АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
21 декабря 2020 года Дело №А60-55026/2020
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2020 года
Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2020 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.В. Мазур, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-55026/2020
по заявлению акционерного общества "ПОЧТА РОССИИ" (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Екатеринбургской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
об оспаривании постановления от 12.10.2020 № 10502000-964/2020 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен
от заинтересованного лица: ФИО1, представитель по доверенности №41 от 10.02.2020, удостоверение, диплом
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицу, участвующему в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Акционерное общество "ПОЧТА РОССИИ" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления от 12.10.2020 № 10502000-964/2020 в части размера назначенного административного штрафа.
02.12.2020 таможенным органом в электронном виде представлен отзыв и материалы дела об административном правонарушении.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заинтересованного лица, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением таможенного органа о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10502000-964/2020 от 12.10.2020 г. (далее - постановление) АО «Почта России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 301000 рублей.
АО «Почта России» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании постановления таможенного органа о привлечении к административной ответственности № 10502000-964/2020 от 12.10.2020 незаконным в части размера назначенного административного штрафа.
Заявитель указывает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении № 10502000-964/2020 таможней не приняты во внимание положения статьи 2.9 КоАП России о малозначительности совершенного правонарушения и части 3.2 статьи 4.1 КоАП России о возможности снижения наказания ниже низшего предела, считает назначенное наказание не соответствующим принципам соразмерности, справедливости, в связи с чем, просит суд назначить наказание в размере ниже низшего предела.
Рассмотрев заявление, отзыв, материалы административного дела, исследовав представленные в материалы дела в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаются с учетом особенностей, определенных главой 40 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной главой 40 настоящего Кодекса, - с учетом особенностей, устанавливаемых законодательством государств-членов о таможенном регулировании, главой 38 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-Федеральный закон), Инструкцией о порядке использования документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, в качестве таможенной декларации, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 310 (далее-Инструкция № 310), правилами таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденными приказом ГТК РФ от 03.12.2003 № 1381(далее-Правила) и решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».
Согласно ч.1 ст.203 Федерального закона таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаются таможенными органами в местах, установленных пунктом 4 статьи 286 Кодекса Союза.
Места международного почтового обмена на территории Российской Федерации определены приказом Министерства Финансов Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.12.2018 № N 274н/715 «Об определении мест международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минфина России и Минкомсвязи России от 31 марта 2017r.N54H/162".
Согласно ч.11 ст.203 Федерального закона выпуск товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится таможенным органом при соблюдении условий, перечисленных в п. 1 ст. 118 ТК ЕАЭС, а товаров для личного пользования - в п. 2 и 3 ст. 262 ТК ЕАЭС.
Так, согласно п.2 ст.262 ТК ЕАЭС выпуск товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, в свободное обращение или для вывоза производится таможенным органом при условии, что:
1) уплачены таможенные пошлины, налоги в соответствии с главой 37 ТК ЕАЭС с учетом п. 3 ст.262 ТК ЕАЭС;
2) соблюдены запреты и ограничения в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС;
3) уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены в соответствии с законодательством государств-членов, и срок их уплаты установлен до выпуска товаров, в том числе до регистрации пассажирской таможенной декларации.
18.11.2018 отделом таможенного оформления и таможенного контроля № 5 таможенного поста Международный почтамт Московской таможни товар, пересылаемый из Литвы в РФ в МПО № CI054432891LT США с отметкой «С таможенным уведомлением» №10129056/181118/0015712 CP передан оператору почтовой связи АО «Почта России», с целью проведения дальнейших операций в отношении данного МПО в таможенном органе по месту нахождения адресата-Горелого Даниила (Екатеринбург, ул. А. Мехренцева 46-246)
В силу пункта 53 Правил на каждое МПО, содержащее товары, таможенное оформление которых производится по месту нахождения адресата, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена составляет в двух экземплярах уведомление о необходимости проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых в указанном МПО, в таможенном органе, расположенном по месту нахождения адресата, регистрируя уведомление в журнале регистрации уведомлений.
Согласно п. п. 55, 56, 57 Правил один экземпляр уведомления должностное лицо таможенного органа вкладывает в страховой мешок, в котором МПО направляется в объект почтовой связи для выдачи адресату. При поступлении МПО с уведомлением в объект почтовой связи работниками этого объекта адресату направляется извещение ф. 22. При предъявлении адресатом извещения работник объекта почтовой связи выдает адресату под расписку на извещении изъятые из страхового мешка экземпляр уведомления, почтовые и другие сопроводительные документы.
В силу п. 58 Приказа полученное уведомление адресат подает в таможенный орган, в котором будет производиться таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО, для получения разрешения на выпуск товаров, т.е. выдачу МПО получателю объектом почтовой связи.
27.04.2020 Московской таможней в Екатеринбургскую таможню направлен запрос №80-14/08233 с целью получения информации о выпуске МПО № CI054432891LT, направленного для завершения таможенного декларирования по месту нахождения адресата - Горелого Даниила (Екатеринбург, ул. А. Мехренцева 46-246) с таможенным уведомлением № 10129056/181118/0015712 CP), так как в Московскую таможню информация о выпуске товара не поступила.
Екатеринбургской таможней в целях выяснения причин не поступления информации о совершении таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО № CI054432891LT запрошена информация с таможенных постов Екатеринбургской таможни, уполномоченных на совершение операций с товарами, поступающими в адрес физических лиц (Верх-Исетский и Октябрьский таможенные посты) и установлено, что декларирование вышеуказанного МПО не осуществлялось.
Вместе с тем, по информации размещенной на официальном сайте АО «Почта России» www.pochta.ru, указанное МПО выдано получателю 27.11.2018 в 12:30 (доставку МПО № CI054432891LT осуществляло АО «Почта России» (ИНН <***>, КПП 772401001, ОГРН <***>, ОКПО 41587589, адрес государственной регистрации: 131000, <...>).
С целью подтверждения факта выдачи товара, поступившего в МПО № CI054432891LT получателю товара без разрешения таможенного органа, Екатеринбургской таможней в адрес АО «Почта России» направлено требование о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке №41-12/05972 от 03.07.2020.
Согласно ответа АО «Почта России» от 22.07.2020 №3.5.5.2-07/32 (вх. №41р от 27.07.2020) МПО № CI054432891LT 26.11.2018 поступило в отделение почтовой связи Екатеринбург 620110, и 27.11.2018 вручено адресату Горелому Даниилу.
28.09.2020 на запрос таможни поступило письмо получателя МПО -Горелого Даниила б/н (вх. №41-р от 28.09.2020), согласно которого товар по МПО № CI054432891LT им получен, декларирование товара не производилось.
Согласно пункту 36 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее - Правила оказания услуг), выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам (их уполномоченным представителям) производится с соблюдением требований таможенного законодательства Российской Федерации.
В силу абзаца 2 пункта 36 Правил оказания услуг при выдаче адресатам международных почтовых отправлений, содержащих товары, на которые таможенным органом начислены таможенные пошлины, налоги, организацией почтовой связи, являющейся местом международного почтового обмена, данная выдача осуществляется только после получения всей суммы таможенных пошлин, налогов этой организацией почтовой связи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 285 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) международные почтовые отправления выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, и уплаты таможенных платежей.
Из фактических обстоятельств следует, что Обществом осуществлена выдача товара, поступившего адресату в МПО до завершения таможенных операций, в нарушение требований пункта 2 статьи 285 ТК ЕАЭС и Правил № 1381,что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 16.9 КоАП РФ, а именно выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем.
28.09.2020 составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 16.9 КоАП РФ, 12.10.2020 вынесено постановление о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 301000 рублей.
Часть 1 статьи 16.9. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ответственность, в том числе, за выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем.
Таким образом, в действиях АО «Почта России», содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.9 КоАП России.
Совершенное административное правонарушение по своему характеру представляет нарушение порядка выдачи товаров, находящихся под таможенным контролем.
АО «Почта России» своими противоправными действиями нарушило императивные требования права Союза. Сам факт утраты международного почтового отправления свидетельствует о ненадлежащем контроле со стороны руководителя предприятия за соблюдением его работниками, занимающими соответствующие должности, требований действующего законодательства.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не имеется, в связи с чем в действиях АО «Почта России» имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП России.
Доводы Заявителя о незначительном характере выявленного правонарушения, об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям неблагоприятных последствий являются несостоятельными.
Статьей 2.9 КоАП России установлено, что лицо может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Отмена арбитражным судом законного постановления административного органа по мотиву малозначительности может иметь место лишь в исключительных случаях.
Состав вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП России за выдачу без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем, является формальным. Размер административного штрафа не зависит от суммы неуплаченных таможенных платежей. Санкция указанной нормы предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей. На АО «Почта России» за совершение административного правонарушения наложен штраф в размере 301 000 руб., в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Сам по себе размер штрафа не может являться основанием для его уменьшения без учета обстоятельств, указанных в части 3.2 статьи 4.1 КоАП России.
Административное наказание, как следует из части 1 статьи 3.1 КоАП России, является средством государственного реагирования на совершенное административное правонарушение и как таковое применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений, размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно - деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административного наказания не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1, 2, 17, 18 и 55 Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств (санкций) для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также иных конституционно признанных ценностей.
В силу положений частей 3.2, 3.3, статьи 4.1. КоАП России назначение наказания в виде административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП России, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей, возможно только при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности. Сам по себе значительный размер штрафа не может являться основанием для его уменьшения без учета обстоятельств, указанных в части 3.2 статьи 4.1 КоАП России.
Суд не усматривает оснований для освобождения АО «Почта России» от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП России и снижения размера наказания в соответствии с положениями части 3.2 статьи 4.1 КоАП России ввиду отсутствия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
В рассматриваемом случае совершенное административное правонарушение по своему характеру является существенным нарушением порядка перевозки (выдачи) товаров под таможенным контролем по таможенной территории Евразийского экономического союза. Существенную угрозу правоохраняемым интересам в данном случае представляет собой ненадлежащая организация АО «Почта России» публично значимой деятельности в области перевозки (выдачи) товаров, находящихся под таможенным контролем. При таких обстоятельствах нельзя признать данное административное правонарушение малозначительным.
При назначении административного наказания, с учетом отягчающих обстоятельств, выразившихся в многократном совершении АО «Почта России» однородных административных правонарушений в течение года, что в данном случае свидетельствует о повышенной общественной опасности совершенного правонарушения и о пренебрежительном отношении Общества к исполнению возложенных на него публичных обязанностей, таможенным органом и так назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Таким образом, действия Заявителя свидетельствуют о систематическом пренебрежительном отношении к исполнению возложенных на него публично -правовых обязанностей в сфере соблюдения требований таможенного законодательства, создавая тем самым значительную общественную опасность.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП России повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП России является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Принимая во внимание многократность совершения однородных правонарушений освобождение АО «Почта России» от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, а так же назначение административного штрафа в размере ниже низшего предела не будет соответствовать интересам государства, не будет мотивировать нарушителя к соблюдению установленных правил и норм, не будет оправдывать установленной законом цели - справедливости, целесообразности и законности.
Оценив характер совершенного правонарушения, наличие отягчающего обстоятельства, связанного с повторностью привлечения за аналогичное правонарушение, пренебрежительное отношение к исполнению возложенных обязанностей и нежелании общества предпринять своевременные меры по недопущению повторения случаев нарушения таможенного законодательства, Кольцовская таможня считает, что назначенное Заявителю административное наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения, отвечает принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности, в связи с чем, в целях предупреждения совершения новых правонарушений и формирования ответственного отношения к правовым предписаниям нарушителем не усматривает правовых оснований для снижения размера административного штрафа.
Систематическое снижение размера административного штрафа не соответствует целям административного наказания, в частности предупреждению совершения новых правонарушений.
При изложенных обстоятельствах, суд в соответствии с ч. 3 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявления акционерного общества "ПОЧТА РОССИИ" (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
СудьяН.В. Гнездилова