НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 26.12.2023 № А60-45824/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

26 декабря 2023 года                                                                                Дело №А60-45824/2023

Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2023 года

Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2023 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Хачёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.В. Камаевой, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-45824/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Богдановичский мясокомбинат" (ИНН 6633009795, ОГРН 1056600220654)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области (ИНН 6633001154, ОГРН 1046602082812)

третье лицо – Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области

о признании незаконным бездействия (с учётом уточнения заявленных требований), 

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Губотенко М.З., представитель по доверенности от 01.11.2023, паспорт, диплом, Орлова Е.Ю., представитель по доверенности от 01.11.2023, паспорт, Орехова Г.С., представитель по доверенности от 01.01.2023, паспорт;

от заинтересованного лица – Горинова В.А., представитель по доверенности от 23.12.2022, удостоверение, Лешкова Е.А., представитель по доверенности от 22.05.2023, удостоверение;

от третьего лица – Артюх Е.Н., уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области, удостоверение, Жеребцова А.П., представитель по доверенности от 14.03.2023, паспорт.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Богдановичский мясокомбинат" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области об обязании исполнить свои обязанности в натуре, т.е. произвести зачет выплат, совершенных истцом в качестве оплаты страховых взносов за 2, 3 кв. 2022г., произвести корректировку задолженности истца по страховым взносам за 2, 3 кв. 2022г., произвести корректировку и списание пеней, возникших вследствие задолженности по страховым взносам за 2, 3 кв. 2022г.

Определением суда от 30.10.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области.

До принятия судом решения по существу спора заявителем заявлено ходатайство об уточнении требований, просит признать незаконным бездействие межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области, выразившееся в незачтении денежных средств в бюджет, перечисленных Обществом по соответствующим КБК для уплаты страховых взносов за 2 и 3 кварталы 2022 года, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации сроками, об обязании зачесть страховые взносы за 2 квартал 2022 года - 28.07.2022, за 3 квартал 2022 года - 28.10.2022, принять меры по восстановлению прав и законных интересов Общества.

Уточнение заявленных требований принято судом на основании ст. 49 АПК РФ.

Заинтересованным лицом представлен отзыв, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя истца, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области в отношении ООО «Богдановичский мясокомбинат» проведена выездная налоговая проверка. По результатам выездной налоговой проверки, проведённой Инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки от 04.05.2022 № 1, дополнение к акту и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.11.2022 № 7 (далее - решение от 03.11.2022         №7).

Решением от 03.11.2022 № 7 начислены налоги в сумме 205 554 541 рублей, пени в сумме 105 993 532,37 рублей, Общество привлечено к ответственности по пунктам 1, 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- Кодекс) в сумме 5 105 039,45 рублей, уменьшена сумма убытка по налогу на прибыль организаций в сумме 255 414 895 рублей.

Не согласившись с вынесенным решением, Общество 21.11.2022 направило апелляционную жалобу. Решением УФНС России по Свердловской области от 28.02.2023 № 13-06/05726@ требования заявителя удовлетворены частично.

Сумма начислений по решению от 03.11.2022 № 7 с учетом решения Управления от 28.02.2023 № 13-06/05726@ составила 316 600 589 рублей, в том числе налог 205 518 558 рублей, пени - 105 977 579 рублей, штраф - 5 104 452 рубля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101.2 Кодекса решение от 03.11.2022 № 7 вступило в силу 28.02.2023.

В соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2023 года введен институт Единого налогового счета (далее -ЕНС).

Согласно статье 45 Кодекса принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:

1) недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления;

2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате;

3) пени;

4) проценты;

5) штрафы.

Начисления по решению от 03.11.2022 № 7 отражены в Едином налоговом счете 03.04.2023.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2022 № 776 «Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году» ООО «Богдановичский мясокомбинат» сроки уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, за апрель - июнь 2022 года в сумме 3 528 314,63 рублей, июль - сентябрь 2022 года в сумме 3 333 186,42 рублей продлены на 12 месяцев.

Отсрочка предоставлялась налогоплательщику в проактивном порядке, т.е. без подачи заявлений. Данная информация опубликована ФНС России в общедоступных источниках (Сайт nalog.gov.ru, раздел «Новости», дата публикации 16.05.2022).

Общество в 2022 году производило уплату платежей по страховым взносам своевременно.

Однако налоговый орган поступающие платежи по страховым взносам не отражал как исполнение обязанности по уплате по текущим периодам. Данные платежи рассматривались налоговым органом в качестве переплаты и при начислении задолженности в результате выездной налоговой проверки, были зачтены в счёт погашения возникшей задолженности.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителем в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Страховые взносы - это особые платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

При их исчислении, учете и дальнейшей реализации заложены такие страховые принципы, как всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Лица, с чьих доходов исчислены страховые взносы, являются застрахованными, могут получать медицинскую помощь, рассчитывать на оплату листка нетрудоспособности, пенсию и другие выплаты или услуги. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, помимо специальных законов, регулируется НК РФ.

В соответствии п. 1 ст. 419 НК РФ и п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" плательщиками страховых взносов являются, в том числе, юридические лица, на которых законодательно возложена обязанность по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды.

Статьей 146 БК РФ страховые взносы отнесены к федеральному и региональному бюджетам, следовательно, конечный получатель вышеуказанных платежей - Социальный Фонд РФ, существующий для того, чтобы государство могло контролировать расходы на социальное страхование граждан, а равно осуществляющий функцию по учету и законному распределению денежных потоков, формирующихся за счет обязательных отчислений.

Во исполнение требования п. 3 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 28-го числа, следующего календарного месяца.

Согласно п. 1 ст. 431 НК РФ, в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Расчетный период - это срок учета поступивших платежей.

Согласно ст. 423 НК РФ, расчетным периодом для страховых взносов признается календарный год, следовательно, все обязательные страховые платежи, в случае их своевременной уплаты налогоплательщиком, должны быть учтены и зачтены надлежащим образом до конца календарного года, т.е. до 31.12.2022 г.

29.04.2022 г. Правительством Российской Федерации принят подзаконный акт - Постановление № 776 «Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году». В соответствии с пунктами 1 и 2 указанного Постановления, сроки уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц за апрель-сентябрь 2022 года (2,3 кв. 2022 г.), продлевались на 12 месяцев.

Для того, чтобы воспользоваться установленным правом на отсрочку по уплате страховых взносов, никаких заявлений в налоговый орган направлять не требовалось, данная льгота предоставлялась автоматически, таким образом, отсрочка по уплате страховых взносов являлась правом, а не обязанностью хозяйствующего субъекта.

Истец данными мерами поддержки не воспользовался, заявлений о предоставлении отсрочки / рассрочки платежа в адрес Ответчика не направлял. Еще в 2022 г. Истцом своевременно, в установленные законом сроки исполнена обязанность по уплате страховых взносов за 2 и 3 кварталы 2022 г., что подтверждается платежными поручениями:

Квартал

Период

Вид страховых взносов

Начислено, руб.

ОПЛАЧЕНО по факту

№ 1111, дата

Сумма, руб.

2 квартал 2022

Апрель 2022

ПФ

850 240,04

1392 от 13.05.2022

850 245,00

Апрель 2022

ОМС

197 101,09

1393 от 13.05.2022

197 105,00

Апрель 2022

ФСС

109 202,08

1394 от 13.05.2022

109 210,00

Май 2022

ПФ

844 070,93

1723 от 10.06.2022

844 100,00

Май 2022

ОМС

195 670,99

1724 от 10.06.2022

195 680,00

Май 2022

ФСС

109 545,96

1725 от 10.06.2022

109 550,00

Июнь 2022

ПФ

898 163,10

2084 от 13.07.2022

898 165,00

Июнь 2022

ОМС

208 210,53

2085 от 13.07.2022

208 211,00

Июнь 2022

ФСС

116 109,91

2086 от 13.07.2022

116 110,00

ИТОГО за 2 кв. 2022 г.: 3 528 376,00 руб.

3 квартал 2022 г.

Июль 2022

ПФ

818 236,72

2417 от 12.08.2022

818 240,00

Июль 2022

ОМС

189 682,14

2418 от 12.08.2022

189 690,00

Июль 2022

ФСС

106 428,76

2419 от 12.08.2022

106 440,00

Август 2022

ПФ

805 533,01

2722 от 13.09.2022

805 550,00

Август 2022

ОМС

186 737,23

2723 от 13.09.2022

186 750,00

Август 2022

ФСС

104 796,30

2725 от 13.09.2022

104 800,00

Сентябрь 2022

ПФ

824 849,37

3060 от 13.10.2022

824 850,00

Сентябрь 2022

ОМС

191 215,10

3061 от 13.10.2022

191 220,00

Сентябрь 2022

ФСС

105 707,79

3062 от 13.10.2022

105 710,00

ИТОГО за 3 кв. 2022 г.: 3 333 250,00 руб.

Всего в адрес (на расчетные счета) Ответчика Истец совершил 18 целевых платежей, направленных на оплату страховых взносов за 2,3 кв. 2022 г. на общую сумму - 6 861 626,00 руб.

Согласно пп. 1,9 ст. 45 НК РФ, плательщик вправе исполнить обязанность по уплате страховых взносов досрочно. Досрочное исполнение налогового обязательства означает, что такое исполнение в силу закона ни при каких обстоятельствах не может впоследствии быть зачтено в счёт уплаты иных налогов.

Согласно п. 1 ст. 287 НК РФ «Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей», авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28-го числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом. Такими платежами являются, в частности, социальные страховые взносы.

По итогам отчетного (налогового) периода, суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода, т.е. перечисленные Истцом во 2,3 кварталах 2022 года социальные страховые взносы, должны были быть зачтены Ответчиком, как уплаченные в надлежащем порядке, в соблюдением установленных сроков, а именно в месяце, следующем за отчетным.

Постановление № 776 «Об изменении сроков уплаты страховых взносов в 2022 году» от 29.04.2022 г. декларировало новые временные сроки для уплаты страховых взносов.

При этом порядок зачета и дальнейшего распределения денежных средств в бюджет (ы), не изменился и остался прежним. Заявительный порядок предоставления рассрочки по уплате страховых взносов был утвержден только с 17.01.2023 г., в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2023 г. № 28 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации № 776 от 29.04.2022 г.».

При этом вышеуказанное Постановление не изменило порядок и сроки зачисления страховых взносов в бюджет.

Само по себе Постановление Правительства Российской Федерации № 776 от 29.04.2022 г. является подзаконным актом по отношению к Налоговому кодексу РФ, являющемуся Законом.

По своей природе подзаконные акты это юридические акты, устанавливающие нормы права,, которые основаны на законе и не могут ему противоречить.

Следовательно, вышеназванное Постановление не может противоречить нормам, установленным Налоговым кодексом РФ.

В свою очередь, НК РФ установил годовой расчетный период по уплате страховых взносов, а также срок для их зачета т.е. исполнения. Для 2022 года это - 31 декабря 2022 года.

Таким образом, уплаченные в установленный срок страховые взносы должны быть зачтены в 2022 году.

Не смотря на это, Ответчик не зачислил в бюджет денежные средства, уплаченные Истцом в счет страховых взносов, а аккумулировал их и удерживал на своих счетах до конца 2022 года, а после - 01.01.2023 г. переместил их на Единый налоговый счет Истца, где денежные средства продолжали находиться без движения до апреля 2023 г.

В апреле 2023 г. на эти суммы было обращено взыскание в счет частичной оплаты налоговой задолженности по Решению № 7 от 03.11.2022 г., в настоящее время являющимся предметом спора в Арбитражном суде Свердловской области, таким образом, страховые взносы Истца за 2,3, кв. 2022 г. остались неоплаченными.

В производстве Арбитражного суда Свердловской области находится дело № А60-28854/2023 по заявлению Истца к Ответчику о признании недействительным Решения № 7 от 03.11.2022 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 31.05.2023 г. по делу № А60-28854/2023 было удовлетворено ходатайство Истца о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого Решения: суд определил приостановить действие Решения № 7 от 03.11.2022 г., принятого Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области, до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу, которым закончится рассмотрение спора по существу.

Таким образом, заинтересованным лицом не исполнена предусмотренная законом обязанность по зачету страховых взносов, дальнейшему их перечислению на казначейские счета, и далее в распоряжение Социального фонда РФ.

На основании изложенного, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Суд полагает, что указание в резолютивной части решения на устранение налоговым органом допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя является следствием признания незаконным оспариваемого бездействия и надлежащим способом устранения нарушенных прав заявителя.

Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежит взыскать с налогового органа в пользу заявителя расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконным бездействие межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области, выразившееся в неучёте поступивших в бюджет денежных средств, перечисленных Обществом по соответствующим КБК для уплаты страховых взносов за 2 и 3 кварталы 2022 года, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации сроками.

Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Богдановичский мясокомбинат".

3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать смежрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 19 по Свердловской области (ИНН 6633001154, ОГРН 1046602082812) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Богдановичский мясокомбинат" (ИНН 6633009795, ОГРН 1056600220654) 3 000 руб. - в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

6. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии (343) 371-42-50.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                                                      И.В. Хачёв