не содержит для заявителя обязательных для исполнения требований и не влечет для него негативных последствий, а содержит лишь предложение рекомендательного характера в целях принятия мер по добровольному исполнению выявленных нарушений, поэтому не влечет для заявителя какие-либо правовые последствия и не нарушает его права и законные интересы, т.е. не обладает признаками ненормативного акта, оспаривание которого подведомственно суду.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Контрольным органом городского округа Краснотурьинск в соответствии с планом работы на 2018 год проведено контрольное мероприятие «Проверка использования средств местного бюджета, предоставленных в форме субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием муниципального специализированного жилищного фонда (общежитий) городского округа Краснотурьинск в период с 01.09.2016 по 30.06.2018» в отношении объектов проверки – Администрации городского округа Краснотурьинск, Комитета по управлением имуществом городского округа Краснотурьинск, а также Общества с ограниченной ответственности Управляющая компания «Коммунальный стандарт», цель мероприятия – проверка соблюдения порядка предоставления субсидий, оценка законности и эффективности использования бюджетных средств, предоставленных ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» в форме субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием общежитий.
В ходе контрольного мероприятия Контрольным органом установлено, что предоставлении ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» в 2016 – 2018 годах субсидий был допущен ряд нарушений, а именно:
- что соответствующими органами местного самоуправления городского округа Краснотурьинск при организации порядка предоставления субсидий, в том числе, при принятии муниципальных нормативных правовых актов, не определен перечень и объем затрат, подлежащих возмещению за счет средств бюджета в виде субсидий, а также не определены показатели оценки эффективности использования субсидий;
- что субсидирование осуществлялось не по фактическим издержкам (затратам) управляющей компании, а исходя из запланированной суммы, что противоречит статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- что финансовый контроль соблюдения условий, целей и порядка использования субсидий Администрацией городского округа Краснотурьинск не проводился;
- что субсидии предоставлялись обществу в отсутствии у него раздельного учета затрат по оказанию основных и дополнительных услуг по содержанию общежитий, что являлось обязательным условием предоставления субсидий;
- что в договоре управления отсутствует перечень, объем и стоимость затрат на дополнительные услуги по содержанию общежитий;
- что в расчеты по предоставлению субсидий обществом включались нежилые помещения, не используемые жильцами для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием, в связи с чем сделан вывод о неправомерном предоставлении обществу субсидий общую сумму 8636607 руб. 62 коп. (акт проверки от 18.09.2018).
По результатам контрольного мероприятия Контрольным органом в адрес объектов контроля направлены соответствующие представления, в том числе, - на имя директора ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» направлено представление от 28.09.2018 № 1-3, в котором указано на выявленные нарушения, а также предложено рассмотреть совместно с Комитетом по управлению имуществом вопрос о внесении изменений в договор управления общежитиями в части установления показателей эффективности использования субсидий, об установлении связи предоставляемых для получения субсидии отчетных документов с целью субсидии, о возмещении в бюджет городского округа Краснотурьинск средств субсидии в размере 8636607 руб. 62 коп., о рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности должностных лиц ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт», виновных в отсутствии ведения раздельного бухгалтерского учета по основным и дополнительным услугам; обществу предложено рассмотреть данное представление и о принятых мерах сообщить Контрольному органу.
Согласно статье 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу пунктов 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами государственного (муниципального) финансового контроля, в частности, являются юридические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов.
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания (пункт 2 статьи 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.
Согласно статье 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон № 6-ФЗ) государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В соответствии с положениями части 1 статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Частью 3 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ установлено, что органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.
В соответствии со статьями 3, 12 Положения о Контрольном органе городского округа Краснотурьинск, утвержденного Решением Думы городского округа Краснотурьинск от 24.01.2013 № 93, заинтересованное лицо является контрольно-счетным органом городского округа Краснотурьинск с таким-же наименованием, к полномочиям которого относится, в том числе, организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Контрольный орган городского округа Краснотурьинск является надлежащим органом муниципального финансового контроля, который в соответствии со своими полномочиями вправе проводить проверки использования бюджетных средств городского округа Краснотурьинск, в том числе, в части соблюдения условий предоставления субсидий из местного бюджета ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт», а также выдавать по результатам проверки представления об устранении нарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.
По смыслу указанной нормы представление должно содержать сведения обо всех выявленных нарушениях, независимо от их последующего устранения, так как эта информация направлена не только на устранение самих нарушений, но и на устранение причин и условий таких нарушений, могущих возникнуть в последующем, а также эта информация является основанием для привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Из этого следует, что по своей правовой природе оспариваемое представление является ненормативным актом контрольного органа местного самоуправления и может быть обжаловано заинтересованными лицами в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано выше, оспариваемое представление от 28.09.2018 № 1-3 направлено Контрольным органом в адрес ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» в связи с установленными нарушениями использования средств местного бюджета, предоставленных управляющей компании в форме субсидий на возмещение затрат, связанных с содержанием муниципального специализированного жилищного фонда (общежитий) городского округа Краснотурьинск.
Из материалов дела следует, что в муниципальной собственности городского округа Краснотурьинск находится специализированный жилищный фонд – общежития, расположенные по адресам: <...>
С целью содержания данного специализированного жилищного фонда Комитетом по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск с ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» заключен договор от 31.08.2016, предметом которого является оказание управляющей компанией услуг по управлению многоквартирными домами (общежитиями), выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме (общежитии), предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления общежитиями.
Пунктом 3.3.1 договора установлено, что муниципальное образование «Городской округ Краснотурьинск» как собственник данного имущества несет расходы по возмещению разницы между платой, внесенной управляющей компании пользователями (нанимателями) жилых помещений общежитий согласно действующего на территории городского округа Краснотурьинск правового акта об установлении платы за содержание жилых помещений нанимателям жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в многоквартирных жилых домах, не принявших решение о размере платы, и размером платы, установленным договором; размер возмещения разницы в тарифах определяется в соответствии с действующим на территории городского округа Краснотурьинск порядком предоставления субсидии из бюджета городского округа Краснотурьинск юридическим лицам на компенсацию выпадающих расходов, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту муниципального специализированного жилищного фонда по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек и оплату дополнительных услуг по содержанию этого жилищного фонда.
Договором и приложением к нему предусмотрено также, что управляющая компания оказывает как услуги по содержанию и ремонту жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, так и дополнительные услуги по содержанию жилого помещения в муниципальном специализированном жилищном фонде, при этом пунктом 2.1.24 договора от 31.08.2016 установлена обязанность управляющей компании вести отдельный бухгалтерский учет расходов и доходов от оказания услуг по управлению, содержанию и ремонту специализированного жилищного фонда, и бухгалтерский учет расходов и доходов от оказания дополнительных услуг по содержанию общежитий.
Постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск от 17.06.2016 № 613 была установлена плата за содержание жилых помещений нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда в многоквартирных домах, не принявших решение о размере платы на период с 01.07.2016 по 30.06.2017, согласно которому пользователи помещений в общежитиях оплачивают 100% от стоимости содержания жилого помещения и 2,5 % от стоимости дополнительных услуг, а именно – 59,97 руб. – плата за содержание жилого помещения, и 1,82 руб. – плата за дополнительные услуги, которые, согласно примечанию № 2 к постановлению, включают оплату за услуги дежурного администратора, вахтера; техобслуживание пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре; обслуживание средств тревожной сигнализации, расходы на телефонную связь, медосмотр работников, стирку спецодежды работников.
Постановлением Администрации от 30.06.2017 № 746 на период с 01.07.2017 по 30.06.2018 был установлен следующий размер платы – 100% от стоимости за содержание жилого помещения в части содержания общего имущества многоквартирных жилых домов, при этом размер платы за дополнительные услуги установлен на период с 01.07.2017 по 30.06.2018 не был.
В свою очередь, постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск от 14.11.2016 № 1221 на период с 01.09.2016 по 31.08.2017 была установлена стоимость содержания муниципального специализированного жилищного фонда (общежитий) городского округа Краснотурьинск в размере 68,53 руб. за 1 кв. м. общей площади и 132.95 руб. за 1 кв. м. жилой площади, в том числе:
- стоимость содержания и ремонта жилого помещения – 30,91 руб. за 1 кв. м. общей площади и 59,97 руб. за 1 кв. м. жилой площади;
- стоимость дополнительных услуг по содержанию жилого помещения – 37,62 руб. за 1 кв. м. общей площади и 72.98 руб. за 1 кв. м. жилой площади.
Постановлением Администрации от 17.07.2018 № 789 в постановление от 14.11.2016 № 1221 внесены изменения, в соответствии с которыми период действия постановления № 1221 определен с 01.09.2016 по 31.08.2019, а также изменена структура стоимости содержания общежитий, а именно: при сохранении общего ценового показателя в размере 68,53 руб. за 1 кв. м. общей площади и 132.95 руб. за 1 кв. м. жилой площади исключена его разбивка на стоимость содержания и ремонта жилого помещения и стоимость дополнительных услуг по содержанию жилого помещения.
Порядок предоставления субсидий из бюджета городского округа Краснотурьинск на компенсацию выпадающих расходов, предоставляющим населению услуги по содержанию и ремонту муниципального специализированного жилищного фонда (общежитий) по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек и оплату дополнительных услуг по содержанию общежитий в 2016, в 2017 и в 2018 года был установлен соответственно постановлениями Администрации городского округа Краснотурьинск от 31.05.2016 № 513, от 12.05.2017 № 501 и от 22.02.2018 № 197.
Этими постановлениями предусматривалось, что субсидии юридическим лицам и предпринимателям из бюджета направляются на компенсацию выпадающих расходов по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек и оплату дополнительных услуг по содержанию общежитий, в том числе, на компенсацию выпадающих расходов по содержанию и ремонту общежитий, а также оплату дополнительных услуг по содержанию общежитий отдельно по каждой статье затрат, при этом право на получение субсидии имеют получатели, соответствующие установленным требованиям, в том числе, обеспечивающие ведение раздельного бухгалтерского учета затрат и результатов финансово-хозяйственной деятельности по виду деятельности от оказания услуг по управлению, содержанию и ремонту муниципального специализированного жилищного фонда (общежитий), а также ведение отдельного бухгалтерского учета расходов и доходов от оказания услуг по управлению, содержанию и ремонту муниципального специализированого жилищного фонда (общежитий) и отдельного бухгалтерского учета расходов и доходов от оказания дополнительных услуг по содержанию и ремонту общежитий.
Во всех постановлениях было установлено также, что получатели субсидии обязаны представить обоснование суммы размера субсидий, планируемых на соответствующий период на компенсацию выпадающих расходов по тарифам, не обеспечивающих возмещение издержек и оплату дополнительных услуг по содержанию общежитий, руководствуясь при этом действующими тарифами и нормативными актами, утвержденными Администрацией городского округа Краснотурьинск; контроль соблюдения условий, целей и порядка использования получателем субсидий осуществляют Комитет по управлению имуществом и Финансовое управление администрации городского округа Краснотурьинск.
Постановлением Администрации от 14.12.2018 № 1396 в постановление Администрации от 22.02.2018 № 197 внесены изменения, которыми, в том числе, изменена цель предоставления субсидий, и вместо «компенсации выпадающих расходов» установлено, что субсидии предоставляются на компенсацию недополученных доходов при оказании услуг по содержанию и ремонту муниципального специализированного жилищного фонда по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек исполнителя.
Между Комитетом по управлением имуществом и ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» были заключены соглашения о предоставлении субсидий из бюджета городского округа Краснотурьинск на компенсацию выпадающих расходов при предоставлении услуг по содержанию и ремонту муниципального специализированного жилищного фонда, а также дополнительных услуг по содержанию общежитий, в том числе:
- Соглашение от 27.12.2016 № 1 о предоставлении в 2016 году субсидии, расчетный размер которой составил 1943000 руб. (пункт 3.3 Соглашения);
- Соглашение от 22.05.2017 № 3 о предоставлении в 2017 году субсидии, размер которой составил 4219000 руб. (пункт 2 Соглашения);
- Соглашение от 25.05.2018 № 5 о предоставлении в 2018 году субсидии, размер которой составил 4219000 руб. (пункт 2 Соглашения).
Этими соглашениями также предусматривалась обязанность получателя субсидий вести раздельный бухгалтерский учет расходов и доходов от оказания услуг по управлению, содержанию и ремонту общежитий и расходов и доходов от оказания дополнительных услуг по их содержанию и ремонту.
ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» 27.12.2016 обратилось в Комитет по управлению имуществом с заявлением о перечислении субсидии, субсидия в размере 1943000 руб. перечислена платежным поручением от 30.12.2016 № 442; по письму общества от 15.05.2017 о предоставлении субсидии в сумме 6003300 руб. обществу платежным поручением от 29.05.2017 перечислена субсидия в размере 4219000 руб.; по письму общества от 09.04.2018 о предоставлении субсидии в размере 5959370 руб. Комитетом платежным поручением от 29.05.2018 № 190 перечислена субсидия в размере 1979754 руб., а платежным поручением от 25.06.2018 № 235 – субсидия в размере 494853 руб. 07 коп., таким образом, обществу за период 2016 – 2018 годы предоставлена субсидия в размере 8636607 руб. 62 коп. с назначением – компенсация выпадающих расходов при осуществлении деятельности по оказанию услуг содержанию и ремонту общежитий, а также дополнительных услуг по содержанию общежитий.
Вместе с тем, в ходе контрольного мероприятия Контрольным органом было установлено, что в нарушение установленного нормативными актами городского округа Краснотурьинск, соглашениями о предоставлении субсидий, а также договором управления специализированным жилищным фондом от 31.08.2016 условиями предоставления субсидий управляющая компания не вела раздельного учета расходов и доходов от оказания услуг по управлению, содержанию и ремонту общежитий и расходов и доходов от оказания дополнительных услуг по содержанию и ремонту общежитий, при этом субсидии предоставлялись обществу Комитетом по управлению имуществом на основании расчетов стоимости содержания и ремонта общежитий без выделения отдельными статьями доходов и расходов по дополнительным услугам, субсидии в 2017 и 2018 годах предоставлялись обществу авансом, а не по факту понесенных затрат, контроль соблюдения условий, целей и порядка использования получателем субсидий Комитетом по управлению имуществом и Финансовым управлением администрации городского округа Краснотурьинск не осуществлялись.
Таким образом, контрольный орган сделал обоснованный вывод о том, что общество не соответствовало установленным условиям предоставления субсидии, при этом отсутствие раздельного учета доходов и расходов по разным видам услуг, исходя из нормативной стоимости которых определялся размер субсидий, влечет невозможность установления фактических доходов и расходов управляющей компании по этим услугам, что влечет невозможность определить размер выпадающих расходов при оказании деятельности по содержанию общежитий, т.е. недоказанность наличия выпадающих расходов и, следовательно, необоснованность предоставления субсидий в целом.
Доводы заявителя о том, что субсидии управляющей компании обоснованно предоставлялись в соответствии с установленным нормативными актами городского округа Краснотурьинск порядком в виде разницы между платой, внесенной управляющей компании пользователями (нанимателями) жилых помещений общежитий согласно действующего на территории городского округа Краснотурьинск правового акта об установлении платы за содержание жилых помещений и стоимостью содержания муниципального специализированного жилищного фонда (общежитий) городского округа Краснотурьинск, подлежат отклонению, поскольку не соответствуют действующему бюджетному законодательству и установленному порядку выделения субсидий на компенсацию выпадающих расходов при оказании услуг по содержанию общежитий.
Так, статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам относится к бюджетным ассигнованиям (статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных настоящим Кодексом, условий, установленных при их предоставлении.
Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Поскольку договором от 31.08.2016 на оказание услуг по управлению многоквартирными домами (общежитиями) установлено, что размер возмещения разницы в тарифах определяется в соответствии с действующим на территории городского округа Краснотурьинск порядком предоставления субсидии из бюджета городского округа Краснотурьинск, а данный порядок предусматривает субсидирование выпадающих расходов, т.е. затрат, которые не компенсируются платой за содержание жилых помещений, управляющая компания имеет право на возмещение лишь экономически обоснованных расходов в связи с оказанием этих услуг.
Кроме того, в соответствии с нормативным актом органа местного самоуправления - Постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск от 17.06.2016 № 613 плата за содержание жилых помещений в общежитиях определена в размере 100% стоимости содержания жилого помещения и 2,5 % от стоимости дополнительных услуг, из чего следует, что субсидии выделялись в целях компенсации расходов управляющей компании на оказание дополнительных услуг исходя из оставшихся 97,5 %, которые не оплачивались нанимателями помещений.
Именно данное обстоятельство обусловливало необходимость ведения раздельного учета доходов и расходов от услуг по содержанию жилых помещений и дополнительных услуг, что обществом обеспечено не было.
Доводы заявителя о неправомерности установления условия о ведении раздельного учета доходов и расходов по услугам по содержанию жилых помещений и дополнительным услугам со ссылкой на то, что органам местного самоуправления в Российской Федерации не предоставлено право осуществлять нормативное правовое регулирование, а также осуществление контроля по вопросам (правилам) ведения бухгалтерского учета, подлежат отклонению.
Заключая договор от 31.08.2016, а также соглашения о предоставлении субсидий, содержащие такое требование (условие предоставления субсидии) ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» осознавало особый характер правоотношений, в которые вступает, а также то, что приобретение им тех или иных прав и преимуществ в виде безвозмездного получения бюджетных средств возлагает на него определенные обязанности.
Получение субсидий зависит от волеизъявления конкретного хозяйствующего субъекта, поскольку субсидия предоставляется на основании заявления, т.е. носит заявительный характер, таким образом, общество добровольно изъявило желание получить субсидию на условиях, определенных компетентным органом.
Общество добровольно приняло на себя обязательство по соблюдению условий предоставления субсидий по соответствующим соглашениям, следовательно, должно было не только предполагать последствия их несоблюдения, но, в первую очередь, полностью их соблюдать.
Постановлениями Администрации городского округа Краснотурьинск от 31.05.2016 № 513, от 12.05.2017 № 501 и от 22.02.2018 № 197 о порядке предоставления субсидий, а также заключенным соглашениями о предоставлении субсидий установлено, что при обращении с заявлением о предоставлении субсидии потенциальный претендент должен был представить достоверные и реальные сведения об объемах услуг по содержанию общежитий, в том числе, доходов и расходов по содержанию и ремонту общежитий, а также доходов и расходов по оказанию дополнительных услуг по содержанию общежитий отдельно по каждой статье затрат, в свою очередь, Комитет по управлению имуществом и Финансовое управление администрации городского округа Краснотурьинск при решении вопроса о предоставлении субсидии должно было исходит из данных, предоставленных самим потенциальным претендентом на субсидию исходя из установленных условий предоставления субсидий.
ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» как получатель субсидий, представило неполные сведения о доходах и расходах при осуществлении деятельности по содержанию общежитий в связи с отсутствием ведения отдельного учета расходов и доходов по оказанию дополнительных услуг по содержанию общежитий, которые, собственно, и подлежали субсидированию, т.е. представленные обществом сведения не отражали его реальную хозяйственную и экономическую деятельность в части, относящейся к выпадающим расходам, подлежащим компенсации за счет средств местного бюджета, в связи с чем приняло на себя риск ответственности за несоблюдение условий предоставления субсидий.
В случае установления по итогам проверок нарушений получателем субсидии условий, целей и правил представления субсидии, а также при предоставлении недостоверных сведений, указанных в заявлении о предоставлении субсидии, субсидия подлежит возврату в доход бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, что предусмотрено также и соглашениями о предоставлении субсидий.
Ссылка заявителя на судебную практику, а также на судебные акты Краснотурьинского городского суда по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт», в которых сделан вывод об отсутствии каких-либо нарушений со стороны управляющей компании при получении субсидий, не может быть признана обоснованной, поскольку приведенные судебные акты приняты по делам с иными фактическими обстоятельствами, а в силу статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные при рассмотрении дел об административных правонарушениях, не имеют преюдициального значения для настоящего дела.
Из общедоступного ресурса «Картотека арбитражных дел» также следует, что в производстве Арбитражного суда Свердловской области имеется дело А60-59934/2018, по которому решением от 20.12.2018 с Муниципального образования «Городской округ Краснотурьинск» в лице Органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск за счет казны Муниципального образования «Городской округ Краснотурьинск» в пользу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Коммунальный стандарт» взыскан долг в сумме 1532570 руб., составляющий сумму недополученного обществом возмещения его выпадающих расходов в 2017 году.
Вместе с тем, данный судебный акт также не устанавливает каких-либо обстоятельств, имеющих значение для оценки законности и обоснованности представления Контрольного органа, который участником ранее рассмотренного дела не являлся.
В ходе контрольного мероприятия Контрольным органом местного самоуправления был сделан вывод о том, что размер субсидий, предоставленных ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» формировался не по фактическим издержкам предприятия-субсидианта, а исходя из запланированной суммы, что не соответствует целям субсидирования, противоречит принципам результативности и эффективности использования бюджетных средств, не стимулирует управляющую компания к снижению затрат при осуществлении своей деятельности, к достижению заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с действующим законодательством и порядок, определенным правовыми актами органа местного самоуправления, такие субсидии должны предоставляться организациям, реализующим услуги по управлению жилищным фондом, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в результате действий администрации как органа местного самоуправления в части установления на территории муниципального образования размера платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений в общежитиях ниже размера платы, обеспечивающей компенсацию фактически понесенных затрат (расходов) управляющей компании, что должно учитываться в экономически обоснованном тарифе.
При рассмотрении настоящего дела Администрация и Комитет по управлению имуществом не представили каких-либо пояснения относительно экономической обоснованности (содержания) платы за жилые помещения в общежитиях, кроме того, контрольным органом установлено, что в отдельные периоды, охваченные проверкой, плата за содержание жилых помещениях вообще не устанавливалась.
Таким образом, оспариваемое представление содержит выводы о нарушениях и недостатках при планировании, определении размеров и выдаче субсидии со стороны органов местного самоуправления, а также со стороны ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт», поэтому представление Контрольного органа городского округа Краснотурьинск от 28.09.2018 № 1-3 в части выводов о неправомерном предоставлении Комитетом по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск управляющей компании субсидии в сумме 8636607 руб. 62 коп. и в части предложения о возмещении в бюджет городского округа Краснотурьинск указанной суммы, что оспаривается заявителем, следует рассматривать с учетом этих обстоятельств.
Кроме того, оспариваемое представление не является установленной законом мерой бюджетного принуждения, не ограничивает финансово-хозяйственную деятельность заявителя, а лишь указывает на необходимость соблюдения законодательства при осуществлении такой деятельности, при этом меры ответственности к ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» при вынесении представления не применялись, в самом представлении отсутствует указание на обязанность возвратить в бюджет денежные средства, представление содержит лишь предложение о возмещении в бюджет указанной суммы, при этом такое предложение не обеспечено возможностью применения мер принуждения со стороны контрольного органа.
По своему содержанию предписание Контрольного органа городского округа Краснотурьинск полностью отвечает критериям определенности и исполнимости, поскольку позволяет установить, в отношении каких нарушений в нем установлено требование соблюдать положения действующего законодательства, а также характер требуемых мер (рассмотреть представление и принять меры к устранению нарушений).
В связи с этим совокупности условий, предусмотренных части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях удовлетворения заявленных Комитетом требований отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья С.П. Воронин