620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
20 октября 2023 года Дело № А60-24271/2023
Резолютивная часть решения объявлена 13 октября 2023 года
Полный текст решения изготовлен 20 октября 2023 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Зверевой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Г.А. Захаровой (до и после перерыва), рассмотрел в судебном заседании дело №А60-24271/2023
по заявлению ОАО "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (ИНН 6623000708, ОГРН 1026601366626) к Межрайонной ИФНС России №16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС №16 по Свердловской области от 22.11.2022 г. № 6131/10/268,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Киричек Н.Р., доверенность от 01.01.2023,
от заинтересованного лица: Козырев А.В., доверенность от 02.06.2023(онлайн),
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
ОАО "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" (ИНН 6623000708, ОГРН 1026601366626) обратился к Межрайонной ИФНС России №16 по Свердловской области (ИНН 6623000850, ОГРН 1046601240773) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС №16 по Свердловской области от 22.11.2022 г. № 6131/10/268.
Определением суда от 16.05.2023 заявление принято к производству, судебное заседание назначено на 05.06.2023.
Заинтересованным лицом представлен отзыв, приобщен к делу в порядке статьи 159 АПК РФ.
Определением суда от 05.06.2023 дело назначено к судебному разбирательству на 28.06.2023.
Межрайонной ИФНС России №16 по Свердловской области заявлено ходатайство о приостановлении производству по делу А60-24271/2023 до рассмотрения Арбитражным судом Уральского округа кассационной жалобы по делу А60-69084/2022.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд в его удовлетворении отказывает, о чем вынесено отдельное определение.
Определением суда от 28.06.2023 судебное заседание отложено до 02.08.2023.
Межрайонной ИФНС №16 по Свердловской области представлены дополнительные документы, приобщены судом.
Заявителем заявлено ходатайство об отложении в связи для изучения новых документов, представленных в судебное заседание, и подготовки позиции.
Определением суда от 02.08.2023 судебное заседание отложено до 01.09.2023.
Определением суда от 01.09.2023 судебное заседание отложено до 18.09.2023.
Межрайонной ИФНС России №16 по Свердловской области заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства по делу А60-24271/2023 до рассмотрения Арбитражным судом Уральского округа кассационной жалобы по делу А60-69084/2022.
Определением суда от 18.09.2023 судебное заседание отложено до 09.10.2023.
В судебном заседании 09.10.2023 объявлен перерыв, после перерыва судебное заседание продолжено 13.10.2023 в том же составе суда.
12.10.2023 от заявителя поступило ходатайство об уточнении требований, заявитель просит:
- Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России №16 по Свердловской области № 6131/10/268 от 22.11.2022 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на добычу полезных ископаемых за июль 2021 года в сумме 9 875 078 руб. в том числе доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 3 964 901 руб. (шахта «Магнетитовая»), в сумме 5 910 177 руб. (Гальянское месторождение), а также соответствующих сумм пени и штрафа.
- Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России №16 по Свердловской области № 6131/10/268 от 22.11.2022 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления пеней за период с 01.04.2022 г. по 01.10.2022 г.
- Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России №16 по Свердловской области № 6131/10/268 от 22.11.2022 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части взыскания штрафа в размере превышающего 100 000 руб.
Ходатайство принято судом в порядке статьи 49 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2021 года, представленной ОАО «ВГОК» 31.08.2021, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 14.12.2021 № 23417/12/268, дополнения к акту от 04.04.2022 № 67/10/268 и принято решение от 22.11.2022 № 6131/10/268.
Указанным решением ОАО «ВГОК»:
1. Доначислен НДПИ за июль 2021 года в сумме 12 942 755 руб., в том числе:
- доначислен налог в сумме в сумме 7 032 578 руб. в результате неправомерного применения коэффициента (Кподз) 0.1 по шахте «Магнетитовая» и шахте «Естюнинская»;
- доначислен налог в сумме в сумме 5 910 177 руб. в результате неправомерного применения ставки 5.5% и других неправомерных действий по Гальянскому месторождению.
- уменьшен излишне исчисленный налог на добычу полезных ископаемых за июль 2021 года в сумме 1 547 904 руб. в результате неправомерного применения ставки 5.5% и иных неправомерных действий по Гальянскому месторождению.
2. В соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) начислены пени за неуплату НДПИ в сумме 2 552 742 руб. 69 коп.
3. В соответствии с п.1 ст. 122 Кодекса ОАО «ВГОК» привлечено к налоговой ответственности, с учетом смягчающих ответственность обстоятельств в виде штрафа в сумме 569 742 руб. 55 коп.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области от 13.02.2023 № 13-06/04311@ решение налогового органа оставлено без изменения.
Не согласившись с позицией налоговых органов, ОАО «ВГОК» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5. ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В части доначисления НДПИ, а также сумм пени и штрафа по шахте «Магнетитовая» суд приходит к следующим выводам.
Оспаривая в заявлении действия налогового органа, недропользователь приводит доводы о правомерности применения понижающего коэффициента Кподз (0.1) в силу предположения о завершении им добычи до 01.01.2024 и отсутствии ограничительных норм по её продолжению в период консервации.
ОАО «ВГОК», ссылаясь на протоколы ТКР-ТПИ Урал недра от 19.12.2016 № 25/16 (шахта «Магнетитовая»), не учитывает правовые последствия их отмены в 2019 году. Ссылаясь на технический проект 2016 года «Вскрытие и разработка горизонтов -530м, -610м шахты «Магнетитовая», недропользователь подтверждает лишь отработку запасов указанных горизонтов в объёме 12118 тыс.тонн (шахта «Магнетитовая») и добычу железных руд с плановым увеличением объемов добычи. Также, и не согласованные технические проекты консервации шахты «Магнетитовая» доказывает лишь высокую сложность работ по консервации и их длительный цикл. При этом, проектом, разработанным для консервации шахты «Магнетитовая» в разделе 11 (стр.155 проекта) для проведения работ по консервации предусмотрено 24 месяца, что исключает возможность её завершения в текущем периоде.
В заявлении ОАО «ВГОК» приводит довод об отсутствии ограничительных норм по продолжению добычи в период консервации, не учитывая, что проведение добычных работ и работ по консервации имеет принципиальные различия и своей целью преследует разные результаты. В соответствии с положениями ст.26 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395 - 1 «О недрах» (далее по тексту - Закон о недрах) целью консервации горной выработки является временное прекращение горных работ с обеспечением сохранности месторождения, горных выработок на все время консервации. При этом, добычные работы предполагают осуществление добычи полезных ископаемых, т.е. изъятие их из недр.
В свою очередь, налоговый орган в своем решении ссылается на положения ст.342.1 Кодекса, которые не содержат условий об оценке и исследовании будущих намерений налогоплательщика. Вводя в Кодексе данную норму для налогообложения НДПИ, законодатель предполагает выполнение предусмотренных условий не в будущем периоде, а, именно, в текущем периоде применения понижающего коэффициента.
При этом, поскольку, понижающий коэффициент предполагает уплату суммы НДПИ в меньшем размере, и действие этой «льготной» нормы направлено не на категорию налогоплательщиков, а на совершение операций по добыче железных руд на определенном участке недр, то порядок их применения необходимо оценивать, как специальные правила налогообложения соответствующих операций.
В положениях данной статьи установлены такие условия как - добыча, именно, руд чёрных металлов, способ их отработки (подземная добыча) и критерии участка недр, на котором они добываются. Соответствие добываемого полезного ископаемого, способа добычи и участка недр данным критериям в целях применения понижающего коэффициента должны быть определены в периоде его применения.
Устанавливая специальные правила для добычи только руд чёрных металлов, законодатель установил для них и дополнительные критерии, направленные на идентификацию участка недр через действующие технические условия недропользования (технический проект). Так, в статье 342.1 Кодекса для налогообложения операций по добыче железных руд законодатель определил указанные там даты в качестве идентифицирующего признака для участка недр,а не как основополагающий признак налогообложения.
Основополагающим признаком для применения понижающего коэффициента следует считать те условия, которые можно оценить в настоящем (а не будущем) периоде, т.е. добыча железных руд, применение подземного способа добычи и выполнение текущих условий недропользования.
Установленные специальные правила налогообложения операций по добыче железных руд напрямую связаны с порядком недропользования с целью консервации этой добычи. Соответственно, при рассмотрении вопроса правомерности понижающего коэффициента необходимо руководствоваться текущими условиями недропользования на спорном месторождении.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.
Лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования на весь период добычи.
В соответствии с вышеуказанными нормами Закона о недрах и в соответствии с пунктом 3.1 условий недропользования к Лицензии № СВЕ 03538ТЭ (Высокогорское месторождение - шахта «Магнетитовая) недропользователь обязан обеспечить подготовку и согласование в установленном порядке не позднее 6 месяцев до планируемого срока завершения отработки месторождения проекта на ликвидацию горных выработок... В соответствии с пунктом 4.4 условий недропользования недропользователь обязан до истечения срока лицензии обеспечить завершение ликвидации и консервации горных выработок и сдать соответствующую документацию, в том числе, акты ликвидации горных выработок.
При этом, пунктом 10 статьи 22 Закона о недрах установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией, в том числе, ликвидацию в установленном порядке горных выработок.
В целях соблюдения вышеуказанных норм Закона о недрах Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 02.06.1999 № 33 утверждена «Инструкция о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами» (далее -Инструкция), согласно пункта 2 которой она устанавливает порядок ведения работ по технической ликвидации и консервации опасного производственного объекта, связанного с пользованием недрами, а при консервации - требования, обеспечивающие сохранность месторождений и горных выработок на время консервации. Требования Инструкции являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, осуществляющих проектирование, эксплуатацию, консервацию или ликвидацию опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, на территории Российской Федерации (пункт 3 Инструкции).
В соответствии с пунктом 11 Инструкции ликвидация или консервация объекта производится по проектам с соблюдением требований промышленной безопасности, охраны недр и окружающей природной среды.
Задание на проектирование ликвидации или консервации составляется в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами. Задание на проектирование утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта по согласованию с органами Госгортехнадзора России (пункт 22 Инструкции). Проектирование ликвидации или консервации объекта осуществляется организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России на проектирование горных производств (пункт 23 Инструкции).
Проект ликвидации или консервации объекта утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с органами Госгортехнадзора России. Работы по ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанные с пользованием недрами, выполняются после утверждения в установленном порядке проекта (п.24 Инструкции).
Для применения льготы, предусмотренной статьей 342.1 Кодекса, Обществу необходимо иметь согласованные в установленном порядке проекты консервации горных выработок месторождений, и соблюдение установленного порядка недропользования в совокупности с нормами Кодекса даёт возможность оценить правомерность применения понижающего коэффициента в текущем периоде.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение).
Согласно пункту 5 Положения, «проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (далее - документация по участкам недр местного значения), до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией. создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (далее -комиссия). Организационное обеспечение деятельности комиссии возлагается на Федеральное агентство по недропользованию или его соответствующий территориальный орган».
Согласно пункту 6 Положения, в состав комиссии включаются представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Федерального агентства по недропользованию. Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения комиссия Федерального агентства по недропользованию осуществляет согласование проектной документации в отношении твердых полезных ископаемых, в частности, технических проектов ликвидации или консервации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений.
Как установлено пунктом 12 Положения: «...В проектную документацию включается, в том числе, информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель....»
Пунктом 15 Положения установлено, что для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию соответствующее заявление и перечень предусмотренных документов.
Согласно пункта 20 Положения рассмотрение проектной документации осуществляется комиссией или уполномоченным органом в течение 25 рабочих дней со дня представления материалов пользователем недр. По результатам рассмотрения проектной документации комиссия принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации, которое направляется пользователю недр в течение 5 рабочих дней со дня принятия.
Иных условий согласования данным Положением не предусмотрено.
С учетом специального порядка налогообложения добычи железных руд. установленного нормами ст.342.1 Кодекса, добыча на Высокогорском месторождении (шахта «Магнетитовая») не соответствует предусмотренным условиям, в связи с чем. применение понижающего коэффициента является необоснованным. Как указано выше, положения ст.342.1 Кодекса не содержат условий об оценке и исследовании будущих намерений налогоплательщика.
Таким образом, в налоговом периоде - июль 2021 года - ОАО «ВГОК» не были соблюдены условия установленный ст.342.1 Кодекса по применению понижающего коэффициента Кподз 0,1 при добыче железных руд в шахте «Магнетитовая».
В отношении доначисления НДПИ, сумм пени и штрафов по Гальянскому месторождению суд приходит к следующим выводам.
В заявлении ОАО «ВГОК» указывает на то. что им правомерно применена ставка 5,5% и коэффициент Крента 1 при добыче известняков на Гальянском месторождении.
В основе недропользования лежит принцип рационального использования недр - комплекс правовых, организационных, технических, природоохранных и иных мероприятий, обеспечивающих наиболее полное извлечение полезных ископаемых и эффективное использование ресурсов недр. Квалификация любых месторождений полезных ископаемых производится в процессе государственной экспертизы запасов этих месторождений. Оценка запасов месторождений осуществляется лицензирующим органом исходя из намечаемого направления их промышленного назначения. Такой подход к порядку классификации запасов, их оценки и разведки предусматривает рациональную технологическую схему их последующей добычи и составление технического проекта, направленного на разработку месторождения и добычу того минерального сырья, качественные характеристики которого ранее учтены и оценены. И. право добычи предоставляется недропользователю на оцененные запасы.
В целях определения вида добытого полезного ископаемого (п.2 ст.337 НК РФ) необходимо исходить из наличия тех или иных качественных характеристик при оценке запасов этих полезных ископаемых. Поскольку, запасы тех или иных полезных ископаемых могут быть оценены по различным качественным характеристикам (химическим, физическим), то от этой оценки запасов лицензирующим органом будет зависеть определение вида добытого полезного ископаемого в соответствии с п.2 ст.337 НК РФ. При этом, фактическое использование полезного ископаемого не влияет на определение вида полезного ископаемого, поскольку, не изменяет его первоначально оцененных характеристик.
ОАО «ВГОК» Департаментом по недропользованию по Уральскому федеральному округу выдана лицензия на пользование недрами СВЕ03471ТЭ. В соответствии с указанной лицензией, ОАО «ВГОК» осуществляет добычу флюсовых известняков Гальянского месторождения.
В соответствии с п. 1.4 условий недропользования (приложение № 1 к лицензии СВЕ03471ТЭ) для целей добычи на Гальянском месторождении наименованием основных (преобладающих) видов полезного ископаемого, содержащегося в пределах предоставленного участка недр, является - известняк флюсовый, код вида полезного ископаемого - 1412121.
В целях добычи флюсовых известняков Гальянского месторождения недропользователем ОАО «ВГОК» разработан технический проект «Вскрытие и разработка Гальянского месторождения. Документация на техническое перевооружение рудника с открытым способом разработки ОАО «ВГОК». Разделом 2.5 технического проекта «Характеристика полезного ископаемого» запасы известняков оценены с учетом их химического состава (качественных показателей) на соответствие требованиям технических условий ТУ 075100-0131-05778402-05 (взамен ТУ 075100-013-05778402-01) «Известняк сырой Гальяновского месторождения».
С учетом произведенной оценки запасов известняков по химическим качественным показателям их добыча осуществляется в целях использования в металлургическом производстве. При этом, в соответствии с химическими показателями качество известняка разделяется по сортности.
В соответствии с разделом 2.6 технического проекта «Попутные полезные ископаемые и компоненты» Гальянское месторождение известняков представлено одним типом полезного ископаемого - известняком. В процессе геологоразведочных работ исследований вмещающих пород месторождения на предмет их использования для производства строительных материалов не проводилось, запасы их не подсчитывались и балансом запасов не учитывались.
Аналогичные характеристики установлены протоколом Государственной комиссии по запасам № 6885 от 25.04.1973, где оценка запасов известняков осуществлялась по качественным характеристикам пригодности их использования в металлургической промышленности в качестве флюсовой добавки в концентрат, агломерат.
Согласно Приложению № 1 к протоколу ГКЗ СССР № 6885 от 25.04.1973 основная потребность известняка - для агломерации руд, для доменного производства, для производства конверторной извести, для производства цемента возросла за счет роста мощностей Качканарского ГОКа и Нижнетагильского цементного завода и других предприятий. В связи с чем были произведены дополнительные разведочные работы.
В соответствии с протоколом ВКЗ СССР № 9124, представленный на рассмотрение ВКЗ отчет освещает результаты геолого - разведочных работ, проведенных в 1953 - 1954 годах трестом «Уралчерметразведка» Министерства черной металлургии СССР, на Гальянском месторождении, с целью выявления промышленных запасов флюсовых известняков для металлургических заводов Урала (стр. 2 отчета).
Кондициями, утвержденными Техническим управлением Министерства черной металлургии СССР для Гальянского месторождения, предусмотрено содержание окиси кальция не 52%, нерастворимого остатка не более 2.2%, серы не более 0.08%. фосфора не более 0.01%. временное сопротивление раздавливанию не менее 400 кг/см2.
Проведенными анализами и испытаниями подтверждена пригодность основной массы известняков как флюсового сырья для черной металлургии (стр. 4 отчета). Результаты разведки показали, что Гальянское месторождение известняков является крупной базой высококачественных флюсов для металлургических предприятий Среднего Урала (стр. 9 отчета).
Оценка запасов флюсовых известняков Гальянского месторождения и их добыча в целях использования в металлургической отрасли подтверждается также данными статистической формы отчетности по ф.№ 5-ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых» за 2021 год. где основными потребителями добытого известняка являются предприятия металлургической промышленности - ОАО «ЕВРАЗ Качканарский ГОК», ОАО «ЕВРАЗ НТМК».
Таким образом, с учетом установленных фактов оценки запасов флюсовых известняков в качестве сырья для металлургической промышленности, видом добытого полезного ископаемого в целях налогообложения НДПИ следует считать карбонатные породы для металлургии (п.п.7 п.2 ст.337 Кодекса).
В целях определения объекта налогообложения НДПИ и вида добытого полезного ископаемого, необходимо руководствоваться документами недропользователя - лицензией на пользование недрами, технологическим проектом на разработку месторождения (составляется на весь период разработки месторождения), данными формы отчетности № 5 - ГР «Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых», иными техническими документами.
При этом, в части выдачи лицензии необходимо учитывать данные о лицензирующем органе. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере недропользования относится регулирование отношений в части общераспространенных полезных ископаемых (статья 4 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395 - 1 «О недрах»). Перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования предусмотрен ст.3 Закона РФ «О недрах». Из их содержания, геологическое изучение недр в любых целях, пользование участком недр для разведки и добычи на месторождениях общераспространенных полезных ископаемых, к полномочиям федеральных органов не отнесено.
Такое разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации согласуется с выдачей лицензий. С учетом установленных критериев выдача лицензии недропользователю осуществляется либо Министерством природных ресурсов региона (в части общераспространенных полезных ископаемых), либо федеральным органом Роснедра (в части прочих полезных ископаемых).
Соотнося такое распределение о лицензировании общераспространенных полезных ископаемых и прочих полезных ископаемых с видами добытых ископаемых, предусмотренных п.2 ст.337 Кодекса, можно сделать вывод, что основной перечень общераспространенных полезных ископаемых для целей налогообложения включен в п.п.10 п.2 ст.337 Кодекса. Те виды полезных ископаемых, которые включены в иные подпункты и сгруппированы по своим свойствам, к общераспространенным не относятся.
При этом, учитывая наличие исключительных признаков их использования в той или иной отрасли народного хозяйства в зависимости от их качественных характеристик, то или иное полезное ископаемое относится либо к горно -химическому сырью (подпункт 6 пункта 2 статьи 337 Кодекса), либо к горнорудному неметалическому сырью (подпункт 7 пункта 2 статьи 337 Кодекса).
В основе такого распределения - классификатор запасов недр твердых полезных ископаемых. Распоряжением МПР России от 05.06.2007 № 37-р «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых» установлены определенные критерии (далее - Рекомендации).
В основу группирования горно - химического и горнорудного неметаллического сырья поставлены их химические характеристики, которые формируют основу их использования по этим качественным характеристикам в химической, стекольной, металлургической, цементной промышленности.
В основу неметаллического сырья, используемого в строительной индустрии, положены качественные характеристики физико - механических свойств.
Соответственно, в основе лицензии, выданной недропользователю на добычу, и условий технического проекта на разработку месторождения уже заложено их основное использование и отнесение к тому или иному виду добытого полезного ископаемого, предусмотренного в п.2 ст.337 Кодекса. Такой подход к классификации запасов недр на уровне лицензирующих органов полностью соотносится с теми видами добытых полезных ископаемых, которые перечислены в п.2 ст.337 Кодекса.
В целях налогообложения НДПИ известняка необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 22 приложения 19 Рекомендаций при оценке запасов карбонатных пород прежде всего целесообразно определить их пригодность для химической промышленности, предъявляющей наиболее высокие требования к качеству сырья; оценить возможность использования карбонатных пород для других целей следует лишь в случае их непригодности для этой промышленности. Химический и минеральный состав карбонатных пород оценивается на содержание в них оксида кальция, оксида магния и ряда других минеральных соединений.
При этом, карбонатные породы, пригодные в качестве флюсов или для производства огнеупоров, оценивать как сырье для промышленности строительных материалов и других отраслей народного хозяйства, не предъявляющих высоких требований к качеству сырья, нецелесообразно. Соответственно, проводя оценку месторождений известняка по содержанию в них вышеуказанных химических минералов, основополагающим признаком их использования будет химическая, стекольная или металлургическая промышленность. такое месторождение известняков не будет отнесено к общераспространенным полезным ископаемым и оформление лицензии на их добычу будет осуществлять федеральный орган (Роснедра). При наличии этих качественных характеристик добытый известняк следует оценивать как горно - химическое неметаллическое сырье (подпункт 6 пункта 2 статьи 337 Кодекса, карбонатные породы, используемые для химической промышленности) или горнорудное неметаллическое сырье (подпункт 7 пункта 2 статьи 337 Кодекса, карбонатные породы для металлургии).
Вместе с тем, допускается разведка карбонатных пород для назначений, требующих определенных физико - механических свойств (пункт 30 приложения 19 Рекомендаций). Физико - механические свойства карбонатных пород исследуются в зависимости от областей их использования в соответствии с требованиями стандартов и технических условий. При изучении физико - механических свойств определяются прочность пород, средняя плотность (объемная масса), пористость, водопоглощение. а также естественная влажность. Необходимо установить кусковатость карбонатных пород, их белизну, размалываемость.
Согласно пункту 32 приложения 19 Рекомендаций в результате изучения химического, минерального состава и физико - механических свойств карбонатных пород на месторождении должны быть выделены природные разновидности сырья, определены возможные промышленные (технологические) типы. Окончательно промышленные (технологические) типы и сорт сырья выделяются по результатам технологического изучения.
Согласно пункту 33 приложения 19 Рекомендаций технологические свойства карбонатных пород должны быть изучены с детальностью, обеспечивающей получение исходных данных, достаточных для проектирования технологической схемы добычи и переработки с наиболее рациональным и комплексным использованием этого вида полезного ископаемого.
Учитывая вышеизложенный порядок классификации карбонатных пород, ещё на стадии оценки месторождения законодатель предусматривает ту или иную сферу их использования и даёт возможность их идентификации для последующего налогообложения НДПИ.
Такой подход к порядку классификации запасов, их оценки и разведки предусматривает рациональную технологическую схему их последующей добычи и составление технического проекта, направленного на разработку месторождения и добычу того минерального сырья, качественные характеристики которого ранее учтены и оценены. Составленный и утвержденный технический проект является следствием всех действий недропользователя и контролирующего (лицензирующего) органа и предполагает конкретное указание в нём вида полезного ископаемого, которое планируется к добыче на месторождении.
Руководствуясь вышеуказанным техническим проектом разработки месторождения и лицензией, в целях налогообложения НДПИ определяется вид добытого полезного ископаемого с учетом п.2 ст.337 Кодекса. Технический проект на разработку месторождения составляется на весь период разработки.
Правовая оценка вышеперечисленных документов позволяет определить вид полезного ископаемого в соответствии с п.2 ст.337 Кодекса и исключить необходимость оценки целей и направлений дальнейшего использования добытого ископаемого.
Поскольку, определение того или иного вида полезного ископаемого, облагаемого налогом, является следствием его геологической оценки лицензирующим органом по химическому минеральному составу или физико -механическим свойствам, то на стадии его добычи оцененные характеристики будут являться приоритетными.
Соответственно, при добыче известняков, запасы которых оценены в качестве карбонатных пород для металлургии, их вид добытого полезного ископаемого необходимо определять в соответствии с п.п.7 п.2 ст.337 Кодекса. При этом, их последующее использование не для сферы металлургической промышленности не изменяет его первоначально оцененных свойств. Используя, например, известняк в строительной отрасли в качестве строительного камня (щебня) добытый известняк не утрачивает своих первоначальных химических свойств и характеристик. В свою очередь, физико - механические свойства такого известняка будут вторичными в целях определения вида добытого ископаемого для целей налогообложения НДПИ и в отсутствие оцененных запасов по этим свойствам его недопустимо относить к видам, перечисленным в п.п.10 п.2 ст.337 Кодекса.
Вследствие вышеуказанных норм при исчислении НДПИ при добыче известняков Гальянского месторождения их необходимо оценивать в качестве карбонатных пород для металлургии и, соответственно, применять налоговую ставку 6 % (п.п.7 п.2 ст.337 Кодекса, п.п.5 п.2 ст.342 Кодекса).
Кроме того, до настоящего времени в Технический проект «Вскрытие и разработка Гальянского месторождения. Документация на техническое перевооружение рудника с открытым способом разработки ОАО «ВГОК»» Обществом не внесены, какие-либо изменения, свидетельствующие о том. что добытый на Гальянском месторождении флюсовый известняк по химическому, физическому составу не соответствует карбонатным породам для металлургии, а стал соответствовать только характеристикам для использования в строительной индустрии.
При рассматриваемой ситуации с учетом положений п.6 ст.342 Кодекса налоговая ставка 6% должна быть увеличена на рентный коэффициент Крента. равный 3.5.
Если иное не установлено настоящим пунктом, в отношении добытых полезных ископаемых, указанных в подпунктах 1 - 6 (за исключением торфа, горючих сланцев, сырья радиоактивных металлов, неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии, подземных промышленных и термальных вод. битуминозных пород, концентратов и других полупродуктов, содержащих золото, концентратов и других полупродуктов, содержащих серебро, общераспространенных полезных ископаемых), подпункте 8 (за исключением природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней), подпунктах 16 и 17 пункта 2 настоящей статьи, коэффициент Крента устанавливается в размере 3,5.
В отношении иных добытых полезных ископаемых, указанных в пункте 2 настоящей статьи, коэффициент Крента принимается равным 1.
Таким образом, применение налоговым органом налоговой ставки 6% и коэффициента Крента в размере 3.5 при доначислении налога ОАО «ВГОК» при налогообложении известняков Гальянского месторождения является правомерным.
В части доводов о начислении пени в период моратория, суд установил, что пени по Постановлению Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 за период с 01.04.2022 по 01.10.2022 отменены решением Управления ФНС России по Свердловской области от 28.08.2023 № 13-06/24005@.
Доводы Заявителя о допущенных налоговым органом процедурных нарушениях судом отклонены.
В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Суд не установил нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки налоговым органом.
Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Налоговая декларация по НДПИ за июль 2021 года, представлена ОАО «ВГОК» 31.08.2021. Камеральная налоговая проверка окончена 30.11.2022.
Исходя из п. 2 ст. 100 НК РФ, в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Акт налоговой проверки составлен налоговым органом 14.12.2021, то есть в установленные НК РФ сроки. Акт направлен Обществу 22.12.2021 и получен 30.12.2021 по ТКС. Рассмотрение назначено на 14.02.2022.
Исходя из правовых норм ст. 101 НК РФ, акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения (пп. 5 п. 3 НК РФ).
В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц (два месяца -при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ).
Дополнительные мероприятия налогового контроля проводились в период с 14.02.2022 по 14.03.2022. Дополнения к акту налоговой проверки составлены 04.04.2022 и направлены Обществу 11.04.2022 и получены 19.04.2022 по ТКС. Рассмотрение назначено на 16.05.2022.
Также налоговым органом приняты решения о продлении (отложении) срока рассмотрения материалов проверки от 16.05.2022, 15.06.2022, 14.07.2022, 12.08.2022, 26.08.2022, 23.09.2022, 21.10.2022 с целью обеспечить ОАО «ВГОК» возможность предоставить дополнительные документы и возражения, а также в связи с неявкой представителей ОАО «ВГОК» на рассмотрение материалов налоговой проверки по налоговой декларации по НДПИ за июль 2021 года.
Из пояснений налогового органа следует, что указание в решениях от 26.08.2022, 23.09.2022 и 21.10.2022 срока продления рассмотрения материалов налоговой проверки на «0» дней, является технической ошибкой. К каждому решению было направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки с указанием даты рассмотрения.
Все вышеуказанные документы были направлены Обществу по ТКС.
Оспариваемое решения принято 22.11.2022. О дате рассмотрения Общество извещено - извещение от 21.10.2023 № 12658/10/268.
Таким образом, все процессуальные документы направлены Обществу и получены им по ТКС.
Продление и отложение срока рассмотрения материалов проверки более чем на месяц само по себе не является существенным нарушением прав налогоплательщика и основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки.
Суд не усмотрел обстоятельств, свидетельствующих о нарушении существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, либо свидетельствующие о нарушении норм действующего налогового законодательства, влекущие ущемление прав и законных интересов налогоплательщика.
Заявитель ходатайствует о снижении сумы штрафа начисленного по решению в связи с тяжелым финансовым положением, указывает, что в отношении налогоплательщика было возбуждено дело о банкротстве, самостоятельно не может оплачивать налоги, также просит учесть социально значимую деятельность организации.
Рассмотрев ходатайство, оснований для смягчения налоговой ответственности и применения ст. 112, 114 НК РФ суд не установил.
Судом учтено, что налоговый орган при рассмотрении материалов проверки принял во внимание заявленные ОАО «ВГОК» смягчающие ответственность обстоятельства и размер штрафа был уменьшен.
При таких обстоятельствах, суд считает, что решение налогового органа является правомерным, оснований для признания недействительным решения не имеется, заявленные обществом "Высокогорский горно-обогатительный комбинат" требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.В удовлетворении заявленных требований отказать.
2.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья И.В. Зверева