НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 26.02.2024 № А60-69077/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620000, г. Екатеринбург, пер. Вениамина Яковлева, стр. 1,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

11 марта 2024 года Дело №А60-69077/2023

Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2024 года

Полный текст решения изготовлен 11 марта 2024 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.В. Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Ю.О. Виноградовой, рассмотрел в судебном заседании дело
№А60-69077/2023 по заявлению Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Спортивная школа по техническим видам спорта (ИНН 6661048940, ОГРН 1026605774865) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775) о признании незаконным решения от 18.11.2022 об отказе в возврате переплаты земельного налога,

при участии в судебном заседании:

от заявителя Цан И.С., представитель по доверенности от 01.12.2023 № 12/08/1,

от заинтересованного лица Медюха О.А, представитель по доверенности от 09.01.2024 № 04-13/00087.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Спортивная школа по техническим видам спорта (далее – заявитель, МБОУ ДО СШ по ТВС) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган)о признании недействительным решения от 18.11.2022 об отказе в возврате переплаты земельного налога.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признало.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования спортивная школа по техническим видам спорта с 21.11.2013 является собственником земельного участка с кадастровым номером № 66:41:0505015:59, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Новостроя.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 № 32 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № 66:41:0505015:59 по состоянию на 15.11.2012 была утверждена в размере 951 789 434,55 рубля.

17.04.2019 МБОУ ДО СШ по ТВС обратилось в Свердловский областной суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № 66:41:0505015:59 и установлении кадастровой стоимости обозначенного земельного участка по состоянию на 15.11.2012 в размере рыночной стоимости.

Свердловским областным судом вынесено решение от 05.08.2019 по делу № 3а-265/2019, которым исковые требования МБОУ ДО СШ по ТВС удовлетворены, установлена кадастроваястоимость земельного участка с кадастровым номером № 66:41:0505015:59 по состоянию на 15.11.2012 в размере рыночной стоимости 280 220 225 рублей, сведения внесены в ЕГРН.

МБОУ ДО СШ по ТВС представило в Инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2017 год и 2018 год с суммами налога к уменьшению за каждый год.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 08.10.2020 № 3333 были утверждены очередные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Свердловской области и кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № 66:41:0505015:59 по состоянию на 01.01.2020 была определена в размере 907 474 750 рублей. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка были внесены в ЕГРН 03.12.2020. Датой начала ее применения является 01.01.2021.

20.08.2021 МБОУ ДО СШ по ТВС обратилось в Свердловский областной суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с
кадастровым номером № 66:41:0505015:59 и установлении кадастровой стоимости обозначенного земельного участка по состоянию на 01.01.2020 в размере рыночной стоимости.

Свердловский областной суд, оценив представленное в материалы дела отчет об оценке от 11.06.2021, составленный оценщиком ООО «ЦКР-Оценка» по определению рыночной стоимости земельного участка, принял Решение от 06.10.2021 по делу № 3а728/2021, которым исковые требования МБОУ ДО СШ по ТВС удовлетворены путем установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № 66:41:0505015:59 по состоянию на 01.01.2020 в размере рыночной стоимости 189 910 000 рублей, сведения внесены в ЕГРН.

Заявитель полагает, что в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № 66:41:0505015:59 у него образовалась переплата по земельному налогу.

Заявитель 23.05.2022 направил заявление в Инспекцию о возврате излишне уплаченного земельного налога в сумме 7 400 000 рублей.

По данному заявлению от 23.05.2022 излишне уплаченный земельный налог в сумме 7 400 000 рублей 31.05.2022 был возращен заявителю на расчетный счет.

03.11.2022 заявитель вновь направил в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченного земельного налога за период с 2017 года по 2020 год в сумме 7 341 367 рублей.

Налоговым органом осуществлен возврат денежных средств только в
сумме 683 987 рублей. В отношении оставшейся суммы (6 657 379,02 рублей
7341367,00 - 683 987,00) Инспекция вынесла решение об отказе в зачете (возврате) излишне уплаченного земельного налога № 73684 от 18.11.2022 по причине истечения трех лет со дня уплаты.

МБОУ ДО СШ по ТВС считает, что по состоянию на 01.03.2023 у него числится переплата по земельному налогу в сумме 3 282 543,02 рубля в связи с излишней уплатой земельного налога за период с 2017 года по 2020 год.

01.03.2023 заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного земельного налога в сумме 3 282 543,02 рубля. Однако, в ответ на заявление Инспекция направила письмо от 10.03.2023 № 14-26/04430@, в котором указала, что со дня возникновения переплаты в размере 3 282 543 рубля истекло более 3-х лет, в связи с чем, возврат не производится.

Налогоплательщик, не согласившись с решениями Инспекции об отказе в возврате переплаты, обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области.

Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области от 21.07.2023 № 13-06/120635@ жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.

Полагая, что решение инспекции об отказе в возврате переплаты по земельному налогу не соответствует положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), нарушает права и интересы заявителя, последний обратился в Арбитражный суд Свердловской области.

Заявитель считает, что решение инспекции об отказе в возврате переплаты является незаконным, поскольку об имеющейся переплате по земельному налогу налогоплательщик узнал из решений Свердловского областного суда. В связи с чем, трехлетний срок для возврата налога, в течение которого у налогоплательщика имеется право подать в налоговый орган заявление о возврате налога, необходимо исчислять с даты принятия решения суда, т.е. с момента, когда налогоплательщик узнал об имеющейся переплате.

Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ) устанавливает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ (в редакции Кодекса, действующего на даты представления заявлений о возврате) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или из лишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.

Излишне уплаченный налог подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 6 статьи 78 НК РФ). Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 78 НК РФ).

По общему правилу, установленному пунктом 9 статьи 78 НК РФ, возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Пунктом 7 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Из содержания данных положений НК РФ следует, что для реализации предусмотренного статьей 21 НК РФ права налогоплательщик должен обратиться в соответствии со статьей 78 НК РФ в налоговый орган по месту учета с заявлением о возврате или зачете переплаты.

В силу статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которых введены налоги.

Согласно статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база согласно статье 391 НК РФ определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).

На основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

Таким образом, земельное законодательство Российской Федерации допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка путем установления его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Положения п. 1.1 ст. 391 НК РФ применяются к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019.

Одним из таких оснований является решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решения суда об установлении рыночной стоимости этого объекта налогообложения, принятого после 01.01.2019, и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8 статьи 78 НК РФ).

В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Порядок применения срока, установленного пунктом 8 статьи 78 НК РФ, разъяснен определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О. Данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в пределах общего срока исковой давности. В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Общий срок исковой давности в силу статьи 196 ГК РФ установлен в пределах трех лет.

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56).

Из материалов дела следует, что о переплате земельного налога по спорным периодам заявитель узнал только в 2021 году после принятия решения Свердловского областного суда от 06.10.2021 по делу № 3а728/2021.

При таких обстоятельствах суд считает, что срок на возврат налога не пропущен, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области от 18.11.2022 об отказе Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования Спортивная школа по техническим видам спорта в возврате переплаты по земельному налогу за 2017-2020 г.г.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области возвратить Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования Спортивная школа по техническим видам спорта (ИНН 6661048940, ОГРН 1026605774865)

из бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2017-2020 г.г. в сумме 3282543 руб. 02 коп.

3. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Свердловской области (ИНН 6679000019, ОГРН 1116674014775) в пользу Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Спортивная школа по техническим видам спорта (ИНН 6661048940, ОГРН 1026605774865) 3000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования Спортивная школа по техническим видам спорта (ИНН 6661048940, ОГРН 1026605774865) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3000 руб. 00 коп. по платежному поручению от 14.12.2023 №1437273.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

6. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии (343) 371-42-50.

В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья Е.В. Бушуева