АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
30 сентября 2020 года Дело №А60-69620/2019
Резолютивная часть решения объявлена 23 сентября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2020 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Е. Калашника при ведении протокола секретарем судебного заседания М.И. Левитан рассмотрел в судебном заседании дело № А60-69620/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Монтажно-сервисная компания Востокметаллургмонтаж» (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – общество «МСК ВММ», налогоплательщик)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, далее – инспекция, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее – Управление ФНС)
о признании недействительными решений от 21.06.2019 № 14-01, от 05.09.2019 № 993/19.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества «МСК ВММ» - ФИО1 (доверенность от 27.02.2020), ФИО2 (доверенность от 27.02.2020);
инспекции - ФИО3 (доверенность от 28.08.2019 № 05-09/05), ФИО4 (доверенность от 08.08.2019 № 05-03/02), ФИО5 (доверенность от 28.08.2019 № 05-09/03), ФИО6 (доверенность от 28.08.2019 № 05-09/04), ФИО7 (доверенность от 09.01.2020 № 01-30).
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество «МСК ВММ» обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений от 21.06.2019 № 14-01, от 05.09.2019 № 993/19.
Определением суда от 26.01.2020 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 02.03.2020.
В ходе судебного заседания инспекцией приобщен к материалам дела отзыв с приложением материалов проверки.
Заявителем приобщено к материалам дела дополнение к заявлению.
Судом установлено, что заявитель оспаривает, в том числе, решение Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 05.09.2019 № 993/19.
Согласно ч. 6 ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, а также по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика.
При таких обстоятельствах судом сделан вывод о необходимости привлечь к участию в деле в качестве соответчика Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
С учетом привлечения к участию в деле соответчика суд полагает необходимым предварительное судебное заседание отложить.
Кроме того, инспекции предлагается представить налогоплательщику реестр переданных в суд документов.
Налогоплательщику предлагается уточнить, в какой части оспаривается решение инспекции от 21.06.2019 № 14-01.
Определением суда от 10.03.2020 предварительное судебное заседание отложено на 26.03.2020.
В соответствии с ч. 5 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании.
В силу Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 суды в период с 19.03.2020 по 10.04.2020 рассматривают только категории дел безотлагательного характера, а также дела в порядке приказного и упрощенного производства.
В связи с тем, что рассматриваемое дело не относится к категории дел безотлагательного характера, суд полагает необходимым отложить судебное заседание.
Определением суда от 23.03.2020 судебное разбирательство отложено на 29.04.2020.
До начала судебного заседания со стороны Управления ФНС в материалы дела поступил отзыв.
Со стороны инспекции в материалы дела поступили копии переданных материалов.
Со стороны заявителя в материалы дела поступили копии приходно-кассовых ордеров, реестр.
Судебное заседание 29.04.2020 не состоялось по причине объявления нерабочих дней до 30.04.2020.
При указанных обстоятельствах суд счел необходимым судебное разбирательство отложить в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Дата следующего судебного заседания определена, принимая во внимание необходимость обеспечить соблюдения санитарных требований при проведении судебного заседания в период распространения короновирусной инфекции.
Определением суда от 28.05.2020 предварительное судебное заседание отложено на 08.07.2020.
До начала судебного заседания со стороны заявителя в материалы дела поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, просит признать недействительным решениеУправления ФНС от 05.09.2019 № 993/19, признать недействительным в части доначисления сумм НДФЛ и соответствующих взносов решение инспекции от 21.06.2019 № 14-01.
Уточнение судом принято на основании положений ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Также со стороны налогоплательщика поступило ходатайство об истребовании у ОМВД России по г. Первоуральск материалов проверки по заявлению (КУСП 18253) генерального директора общества «МСК ВММ» ФИО8
Судом данное ходатайство рассмотрено и в его удовлетворении отказано, поскольку суд рассматривает дело о признании недействительными решений налоговых органов на основании доказательств, собранных заинтересованным лицом в период проведения налоговой проверки.
В ходе судебного заседания налоговым органом приобщены к материалам дела учетная политика, положение об оплате труда, карточки счетов 51, 70 за 2016 год.
Суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, признал дело подготовленным к судебному разбирательству.
Заявитель возражает против перехода к рассмотрению спора по существу.
Определением суда от 15.07.2020 судебное разбирательство назначено на 07.08.2020.
До начала судебного заседания со стороны заявителя в материалы дела поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела.
В ходе судебного заседания инспекцией приобщено к материалам дела дополнение к отзыву.
Судом заслушаны доводы сторон относительно заявленных требований.
С учетом ходатайства об отложении суд счел необходимым отложить судебное разбирательство в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
После отложения суд полагает необходимым исследовать представленные в материалы дела доказательства на предмет того, каким образом оформлялись возвраты денежных средств работниками (определение сторонами суммы договора подряда при заключении, оформление документов при определении стоимости фактически выполненных работ).
Определением суда от 20.08.2020 судебное разбирательство отложено на 24.08.2020.
В ходе судебного заседания инспекцией приобщены к материалам дела сводная информация по сотрудникам, копии карточек счета, сводов по зарплате.
Налогоплательщиком приобщены к материалам дела копии договоров подряда, справки КС-3, акты КС-2, материалы проверки КУСП № 18253, выписки по счетам.
С учетом представления документов непосредственно в ходе судебного заседания, намерения налогоплательщика ознакомиться с материалами дела, суд счел необходимым отложить судебное разбирательство в соответствии со ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 01.09.2020 (резолютивная часть объявлена 24.08.2020) судебное разбирательство отложено на 23.09.2020.
К судебному заседанию со стороны заявителя поступили дополнительные документы: служебные записки в подтверждение довода о том, что сотрудникам общества «МСК ВММ» было известно об изменении объемов работ и, как следствие, изменении стоимости работ.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
по результатам выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 04.05.2016 по 31.12.2017 инспекцией составлен акт от 14.01.2019 № 14-01 и 21.06.2019 вынесено решение № 14-09/11174 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу «МСК ВММ» доначислены налог на добавленную стоимость в общей сумме 12 992 руб. 00 коп., налог на прибыль в сумме 517 485 руб. 00 коп., налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в сумме 1 037 492 руб. 67 коп., страховые взносы в сумме 2 152 807 руб. 38 коп., начислены пени в общей сумме 796 527 руб. 16 коп. Кроме того, общество «МСК ВММ» привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, назначен штраф в сумме 517 933 руб. 88 коп., предусмотренной ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 207 498 руб. 53 коп., предусмотренной п. 1 ст. 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 2500 руб. 00 коп., предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 6800 руб. 00 коп.
Основанием для доначисления НДФЛ, соответствующих пеней и штрафов послужил вывод инспекции о занижении налогоплательщиком доходов, выплаченных физическим лицам в целях налогообложения НДФЛ и страховыми взносами.
В ходе налоговой проверки инспекцией установлено, что согласно оборотам по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» за 2016 год физическим лицам выплачена заработная плата в сумме 895 067 руб. 96 коп, в том числе наличными денежными средствами в сумме 73 500 руб., путем перечисления денежных средств на карточные счета работников – 821 567 руб. 96 коп. За 2017 год физическим лицам выплачена заработная плата в сумме 14 069 318 руб. 99 коп., в том числе наличными денежными средствами в сумме 128 600 руб., путем перечисления денежных средств на карточные счета работников – 13 940 718 руб. 99 коп.
В соответствии с бухгалтерскими проводками Дебет 50 Кредит 70 отражены операции по возврату в кассу денежных средств, ранее перечисленных на карточные счета работников. За 2017 год произведен возврат денежных средств на сумму 6 429 874 руб. 09 коп.
В ходе проверки налоговым органом установлены несоответствия в части выплаченных и отраженных как удержанные сумм:
1. ФИО9 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 106600руб. с формулировкой «зарплата по платежной ведомости, РКО» - карточка сч. 70 Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 40 934,25руб. (данная сумма заявлена обществом «МСК ВММ» в справке 2-НДФЛ. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 5321руб. (40934,25*13%), проводка 70/68.01 - заявлено в справке 2-НДФЛ. Иные доходы, выплаченные ФИО9, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 106 600руб.
2. ФИО10 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 45 000руб. с формулировкой «зарплата по квитанции, аренда квартиры» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 112 873 руб. 81 коп. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 14 674 руб. (112873,81*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные ФИО10, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 45000руб.
3. ФИО11 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 182 804 руб. 71 коп. с формулировкой «зарплата по РКО. зарплата по ведомости, зарплата за месяц» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 61 732руб. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 8025руб. (61732*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные ФИО11, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 182 804 руб. 71 коп.
4. ФИО12 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 4800руб. с формулировкой «команд, расходы» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 81 942 руб. 88 коп. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 10653руб. (81942*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные ФИО12, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 4800руб.
5. ФИО13 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 2400руб. с формулировкой «команд, расходы» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 56 971 руб. 10 коп. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 7406руб. (56971*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные ФИО14, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 2400 руб.
6. ФИО15 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 3400руб. с формулировкой «команд, расходы» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 73 386 руб. 38 коп. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 9540 руб. (73386,38*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные ФИО15, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 3400 руб.
7. ФИО16 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 1400 руб. с формулировкой «команд, расходы» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 15 337 руб. 90 коп. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 1994руб. (15337*13%) проводка 70/68.01 - заявлено в справке 2-НДФЛ. Иные доходы, выплаченные ФИО17, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 1400 руб.
8. ФИО18 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 1400 руб. с формулировкой «команд, расходы» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 86 704 руб. 02 коп. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 11 272 руб. (86704.02*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные ФИО18, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 1400 руб.
9. К.Д. - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 7000 руб. с формулировкой «команд, расходы» - карточка сч. 70. Справки 2-НДФЛ на ФИО19 не представлены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и СВ с суммы 7000 руб.
10. ФИО20 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 2200 руб. с формулировкой «команд, расходы» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 41 296 руб. 50 коп. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 5369 руб. (41296*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные ФИО20, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 2200 руб.
11. ФИО21 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 1000 руб. с формулировкой «команд, расходы» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 69 317 руб. 56 коп. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 9011руб. (69317*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные ФИО21, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 1000 руб.
12. ФИО22 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 5400 руб. с формулировкой «команд, расходы» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 61 826 руб. 88 коп. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 8037 руб. (61826*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные ФИО22, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 5400 руб.
13. ФИО23 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 9100 руб. с формулировкой «команд. Расходы, зарплата по платежной ведомости» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 4516 руб. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 587руб. (4516*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные ФИО23., в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 9100 руб.
14. ФИО24 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумм 1000 руб. с формулировкой «команд. Расходы» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 4516 руб. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 587руб. (4516*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные ФИО24, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 1000 руб.
15. ФИО25 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 9500 руб. с формулировкой «команд. Расходы» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 4516 руб. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 587руб. (4516*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные ФИО25, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 9500 руб.
16. ФИО26 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 1000руб. (аналитика Ф-ных) с формулировкой «команд. Расходы» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 4516 руб. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 587руб. (4516*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные Ф-ных, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 1000 руб.
17. ФИО27 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 2600 руб. с формулировкой «команд. Расходы» - карточка сч. 70. Справки 2-НДФЛ на ФИО27 не представлены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 2600 руб.
18. ФИО28. - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 4200 руб. с формулировкой «команд. Расходы» - карточка сч. 70. Справки 2-НДФЛ на ФИО28 не представлены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 4200 руб.
19. ФИО29 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 3800 руб. с формулировкой «команд. Расходы» - карточка сч. 70. Справки 2-НДФЛ на ФИО29 не представлены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 3800 руб.
20. ФИО30 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 3400 руб. с формулировкой «команд. Расходы» - карточка сч. 70. Справки 2-НДФЛ на ФИО30 не представлены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и СВ с суммы 3400руб.
21. ФИО31 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 42 808 руб. 75 коп. с формулировкой «зарплата по РКО» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 25 127 руб. 50 коп. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 3267руб. (25127*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные ФИО31, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 42 808 руб. 75 коп.
22. ФИО32 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 10 000 руб. с формулировкой «зарплата по РКО» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 23 115 руб. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 3005 руб. (23115*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные ФИО32, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 10 000 руб.
23. ФИО33 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 1600 руб. с формулировкой «командировочные расходы» - карточка сч. 70. Справки 2-НДФЛ на ФИО33 не представлены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и СВ с суммы 3400 руб.
24. ФИО34 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 1500 руб. с формулировкой «командировочные расходы» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 58 970 руб. 51 коп. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 7666 руб. (58970,51*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные ФИО34, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 1500 руб.
25. ФИО35 - 2017 год
Проведена проводка 70/71.1 на сумму 1800 руб. (аналитика ФИО35) с формулировкой «командировочные расходы» - карточка сч. 70. Начислена официально заработная плата проводкой 20.01/70 в сумме 6145 руб. 99 коп. С этой суммы удержан НДФЛ в размере 799руб. (6145,99*13%) проводка 70/68.01. Иные доходы, выплаченные ФИО35, в справке 2-НДФЛ не учтены. Соответственно, занижена база для исчисления НДФЛ и страховых взносов с суммы 1800 руб.
По документам налогоплательщика ФИО11 выполнял работу по договору подряда только начиная с 13.08.2017, в связи с чемне мог вернуть деньги в кассу с апреля по июль 2017, выданные только с 31.08.2017.
По командировочным: при анализе счета 71.01 было установлено, что отдельные физические лица, а именно ФИО8 имеют перед обществом «МСК ВММ» задолженность по выданным под отчет денежным средствам. Однако, до вступления в силу Указаний Банка России № 4416-У от 19.06.2017г. (до 19.08.2017г.) О внесении изменений в Указание банка России от 11 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» выдача наличных денег под отчет производилась только при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег. Подотчетное лицо было обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.
Кроме того, в соответствии с п. 3 Постановления правительства Российской Федерации № 749 от 13.10.2008г. «Об особенностях направления работников в служебные командировки» работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» разработаны унифицированные формы приказов (распоряжений) о направлении работника в командк^вку (форма № Т-9, № Т9а).
В рамках проведения выездной налоговой проверки разрешительные документы обществом «МСК ВММ» (приказы) о направлении работников в командировки вне места постоянной работы представлены не были.
Таким образом, по мнению налогового органа в 2017 году база для исчисления НДФЛ и страховых взносов занижена по 1 эпизоду на 455 713 руб. 46 коп. Соответственно, не исчислен, не удержан НДФЛ в сумме 59 242 руб. 75 коп. (455 713,46*13%), а также занижена сумма страховых взносов на 123 654.95 руб.
Кроме того, на основании установленных в ходе налоговой проверки обстоятельств инспекцией сделан вывод о том, что реального возврата денежных средств в кассу организации работниками не производилось, в связи с чем указанные доходы работников подлежат включению в налоговую базу при исчислении НДФЛ и страховых взносов.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 05.09.2019 № 993/19, вынесенным по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение инспекции в части доначисления сумм НДФЛ и соответствующих страховых взносов, решение Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области вынесены с нарушением требований налогового законодательства, нарушают его права и законные интересы, общество «МСК ВММ» обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов сторон, судом сделан вывод о том, что требование заявителя не подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В силу ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 названной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
Согласно п. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
В соответствии с п. 6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
В соответствии со ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное не удержание и (или) не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Судом установлено, что налогоплательщиком представлены приходные кассовые ордера, согласно которым физическими лицами производилось внесение денежных средств в кассу по основанию «возврат излишне перечисленной заработной платы». Удержания из заработной платы носят массовый и систематичный характер. Перечисления с расчетного счета производятся ежемесячно в отношении 163 сотрудников. Процент возврата составляет 46,1 % (то есть, почти половина выплаченных денежных средств) от суммы денежных средств, перечисленных по основанию «выплата заработной платы».
Вместе с тем отсутствуют документы, которые в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете являются основанием для удержания денежных средств из заработной платы работников, доказательства получения согласия работников на удержание денежных средств материалы дела не содержат. Порядок удержания денежных средств из заработной платы работников учетной политикой общества «МСК» и иными локальными актами не установлен. Установленное законом ограничение разового размера удержания Заявителем не соблюдается.
В проверяемый период (2017г.) штатным расписанием налогоплательщика не предусмотрена должность бухгалтер-кассира. В организации отсутствует само подразделение «бухгалтерия», что свидетельствует о недостоверности информации по факту возврата денежные средства. Например, ФИО36, в соответствии с протоколом допроса свидетеля №14-47 от 07.08.2019 утверждает, о том, что деньги он передавал кассиру Олесе Николаевне, которая в штате общества «МСК ВММ» не числится, по договору не трудоустроена, справки 2-НДФЛ не представлены.
В ходе выездной налоговой проверки проведены допросы свидетелей ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40,, ФИО41, ФИО13, ФИО42, которые пояснили, что заработная плата выплачивалась на карточные счета, возврат денежных средств в кассу предприятия никогда не производили.В ходе допроса свидетелям на обозрение представлены приходно-кассовые ордера. Свидетелями даны пояснения о том, что наличные денежные средства в кассу общества «МСК ВММ» не вносились, приходные кассовые ордера не подписывались, корешки от приходных кассовых ордеров не забирались. Неофициальную заработную плату, кроме той, которая выплачивалась на карту, не получали.Со слов работников зарплата перечислялась на карту Сбербанка. Таким образом, опрошенные сотрудники подтверждают, что перечисленные на карту денежные средства в рамках зарплатного проекта носят официальный характер.
В соответствии с гражданско-правовыми договорами, представленными налогоплательщиком заявитель обязуется выплатить физическому лицу вознаграждение и компенсировать понесенные расходы в рамках исполнения договора подряда. Размер вознаграждения и компенсации установлены договором. Таким образом, налогоплательщик принял на себя обязательства по выплате в адрес физических лиц определенного размера доходов.
Вместе с тем, в целях налогообложения НДФЛ, размер компенсационных выплат, установленных гражданско-правовыми договорами, общество «МСК» не учитывает; документы, подтверждающие произведенные физическими лицами расходы, в материалы дела не представлены. Из допросов физических лиц следует, что общество «МСК» дополнительно в адрес работников производило выплаты суточных; материалы, инструменты, спецодежда выдавались организацией нанимателем.
Компенсационные выплаты налогоплательщиком не учитывались, в дальнейшем в бухгалтерском учете производилось отражение хозяйственных операций по возврату денежных средств физическими лицами в кассу предприятия.
Тот факт, что операции по возврату денежных средств в кассу предприятия носили фиктивный характер, подтверждается рядом обстоятельств, установленных в рамках проверки. Например, возврат денежных средств производился ранее даты перечисления указанных денежных средств. Например: возврат денежных средств производится ФИО11 10.05.2017 в размере 14 910 рублей, при том, что ФИО11 денежные средства не перечислялись. Возврат денежных средств ФИО43 в размере 6 273,81 рублей произведен 26.06.20 при том, что ранее указанной даты денежные средства ФИО43 не перечислялись.
Денежные средства, которые согласно представленных в рамках проверки документов возвращены в кассу предприятия, согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 50 аккумулировались в кассе предприятия. Инкассация денежных средств не производилась, лимит остатка денежных средств в кассе в нарушение п. 2 Указаний от 11.03.2014 №3210-У ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» налогоплательщиком не установлен. В дальнейшем денежные средств, как следует из данных бухгалтерского учета, выдаются под отчет сотрудникам общества «МСК»; при этом в ходе проведения выездной налоговой проверки приказы и распоряжения руководителя организации о выдаче денежных средств под отчет не представлены, причины и основания для аккумуляции денежных средств в крупном размере в кассе предприятия не представлены.
В рамках проверки установлены факты наличия задолженности перед предприятием у генерального директора ФИО8 по денежным средствам, выданным под отчет: денежные средства предприятию не возвращаются. Более того, при наличии задолженности общество «МСК ВММ» продолжает осуществлять выдачу денежных средств под отчет генеральному директору ФИО8 в нарушение п. 6 Указаний Банка России от i 1 марта 2014 года № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», согласно которым выдача наличных денег под отчет производится только при условии полного погашения подотчетным лицом задолженности по ранее полученной под отчет сумме наличных денег.
Физические лица ФИО44, ФИО45 произвели возврат денежных средств в кассу предприятия в сумме, превышающей сумму, поступившую им на карточный счет; вместе с тем предприятие согласно справке по форме 2-НДФЛ отражает сведения о полученных ФИО44 и ФИО45 доходах за 2017 год.
При анализе оформления возвратов «излишне выплаченных» денежных средств, установлены несоответствия: сотрудники вернули в кассу больше, чем получили; вернули денежных средств меньше, чем получили; не вернули деньги вообще.
Инспекцией составлена таблица с учетом «возвратов» (стр. 102-108 решения).
Вернули больше, чем следовало 24 человека: ФИО11, ФИО44, ФИО46, ФИО46, ФИО43, ФИО47, ФИО45, ФИО41 И, ФИО48, ФИО19 Д, ФИО49 ФИО13, ФИО50. ФИО34, ФИО51, ФИО52, ФИО52, ФИО52, ФИО31, ФИО53, ФИО53. ФИО54, ФИО55, ФИО8.
Другие способы оплаты труда вышеуказанных лиц в ходе проверки не установлены. Таким образом, по данным таблицы получается, что данные физические лица работали безвозмездно, ввиду того, что сумма возврата денежных средств превышала суммы начисленных и перечисленных денежных средств.
Вернули меньше, чем следовало 84 человека: ФИО56, ФИО56, ФИО56, ФИО56, ФИО57, ФИО57, ФИО57, ФИО9, ФИО46, ФИО46 А, ФИО46 Р, ФИО46 А, ФИО47, ФИО47 Б, ФИО47, ФИО47 И, ФИО47 С, ФИО47 В, ФИО47 К, ФИО37, ФИО58, ФИО59, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО41 А, ФИО19. ФИО19, ФИО19, К-ных, ФИО50, ФИО13, ФИО62, ФИО62, ФИО34, ФИО34, ФИО62, Митьковский, ФИО62, ФИО62, ФИО18, ФИО52, ФИО42, ФИО52, ФИО20, ФИО63, ФИО63, ФИО40, ФИО53, ФИО53, ФИО39, ФИО53, ФИО53, ФИО53, ФИО21, ФИО53, ФИО53, ФИО53, ФИО12, ФИО64, ФИО36, ФИО22, ФИО64, ФИО65, ФИО54, Ф-ных, ФИО66, ФИО67, ФИО15, ФИО55, ФИО38, ФИО24, ФИО46, ФИО47, ФИО47 Р, Коваль, ФИО19 С, ФИО19, ФИО27, ФИО64, ФИО67. ФИО67, ФИО67, ФИО68.
Не вернули вообще 25 человек: ФИО57, ФИО46, ФИО46 С, Кабанов, ФИО19, ФИО62, ФИО62, ФИО35, ФИО69, ФИО52, ФИО32, ФИО53, ФИО19, ФИО64, ФИО10, ФИО56, ФИО29, ФИО46, ФИО47, ФИО58, Донская, ФИО19, ФИО50. ФИО53, ФИО53. . (прил. Таблица 3).
Пояснения по поводу установленных в рамках проверки несоответствий и противоречий, содержащихся в документах, заявителем не представлены. Представленные налогоплательщиком документы в подтверждение уменьшения цены выполненных работ по договорам гражданско-правового характера (договоров подряда) оценены судом критически, поскольку оформлены в виде служебных записок, что характерно для оформления взаимодействия в рамках трудовых правоотношений. Возможности уменьшения стоимости работ, определение стоимости подлежащих выполнению работ и фиксация стоимости фактически выполненных работ документально не подтверждены. Заявитель ссылается на отсутствие индивидуального исчисления налоговых обязательств по каждому сотруднику, однако индивидуализированного документооборота по каждому случаю возврата денежных средств «подрядчиками» им также не представлено.
Установленное в рамках выездной налоговой проверки нарушение подтверждается совокупностью доказательств. Кроме показаний свидетелей налоговое правонарушение подтверждается данными бухгалтерского учета (в том числе» выявленными в бухгалтерском учете несоответствиями и противоречиями), отсутствием первичных учетных документов и нарушением порядка удержания из заработной платы, установленного положениями трудового законодательства к законодательства о бухгалтерском учете, нарушением ведения кассовых: операций и порядка выдачи под отчет денежных средств; обстоятельствами, свидетельствующими о недобросовестном поведении налогоплательщика (в том числе, ведении двойного учета в целях незаконной минимизации налоговых обязательств).
Согласно изъятых в ходе выемки документов обнаружены дополнительные ведомости (списки) по выплате неучтенных доходов работникам общества «МСК ВММ» наличными денежными средствами. В соответствии данными ведомостями установлена выплата неучтенного дохода сотрудникам. Суммы, собранные инспекцией на основании изъятых документов представлены в акте, а также сгруппированы в последней колонке таблицы оспариваемого решения. Поскольку изъятые документы не подтверждают сам факт получения физическими лицами денежных средств, так как не являются платежно-расчетной ведомостью, они не учтены при определении налоговых обязательств общества «МСК ВММ», однако служат косвенным доказательством наличия двойного учета в организации.
В соответствии с Инструкцией о порядке применения Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.
Счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму подоходного налога).
По дебету счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, то есть счет корреспондирует со счетами: по кредиту - с 70 (проводка 70/68 - удержан НДФЛ); по дебету -с 51 (проводка 68/51 - перечислен в бюджет удержанный НДФЛ).
По дебету счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.
Операции по начислению заработной платы отражаются проводкой 20/70 (на основании данной проводки формируется сумма дохода по справке 2-НДФЛ), выдача заработной платы отражается проводкой 70/51 (50) - за минусом НДФЛ, одновременно проводкой 70/68 - отражается удержанный НДФЛ (на основании данной проводки отражается сумма налога по справке 2-НДФЛ).
Счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами" предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы.
Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, отражаются по кредиту счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". В дальнейшем эти суммы списываются со счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (если они могут быть удержаны из оплаты труда работника) или 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (когда они не могут быть удержаны из оплаты труда работника).
Обществом «МСК ВММ» при отсутствии авансовых отчетов сделана прямая проводка 70/71. То есть, в счет ранее выданных под отчет денежных средств, задолженность должностных лиц проверяемого налогоплательщика по 71 счету уменьшается в счет выдачи заработной платы работникам. Однако, при этом, кредитовый оборот по счету 70 в аналитическом учете по сотрудникам не увеличивается. Соответственно, занижается налоговая база для исчисления НДФЛ и страховых взносов, НДФЛ не удерживается, страховые взносы не начисляются, не уплачиваются.
На основании установленных обстоятельств судом сделан вывод о доказанности вывода инспекции о фиктивном документообороте с целью уменьшения налоговых обязательств по уплате НДФЛ и страховых взносов, в связи с чем оснований для признания решения инспекции и решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 05.09.2019 № 993/19 не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Монтажно-сервисная компания Востокметаллургмонтаж» о признании недействительными в части решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 30 по Свердловской области от 05.09.2019 № 993/19, решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 05.09.2019 № 993/19 отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья С.Е. Калашник