НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 20.12.2005 № А60-33445/05

Арбитражный суд Свердловской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

«28» февраля 2006 года Дело №А60-33445/05-С8

Резолютивная часть решения объявлена «20» декабря 2005 года. Полный текст решения изготовлен «28» февраля 2006 года.

Арбитражный суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Гаврюшина О.В.,

при ведении протокола судебного заседания: судьей Гаврюшиным О.В.,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии»

к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга

о признании незаконным бездействия налогового органа,

В судебном заседании участвуют:

от заявителя: - Карташов Н.В., представитель по доверенности от 24.11.2005г. №119; - Кокорев И.В., представитель по доверенности от 14.10.2005г. №100;

от заинтересованного лица: - Коломейцева О.В., гл. гос. налог. инспектор по доверенности от 25.10.2005г. №05-36876; - Собянина Л.И., зам. нач. учета налог. поступлений и отчетности оп доверенности от 07.11.2005г. №05-38031;
 - Хусаинова С.Н., старший гос. налог. инспектор юр. отдела по доверенности от 23.08.2005г. №05-29531;

Отводов суду не заявлено, права разъяснены. Заявлений, ходатайств не поступило.

ОАО «Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии», с учетом уточненных заявленных требований, просит признать незаконным бездействие Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга, выразившееся в непринятии решения о проведении зачета имеющейся переплаты по налогу на прибыль в счет предстоящих платежей по данному налогу, зачисляемых в соответствующие бюджеты, в сумме 103 707 683 рубля, в том числе: в федеральный бюджет – в сумме 28 087 497 рублей, в областной бюджет – в сумме 75 620 186 рублей, а также заявитель просит обязать Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

08.08.2005г. ОАО «Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии» представило в Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за 1 квартал, полугодие 2005г. Сумма налога к уплате составила
 636 589 рублей в 1 квартале 2005г., а за 1 полугодие 2005г. налогоплательщиком заявлена сумма налога к уменьшению в размере
 1 273 176 рублей.

Кроме того, 08.08.2005г. заявитель направил в адрес налогового органа письмо от 08.08.2005г. №595 с заявлением о зачете излишне уплаченного налога на прибыль в сумме 103 707 683 рубля.

Указанная переплата по налогу образовалась в связи с тем, что налогоплательщиком была произведена оценка первоначальной стоимости амортизируемого имущества (Рефтинской ГРЭС и Среднеуральской ГРЭС), переданного в качестве вклада в уставный капитал общества в 2004г., по соглашению между учредителями, поскольку требования принимать названное имущество по остаточной стоимости, сформированной в налоговом учете у передающей стороны, как это было сделано первоначально, в налоговом законодательстве в 2004г. отсутствовали.

Письмом от 08.09.2005г. №07-14-31446 Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга сообщила о том, что уточненные налоговые декларации ОАО «Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии» по налогу на прибыль за 1 квартал, полугодие 2005г. приняты инспекцией и в лицевой карточке налогоплательщика произведено уменьшение начислений сумм указанного налога, в связи с чем нет необходимости предоставлять заявление о зачете излишне уплаченных сумм налога.

Поскольку, в нарушение п. 4 ст. 78 НК РФ, решение о зачете сумм излишне уплаченного налога на прибыль заинтересованным лицом в установленные сроки принято не было, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеназванным заявлением, полагая, что бездействие налогового органа нарушает его права и законные интересы.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Согласно п.1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В соответствии с п. 4, п.6 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в силу ст.247 НК РФ признается полученная налогоплательщиком прибыль, т.е. полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Расходами согласно ст. 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Статьей 253 НК РФ к расходам для целей исчисления налога на прибыль, отнесены амортизационные отчисления, сумма которых определяется как произведение первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

Как следует из документов, представленных в материалы дела, ОАО «Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии» в декабре 2004г. в соответствии с Распоряжением Председателя Правления РАО «ЕЭС России» от 25.10.2004г. №113р получило в качестве вклада в уставный капитал имущественные комплексы - Рефтинской ГРЭС и Среднеуральской ГРЭС - по рыночной стоимости на основании проведенной оценки, которая составила
 14 570 665 000 рублей и 3 472 403 000 рублей соответственно.

Порядок определения первоначальной стоимости основных средств установлен главой 25 НК РФ.

Оценка вышеназванных имущественных комплексов при передаче в уставный капитал общества была проведена заявителем по правилам, установленным п. 3 ст. 34 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (денежная оценка имущества, внесенного в оплату акций при учреждении общества, произведена по соглашению между учредителями и величина этой денежной оценки была не выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком), в связи с тем, что в 2004году глава 25 НК РФ не устанавливала определения расчета первоначальной (восстановительной) стоимости амортизируемого имущества в случае передачи такого имущества в качестве вклада в уставный капитал

Федеральным законом от 06.06.2005 №58-ФЗ были внесены изменения в п.1 ст. 277 НК РФ, которыми было установлено, что имущество (имущественные права), полученное в виде взноса в уставный капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса в уставный капитал имущества (имущественных прав). Действие указанной нормы распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Соответственно, порядок определения первоначальной стоимости имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал, был установлен Налоговым кодексом РФ с 1 января 2005 года; до указанной даты такого порядка Налоговый кодекс РФ не предусматривал.

Оценка первоначальной стоимости основных средств (имущества) при передаче в уставный капитал общества производилась обществом в 2004 году, поэтому общество применило порядок оценки первоначальной стоимости имущества переданного в уставный капитал, установленный Федеральным Законом от 26.12.1995г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 9 Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом МФ РФ от 30.03.2001 № 26н. В результате налогоплательщик ошибочно рассчитывал суммы амортизационных отчислений, начисляемых по основным средствам, переданным в уставный капитал ОАО «Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии», со стоимости указанных основных средств, значившейся по налоговому учету РАО «ЕЭС России», а не по их оценочной стоимости, по которой данные средства были переданы в уставный капитал заявителя, в связи с чем образовалась переплата по налогу на прибыль и заявителем было представлено в налоговый орган заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 103 707 683 рубля в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль.

Доводы заинтересованного лица о том, что нет необходимости предоставлять заявление о зачете переплаты по налогу соответствующего бюджета, так как суммы налога на прибыль разнесены в лицевую карточку налогоплательщика и суммы переплаты автоматически пересчитываются в счет уплаты налога при последующих его начислениях, судом во внимание не принимаются.

Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается наличие у заявителя переплаты по налогу на прибыль.

Пунктом 4 ст. 78 НК РФ установлено, что зачет излишне уплаченного налога осуществляется по решению налогового органа, которое принимается в течение пяти дней после подачи заявления, при этом установлена обязанность налогового органа проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете, чего Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга сделано не было, что нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования ОАО «Пятая Генерирующая Компания оптового рынка электроэнергии» о признании незаконным бездействия Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Екатеринбурга, выразившегося в непринятии решения о проведении зачета имеющейся переплаты по налогу на прибыль в счет предстоящих платежей по данному налогу, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Пятая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии».

Возвратить открытому акционерному обществу «Пятая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей, перечисленную по платежному поручению от 06.09.2005г. №928.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья О.В. Гаврюшин