АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
25 ноября 2016 года Дело №А60-39838/2016
Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2016 года
Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Э.С. Исмаиловым, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-39838/2016
по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" (ИНН 6671151256), закрытого акционерного общества "Управляющая Жилищная компания "УРАЛ-СТ" (ИНН 6670174349, ОГРН 1076670015839), акционерного общества "Управляющая Компания "Екатеринбург" (ИНН 6672351459, ОГРН 1116672023027)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований:
- общество с ограниченной ответственностью "Инсис" (ИНН 6662103947, ОГРН 1026605416760),адрес: 620046, область Свердловская, город Екатеринбург, улица Майкопская, дом 10,помещение 315а;
- общество с ограниченной ответственностью "Комтехцентр" (ИНН 6670019135, ОГРН 1026604951086), адрес: 620049, область Свердловская, город Екатеринбург, улица Комсомольская,37, офис 405;
- общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга" (ИНН 6673137507, ОГРН 1069673000099), адрес: 620135,область Свердловская, город Екатеринбург, улица Старых Большевиков,77;
-общество с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания ЖК "Адмиральский" (ИНН 6659170598, ОГРН 1086659005410), адрес: 620014,область Свердловская, город Екатеринбург, улица Юмашева,13,офис 7;
- товарищество собственников жилья "Адмиральское" (ИНН 6659162678, ОГРН 1076600011685), адрес: 620014,область Свердловская, город Екатеринбург, улица Юмашева,13,7;
- общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" (ИНН 6672200900, ОГРН 1056604560430), адрес: 620026,область Свердловская, город Екатеринбург, улица Декабристов,16/18,"З";
- общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Татищевская" (ИНН 6658350340, ОГРН 1096658014254), адрес: 620028,область Свердловская, город Екатеринбург, улица Мельникова,20,88;
- общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЮГ-Энерго" (ИНН 6658320850, ОГРН 1086658023759), адрес: 620144,область Свердловская, город Екатеринбург, улица Циолковского, дом 27;
- закрытое акционерное общество "Гильдия ЖКХ" (ИНН 6685000183, ОГРН 1126685000199) , адрес: 620030,область Свердловская, город Екатеринбург, улица Карьерная, дом 2, офис 811;
- Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131), адрес: 620095,область Свердловская, город Екатеринбург, улица Малышева, дом 101;
- Администрация города Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800), адрес: 620014, область Свердловская, город Екатеринбург, проспект Ленина,24 а.
о признании недействительным решения №06-04/23 от 01.07.2016 и предписания,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района": Леванов А.Г., представитель по доверенности от 09.01.2014, Лунегова А.Г., представитель по доверенности от 25.10.2016 №173;
ЗАО "Управляющая Жилищная компания "УРАЛ-СТ": Назаренко Е.А., представитель по доверенности от 01.04.2016 года;
от заинтересованного лица – Дмитриева Т.Н., представитель по доверенности от 25.07.2016 №62;
от третьих лиц - ООО "Инсис": Костарева Ю.И., представитель по доверенности от 01.01.2016
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.
Акционерное общество "УК "Екатеринбург" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о признании недействительными решения и предписания №06-04/23 от 01.07.2016 года.
От заявителя и заинтересованного лица поступило ходатайство об объединении настоящего дела с делами №А60-39838/2016, №А60-42434/2016, №А60-44775/2016.
28 октября Арбитражный суд вынес определение об объединении дел в одно производство для совместного рассмотрения дела №А60-44775/2016, №А60-39838/2016, №А60-42434/2016, при этом объединенному делу подлежит присвоению номер № А60-39838/2016.
От ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" поступило ходатайство о приобщении доказательств направления заявления третьим лицам по делу, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области ходатайство о приобщении отзыва по объединенным делам, от ООО "Инсис" ходатайство о приобщении отзыва по делу, от Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области ходатайство о приобщении отзыва по делу. Ходатайства судом рассмотрены и удовлетворены.
В судебном заседании от представителя заявителя ЗАО "Управляющая компания "РЭМП Железнодорожного района" приобщены дополнения к заявлению и дополнительные документы.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Антимонопольным органом было возбуждено дело на основании заявления ООО «Инсис» (далее - Оператор) о нарушении некоторыми управляющими организациями, в т.ч. ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района», ЗАО «УК «Екатеринбург» и др., антимонопольного законодательства, в связи с тем, что указанные управляющие организации на обслуживаемом ими жилфонде препятствовали ООО «Инсис» в предоставлении услуг связи жильцам многоквартирных домов (далее - МКД) путем недопуска Оператора к оборудованию связи, размещенному на общедомовом имуществе, обуславливая недопуск необходимостью внесения платы за размещение оборудования/предоставление допуска к нему.
Так, между ООО «Инсис» (Заказчик) и ЗАО «УК «Екатеринбург» (Исполнитель) заключен договор о сотрудничестве № 02-0117077106-03 от 17.02.2014, на основании которого Исполнитель предоставляет место для размещения оборудования и кабелей связи Заказчика, в том числе во внутренних и внешних конструктивных элементах здания, внутренних и внешних инженерных коммуникациях здания, в местах общего пользования в целях прокладки и дальнейшей эксплуатации линий и средств связи Заказчика. Данным договором предусмотрена оплата в размере 550 рублей за услуги, предоставляемые Исполнителем (п. 4.1).
Между ООО «Инсис» и ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» заключен и действует возмездный договора-оказания услуг по предоставлению доступа № 06-09/су от 01.05.2007, предметом которого является оказание услуг по предоставлению доступа сотрудникам ООО «Инсис» в места общего пользования ряда многоквартирных жилых домов.
Между ООО «Комтехцентр» (Заказчик) и ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» (Исполнитель) заключен договор оказания услуг № Т-720 от 01.09.2014, на основании которого Исполнитель предоставляет доступ к инженерной инфраструктуре многоквартирных домов, находящихся в управлении Исполнителя.
Между ООО «Комтехцентр» (Заказчик) и ЗАО «УК «Екатеринбург» (Исполнитель) заключен договор оказания услуг № 06-09/07 от 01.05.2007, на основании которого Исполнитель предоставляет доступ к инженерной инфраструктуре многоквартирных домов, находящихся в управлении Исполнителя.
ООО «Инсис» направило в адрес ЗАО «УК «Екатеринбург» и ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» письма с предложением заключить взамен существующих возмездных договоров безвозмездные соглашения о сотрудничестве, которые регулировали бы порядок действий при предоставлении доступа оператору к своему оборудованию, предусматривали бы ответственность оператора за причинение вреда общему имуществу жильцов многоквартирного дома и прочие существенные условия.
Поскольку урегулировать отношения с управляющими организациями по поводу доступа к оборудованию связи на безвозмездной основе не удается, заявки операторов связи по поводу доступа к этому оборудованию игнорируются, что приводит к отказу операторов связи от заключения публичного договора об оказании услуг связи с собственниками помещений в этих -многоквартирных домах.
Антимонопольному органу в дело были предоставлены письма оператора связи ООО «Инсис» управляющим организациям (ЗАО «УК «Екатеринбург» и ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района») с просьбами о допуске сотрудников оператора связи к оборудованию связи, расположенному в многоквартирных домах, управляемых данными управляющими организациями.
В материале дела представлены Акты о недопуске сотрудников оператора связи к оборудованию ООО «Инсис», расположенному в управляемых управляющими организациями многоквартирных домах от 13.11.2014, 01.12.2014, 02.12.2014, 03.12.2014, 20.04.2015, 21.04.2015, 29.04.2015.
В ответ на письма оператора связи о допуске к общему имуществу многоквартирного дома ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района» (исх. № 2539 от 27.05.2015; исх. № 6829 от 18.12.2014) сообщает, что управляющая компания «не отказывает в предоставлении доступа в места общего пользования многоквартирных домов и данная процедура не должна осуществляться безвозмездно. Для заключения договора доступа, а так же согласования размера платы и определения порядка предоставления доступа необходимо направить письмо в ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района»».
В ответ на письма оператора связи о допуске к общему имуществу многоквартирного дома ЗАО «УК «Екатеринбург» (исх. № 11756, № 11760, № 11765, № 11766, № 11767 от 29.04.2015; исх. № 11466 от 06.05.2015) сообщает, что «в связи с отсутствием протоколов голосования собственников на размещение оборудования в местах общего пользования, а также договоров на возмещение потребляемой электроэнергии ЗАО «УК «Екатеринбург» вынуждены в доступе Вам отказать».
01 июля 2016 года решением Управления федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по делу №06-04/23 ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района» и ЗАО «УК «Екатеринбург» признаны виновными в нарушении ч. 5 ст. 11 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в координации экономической деятельности операторов связи, предоставляющих услуги связи собственникам помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляется данными управляющими компаниями, путем инициирования заключения с операторами связи возмездного договора по поводу посещения на общем имуществе в управляемом многоквартирном доме средств и линий связи. ЗАО "Управляющая Жилищная компания "УРАЛ-СТ" привлечено в деле №06-04/23 третьим лицом.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, Управляющие Компании обратились в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ целями антимонопольного законодательства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, что в силу ч. 1 ст. 8 Конституции РФ гарантируются в качестве основ конституционного строя в РФ.
Антимонопольное законодательство является предусмотренным федеральным законом основанием для ограничения гражданских прав, в том числе посредством установления пределов их осуществления (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 3 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о защите конкуренции Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В ст. 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7).
Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (п. 17 ст.4 Закона о защите конкуренции).
Под товарным рынком - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п.4);
Под товаром - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п.1).
Под взаимозаменяемыми товарами - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях) (п. 3).
К объектам гражданских прав относятся результаты работ и оказание услуг (ст. 128 ГК РФ), а к объектам оценки в ст. 5 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» относятся объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте, в том числе работы, услуги. Работы и услуги, являющиеся продуктами лицензируемых видов деятельности, согласно п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 129 ГК РФ относятся к ограниченно оборотоспособным объектам гражданских прав, исчерпывающий перечень которых определяется законодательством.
В соответствии с п. 2 и п. 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416) под деятельностью по управлению многоквартирными домами понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 Жилищного кодекса РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирных домах. При этом управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома, как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно - климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290).
Деятельность по управлению многоквартирными домами в силу ч. 1.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного ч. 3 ст. 200 Жилищного кодекса РФ случая, когда лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства РФ до дня:
1) возникновения обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса; ^
2) возникновения обязательств по договору управления многоквартирным домом, заключенному управляющей организацией с товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) возникновения обязательств по договорам, заключаемым при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме;
4) государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений (п. 32); под электросвязью - любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам (п. 35);
Услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи (п. 1 ст. 44 Закона о связи). Пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации, именуется абонентом (п. 1 ст. 2 Закона о связи).
Согласно ч.1 ст.29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В соответствии со ст.2 Закона о связи под сетью связи понимается технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи (п. 24); под средствами связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи (п. 28); под линиями связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи (п. 7).
Обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю доступа к сети связи лицензиата входит в Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи (пп. «а» п. 4 раздела XV Перечней лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87).
В п. 2 Правил оказания телематических услуг связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575) под технической возможностью предоставления доступа к сети передачи данных понимается одновременное наличие незадействованной монтированной емкости узла связи, в зоне действия которого запрашивается подключение пользовательского (оконечного) оборудования к сети передачи данных, и незадействованных линий связи, позволяющих сформировать абонентскую линию связи между узлом связи и пользовательским (оконечным) оборудованием; под предоставлением доступа к сети передачи данных -совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского (оконечного) оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского (оконечного) оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети передачи данных в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи; под абонентской линией - линия связи, соединяющая пользовательское (оконечное) оборудование с узлом связи сети передачи данных.
Согласно п. 1.2 Руководящего документа отрасли "Телематические службы" РД 45.129-2000 (утв. Приказом Минсвязи РФ от 23.07.2001 N 175) в состав телематической службы оператора связи входят технические средства оператора связи, включая его сети доступа и транспортные сети, предназначенные исключительно для оказания телематических услуг, и протоколы, обеспечивающие взаимодействие терминалов пользователей с телематической службой, а точка доступа к телематической службе, в которой оператор связи предоставляет пользователю (или другому оператору связи) услуги с объявленным качеством, всегда находится на оборудовании оператора. При этом в рамках услуг общедоступной электрической связи абонентская линия независимо от ее типа предоставляется абоненту в постоянное пользование (п. 7 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637).
В состав документов, связанных с управлением многоквартирным домом, согласно пп. «д» п. 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, далее - Правила № 491) включается проектная документация на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома.
Проектная документация согласно п. 3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, далее - Положение № 87) состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме.
Согласно пп. «д» п. 15 и п. 20 Положения № 87 подраздел "Сети связи" входит в раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" и для объектов непроизводственного назначения должен содержать: в текстовой части
а) сведения о емкости присоединяемой сети связи объекта капитального строительства к сети связи общего пользования;
в) характеристику состава и структуры сооружений и линий связи;
г) сведения о технических, экономических и информационных условиях присоединения к сети связи общего пользования;
д) обоснование способа, с помощью которого устанавливаются соединения сетей связи (на местном, внутризонном и междугородном уровнях);
е) местоположения точек присоединения и технические параметры в точках присоединения - сетей связи;
ж) обоснование способов учета трафика;
з) перечень мероприятий по обеспечению взаимодействия систем управления и технической эксплуатации, в том числе обоснование способа организации взаимодействия между центрами управления присоединяемой сети связи и сети связи общего пользования, взаимодействия систем синхронизации;
и) перечень мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях;
к) описание технических решений по защите информации (при необходимости);
м) описание системы внутренней связи, часофикации, радиофикации, телевидения;
н) обоснование применяемого коммутационного оборудования, позволяющего производить учет исходящего трафика на всех уровнях присоединения;
п) обоснование выбранной трассы линии связи к установленной техническими условиями точке присоединения, в том числе воздушных и подземных участков. Определение границ охранных зон линий связи исходя из особых условий пользования;
в графической части
р) принципиальные схемы сетей связи, локальных вычислительных сетей (при наличии) и иных слаботочных сетей на объекте капитального строительства;
с) планы размещения оконечного оборудования, иных технических, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств (при наличии);
т) план сетей связи.
В соответствии с Правилами № 491 механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры) включается в состав общего имущества (пп. «д» п. 2), а внешней границей информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе, сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома, если иное не установлено законодательством РФ.
Сведения о составе и состоянии общего имущества согласно пп. «г» п. 24 Правил № 491 отражаются в технической документации на многоквартирный дом, которая включает в себя инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома (далее - Инструкция) по форме, установленной Положением о разработке, передаче, использовании и хранении Инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (утв. Приказом Минрегиона РФ от 01.06.2007 № 45, далее - Положение № 45).
В соответствии с Положением № 45 ведение и хранение Инструкции может осуществляться управляющей организацией, которой передаются первый и (или) второй экземпляры Инструкции (п. 27). При этом пользоваться экземпляром Инструкции вправе как собственники помещений в многоквартирном доме, так и представители организаций, деятельность которых связана с содержанием и ремонтом многоквартирного дома (п. 34).
Инструкция разрабатывается на основании рекомендаций проектировщиков, поставщиков (изготовителей, продавцов) строительных материалов и оборудования, субподрядчиков, проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт многоквартирного дома и иной информации, необходимой для поддержания благоприятных и безопасных условий проживания граждан (п. 6), а в подразделах 3.5 и 3.12 Инструкции должны содержаться рекомендации по содержанию и ремонту информационно-телекоммуникационных сетей и оборудования.
В силу ч. 5 ст. 11 Закона о защите конкуренции физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит или может привести к любому из последствий, которые указаны в ч. 1 - 3 данной статьи, в частности, к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок (п.1), к отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками) (п.5).
Ограничения, предусмотренные ст. 11 Закона о конкуренции, введены для лиц вне зависимости от того, занимают ли они доминирующее положение или нет (п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
Согласно п. 14 ст. 4 Закона о защите конкуренции координация экономической деятельности - это согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов.
Следовательно, для установления и признания координации экономической деятельности необходима совокупность следующих условий:
- наличие заключенных возмездных договоров между управляющей организацией и хозяйствующими субъектами;
- на основании которых, данная управляющая организация осуществляет координацию экономической деятельности как минимум двух хозяйствующих субъектов (операторов связи):
- которые в свою очередь имеют заключенные договоры об оказании услуг связи с абонентами.
Основанием для вынесения оспариваемых решения и предписания послужил вывод антимонопольного органа о том, что координаторы (управляющие организации) действуют на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, а координируемые (операторы связи) - на рынках соответствующих услуг связи, признаки ограничения конкуренции на которых и проявляются. Для целей выявления координации управляющими организациями экономической деятельности операторов связи (на рынке услуг связи) географическими границами являются все те многоквартирные дома, находящиеся под управлением ЗАО «УК «Екатеринбург» и ЗАО «УК РЭМП Железнодорожного района», в отношении которых ими заключены возмездные договоры с операторами связи.
Суд считает, что материалами дела выводы антимонопольного органа подтверждаются.
Из материалов дела видно, что отношения операторов связи (ООО «Комтехцентр» и ООО «Инсис») с управляющими организациями (ЗАО «УК «Екатеринбург» и ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района») по размещению и последующей эксплуатации операторами связи средств и линий связи на общем имуществе в многоквартирных домах, обслуживаемых управляющими организациями обусловливается оформлением последними возмездных договоров.
Между тем, по правилам п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации общее имущество в МКД принадлежит собственникам квартир в этом доме на праве общей долевой собственности. Права владения, пользования и распоряжения таким имуществом к управляющей организации по договору управления многоквартирным домом не переходят. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, установленном судом (п. 1 ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом, каждый из собственников помещений в многоквартирном доме на основании ч. 2 ст. 36 ЖК РФ вправе пользоваться общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе в целях размещения на нем телекоммуникационного оборудования, которое необходимо для пользования данным собственником услугами связи выбранного этим собственником оператора связи.
Линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 39.33 и п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ включены в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (утв. Постановлением Правительства РФ от 03 12 2014 N 1300), т.е. использование недвижимого имущества в данном случае происходит без его предоставления, а на основании разрешения собственника (п. 1 ст. 263 ГК РФ).
Заказчик в силу п. 1 ст. 718 и ст. 783 ГК РФ обязан оказывать подрядчику (исполнителю) содействие в выполнении работы (оказании услуги). Заказчик согласно п. 2 ст. 747 ГК РФ обязан передавать подрядчику в пользование необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подготовку сетей энергоснабжения, водо- и паропровода и оказывать другие услуги.
При этом адрес установки пользовательского (оконечного) оборудования и описание абонентской линии согласно пп. «е» п. 22 Правил оказания телематических услуг связи являются предметом договора об оказании телематических услуг связи.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (п. 1 ст. 307 ГК РФ). При этом встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной (п. 1 ст. 328 ГК РФ), а если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать (п. 2 ст. 308 ГК РФ).
При этом исполнение обязательства в соответствии с п. 1 ст. 313 и ст. 403 ГК РФ может быть возложено должником на третье лицо.
Как следует из ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
На основании п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. При этом плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Соответственно, любая направленная на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность управляющей организации полностью компенсируется и достаточно вознаграждается вносимой собственниками жилых помещений платой за жилое помещение (ст. 154, п. 1 ст. 156, п. 3 ч. 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подп. 3 п. 2, п. 3.1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из содержания подп. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников помещений в МКД, а ч. 1 ст. 161 названного Кодекса устанавливает обязанность управления МКД обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники вправе в соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общим собранием собственников помещений в многоквартирном жилом доме принять решение об определении порядка пользования организацией связи общим имуществом дома, либо изменении порядка пользования имуществом, либо о запрете конкретному оператору связи (или всем операторам связи) размещать принадлежащее ему (им) оборудование в доме.
Следовательно, управляющая организация не вправе самостоятельно принимать решение об определении возможности доступа, порядка пользования организацией связи общим имуществом дома, так как это право предоставлено только собственникам помещения в многоквартирном доме.
При оценке обоснованности отказа управляющей организации в доступе оператору связи, при оценке обоснованности установления специальных требований к оператору связи (например, доступ в дом только при условии заключения договора, проведения работ, технологически не связанных с размещением средств и линий связи), необходимо установить, имеется ли соответствующее волеизъявление собственников.
Таким образом, для установления запрета на допуск оператора связи должно иметься волеизъявление собственников МКД направленное непосредственно на отказ в допуске данного оператора связи, в случае же отсутствия такого отказа - отказ в допуске недопустим.
Учитывая, что в соответствии со статьей 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, управляющая организация не вправе самостоятельно устанавливать требования по возмездному размещению оборудования связи и допуску к нему. Таким образом, если собственниками не принято легитимное решение об установлении платного порядка пользования оператором связи общим имуществом дома, управляющая организация не вправе навязывать операторам связи плату за размещение, содержание средств и линий связи необходимых для обеспечения доступа абонента к сети связи оператора связи в доме, плату за обеспечение доступа операторов связи к собственному оборудованию.
Как следует из материалов дела, собственники помещений в спорном доме не принимали решений о запрете Оператору связи, оказывающему услуги по доступу к сети Интернет и размещающему, свое оборудование на территории дома, размещать такое оборудование и иметь беспрепятственный доступ к нему. Фактически абоненты (собственники помещений) выразили согласие на размещение указанного оборудования путем подписания соответствующих договоров, иные собственники возражений не заявили.
На основании п. 2, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества входят помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование, сети проводного радиовещания, кабельного телевидения, линий телефонной связи и других подобных сетей, в границах внешних стен многоквартирного дома.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, установлено, что они определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту жилищного фонда собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Требования названных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда распространяются на управляющие компании, следовательно, в соответствии с п. 5.6.24 указанных Правил управляющая организация обязана обеспечивать допуск работников предприятий связи в помещения, в которых размещены средства и линии связи.
Установление специальных требований для допуска работников операторов связи (взимание платы за сопровождение работников операторов связи) Правилами и нормами технической эксплуатации, нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрены.
Доводы управляющих компаний о том, что управляющие компании – организации коммерческие, целью их деятельности является извлечение прибыли, и заключение возмездных договоров обусловлено расходами, которые они несут для обеспечения доступа к оборудованию (работник компании должен взять ключ от подвала или чердака, где находится оборудование, прийти в МКД, открыть подвал/чердак, дождаться окончания работ, закрыть подвал/чердак) судом отклоняются.
Сферой и целью деятельности управляющей компании – является управление домом, оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Специфика деятельности управляющей компании состоит в том, что извлечение прибыли возможно только за оказанные ею услуги собственникам помещений в МКД, которые и заключили с ней договор управления.
Возможность извлечения прибыли от третьего лица – оператора связи (именно ему «оказывается услуга по открытию подвала») – за счет граждан (которым управляющая компания в данном случае услугу не оказывает, а уплаченная оператором сумма за доступ в подвал будет включена в тариф на услугу связи гражданам) у управляющей компании в силу закона отсутствует.
Фактически управляющая компания, преследуя цель извлечения прибыли, вмешивается в договорные отношения граждан и операторов связи, создавая препятствия для оказания услуг связи оператором и действует в противоречии с заявленными целями деятельности по управлению домом.
Кроме того, ссылка на «несение расходов» по «открытию подвалов и чердаков», судом отклоняется потому, что фактически данный довод никак не обоснован, в чем конкретно выражается расход – не установлено, с учетом того, что компания в силу требований закона должна обеспечить надлежащее управление домом (т.е. принять все действия для этого, в том числе и открыть подвал для оператора связи, оказывающего услуги для собственника помещения в МКД), которое ей «поручили» собственники помещений, избрав такой способ управления.
Суд считает, что выводы антимонопольного органа относительно нарушений законодательства о защите конкуренции в действиях заявителей обоснованы, оснований для признания недействительными решения и предписания об устранении нарушений – не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Л.В.Колосова