АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
01 августа 2023 года Дело №А60-23701/2023
Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2023 года
Полный текст решения изготовлен 01 августа 2023 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Лукиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.В Зуевой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-23701/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Балтика Спец Тяж» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего требования относительно предмета спора: федеральное казенное учреждение «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» (ИНН <***> ОГРН <***>)
о признании незаконным отказа в согласовании заявления №РДС 851723 от 31.03.2023 г.
При участии в судебном заседании:
от заявителя, третьего лица: не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда;
от заинтересованного лица: ФИО1, удост., диплом, представитель по доверенности от 02.02.2022 г.
В силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью «Балтика Спец Тяж» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о признании незаконным отказа в согласовании заявления №РДС 851723 от 31.03.2023 г.
Заинтересованным лицом представлен отзыв: просит в удовлетворении требований заявителя отказать.
От ФКУ «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства» поступил отзыв на заявление: даны пояснения по существу спора.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
31.03.2023 г. Обществом с ограниченной ответственностью «Балтика Спец Тяж» (далее - Заявитель, ООО «БСТ») в соответствии Порядком выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденным Приказом Минтранса России от 18.10.2022 № 418 (далее - Порядок) в электронной форме посредством личного кабинета грузоперевозчика в уполномоченную организацию - Федеральное казенное учреждение «Центр мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорого федерального дорожного агентства» подано заявление № РДС 851723 от 31.03.2023 г. на получение специального разрешения на движение крупногабаритного транспортного средства: седельный тягач TGX 18.400 4x2 BLS, государственный регистрационный знак <***>, полуприцеп GN24 P210HD, государственный регистрационный знак <***> по маршруту (координаты): 56.725558, 60.754996 - 47.694968, 38.685886. При подаче заявления № РДС 851723 от 31.03.2023 г. Заявителем были заполнены все необходимые для его подачи графы, в том числе в разделе «Сведения о грузе» Обществом было указанно: «Крупногабаритный груз, габариты 12 (м) х 2,99 (м) х 3,57 (м), масса 24,66 (т), неделимый».
07.04.2023 г. ФКУ «Росдормониторинг» уведомило (№ ОТК-РДС851723) Общество об отказе в оформлении специального разрешения на основании пункта 30 главы VI Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по причине мотивированного отказа в согласовании владельцев автомобильных дорог или согласующих организаций от ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области, а именно в нарушение п.п. 9 п. 10 Приказа Минтранса России от 18.10.2022 г. № 418 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства», в заявлении отсутствует конкретное наименование перевозимого груза».
Полагая, что указанный отказ является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к следующим выводам.
Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, допускается при наличии специальных разрешений (часть 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии с положениями пункта 10.2 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257 – ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 г. № 257 – ФЗ), пунктом 1 распоряжения Федерального дорожного агентства № 4539-Р от 29.12.2022 г. «Об организации работы по оказанию государственной услуги по выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в федеральной информационной системе «Выдача специальных разрешений на автомобильную перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов» в электронной форме», органом, уполномоченным осуществлять выдачу специальных разрешений на движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в электронной форме, является ФКУ «Росдормониторинг», при этом правила подачи, приема и рассмотрения заявлений на выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, согласования, оформления и выдачи (отказа в выдаче) указанного специального разрешения определяет порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденный приказом Минтранса России от 18.10.2022 г. № 418 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства» (далее – Порядок).
Выдача специального разрешения осуществляется посредством федеральной государственной информационной системы «Выдача специальных разрешений на автомобильную перевозку крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов» (далее – Система), размещенной в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://safe-route.ru/lk.
В соответствии с пунктом 2 Порядка №418 специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (далее - специальное разрешение) выдается уполномоченным органом владельцу транспортного средства или его уполномоченному представителю (далее - заявитель) в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица уполномоченного орган.
Согласно пункту 7 Порядка №418 заявление с прилагаемыми к нему документами подается заявителем посредством личного кабинета перевозчика, доступ к которому осуществляется посредством официального сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), или федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).
Подпунктом 9 пункта 10 Порядка №418 установлено, что в заявлении указывается характеристика груза (при наличии груза) (наименование, габариты (длина, ширина, высота), масса, делимость. Номер и дата присваиваются уполномоченным органом заявлению после его регистрации. Дата начала выполнения поездок, указываемая в заявлении, не должна быть позднее 45 дней со дня подачи заявления. Заявление оформляется на русском языке машинописным текстом (наименования груза, марок и моделей транспортных средств, их государственных регистрационных номеров допускается оформлять буквами латинского алфавита).
Согласно пункту 11 Порядка к заявлению прилагаются:
1) копии документов на каждое транспортное средство (паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорт самоходной машины), с использованием которого планируется поездка (для транспортных средств, зарегистрированных органами Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, а также за пределами Российской Федерации);
2) схема тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (автопоезда) с изображением размещения груза (при наличии груза) (формируется автоматически на основании данных о транспортных средствах и грузе). На схеме изображаются транспортное средство, планируемое к участию в перевозке, его габариты с грузом и крепежными элементами (при наличии груза), количество осей и колес на нем, взаимное расположение осей и колес, распределение нагрузки по осям, а также при наличии груза - габариты груза, расположение груза на транспортном средстве, погрузочная высота, свес (при наличии) (изображается вид в профиль, сзади). В случае подачи заявления представителем лица, в чьих интересах осуществляется выдача специального разрешения, к заявлению также прилагается копия документа, подтверждающего его полномочия.
Для получения специального разрешения требуется согласование маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в порядке, установленном пунктом 7 статьи 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ.
Порядком предусмотрена обязанность уполномоченного органа установить путь следования по заявленному маршруту, определить владельцев автомобильных дорог, направить в их адрес запрос на согласование маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средств, при этом в случаях, установленных пунктом 15 Порядка, после согласования маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства всеми владельцами, определенными в соответствии с подпунктом 2 пункта 15 Порядка, уполномоченный орган направляет запрос на согласование маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства в адрес подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне, с территории обслуживания которого начинается указанный маршрут (в случае согласования маршрута движения в международном сообщении, а равно маршрута движения, начинающегося с территории города Москвы и Московской области и проходящего по территории двух и более субъектов Российской Федерации, - в подразделение Госавтоинспекции на межрегиональном уровне).
Запрос в Госавтоинспекцию направляется с приложением электронных копий документов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 11 Порядка, и при необходимости электронных копий проекта организации дорожного движения и (или) проекта, содержащего мероприятия по укреплению и (или) обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, направленные на обеспечение безопасного движения по такой автомобильной дороге или ее участку тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (специальный проект). Данный запрос включает сведения о представленных согласованиях владельцев автомобильных дорог, включая сведения о согласованном ими маршруте и об указанных особых условиях движения (при наличии), в том числе особых условиях движения, указанных владельцами пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций (при наличии).
Согласно подпункту 6 пункта 30 Порядка уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в выдаче специального разрешения, если ему поступил мотивированный отказ в согласовании от согласующей организации.
В соответствии с пунктом 13 Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении, утвержденного приказом Минтранса России от 28.03.2013 № 107, результатом предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения (далее – государственная услуга) является как выдача специального разрешения, так и отказ в его выдаче.
В рассматриваемом случае из материалов дела, 31.03.2023 г. ООО «БСТ» подано заявление № РДС 851723 на получение специального разрешения на движение крупногабаритного транспортного средства: седельный тягач TGX 18.400 4x2 BLS, государственный регистрационный знак <***>, полуприцеп GN24 P210HD, государственный регистрационный знак <***> по маршруту (координаты): 56.725558, 60.754996 - 47.694968, 38.
В поступившем на рассмотрение в Управление Госавтоинспекции Главного управления Министерства внутренних дел России по Свердловской области заявлении (РДС№ 851723) на движение крупногабаритного транспортного средства с грузом, в разделах «Характеристика груза», «Наименование» было указано: «Крупногабаритный груз», а также его габариты и масса.
Как следует из оспариваемого решения об отказе в согласовании, основанием его принятия явилось невыполнение заявителем требование подпункта 9 пункта 10 Порядка №418, а именно: не указание в заявлении наименования груза.
Факт несоблюдения обществом указанного требования Порядка №418 подтверждается материалами дела, а именно направленным заявлением, согласно которому при указании сведений о грузе заявитель ограничился указанием на крупногабаритный характер груза, габариты, массу. Наименование груза в поданном заявлении отсутствует. Понятие "крупногабаритный груз" не является наименованием перевозимого груза и не позволяет выделить его среди других разновидностей груза, на перевозку которого требуется выдача специального разрешения.
В силу положений Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, согласно которым перевозка грузов сопровождается оформлением транспортных документов: транспортной накладной, заказом–нарядом на предоставление транспортного средства, формы которых предусматривают указание наименования груза. Ввиду изложенного судом отклоняется довод заявителя об отсутствии оснований для указания наименования груза. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о соответствии оспариваемого заявителем отказа требованиям Правил №418.
Кроме того, оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку не препятствует ему повторно обратиться за получением специального разрешения путем направления заявления, соответствующего требованиям Правил №418.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Государственная пошлина на основании ст. 110 АПК РФ относится на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Е.В. Лукина