НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 18.09.2023 № А60-25898/2023




АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.С. Чудниковой, при  ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Г. Приходько  рассмотрел в судебном заседании дело № А60-25898/2023 по заявлению индивидуального  предпринимателя Акатьевой Веры Васильевны (ИНН 667001552499) к АДМИНИСТРАЦИИ  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА (ИНН 6659015426) о  признании незаконным отказа, 

при участии в судебном заседании
от заявителя: Шихлински Ш.М.о., по доверенности № 2 от 15.09.2023 г.

от заинтересованного лица: Шмакова Ю.В., по доверенности № 22/05/63/20-11 от  29.11.2022 г. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены  надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и  месте судебного заседания на сайте суда. 

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.  Отводов суду, ходатайств не заявлено. 

индивидуальный предприниматель Акатьева Вера Васильевна (далее - заявитель)  обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия АДМИНИСТРАЦИИ  ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА (далее – заинтересованное  лицо), выразившегося в незаключении дополнительного соглашения к договору № 562020/ЖД от 30.04.2020 г. о продлении срока договора, об обязании устранить нарушение  путем заключения дополнительного соглашения к договору. 

В судебном заседании 11.08.2023 заявитель требования поддержал, заявил  ходатайство о приобщении к материалам дела возражений на отзыв. Возражения на отзыв  приобщены к материалам дела. 

Представитель заинтересованного лица требования не признал по доводам,  изложенным в отзыве. 




Заявитель в настоящем заседании уточнил требования в части п. 1 просительной части  просит признать незаконным отказ Администрации в продлении срока договора. Уточнения  приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ, в остальной части требования 

В связи с необходимостью предоставления заинтересованному лицу возможности  ознакомиться с доводами заявителя, судебное разбирательство отложено. 

В настоящем судебном заседании заявитель заявил ходатайство о приобщении к  материалам дела дополнительных документов - справка о постановке на учет (снятии с  учета) физического лица в качестве налогоплательщика на профессиональный доход за  2020г. от 20.03.2020 № 15120662. Ходатайство удовлетворено. 

Стороны доводы и возражения, изложенные ранее поддержали.
Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Как следует из материалов дела между заявителем и заинтересованным лицом  заключен договор № 56-2020/ЖД от 30.04.2020г.предусматривающий размещение  нестационарного торгового объекта, киоск «Овощи, фрукты», площадью 8 кв.м. по адресу  пересечение ул. Техническая и пр. Теплоходный. Срок действия договора с 01.05.2020г. на  три года. 

Заявитель обратился в Администрацию с заявлением о продлении срока действия  договора до 7 лет на основании Постановления Правительства РФ от 12.03.2022г. № 353 и  Постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2022г. № 934-ПП. 

Заинтересованное лицо отказало в продлении срока договора, мотивируя отказ тем,  что у заявителя на момент заключения договора отсутствовал статус индивидуального  предпринимателя. кроме того, заинтересованное лицо указало, что согласно сведениям  ЕГРИП по состоянию на дату подачи заявления (28.04.2023) и на дату истечения срока  договора (30.04.2023) заявитель не была зарегистрирована в качестве индивидуального  предпринимателя. Соответственно, заявление было подано от физического лица, которое не  может являться стороной договора на размещение НТО, не является хозяйствующим  субъектом, и условия вышеуказанного Порядка не были соблюдены. 

Заявитель не согласен в мотивами отказа, ссылается на наличие у него на момент  заключения договора статуса «самозанятого» и последующей регистрацией статуса  индивидуального предпринимателя, указанный статус имеется на дату разрешения  настоящего спора. 

Заинтересованное лицо, возражая против требований, указало, что деятельность,  осуществляемая в НТО заявителем не соответствует статусу «самозанятого», а также со  стороны заявителя не представлено доказательств, что в спорном НТО ею реализовывалась  продукция собственного производства. 

Заявитель в обоснование доводов ссылается на осуществление деятельности как  самозанятой по передаче имущества - НТО в аренды, в связи с чем полагает, что имелись  основания для заключения договора и его продления. 

Рассмотрев заявленные требования, оценив представленные доказательства в порядке  ст. 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи суд не нашел оснований для  удовлетворения требований. 

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с  заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными  решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,  должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение  и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту 




и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают  иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности. Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со  дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных  интересов, если иное не установлено федеральным законом. 

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых  актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых  решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному  нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица,  которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия  (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия  (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности. 

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи  198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых  вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской  Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании  оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным  являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и  нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов гражданина или  юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. 

Таким образом, для признания незаконным решения органов, осуществляющих  публичные полномочия, должностных лиц указанное решение должно быть признано не  соответствующим закону или иному нормативному правовому акту и должно нарушать  права и законные интересы заявителя. 

Разрешение вопроса о законности или незаконности (недействительности)  оспариваемого ненормативного акта, действий, бездействия публичных органов и нарушения  им прав и законных интересов заявителя зависит от правового регулирования  правоотношений и установленных по конкретному делу обстоятельств. 

Постановлением Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях  разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году" (далее - Постановление  Правительства РФ N 353) установлена возможность продления на срок до 7 лет (если более  длительные сроки продления не предусмотрены договором, актом субъекта Российской  Федерации, органа местного самоуправления) без проведения торгов срок действия  договоров на размещение нестационарных торговых объектов и объектов для осуществления  развозной торговли, включая договоры аренды для размещения указанных объектов на  земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной  собственности или муниципальной собственности, сроки действия которых истекают со дня  вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 N  353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году"  по 31 декабря 2026. 

Сроки, на которые продлеваются договоры и разрешительные документы, указанные  в пунктах 1 - 3 настоящего документа, и порядок их продления устанавливаются 




нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 1, 4 приложения N 15  Постановления Правительства N 353). 

Из буквального содержания п. 1 в совокупности в п. 4 приложения N 15 к  Постановлению Правительства РФ N 353, следует, что продление договора осуществляется в  порядке и на срок, устанавливаемыми нормативным правовым актом субъекта Российской  Федерации. 

Постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2022 N 934-ПП "Об  особенностях разрешительных режимов в сфере торговли на территории Свердловской  области в 2022 и 2023 годах" установлена возможность продления на 2 года действие  договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов и объектов  для осуществления развозной торговли, включая договоры аренды для размещения  указанных объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях,  находящихся в государственной собственности Свердловской области, в муниципальной  собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые  не разграничена, сроки действия которых истекают в период со дня вступления в силу  Постановления Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353 "Об особенностях  разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" (далее -  Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.2022 N 353) по 31 декабря  2026 года. 

Такое продление осуществляется на основании Порядка, утв. Указанным  Постановлением, согласно которому заявление направляется хозяйствующим субъектом в  уполномоченный орган не позднее даты окончания срока действия договора;  уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления направляет  хозяйствующему субъекту подписанное дополнительное соглашение к договору о продлении  срока действия договора; хозяйствующий субъект подписывает дополнительное соглашение  и направляет его в адрес уполномоченного органа в течение 5 рабочих дней со дня  получения дополнительного соглашения; уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней  со дня получения подписанного хозяйствующим субъектом дополнительного соглашения  направляет в адрес органа местного самоуправления муниципального образования,  расположенного на территории Свердловской области (далее - орган местного  самоуправления), утвердившего схему размещения нестационарных торговых объектов  (далее - схема размещения), информацию о продлении срока действия договора. Орган  местного самоуправления в течение 30 рабочих дней вносит изменения в схему размещения  в части продления срока размещения нестационарного торгового объекта. В случае если  схема размещения утверждена уполномоченным органом, внесение им изменений в схему  размещения осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня получения подписанного  хозяйствующим субъектом дополнительного соглашения. 

Как следует из материалов дела с заявителем заключен договор от 30.04.2020 № 562020/жд, предусматривающий размещение нестационарного торгового объекта по адресу:  пересечение ул. Техническая и пр. Теплоходный со специализацией «овощи, фрукты».  Сроком до 30.04.2023г. 

Заявитель на основании вышеуказанных нормативных актов обратилась с заявлением  о продлении срока действия договора. 

В ходе проверки заинтересованным лицом установлено, что заявитель не является  хозяйствующим субъектам ни на момент заключения договора ни на момент подачи  заявления о продлении договора. в продлении договора отказано. 

В заявлении Акатьева В.В. указывает свой статус - индивидуальный  предприниматель, при этом указывает только ИНН, сведения об ОГРНИП в заявлении  отсутствуют. 




С заявителем заключен договор, предусматривающий размещение нестационарного  торгового объекта от 30.04.2020 № 56-2020/жд. Срок договора установлен 3 года (п. 2.2.  Договора). Т.е. договор действует с 01.05.2020 по 30.04.2023. Соответственно заявление о  продлении должно быть подано не позднее 30.04.2023. Согласно сведениям ЕГРИП по  состоянию на дату подачи заявления (28.04.2023) и на дату истечения срока договора  (30.04.2023) заявитель не была зарегистрирована в качестве индивидуального  предпринимателя (зарегистрирована со 02.05.2023). 

Статус заявителя как индивидуального предпринимателя был прекращен 23.12.2011г.,  т.е. до момента заключения договора. 

Соответственно, заявление было подано от физического лица, которое не может  являться стороной договора на размещение НТО, не является хозяйствующим субъектом, и  условия вышеуказанного Порядка не были соблюдены. 

Заявитель в ходе судебного разбирательства, в подтверждение того, что является  надлежащим субъектом - хозяйствующим представлена справку, согласно которой она с  20.03.20202 состоит на учете в качестве налогоплательщика на профессиональный доход. 

Наличие такого статуса в принципе как полагает заявитель предоставляет ей право  как на заключение договора на размещение НТО, так и на его продление. 

Между тем, заявитель не принимает во внимание следующее.

В Порядке разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых  объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской  области, утв. Постановление Правительства Свердловской области от 27.04.2017 N 295-ПП  (далее - Порядок), дано понятие специализации нестационарного торгового объекта - это  торговая деятельность, при которой восемьдесят и более процентов всех предлагаемых к  продаже товаров (услуг) от их общего количества составляют товары (услуги) одной группы,  если законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области  не предусмотрено иное (торговля специализированная: продовольственная или  непродовольственная, торговля универсальная, бытовые услуги, продажа печатной  продукции, услуги общественного питания). В п. 13 Порядка закреплено, что при  осуществлении торговой деятельности в нестационарном торговом объекте должна  соблюдаться специализация нестационарного торгового объекта, сведения о которой  включены в Схему размещения.  

Таким образом, в вышеуказанном НТО может осуществляться только торговля  овощами и фруктами. В соответствии с ч. 2 ст. 4 ФЗ от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении  эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на  профессиональный доход" не вправе применять специальный налоговый режим лица,  осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи  имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.  Налог на профессиональный доход (НПД) при перепродаже товаров, в том числе в розницу,  применять нельзя (в отличие, например, от лиц, которые оказывают услуги - бытовые,  общественного питания, в том числе в нестационарных торговых объектах, когда такая  специализация предусмотрена Схемой размещения), соответственно, в данном случае лицо,  применяющее указанный налоговый режим, не может являться стороной договора. 

Изменения в Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории  Свердловской области, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от  14.03.2019 N 164-ПП, относящие к хозяйствующим субъектам, с которыми предусмотрена  возможность заключения договора на размещение НТО «самозанятых», были внесены с  08.12.2022. До 08.12.2022 заключение договоров на размещение НТО осуществлялось только  с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, что следует из пп.2 п. 4  Порядка размещения. 




В соответствии с указанным Постановлением в редакции от 08.12.2022г.  нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное  сооружение или временную конструкцию, который не связан прочно с земельным участком,  вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения)  к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение;  хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация,  индивидуальный предприниматель, физическое лицо, не являющееся индивидуальным  предпринимателем и применяющее специальный налоговый режим "Налог на  профессиональный доход", в течение срока проведения эксперимента, установленного  Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по  установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход",  осуществляющие деятельность, приносящую доход; 

До 08.12.2022 под хозяйствующим субъектом понимались только коммерческая  организация, некоммерческая организация, индивидуальный предприниматель,  осуществляющие деятельность, приносящую доход. 

Договор в Акатьевой В.В. заключен 30.04.2020. Заявление Акатьевой В.В. (подано  28.04.2023, зарегистрировано вх. от 02.05.2023 № 439/63/1) о продлении договора на  размещение НТО было подано как от ИП. В заявлении Акатьева В.В. указывает свой статус -  индивидуальный предприниматель. Заявлений как от лица, применяющего специальный  налоговый режим, она в Администрацию Железнодорожного района не подавала. Договор,  предусматривающий размещение нестационарного торгового объекта от 30.04.2020 № 562020/жд также был подписан заявителем как ИП. Сведения о том, что заявитель применяет  специальный налоговый режим (в связи с деятельностью, предусмотренной договором от  30.04.2020 № 56-2020/жд), уполномоченному органу не представлялись (вплоть до  предыдущего судебного заседания - 11.08.2023). 

В Порядке продления сроков действия договоров, предусматривающих размещение  нестационарных торговых объектов, утв. Постановлением Правительства Свердловской  области от 27.12.2022 N 934-ПП, не установлена обязанность уполномоченного органа  устанавливать (запрашивать) сведения, не указанные заявителем в заявлении. На момент  подачи, рассмотрения заявления и подготовки ответа 28.04-23.05.2023) сведения о  применении заявителем специального налогового режима представлены в уполномоченный  орган не были. 

Кроме того, заявителем не представлено доказательств, что осуществляемая ее в  спорном НТО деятельность относится к деятельности на которая относится к деятельности  на которую подлежит уплате налог на профессиональную деятельность. Судом запрошены  такие доказательства, заявителем представлен договор передачи в аренду имущества - НТО.  Однако указанную деятельность нельзя отнести к деятельности на которую  распространяется налог на профессиональный доход, кроме того, назначение НТО не сдача в  аренду и не ведение деятельности по передачи имущества в аренду, а реализации продуктов  – овощей и фруктов. 

Осуществление заявителем деятельности по реализации овощей и фруктов как  «самозанятой» не подтверждается материалами дела. 

Таким образом, материалами дела подтверждается, что на момент заключения  договора в 2020г. у заявителя отсутствовал статус индивидуального предпринимателя, но  имелся статус «самозанятого». Между тем, положения действующего на тот момент  законодательства не предусматривали права «самозанятого» не заключение договоров на  размещение НТО. 

На момент подачи заявления о продлении договора на размещение у заявителя имелся  статус «самозанятой», нормы закона позволяют «самозанятой» заключать договоры на  размещение НТО, между тем доказательств осуществления деятельности, которая подпадает 




под действие положений закона о «самозанятых» в дело не представлены ни за 2020г. ни за  последующие периоды. Статус индивидуального предпринимателя заявитель приобрела в  мае 2023г., между тем спорный договор заключен ей на основании недостоверных сведений,  что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. 

С учетом представленных в дело доказательств суд пришел к выводу, что законных  оснований для заключения договора на размещение НТО у Администрации не имелось, как и  не имеется оснований для продления сроков договора. 

Наличие статуса индивидуального предпринимателя на момент вынесения решения  суда не меняет того обстоятельства, что договор заявителем заключен на основании  представлению ею недостоверных сведений о наличии на март 2020г. статуса  хозяйствующего субъекта. 

При этом следует обратить внимание на то, что в гражданском обороте  презюмируется добросовестность в связи с чем заинтересованное лицо не имело оснований  усомниться в истинности представленных заявителем в 2020г. сведений и документов. 

Доводы заявителя о внесении платы за землю как основание для продления договора  судом отклоняются, поскольку землепользование в Российской Федерации является платным  и внесение платы является обязанностью вне зависимости от наличия или отсутствия  договорных отношения, а размер арендой платы и платы за фактическое пользование  согласно нормативным актам и судебной практике является одинаковым. 

С учетом изложенного в удовлетворении заявления судом отказано.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в  Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения  (изготовления его в полном объеме). 

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции  через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть  подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного  суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru. 

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию  о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на  интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru. 

Судья Е.С. Чудникова

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 01.02.2023 0:39:00

Кому выдана Чудникова Евгения Сергеевна