НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 23.07.2019 № А60-73363/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

30 июля 2019  года                                               Дело №А60-73363/2018

Резолютивная часть решения  объявлена 23 июля 2019 года

Полный текст решения изготовлен  30 июля 2019 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой, при ведении протокола судебного заседания до перерыва – секретарем судебного заседания И.Д. Косыревой, после перерыва - помощником судьи Е.Л. Гребневой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Газовые сети» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (ИНН <***>, ОГРН <***>), Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Уральское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>), Федеральная антимонопольная служба (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о  признании недействительным решений

при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1, представитель по доверенности № 005/2018 от 29.12.2018, паспорт (до и после перерыва); ФИО2, представитель по доверенности  № 004/2019 от 29.12.2018, паспорт (после перерыва);

от заинтересованных лиц:

от ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга – ФИО3, представитель по доверенности № 05-10  от 01.02.2019,  удост. (до и после перерыва); ФИО4, представитель по доверенности № 05-10 от 09.01.2017, удост. (до и после перерыва); ФИО5, представитель по доверенности от 01.02.2019 № 05-10, удост. (до и после перерыва); ФИО6, представитель по доверенности № 05-10 от 17.01.2018, удост.(после перерыва);

от УФНС по Свердловской области – ФИО6, представитель по доверенности № 09-22/68 от 09.01.2019, удост. (после перерыва);

от третьих лиц - не явились, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Отводов составу суда не заявлено.

Государственное унитарное предприятие Свердловской области «Газовые сети» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 20.08.2018 года №15-14/35700 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 04.12.2018 года №1687/18.

От заинтересованных лиц поступили отзывы и материалы проверки, в удовлетворении требований просят отказать.

От заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении дополнительных документов, от заявителя поступили ходатайства о приобщении возражений на отзывы заинтересованных лиц, привлечении третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Уральское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН <***>, ОГРН <***>), Федеральная антимонопольная служба (ИНН <***>, ОГРН <***>). Ходатайства о приобщении документов судом удовлетворены.

Определением от 04.03.2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Уральское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная антимонопольная служба.

Рассмотрение дела начато судьей Л.В. Колосовой.

Определением от 13.03.2019 года произведена замена судьи.

В результате электронного перераспределения судьей по настоящему делу определен судья Н.В. Гнездилова.

Поступило ходатайство о вызове эксперта, судом в удовлетворении ходатайства отказано.

От заинтересованного лица поступило ходатайство о приобщении документов, документы судом приобщены к материалам дела.

Заявитель в судебном заседании ссылается на наличие в производстве Арбитражного суда Свердловской области дела № А60-71562/2017, в рамках которого исследуется вопрос о том же самом объекте налогообложения (отвод к газопроводу).

Определением суда от 18.04.2019 производство по делу приостановлено до  вступления в законную силу решения Арбитражного суда Свердловской области от 04.03.2019 года по делу №А60-71562/2017.

Определением суда от 09.07.2019 производство по делу возобновлено.

Заявителем представлено дополнение к возражениям на отзывы заинтересованных лиц, а также заключение АО «Гипрониигаз» от 26.11.2018  о проведении технической экспертизы основных средств, принадлежащих Заказчику на праве хозяйственного ведения с целью определения их отношения к магистральным трубопроводам, а также сооружениям, являющихся их неотъемлемой частью, Доказательства приобщены к материалам  судебного дела.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд

                                           УСТАНОВИЛ:

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга проведена выездная проверка Государственного унитарного предприятия Свердловской области «Газовые сети»  по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, о чем составлен акт проверки от 21.11.2017 № 15-14/53.

По результатам рассмотрения материалов проверки, инспекцией принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.08.2018 № 15-14/35700, которым доначислены суммы налогов в общем размере 49 941 608 рублей, начислены пени в размере 16 418133,08 рублей, налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 5 644 425,85 рублей, в том числе в оспариваемой части доначислен налог на имущество в размере 31734335 руб., пени в размере 10338082,07 руб., штраф в размере 3909162,6 руб.

Основанием для начисления налога на имущество послужил вывод налогового органа о неправомерном применении пониженной ставки   при исчислении налога на имущество.

Заявитель, полагая, что решение инспекции не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы обратилось в Управление ФНС России по Свердловской области (далее - Управление) с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение в части доначисления налога на имущество организаций, соответствующих сумм пеней и штрафных санкций.

Решением Управления № 1687/18 от 04.12.18, апелляционная жалоба удовлетворена в части, сумма штрафных санкций снижена до 977290,65 руб., в остальной части жалоба оставлена без удовлетворения.

Полагая, что  решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 20.08.2018 №15-14/35700 и Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 04.12.2018 №1687/18 вынесены неправомерно, Государственное унитарное предприятие Свердловской области «Газовые сети» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Как следует из материалов проверки  и пояснений  представителей налогового органа ГУП Свердловской области  «Газовые сети» на праве хозяйственного ведения владеет имуществом, в том числе газопроводами-отводами, переданными Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО). Строительство газопроводов - отводов осуществлялось ОАО «Газпром» с участием МУГИСО.

Налогоплательщиком за проверяемый период заявлена пониженная ставка налога на имущество, в соответствии с п.3 ст. 380 НК РФ, по объектам основных средств, поименованным в Перечне № 504.

К перечню объектов, являющихся неотъемлемой технологической частью магистральных газопроводов (льготируемых объектов), налогоплательщиком отнесены:

-Газопровод отвод «Велижаны-Тавда» и АГРС (33380), Нижнетавдинский р-н;

- Магистральный газопровод Ирбит-Туринск;

- Газопровод отвод и ГРС в г. Новая Ляля;

- 1473/10000   доли   в   общей   собственности.   Газопровод   отвод   Арти-

Михайловск-Новые Серги. 2 этап,3,4 п;

- 3476/10000   доли   в   общей   собственности.   Газопровод-отвод   Арти-Михайловск-Новые Серги 1 этап, 1,2 п;

-2071/10000 доли в общей собственности Газопровод-отвод к ГРС г.Алапаевск от 41 км газопровода-отвода к ГРС г.Нижняя Салда;

- Автодорога от ГРС г.Алапаевск до дома операторов, ул.ФИО7 ЗОВ/06;

- Воздушная линия электропередач 0,4 кВ Алапаевск, ул.ФИО7 ЗОВ/08;

- Воздушная линия электропередач 10 кВ, 260 м к трансформатору ГРС с опорами ж/б (4 шт), г. Алапаевск, ФИО7 ЗОВ/09;

- Газопровод от ГРС Алапаевск до дома операторов ФИО7 ЗОВ/06;

- Мачта радиорелейной связи, <...>;

- Жилой дом литер А, <...>;

- Блок редуцирования газа в <...>;

- Водопровод к дому операторов, 219 пм, <...>;

- Газопровод-отвод, п.В.Синячиха, Ду 219 мм, ул. Октябрьская 65/03;

- Газопровод-отвод  к дому  операторов  в  п.В.Синячиха,  Ду  57мм,  ул. Октябрьская 65/05;

- Линия электроснабжения ГРС, 1600 п.м, <...>;

- Мачта радиорелейной связи, <...>;

- ГРС (блок управления «Урожай-20»), <...>;

- ГРС №1, литер 4А, 4Б;

- ГРС №2, литер 4В, 4Д;

- ГРС с.Черновское, Ирбитский р-н;

- Дом оператора с.Черновское Ирбитский р-н;

- Кабель связи 670 м;

- Подземный газопровод до Автоматической ГРС в с. Черновское, Ирбитский р-н;

- Подземный газопровод н/д от Автоматической ГРС в с. Черновское Ирбитский р-н;

- Сооружение ГРС (21,4 кв.м) лит.1 ограждение

Налогоплательщиком в ходе проверки представлены свидетельства о государственной регистрации объектов принятого имущества, инвентарные карточки ОС-6, выписки и оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерским счетам 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 75 «Расчеты с учредителями», акты приема-передачи ОС, акты ввода в эксплуатацию и иные документы.

В соответствии с представленными  предприятием документами,  на балансе организации числится, в том числе имущество построенное за счет средств Областного бюджета, принятое в собственность Свердловской областью в лице МУГИСО и переданное МУГИСО в хозяйственное ведение ГУП Свердловской области  «Газовые сети» (документы основания - приказ МУГИСО «О приеме имущества в государственную собственность Свердловской области и передаче в хозяйственное ведение ГУП Свердловской области «Газовые сети»» №690 от 27.05.2014).

В соответствии с договорами, действовавшими, в проверяемом периоде (договор от 03.10.2011 №3-0125/12), ЗАО «Уралсевергаз» обязуется поставить ГУП Свердловской области  «Газовые сети» газ, для последующей реализации населению.

Вместе с тем, как указывает инспекция,  налогоплательщик не представил доказательства, подтверждающие отнесение спорных объектов к льготируемому имуществу, налоговым органом проведена техническая экспертиза по спорным объектам на основании документов, представленных организациями ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» и ООО «Газпром трансгаз Югорск».

В материалы дела представлено  заключение эксперта №9461/Ц от 25.10.2017 по результатам проведения технической экспертизы объектов основных средств ГУП Свердловской области «Газовые сети», из которого следует, что  спорные объекты основных средств по наименованиюсоответствуют разделу «Имущество, относящееся к магистральным газопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью» Перечня, утверждённого Постановлением Правительства РФ №504 от 30.09.2004.

 Вместе с тем заключение эксперта  содержит выводы о том, чтоспорные объекты основных средств к имуществу по смыслу Перечня имущества, относящегося к магистральным трубопроводам, а также к сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций, утвержденного постановлением Правительства №504 от 30.09.2004, не относятся).

Кроме того, налоговым органом, на основании технической документации, карт-схем,  полученных  от  ООО  «Газпром  трансгаз  Екатеринбург»  (ОАО  «Газпром») установлено, что спорные газопроводы - отводы, принадлежащие ГУП Свердловской области  «Газовые сети» на праве хозяйственного ведения, подключены к существующим магистральным газопроводам - отводам, принадлежащие ОАО «Газпром» и переданных в аренду ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург». В представленной ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» технологической схеме газоснабжения Свердловской области указаны границы раздела эксплуатации газопровода - отвода между ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» (ООО «ГПТГ Екатеринбург») и ГУП Свердловской области «Газовые сети».

Согласно п.5.1.1 СТО Газпром 2-3-454-2010 эксплуатацию магистральных газопроводов осуществляют эксплуатирующие организации ПАО «Газпром». На территории Свердловской области такими организациями являются - ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» (ИНН <***>) и ООО «Газпром трансгаз Югорск» (ИНН <***>).

Заинтересованное лицо указывает, что  из анализа проектной и инвентаризационно-технической документации видно, что спорные газопроводы-отводы и ГРС, принадлежащие ГУП Свердловской области «Газовые сети» предназначены для подачи природного газа потребителям - предприятиям и населенным пунктам Свердловской области.

Газопроводы, указанные Обществом в перечне льготируемого имущества в период 2013-2015г.г. фактически являются газопроводами подключения, предназначенные для подачи подготовленного (в соответствии с действующими отраслевыми стандартами или ТУ) к дальнему транспорту природного газа от производителя (поставщика) до магистрального газопровода (системы магистральных газопроводов)

Учитывая установленные терминологическое и технологическое отличия газопровода магистрального от иных, налоговый орган, квалифицировав спорный объект, как газопровод подключения, и  пришел к выводу о неправомерном отнесении Заявителем данного объекта к льготируемому имуществу.

Заявитель считает, что газопроводы-отводы по своим техническим характеристикам последовательно присоединены к магистральным газопроводам и являются его продолжением, и соответственно, его отводами; рабочее давление спорных газопроводов-отводов свыше 1,2 МПа; доставка газа до потребителей осуществляется через ГРС, которые понижают давление, что соответствуют магистральным газопроводам. Таким образом, спорные газопроводы-отводы относятся к магистральным газопроводам и обеспечивают транспортировку природного газа до места его потребления. Тот факт, что спорный объект является частью магистрального трубопровода также свидетельством о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов № А54-04281, Приказом ФСТ 22.08.2013-э1 об установлении тарифов по транспортировке газа по магистральным газопроводам, Письмом от Уральского Управления Ростехнадзора от 17.09.2018 № 19-00-10/9839 об относимости объектов к магистральным газопроводам, а также к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд считает заявленные ГУП Свердловской области «Газовые сети» подлежащими  частичному удовлетворению, исходя из нижеследующего.

На основании статьи 373 НК РФ  ГУП Свердловской области «Газовые сети» является плательщиком налога на имущество организаций.

Пунктом 1 статьи 374 НК РФ определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Признаки основных средств даны в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденный Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать их в меньшем размере (пункт 1 статьи 56 Кодекса).

Установление в налоговом законе налоговой льготы предполагает, что наряду с общим порядком налогообложения существует и специальный, в результате которого налогоплательщик, применяющий льготу, получает определенные преимущества по сравнению с другими плательщиками налога в виде снижения или смягчения налогового бремени.

Таким образом, с правовой точки зрения, налоговая льгота - это специальная норма, которая может применяться лишь при наличии установленных законодательством условий, которые не подлежат расширительному толкованию.

В соответствии с пунктом 1 ст. 380 НК РФ ставки по налогу на имущество устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 3 статьи 380 НК РФ, в редакции Федерального закона от 29.11.2012 г. N 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», действующей с 01.01.2013 г., налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1%, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Статьей 2 Закона Свердловской области от 27.11.2003 г. № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» общая ставка по данному налогу установлена в размере 2,2%.

При этом пунктом 4.1 данной статьи предусмотрено, что для организаций в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, ставки налога на имущество организаций устанавливаются в 2013 году в размере 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1%, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента.

На основании данных норм применяется Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 504, которым утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень N 504).

В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу «Примечание», в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.

Однако право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. Само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.

Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий:

1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 3 ст. 380 НК РФ;

2) имущество поименовано в Перечне № 504.

Как следует из  оспариваемого решения, основанием для доначисления налога на имущество организаций  послужили выводы инспекции о неправомерном применении пониженной ставки по налогу на имущество организаций в отношении спорного имущества, поскольку данный объект не является неотъемлемой частью магистрального трубопровода.

Поскольку в налоговом законодательстве отсутствует понятие «магистральный трубопровод»,  то в силу положений  статьи 11 НК РФ для уяснения соответствующего термина необходимо руководствоваться отраслевыми стандартами.

Согласно  СНиП 2.05.06-85, утвержденному Приказом Госстроя от 25.12.2012 г. N 108/ГС трубопровод магистральный - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя здания, сооружения, его линейную часть, в том числе объекты, используемые для обеспечения транспортирования, хранения и (или) перевалки на автомобильный, железнодорожный и водный виды транспорта жидких или газообразных углеводородов, измерения жидких (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, газовый конденсат, широкая фракция легких углеводородов, их смеси) или газообразных (газ) углеводородов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.

Стандарт ОАО "Газпром" СТО ГАЗПРОМ РД 2.5-141-2005 от 18.03.2005 г., на который также ссылается налогоплательщик, устанавливает термины и определения понятий в области газораспределения и тесно связанных с ней областях газоснабжения для всех дочерних обществ и организаций ОАО "Газпром". Указанный стандарт отличает магистральный газопровод от иных, в том числе промыслового, газопровода подключения, базового, соединительного, газосборного коллектора, шлейфа, газопровода-отвода и других.

Вышеназванный Стандарт СТО ГАЗПРОМ РД 2.5-141-2005 определяет магистральный газопровод, как комплекс производственных объектов, обеспечивающих транспорт природного или попутного нефтяного газа, в состав которого входят однониточный газопровод, компрессорные станции, установки дополнительной подготовки газа (например, перед морским переходом), участки с лупингами, переходы через водные преграды, запорная арматура, камеры приема и запуска очистных устройств, газораспределительные станции, газоизмерительные станции, станции охлаждения газа.

Под базовым газопроводом понимается газопровод, предназначенный для транспорта газа из районов его добычи в районы потребления или передачи в другие газопроводы.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает возможным применение при рассмотрении настоящего спора СТО ГАЗПРОМ РД 2.5-141-2005, который является обязательным для организаций, входящих в систему Газпрома и устанавливает терминологическое и технологическое отличие газопровода магистрального от других видов.

В соответствии со стандартом магистральный газопровод - это комплекс производственных объектов, обеспечивающих транспорт природного или попутного нефтяного газа, в состав которого входят однониточный газопровод, компрессорные станции, установки дополнительной подготовки газа (например, перед морским переходом), участки с лупингами, переходы через водные преграды, запорная арматура, камеры приема и запуска очистных устройств, газораспределительные станции, газоизмерительные станции, станции охлаждения газа.

Газопровод-отвод определяется стандартом как газопровод, предназначенный для подачи газа от распределительных или магистральных газопроводов до газораспределительных станций (ГРС) городов, населенных пунктов или отдельных потребителей.

Из представленных налогоплательщиком карт-схем, проектной и инвентаризационно-технической документации следует, что принадлежащие ГУП CO «Газовые сети» газопроводы-отводы соответствуют функциональному назначению, указанному в СТО Газпром РД 2.5-141-2005 ( п. 3.6.11., п. 3.6.12).

Газопровод магистральный распределительный - газопровод для подачи газа из магистральных газопроводов в отводы или к отдельным группам потребителей.

Газопровод распределительный - газопровод' распределительной сети, обеспечивающий подачу газа от источника газоснабжения до газопроводов-вводов к потребителям газа.

Как указано в стандарте «термин «газопровод магистральный распределительный» введен с целью определения терминологического отличия данного газопровода (являющегося магистральным) от распределительного газопровода. Кроме того, имеется и более существенное отличие, по уровню давления газа: в магистральном газопроводе >1,2 Мпа, в распределительном газопроводе - < 1,2 Мпа».

Таким образом, помимо функционального назначения, существенное значения для квалификации объектов является величина рабочего давления.

Приведенные в заключении эксперта №9461/Ц от 25.10.2017 технические характеристики спорных объектов соответствуют требованиям к магистральным газопроводам (п. 2.2, 2.3.3 заключения).

Аналогичные технические характеристики отражены в картах учета опасных производственных объектов, являющихся приложением к свидетельству о регистрации.

Регистрацию опасных производственных объектов производит Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), которой осуществляются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Уральское управление Ростехнадзора, указывает в письме №19-0010/9839 от 17.09.2018 на принадлежность спорных объектов к магистральным газопроводам, при этом  анализирует не только соответствие наименований объектов, но и обобщает имеющиеся в распоряжении Ростехнадзора сведения и документы по объектам.

Постановление Правительства РФ от 14.07. 1997 N 858 "Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром" определяет условия и порядок доступа независимых организаций на территории Российской Федерации к газотранспортной системе ОАО "Газпром" для снабжения газом потребителей Российской Федерации. Основополагающим принципом в данной области является право недискриминационного доступа к газотранспортной системе ОАО "Газпром" для любой организации на территории Российской Федерации.

Вывод заинтересованного лица  об обязательной принадлежности магистральных газопроводов к газотранспортной системе ОАО «Газпром»,  не основан на нормах законодательства (ФЗ «О газоснабжении в РФ», Постановление Правительства №504 от 30.09.2004,  СТО Газпром 2-3.5-454-2010 не содержат указание на то, что признание объекта магистральным газопроводом или сооружением, являющимся его неотъемлемой частью, зависит от включения объекта в систему магистрального транспорта газа ОАО «Газпром»).

Согласно утверждениям заявителя, ГУП Свердловской области «Газовые сети» является газораспределительной, газоснабжающей и газотранспортной организацией.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.

Принадлежность спорных объектов Заявителю сторонами не оспаривается. Факт оказания услуг по транспортировке газа подтверждается представленными заявителем копиями договоров на транспортировку газа по магистральным газопроводам, заключенных с поставщиком газа АО «Уралсевергаз».

Довод налогового органа о том, что ГУП Свердловской области «Газовые сети» не является газотранспортной  и газоснабжающей организацией, а относится к категории газораспределительных организаций,  отклоняется судом, поскольку установление качественных и целевых характеристик исследуемого объекта не может быть поставлено в зависимость от рода деятельности собственника объекта.

Для применения по спорным объектам налоговой льготы,  необходимо соответствие объектов техническим требованиям и технологическим параметрам, предъявляемым к магистральным газопроводам. Заключение эксперта №9461/Ц от 25.10.2017, свидетельства о регистрации опасных производственных объектов, письмо Уральского управления Ростехнадзора и другие доказательства подтверждают, что спорное имущество по технологическим параметрам соответствует магистральным газопроводам и сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.

Налогоплательщиком в материалы дела также  представлено заключение АО «Гипрониигаз» от 26.11.2018  о проведении технической экспертизы основных средств, принадлежащих Заказчику на праве хозяйственного ведения с целью определения их отношения к магистральным трубопроводам, а также сооружениям, являющихся их неотъемлемой частью. Согласно выводам  эксперта: Объекты основных средств ГУП Свердловской области  «Газовые сети» по наименованию, техническим характеристикам, назначению относятся к магистральным  газопроводам и сооружениям, являющимся их неотъемлемой частью (по смыслу Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 504).   

В ходе судебного заседания установлено и не оспарено налоговым органом, что все газопроводы-отводы являются последовательным продолжением магистральных газопроводов или подключены в иные газопроводы-отводы, врезанные в магистральные сети. Также установлено, что непосредственно в газопроводы-отводы ни один конечный потребитель не подключен. Таким образом, функциональным назначением данных объектов является транспортировка газа от магистрального газопровода до газораспределительной станции населенного пункта.

С целью установления функциональной принадлежности спорного
имущества, налогоплательщиком представлены дополнительные  доказательства: свидетельства о регистрации опасных производственных объектов (ОПО), сведения о применяемом при транспортировке газа тарифе, а также данные о рабочем давлении в рассматриваемых газопроводах.

Согласно имеющейся в материалах дела исполнительно-технической документации, технических паспортов на оборудование и сети, актов приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов, а также сводной таблицы по техническим параметрам объектов, представленной заинтересованным лицом, рабочее давление в спорных сетях составляет от 1,2 до 7,5 Мпа.

Технические паспорта на ГРС устанавливают, что величина входного давления находится в пределах от 1,2 до 7,5 Мпа, а на выходе от 0,25 до 1,6 Мпа. Таким образом, технические параметры «давление» спорных объектов находятся в диапазоне, указанном в п. 6.1. СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*.

Давление газа в сети газоснабжения определяет, какое количество опасного вещества (газа) находится в системе, соответственно какое его количество и с какой скоростью может выйти в окружающую среду при возникновении утечки.

Карты учета опасных производственных объектов, свидетельства о регистрации ОПО, представленные в материалы проверки, расчет количества опасного вещества подтверждают, что газопроводы-отводы и газораспределительные станции относятся к объектам чрезвычайно высокой и высокой опасности, являются частью магистрального газопровода и эксплуатируются в составе сети транспортировки газа.

При транспортировке газа по спорным газопроводам применяется тариф для транспортировки газа по магистральному газопроводу, что подтверждается представленными в материалы проверки договорами и решением Арбитражного суда Свердловской области по делу №А60-27028/2016.

Принимая во внимание вышеуказанные положения, разграничивающие понятия магистрального газопровода и газопровода-отвода,  положения проектной и инвентаризационно-технической документации предоставленной налогоплательщиком в подтверждение обоснованности применяемой льготы, суд полагает, что спорные газопроводы-отводы отвечает функциональным признакам льготируемого имущества - магистрального газопровода, поскольку по своему функциональному назначению и характеристикам является неотъемлемой технологической частью магистрального газопровода, техническая характеристика «давление» и установленные в отношении исследуемого объекта тарифы соответствуют аналогичным, установленным в отношении газопроводов подтвержденного магистрального значения.

С учетом изложенного, суд считает оспариваемое  заявителем  решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 20.08.2018 №15-14/35700 неправомерным, требования ГУП Свердловской области «Газовые сети», в указанной части,  подлежат удовлетворению.

Вместе с тем суд считает не подлежащим удовлетворению требования заявителя о признании незаконным решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 04.12.2018 года №1687/18.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в абз. 4 ст. 75 Постановления Пленума от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика (как и его действия, выразившиеся в принятии решения), может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, только если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.

Принятое Управлением  Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 04.12.2018 №1687/18 само по себе не нарушает прав заявителя, так как не уменьшает его права и не устанавливает для него новых обязанностей, процедура принятия решения не нарушена, решение принято в пределах полномочий Управления. Своим решением Управление не нарушило прав и законных интересов заявителя в сфере экономической и предпринимательской деятельности, доказательств обратного заявителем не представлено.

Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.

2. Признать недействительным решение Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.08.2018 № 15-14/35700 в части доначисления налога на имущество организаций, соответствующих  сумм пени и штрафа.

В остальной части требований отказать.

3.Обязать Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов  ГУП Свердловской области «Газовые сети».

4. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбургав пользу ГУП Свердловской области «Газовые сети» 3000 (Три тысячи)   рублей,        в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

5. Взыскать с ГУП Свердловской области «Газовые сети» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 (Три тысячи) рублей.

  6. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

  7. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

8. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии <***>.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                   Н.В. Гнездилова