АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
20 октября 2023 года Дело №А60-46916/2023
Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2023 года
Полный текст решения изготовлен 20 октября 2023 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи М.Ю. Грабовской при ведении протокола судебного заседания секретарём Г.В. Калугиным рассмотрел в судебном заседании дело №А60-46916/2023 по заявлению МКУ ПГО «УОиМП» (ИНН 6649000893, ОГРН 1026601075236) к Счетной палате Пышминского городского округа (ИНН 6633018574, ОГРН 1126633000482) о признании незаконным представления от 11.08.2023 г. № 190,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – Юмаев Р.Ю., представитель по доверенности от 11.01.2023,
от заинтересованного лица Язовских С.В., по решению от 11.01.2023.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.
Отводов составу суда, лицу, ведущему протокол, не заявлено.
В арбитражный суд 31.08.2023 поступило заявление МКУ ПГО «УОиМП» (ИНН 6649000893, ОГРН 1026601075236) к Счетной палате Пышминского городского округа (ИНН 6633018574, ОГРН 1126633000482) о признании незаконным представления от 11.08.2023 г. № 190.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2023 заявление принято к рассмотрению, назначено предварительное судебное заседание.
В материалы дела 12.10.2023 от заинтересованного лица поступил отзыв на заявление. Возражает по приведённым доводам.
В ходе судебного заседания заявитель заявил ходатайство о приобщении к материалам дела возражений. Ходатайство судом удовлетворено.
В предварительном судебном заседании суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству и перешел в основное судебное заседание.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
В ходе проведения Счетной палатой Пышминского городского округа контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, направленных на организацию питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях Пышминского городского округа в 2022 году и истекшем периоде 2023 года» в отношении муниципального казенного учреждения Пышминского городского округа «Управление образования и молодежной политики» составлен Акт проверки использования бюджетных средств, направленных на организацию питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях Пышминского городского округа в 2022 году и истекшем периоде 2023 года от 07.08.2023 г. № 11.
Данный Акт с сопроводительным письмом от 11.08.2023 № 189 направлен в адрес заявителя.
Вместе с указанным Актом от Счетной палаты Пышминского городского округа в адрес муниципального казенного учреждения Пышминского городского округа «Управление образования и молодежной политики» поступило представление от 11.08.2023 г. № 190 с требованиями к заявителю об устранении допущенных нарушений.
Заявитель, полагая, что представление от 11.08.2023 № 190 является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
По мнению заявителя, представление об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица Счетной палаты Пышминского городского округа, уполномоченного на проведение муниципального финансового контроля, порождающее в случае его невыполнения правовые последствия для заявителя. За невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля предусмотрена административная ответственность по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Заявитель считает, что представление выносится контролирующим органом лишь в случае установления при проведении соответствующей проверки нарушений бюджетного законодательства, при этом представление должно содержать только законные требования, на лицо могут быть возложены только такие обязанности, которые основаны на положениях закона.
Заявитель указывает, что за неисполнение представления предусмотрена административная ответственность (статья 19.5 КоАП РФ), поэтому оно должно отвечать критерию исполнимости, должно содержать четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения; содержащиеся в представлении требования должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами, а несоблюдение указанных требований влечет неисполнимость вынесенного ненормативного правового акта.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из текста Акта от 07.08.2023 № 11 в действиях заявителя обнаружены следующие нарушения:
1. В соответствии с пунктом 2.2. статьи 2 МР 2.4.0179-20, продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут. МБОУ ПГО «Пышминская СОШ» по графику питания перерыв составляет 15 минут, МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» по графику питания перерыв составляет 10 минут.
2. Положение по организации питания, взимания и расходования родительской платы за питание учащихся в проверяемых образовательных организациях не регламентируют процедуру подачи заявления о льготном питании и подтверждающих, что образует риск неправомерного предоставления льготы в виде частичной оплаты питания.
3. В ходе выборочной проверки правильности расходования бюджетных средств на питание 1 - 4 классы, проведена выборочная сверка данных «Табеля посещаемости детей» с данными «Меню-требований» и выявлено ненадлежащее составление первичных бухгалтерских документов «Меню-требования» и «Табеля посещаемости детей». Указанное в табелях учета посещаемости, в заявках на питание и в меню - требованиях на выдачу продуктов питания количество обучающихся не соответствует друг другу, что не позволяет сделать определить соответствие сумм начисленной субсидии фактическому посещению столовой обучающимися (см. Приложение № 1 МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»).
4. В табелях учета посещаемости столовой, два приема пищи отражается как один, без разделения, что создает риски необоснованного расходования бюджетных средств (МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»)
5. К меню-требованию на выдачу продуктов питания не приложены ежедневные меню и не соблюдается рекомендуемый вес порций (МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»).
6. Нарушение требований к достоверности принимаемых к бухгалтерскому учету первичных документов. В МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» допускаются исправления и зачеркивания в меню - требованиях в виде подчисток (замазывания, стирания). При надлежащей организации учета если производится возврат невостребованных продуктов или вносится дополнение к меню - требованию, то необходимо составить накладную -требование на возврат (дополнение) невостребованных (прибавленных) продуктов питания. Исправления в виде подчисток (в частности, замазывания, стирания) в документе бухгалтерского учета, составленном на бумажном носителе, не допускается.
7. В нарушение Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н отсутствует меню-требование на выдачу продуктов питания от 08.09.2022 начальные классы (МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»).
8. В соответствии с пунктом 13.5 Регламента на сайте общеобразовательной организации должен быть предусмотрен раздел «Горячее питание», доступный всем посетителям. Раздел должен содержать:
- перечень действующей нормативно-правовой документации;
- рацион питания на две недели с учетом требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20;
- фактический рацион питания за две истекшие недели;
- организация родительского контроля (ссылка на текст методических рекомендаций МР 2.4.0180-20 по организации родительского контроля, а так же акты проверок с участием родителей и фотографические материалы с проверок без фотографических материалов обучающихся);
- электронная форма обратной связи для родителей с ответами на обращения. В нарушении пункта 13.05 Регламента, школы не размещают:
- перечень действующей нормативно-правовой документации (МБОУ ПГО «Пышминская СОШ», МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»);
- рацион питания на две недели с учетом требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (МБОУ ПГО «Пышминская СОШ», МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»);
- организация родительского контроля (ссылка на текст методических рекомендаций МР 2.4.0180-20 по организации родительского контроля, а так же акты проверок с участием родителей и фотографические материалы с проверок без фотографических материалов обучающихся) (МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»)
9. В нарушении МР 2.4.0179-20 не соблюдается рекомендуемый вес порций, энергетическая ценность блюд, потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, что не способствует поддержанию здоровья детей и способности к эффективному обучению. Выборочно проведена сверка меню - МБОУ ПГО «Пышминская СОШ» меню от 18.04.2022, МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» меню от 01.03.2022.
10. В учетной политике для целей бухгалтерского учета, утвержденной приказом директора школы МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» от 31.12.2018 № 273 не закреплено ведение учета продуктов питания.
11. При закупке продуктов питания не соблюдался пункт 4.7 МР 2.4.0179-20 по организации горячего питания обучающихся в части установления в договорах условия о соответствии требованиям технических характеристиках качества продуктов. Школой были приобретены продукты питания без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции (МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»).
12. В нарушении статьи 21 Технического регламента о безопасности пищевой продукции в 2022-2023гг. школой приобретены продукты питания без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции (заключения ветеринарно-санитарной экспертизы) (МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»).
13. В нарушении статьи 17 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.3/2.4.3590-20, в рацион питания учащихся включены продукты питания без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции (МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»).
14. В нарушении Приказа Минсельхоза России от 19.0.2020 № 140 «Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания» при осуществлении закупки заключены договоры на поставку продуктов питания, которые не соответствуют утвержденной форме контракта (МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»).
15. Заключение договоров с признаками нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку стороны искусственно раздробили единую сделку на поставку продуктов в целях уклонения от соблюдения установленной законом конкурентной процедуры размещения заказа. В нарушение части 1 статьи 25, пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ школой при заключении договоров неправомерно выбраны способы осуществления закупки у единственного поставщика, т.е. без применения конкурентных процедур, МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» заключено 19 договоров у единственного поставщика ИП Степанова на поставку продуктов в 2022-2023 гг. на сумму 2 601,01 тыс. руб.
16. Проверкой установлено, что на протяжении проверяемого периода при принятии к бухгалтерскому учету продуктов питания в регистрах бухгалтерского учета отражались наименования продуктов отличные от первичных учетных документов.
В нарушение пункта 1 статьи 9 ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете», а также пункта 11 СГС «Запасы», пункта 20 СГС «Концептуальные основы», пункта 48 Инструкции 157н объекты материальных запасов приняты к бухгалтерскому учету по наименованиям отличным от указанных в первичных документах. Пунктом 2 статьи 9 ФЗ № 402-ФЗ предусмотрены обязательные реквизиты первичных учетных документов. Первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (МБОУ ПГО «Пышминская СОШ», МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ»).
Представлением от 11.08.2023 № 190 заявителю предложено устранить выявленные нарушения, а именно:
1. Провести анализ выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков, принять меры к недопущению подобных нарушений в дальнейшем.
2. Привести в соответствие с действующим законодательством правовые акты подведомственных общеобразовательных учреждений по вопросам организации бесплатного горячего питания, в целях (Положения об организации питания, Положения о столовых, Положения о бракеражных комиссиях).
3. Устранить нарушения, перечисленные в акте от 07.08.2023 г. № 11 о проверке использования бюджетных средств, направленных на организацию питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях Пышминского городского округа в 2022 году и истекшем периоде 2023 года и предоставить в Счетную палату Пышминского городского округа документы, подтверждающие устранение нарушений.
4. Провести в МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» проверку использования бюджетных средств, направленных на организацию питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях Пышминского городского округа в 2022 году и истекшем периоде 2023 года в ходе которой сверить в полном объеме данные «Табелей посещаемости детей» и Меню - требований, определить фактическое количество обучающихся, получивших питание за счет бюджетных средств. В случае выявления факта необоснованного (неправомерного) использования средств субсидии принять меры к возвращению средств субсидии в бюджет.
5. Установить лиц, виновных в совершении нарушений, указанных в акте проверки № 11 от 07.08.2023 и привлечь к дисциплинарной ответственности.
6. Информацию о результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах представить в Счетную палату Пышминского городского округа в срок до 11.09.2023.
Рассмотрев доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд руководствовался следующими положениями.
Пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 265 БК РФ внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закон № 6-ФЗ) установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований является целью настоящего Закона.
Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (часть 2 статьи 2 Закона № 6-ФЗ).
Частью 2 статьи 3 Закона № 6-ФЗ установлено, что Контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
К основным полномочиям контрольно-счетного органа муниципального образования относятся, в том числе организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; оценка эффективности формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности); иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (пункты 1, 5 и 13 части 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ).
Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (пункт 1 части 4 статьи 9 Закона № 6-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Закона № 6-ФЗ установлено, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
Пункт 1 статьи 20 Закона Свердловской области от 12.07.2011 N 62-ОЗ «О Счетной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» также предусматривает, что внешний муниципальный финансовый контроль в соответствии с федеральным законом осуществляется контрольно-счетными органами муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий.
Пункты 1 и 2 статьи 32.1 Устава Пышминского городского округа предусматривают, что Счетная палата Пышминского городского округа является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля образуется Думой Пышминского городского округа и подотчетна ей. Счетная палата Пышминского городского округа обладает правами юридического лица, организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно в соответствии с положением, утверждаемым Думой Пышминского городского округа. Правовое регулирование деятельности Счетной палаты Пышминского городского округа основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о Счетной палате Пышминского городского округа, иными нормативными правовыми актами Думы Пышминского городского округа. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности Счетной палаты Пышминского городского округа осуществляется также законами Свердловской области.
Пункт 7 статьи 32.1 Устава Пышминского городского округа предусматривает, что Счетная палата Пышминского городского округа осуществляет основные полномочия, аналогичные перечисленным в части 2 статьи 9 Закона № 6-ФЗ.
В соответствии с частью 3.1. статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации а муниципальных образований».
В соответствии с частями 1 – 3 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы федеральной территории, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, федеральной территории, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Представление контрольно-счетного органа подписывается председателем контрольно-счетного органа либо его заместителем. Законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа федеральной территории или муниципальным нормативным правовым актом право подписывать представление контрольно-счетного органа может быть предоставлено также аудиторам. Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы федеральной территории, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам выполнения представления решениях и мерах.
Пункты 17.1 – 17.3 Положения о Счетной палате Пышминского городского округа также предусматривают, что Счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы, организации и их должностным лицам представления для принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений. Представление Счетной палаты подписывается председателем Счетная палаты. Органы, организации обязаны в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения, уведомить в письменной форме Счетную палату о принятых по результатам выполнения представления решениях и мерах.
Приказом председателя Счетной палаты Пышминского городского округа от 28.06.2023 № 34 назначено проведение контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств, направленных на организацию питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях Пышминского городского округа в 2022 году и истекшем периоде 2023 года».
Представление № 190 вынесено уполномоченным должностным лицом – председателем Счетной палаты Пышминского городского округа, при выполнении им полномочий руководителя контрольно-счетного органа, по результатам проведенного контрольного мероприятия и при наличии законных оснований для вынесения представления.
Доводы заявителя о том, что представление № 190 внесено до окончания контрольного мероприятия, суд не находит обоснованным ввиду следующего.
Заявителем не принято во внимание, что по результатам проведения контрольного мероприятия составляется не только представление (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ, пункт 17.1 – 17.3 Положения о Счетной палате Пышминского городского округа), но и акт, в котором «…последовательно излагаются результаты контрольного мероприятия на объекте по всем вопросам, указанным в программе проведения контрольного мероприятия…» (абзац 4 пункта 4.9 Общих правил проведения контрольного мероприятия).
Как акт, так и представление перечислены среди документов, составляемых по результатам контрольного мероприятия и прилагаемых к отчету о нем (пункты 5.6, 5.7 Общих правил проведения контрольного мероприятия).
Акт и представление являются документами, составляемыми Счетной палатой по результатам контрольного мероприятия. Возможность составления и внесения представления не обусловлена получением от объекта проверки возражений (пояснений, замечаний) на акт.
Получение от объекта письменных пояснений и замечаний к акту по результатам контрольного мероприятия является основанием для составления самостоятельного документа – Заключения, в котором выражается позиция контрольно-счетного органа по существу пояснений и замечаний (абзац 22 пункта 4.9 Общих правил проведения контрольного мероприятия).
Такое заключение, также как и отсутствие возражений на акт, не может быть оценено как процессуальное основание для внесения или невнесения представления по результатам проверки.
Кроме того, при оценке данного довода заявителя судом принято во внимание, что Счетная палата Пышминского городского округа как орган местного самоуправления неправомочно принимать нормативные – правовые акты, действующие среди неограниченного круга лиц.
Общие правила проведения контрольного мероприятия, утвержденные приказом председателя Счетной палаты Пышминского городского округа, являются внутренним стандартом контрольно – счетного органа и не создают для объектов контрольных мероприятий каких-либо новых (по сравнению с закрепленными в законодательстве) прав.
Вопреки доводам заявителя, представление может содержать требования о принятии мер по устранению нарушений не только бюджетного законодательства, но и иных нарушений, допускаемых МКУ ПГО «УОиМП» или подведомственными учреждениями в деятельности, совершаемой за счет бюджетных средств и в целях эффективного удовлетворения муниципальных нужд.
Часть 1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ и пункт 17.1 Положения о Счетной палате Пышминского городского округа прямо закрепляют возможность заявления в представлении требований о принятии мер к возмещению причиненного вреда и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях.
Представитель заинтересованного лица пояснил, что предъявление требования о проведении проверки использования бюджетных средств МБОУ ПГО «Боровлянская СОШ» со сверкой в полном объеме данных «Табелей посещаемости детей» и меню-требований, определения фактического количества обучающихся, получивших питание за счет бюджетных средств обусловлено тем, что в ходе контрольного мероприятия Счетной палатой проведена не сплошная, а выборочная проверка соответствия этих документов.
В документах, выбранных для проверки (период январь – май, сентябрь, октябрь 2022 года) обнаружены несоответствия количества получающих питание обучающихся, указанного в меню – требованиях и в табелях учета посещаемости.
В данном случае задаче принятия мер по устранению выявленных бюджетных и иных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда соответствовало требование к МКУ ПГО «УОиМП» о проведении проверки использования бюджетных средств со сплошной сверкой данных указанных в представлении документов.
Надзор за использованием подведомственными учреждениями бюджетных средств относится к компетенции МКУ ПГО «УОиМП» как главного распорядителя бюджетных средств в сфере образования (пункт 10 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и некоммерческой организацией, уставной задачей которой является осуществление управленческих функций в сфере образования на территории Пышминского городского округа.
Таким образом, требование к заявителю о выполнении лежащей на нем обязанности контроля за деятельностью подведомственного учреждения заявлено в представлении обоснованно.
При этом обоснованных доводов о нарушениях, содержащихся в спорном предписании МКУ ПГО «УОиМП» не приводит.
Доводы о возможном привлечении заявителя к административной ответственности не приняты судом, поскольку в рамках настоящего спора вопрос о законности привлечения к административной ответственности по существу не разрешается.
Каких-либо новых доводов о наличии в действиях заинтересованного лица правонарушений заявителем в поданных возражениях не представлено.
Суд дополнительно учитывает, что в момент рассмотрения дела по существу МКУ ПГО «УОиМП» письмом № 702 от 08.09.2023 сообщило Счетной палате о результатах рассмотрения и исполнении представления № 190 11.08.2023.
При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого представления недействительным по правилам, предусмотренным частью 2 статьи 201 АПК РФ, у суда не имеется, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Расходы заявителя по оплате государственной пошлины на основании ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья М.Ю. Грабовская