НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 20.11.2023 № А60-43131/2023




АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru 

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2023 года
Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2023 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи  Е.В. Бушуевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи  Ю.О.Виноградовой, рассмотрел в судебном заседании дело № А60-43131/2023 

по заявлению Межмуниципального бюджетного образовательного  учреждения дополнительного образования спортивная школа по конному  спорту (ИНН 6662069781, ОГРН 1026605415528) 

к Управлению Федеральной налоговой службы России по Свердловской  области, 

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по  Свердловской области (ИНН 6685000017, ОГРН 1126672000014) 

о признании неправомерным решения об отказе в удовлетворении  жалобы по возврату переплаты земельного налога, 

при участии в судебном заседании: 

от заявителя: И.С.Цан, представитель по доверенности от 24.10.2022 № 12,  от заинтересованного лица (инспекции): О.В.Ковбасюк, представитель по 

доверенности от 09.01.2022 № 07-02,

от заинтересованного лица (Управления): О.В.Ковбасюк, представитель 

по доверенности от 25.09.2023 № 09-22/66.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления 

извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения 

информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. 

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не  заявлено. 




Заявитель заявил ходатайство об уточнении заявленных требований.

Ходатайство судом принято в порядке ст. 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Других заявлений и ходатайств не поступило. 

Межмуниципальное бюджетное образовательное учреждение  дополнительного образования спортивная школа по конному спорту (далее –  заявитель, МБОУ ДО СШ по конному спорту, учреждение) обратилось в  Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению  Федеральной налоговой службы России по Свердловской области,  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по  Свердловской области (далее – заинтересованные лица) о признании  недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы  России по Свердловской области об отказе в удовлетворении жалобы по  возврату переплаты земельного налога. 

Заявитель с учетом уточнения требований просит признать  недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы № 31 по Свердловской области об отказе в возврате переплаты по  земельному налогу, возвратить переплату по земельному налогу за 2017-2019  г.г. 

Заинтересованные лица возражают против заявленных требований по  основаниям, изложенным в отзывах. 

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд 

УСТАНОВИЛ:

Муниципальному бюджетному образовательному учреждению  дополнительного образования спортивная школа по конному спорту на праве  бессрочного пользования принадлежит земельный участок, площадью 111038  кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, ул. Специалистов, д. 1 ,  кадастровый номер 66:41:0607015:3. 

 Свердловским областным судом 06.02.2020 вынесено решение о  пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и установлению  кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу:  Свердловская область, ул. Специалистов, д. 1, кадастровый номер  66:41:0607015:3 в размере его рыночной стоимости 118144432 руб. по  состоянию на 15 ноября 2012 года. Данные об определении кадастровой  стоимости в размере рыночной стоимости объекта недвижимости внесены в  ЕГРН. 

 Заявителем представлены уточненные налоговые декларации по  земельному налогу за 2017, 2018, 2019 г.г. с суммой налога к уменьшению за  каждый год. 




В связи с чем, в лицевом счете образовалась переплата за указанные  налоговые периоды. 

За 2020 и 2021 годы налоговый орган произвёл начисление земельного  налога в суммах 1 772 166 руб. и 2 173 575 руб., соответственно, с учетом  решений судов и изменения кадастровой стоимости земельного участка. 

Учреждением представлены в Инспекцию заявления от 22.06.2022, от  01.11.2022, 01.03.2023 о возврате суммы излишне уплаченного земельного  налога в суммах 4 000 000 руб., 6 090 381 руб., 2 943 632 руб., соответственно. 

По заявлению о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в  размере 4 000 000 руб. Инспекцией принято решение от 28.06.2022 № 141510 о  возврате на сумму 4 000 000 руб. 

По заявлению о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в  размере 6 090 381 руб. Инспекцией принято решение о возврате от 16.11.2022   № 282614 на сумму 823 459 руб. и решение от 16.11.2022 № 50900 об отказе на  сумму 5 266 922 руб. с указанием причины отказа: нарушен срок представления  заявления о возврате излишне уплаченной суммы - заявление представлено по  истечении трех лет со дня её уплаты. 

 Инспекцией направлен ответ от 06.03.2023 № 03-44/04484@, в котором  указано, что переплата, сформированная по истечении трех лет со дня уплаты, в  сальдо единого налогового счета не отражается и возврату не подлежит. 

Налогоплательщик, не согласившись с решениями Инспекции об отказе в  возврате переплаты, обратился с жалобой в Управление Федеральной  налоговой службы России по Свердловской области. 

 Решением Управления Федеральной налоговой службы России по  Свердловской области от 03.05.2023 № 13-06/12502 жалоба заявителя оставлена  без удовлетворения. 

Полагая, что решение инспекции об отказе в возврате переплаты по  земельному налогу не соответствует положениям Налогового кодекса  Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), нарушает права и интересы  заявителя, последний обратился в Арбитражный суд Свердловской области. 

 Заявитель считает, что решение инспекции об отказе в возврате  переплаты является незаконным, поскольку об имеющейся переплате по  земельному налогу налогоплательщик узнал из решений Свердловского  областного суда от 06.02.2020 по делу 3а-120/2020 и от 22.09.2021 по делу № 




3а-471/2021, в которых кадастровая стоимость принадлежащего  налогоплательщику земельного участка признана равной рыночной и  установлена в размере 118 144 432 рубля по состоянию на 15.11.2012 и в  размере 144 905 000 рубля по состоянию на 01.01.2020, соответственно. В связи  с чем, трехлетний срок для возврата налога, в течение которого у  налогоплательщика имеется право подать в налоговый орган заявление о  возврате налога, необходимо исчислять с даты принятия решения суда, т.е. с  момента, когда налогоплательщик узнал об имеющейся переплате. 

Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим  удовлетворению по следующим основаниям. 

Пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК  РФ) устанавливает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно  установленные налоги. 

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ (в редакции Кодекса,  действующего на даты представления заявлений о возврате)  налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм  излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. 

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые  органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику,  плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или  излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и осуществлять зачет  сумм излишне уплаченных или из лишне взысканных налогов, сборов, пеней и  штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. 

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату  налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ

Излишне уплаченный налог подлежит возврату по письменному  заявлению налогоплательщика (пункт 6 статьи 78 НК РФ). Решение о возврате  суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговым органом  в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате  суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом  и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если  такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 78 НК РФ). 

По общему правилу, установленному пунктом 9 статьи 78 НК РФ, возврат  суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета  (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного  месяца со дня подачи заявления о возврате. 

Пунктом 7 статьи 78 НК РФ предусмотрено, что заявление о зачете или о  возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение  трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено  настоящим Кодексом. 

 Из содержания данных положений НК РФ следует, что для реализации  предусмотренного статьей 21 НК РФ права налогоплательщик должен 




обратиться в соответствии со статьей 78 НК РФ в налоговый орган по месту  учета с заявлением о возврате или зачете переплаты. 

В силу статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и  нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с  Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов  муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих  муниципальных образований. 

В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками земельного  налога признаются, в частности, организации, обладающие земельными  участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного)  пользования или праве пожизненного наследуемого владения. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом  налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах  муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга), на территории которых введены налоги. 

Согласно статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая  стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в  соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка  определяется в соответствии с земельным законодательством Российской  Федерации. 

Налоговая база согласно статье 391 НК РФ определяется в отношении  каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1  января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по  земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ). 

На основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации  (далее - ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков  проводится государственная кадастровая оценка земель. 

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ  «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237- ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению  исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).  Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет 

полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости,  бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения  рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого  земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в  соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной  кадастровой оценке. 




Таким образом, земельное законодательство Российской Федерации  допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного  участка путем установления его рыночной стоимости. 

 В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ  результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены  юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения  кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также  органами государственной власти и органами местного самоуправления в  отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или  муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных  настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской  Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в  комиссию не является обязательным. 

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в  комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта  недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию  на которую определена его кадастровая стоимость (ч. 7 ст. 22 Федерального  закона № 237-ФЗ). 

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 391 НК РФ изменение кадастровой  стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается  при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах,  если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации,  регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим  пунктом. 

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка  вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной  кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр  недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты  начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой  кадастровой стоимости. 

 Положения п. 1.1 ст. 391 НК РФ применяются к сведениям об изменении  кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр  недвижимости по основаниям, возникшим с 01.01.2019. 

 Одним из таких оснований является решение суда об установлении  рыночной стоимости объекта недвижимости. 

 Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, измененная на  основании решения суда об установлении рыночной стоимости этого объекта  налогообложения, принятого после 01.01.2019, и внесенная в Единый  государственный реестр недвижимости, будет учитываться при определении  налоговой базы по земельному налогу, начиная с даты начала применения для  целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом  оспаривания. 




В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской  Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по  письменному заявлению налогоплательщика. Заявление о возврате суммы  излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня  уплаты указанной суммы (пункт 8 статьи 78 НК РФ). 

 В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления  налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и  пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете  указанных сумм (пункт 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах  применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). 

 Порядок применения срока, установленного пунктом 8 статьи 78 НК РФ,  разъяснен определением Конституционного Суда Российской Федерации от  21.06.2001 № 173-О. Данная норма не препятствует налогоплательщику в  случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из  бюджета излишне уплаченной суммы в пределах общего срока исковой  давности. В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской  Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо  узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Общий срок  исковой давности в силу статьи 196 ГК РФ установлен в пределах трех лет. 

 Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен  был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки  совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности  установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога;  наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным  первоначальной налоговой декларации, изменения действующего  законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также  другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве  достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога. 

 Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на  налогоплательщика (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 №  12882/08 по делу № А65-28187/2007-СА1-56). 

 Из материалов дела следует, что о переплате земельного налога по  спорным периодам заявитель узнал только в 2021 году после принятия решения  Свердловского областного суда от 22.09.2021 по делу № 3а-471/2021. 

 При таких обстоятельствах суд считает, что срок на возврат налога не  пропущен, заявленные требования подлежат удовлетворению. 

Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 




РЕШИЛ:

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 31  по Свердловской области возвратить Межмуниципальному бюджетному  образовательному учреждению дополнительного образования Спортивная  школа по конному спорту (ИНН 6662069781, ОГРН 1026605415528) из  бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2017-2019 г.г. в сумме  2943632 руб. 

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной  инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная  жалоба также может быть подана посредством заполнения формы,  размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет»  http://ekaterinburg.arbitr.ru. 

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства  информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно  получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  http://17aas.arbitr.ru. 




С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа  канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел»  в карточке дела в документе «Дополнение». 

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии  судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем  заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации  через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и  исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети  «Интернет» либо по телефону Горячей линии (343) 371-42-50. 

В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда  в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего  дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с  уведомлением о вручении. 

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит  апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке  упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после  вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная  информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена  в карточке дела «Дополнение». 

Судья Е.В. Бушуева
Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 30.01.2023 1:17:00

Кому выдана Бушуева Елена Витальевна