АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
27 декабря 2023 года Дело №А60-54442/2023
Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2023 года
Полный текст решения изготовлен 27 декабря 2023 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.В. Гонгало при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Жиряковой рассмотрел в судебном заседании материалы дела №А60-54442/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс Ростов" (ИНН 6673237452, ОГРН 1116673005470)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773)
о признании незаконным Сообщения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области,
При участии в заседании:
от заявителя: Вакулина Е.Е., доверенность от 25.10.2023.
От заинтересованного лица: Дрожалкина Н.В., доверенность от 24.03.2023.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "Прогресс Ростов" обратилось в суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Свердловской области (далее – Инспекция) о признании незаконным Сообщения от 31.03.2023 № 58248935 и обязании устранить допущенные нарушения.
Определением суда от 13.10.2023 заявление принято судом к производству.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв. В удовлетворении заявленных требований просит отказать согласно изложенным в нем доводам.
По ходатайству заявителя в судебном заседании 20.12.2023 к материалам дела приобщены дополнительные документы.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.03.2023 налогоплательщик обратился в Инспекцию с заявлением о предоставлении льготы по налогу на имущество организаций за 2022 год, предусмотренной пп.4-6 п.4 ст.2 Закона Свердловской области от 27.11.2003 № 35-03 «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» (далее- Закон №35-03).
Инспекцией в адрес ООО «Прогресс Ростов» направлено сообщение от 31.03.2023 №58248935 об отказе в предоставлении льготы, поскольку размер среднемесячной заработной платы работников организации за 2022 год меньше размера среднемесячной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области, что указывает на несоответствие условиям, установленным пп.4-6 п.4 ст.2 Закон №35-03.
Не согласившись с отказом, налогоплательщик направил в Инспекцию возражения, в которых указал, что средняя заработная плата организации составляет 53 907 рублей, что выше размера среднемесячной заработной платы (48 347 рублей) по Свердловской области.
В ответ, налоговым органом в адрес Общества направлено сообщение с указанием порядка расчета средней заработной платы организации, исходя из данных справок формы 2-НДФЛ за 2022 год и обоснованности отказа в предоставлении льготы.
В результате произведённого Инспекцией расчета средняя заработная плата организации за 2022 год составила 38 537,28 рублей.
Оспаривая порядок расчета, Заявитель указывает, что расчет средней заработной платы исходя из данных справок 2-НДФЛ за 2022 год некорректен, поскольку с введением Федеральным законом от 14.07.2022 №324-Ф3 изменений в статью 223 НК РФ (с 01.01.2023), в расчет попадает заработная плата за 11,5 месяцев 2022 года.
По мнению заявителя, более объективным показателем для определения начисленной заработной платы является показатели строки 030 Расчета страховых взносов за 2022 год (далее - РСВ).
Также со ссылкой на нормы Трудового кодекса РФ и Постановление от 24.12.2007 №922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» Общество считает, что при расчете необходимо учесть фактическое количество месяцев, отработанных каждым сотрудником.
С учетом пояснений Свердловскстата и вышеизложенного, заявителем определена средняя заработная плата за 2022 в размере 50 296 руб.92 коп.
Поскольку средняя заработная плата за 2022г. составила 50 296 руб.92 коп., более среднемесячной заработной платы (48 347 рублей) по Свердловской области, заявитель просит отказ от представления налоговой льготы по налогу на имущество организаций от 31.03.2023 № 58248935 признать неправомерным и предоставить Обществу льготу по налогу на имущество организаций за 2022 год, предусмотренную пп.4-6 п.4 ст.2 Закона Свердловской области от 27.11.2003 № 35-03.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 стати 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу положений пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с пп. 4-6 п. 4 ст. 2 Закона № 35-03 организации, в которых размер среднемесячной заработной платы работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Свердловской области, в отчетном (налоговом) периоде, за который уплачиваются авансовые платежи по налогу на имущество организации (уплачивается налог на имущество организаций), составил не менее указанного в части третьей настоящей статьи размера, в отношении введенных в эксплуатацию до 31 декабря 2016 года включительно объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость в размере 1%.
Таким образом, основным условием предоставления освобождения от уплаты налога на имущество организаций является уровень среднемесячной заработной платы работников организации в налоговом периоде, за который уплачивается налог.
Для применения льготы необходимо сравнить среднюю заработную плату в организации с уровнем заработной платы, рассчитанной органами статистики.
Размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области по данным федерального государственного статистического наблюдения составил 48 347 рублей.
Следует отметить, что нормы Закона Свердловской области от 27 ноября 2003г. №35-03 не содержат в себе оговорок об особенностях определения среднемесячной заработной платы в зависимости от условий организации рабочего процесса, равно как не указывают и на необходимость применения актов, принимаемых Росстатом, для определения размера среднемесячной заработной платы.
В нормах Закона Свердловской области от 27 ноября 2003г. № 35-03 речь идет о работниках и среднемесячном размере заработной платы.
Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (ст. 20 Трудового кодекса РФ).
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 Трудового кодекса РФ).
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ст. 16 Трудового кодекса РФ).
Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу но обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя (ст. 56 Трудового кодекса РФ).
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) - ст. 129 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 139 Трудового кодекса РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка) устанавливается единый порядок ее исчисления.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 №922 (в редакции 10.12.2016) для расчета среднемесячной заработной платы работников во всех организациях независимо от форм собственности.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа в предоставлении льготы но налогу на имущество организаций послужил вывод Инспекции о том, что уровень среднемесячной заработной платы работников ООО «Прогресс Ростов» в налоговом периоде, за который уплачивается налог, не соответствует (меньше) уровню заработной платы, рассчитанному органами статистики.
Расчет средней заработной платы организации произведен Инспекцией исходя из данных справок формы 2-НДФЛ за 2022 год и составил 38 537,28 рублей.
ООО «Прогресс Ростов», не согласившись с выводами Инспекции направило жалобу от 14.06.2023 в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее -Управление).
При рассмотрении жалобы налогоплательщика УФНС установлено, что Инспекцией не учтено, что внесены изменения в статью 223 НК РФ с 01.01.2023 Федеральным законом от 14.07.2022 №324-Ф3, а именно датой фактического получения дохода определен день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
В соответствии с указанными изменениями НК РФ, заработная плата за 2-ую половину декабря 2022 года, отражена Обществом в справках формы 2- НДФЛ за январь 2023 года.
Управление согласилось с доводами налогоплательщика о том, что расчет средней заработной платы за 2022 год (переходный период), вследствие учета сумм дохода работников, исходя из сведений справок формы 2-НДФЛ за 2022 год произведен Инспекцией некорректно.
Вместе с тем, ООО «Прогресс Ростов» неверно произведен расчет средней заработной платы работников.
Доводы заявителя основаны на неверном толковании норм законодательства.
Согласно расчета средняя заработная плата работников ООО «Прогресс Ростов» определена налогоплательщиком исходя из суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц (стр. 030 РСВ за 2022 год) в размере 6 468 807,61 рублей, деленных на среднесписочную численность сотрудников (10 человек) и умноженному на количество месяцев в году (12 месяцев).
Однако в Расчете по страховым взносам за 2022 год в общую сумму начисленной заработной платы всех работников в размере 6 468 807,61 рублей (стр.030), включены выплаты лицам, работающим по гражданско-правовым договорам в сумме 246 647 рублей.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплатой труда виды выплат, применяемые у работодателя. В то же время в соответствии с п. 3 Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда.
В соответствии со ст. 15, 16, 21 и 22 Трудового кодекса РФ заработную плату можно охарактеризовать как плату за исполнение работником его трудовых обязанностей, принятых им на себя в соответствии с трудовым договором, заключенным между работником и его работодателем.
Учитывая изложенное, выплаты по гражданско-правовым договорам не относятся к оплате труда и, следовательно, не могут включаться в расчет среднего заработка.
По данным РСВ количество застрахованных лиц в организации, с начала года (стр. 020) составило 18 человек (14 человек - сотрудники Общества и 4 человека - лица, работающие по гражданско-правовым договорам).
Из 14 человек списочного состава: 7 человек отработали по 12 месяцев, 2 человека по 11 месяцев, 1 человек -10 месяцев, 1 человек - 9 месяцев, 1 человек - 3 месяца, 1 человек - 2 месяца, 1 человек - 0 месяцев).
Таким образом, средняя заработная плата ООО «Прогресс Ростов» составит 47 862, 77 рублей (6 468 807,61 рублей - 246 647 рублей) / 130 месяцев ((7*12 месяцев) + (2*11 месяцев) + 10 месяцев+ 9 месяцев +3 месяца +2 месяца).
По данным федерального государственного статистического наблюдения среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике Свердловской области за 2022 год составляет 48 347 рублей.
При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, спорное сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы по налогу на имущество организаций является правомерным.
При указанных обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных требований у суда отсутствуют.
Расходы заявителя по оплате государственной пошлины на основании ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья А.В. Гонгало