НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 16.12.2010 № А60-36189/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

23 декабря 2010 года Дело №А60-  36189/2010-  С2

Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2010года

Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2010 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Б.Ванина, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Д.А.Кухаровой, рассмотрел в судебном заседании дело

по иску Общества с ограниченной ответственностью "АРиС" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

кМинистерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Свердловской области в лице Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области

третье лицо: Комитет по управлению государственным имуществом Березовского городского округа, Министерство финансов Свердловской области, Управление федерального казначейства по Свердловской области

о взыскании 227 509 руб. 46 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 – представитель, доверенность от 05.10.2010 г., ФИО2 – представитель, адвокат, доверенность от 05.10.2010 г.

от ответчика: ФИО3 – представитель, доверенность от 07.05.2010 г.

от третьих лиц: от Управления федерального казначейства – ФИО4 – представитель, доверенность от 12.05.2010 г.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены.

Истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в размере 227509 руб. 46 коп.

В судебном заседании истец заявил ходатайство об уточнении заявленных требований и просил взыскать неосновательное обогащение с субъекта Российской Федерации – Свердловской области в лице Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области за счет казны Свердловской области. Уточнение принято судом на основании ст. 49 АПК РФ.

Поскольку представитель Свердловской области в лице Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области присутствовал в судебном заседании, дополнительные ходатайства, связанные с необходимостью уточнения своей правовой позиции в связи с уточнением, сделанным истцом, не заявлял, суд посчитал возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании.

Ответчик иск не признал и пояснил, что денежные средства, перечисленные истцом в бюджет, должны были быть распределены по разным уровням бюджетной системы Российской Федерации, поскольку это предусмотрено федеральным законодательством. В частности, указанные платежи поступили как в местный бюджет Березовского городского округа, так и в бюджет Свердловской области. Таким образом, ответчик полагал, что Свердловская область не может отвечать по обязательствам, связанным с перечислением денежных средств истцом в качестве арендной платы за землю.

Представитель третьего лица - Управления Федерального казначейства по Свердловской области пояснил, что какие-либо права Управления при рассмотрении настоящего дела не затрагиваются.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет по управлению государственным имуществом Березовского городского округа, Министерство финансов Свердловской области, извещенный о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Между ООО «АРиС» (арендатором) и Комитетом по управлению имуществом Березовского городского округа (арендодателем) подписан договор аренды земельного участка № 287/1 от 09.10.2007 г.

В соответствии с условиями этого договора в аренду передается земельный участок площадью 129176 кв.м., расположенный в п. Лесозаводском г. Березовского Свердловской области, в 400 м. на юго-восток от жилого дома по ул. Жильцова, 1, с кадастровым номером 66:35:0108001:0002 (далее – земельный участок). Срок аренды с 25.09.2007 г. по 25.09.2010 г.

Земельный участок предоставлен в аренду с разрешенным использованием под малоэтажное жилищное строительство и передан арендатору по акту приема-передачи.

Основанием для заключения настоящего договора послужили следующие ненормативные правовые акты:

- приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области № 5140 от 07.11.2005 г., которым утвержден акт выбора земельного участка и предварительно согласовано ООО «АРиС» место размещения индивидуальной жилой застройки на земельном участке площадью 129176 кв.м.;

- постановления от 05.02.2007 г. № 38, от 25.09.2007 г. № 400 Главы Березовского городского округа о предоставлении земельного участка ООО «АРиС».

В связи с несоответствием требованиям ст. 168, п. 3 ст. 447 ГК РФ, п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ договор аренды земельного участка № 287/1 от 09.10.2007 г. является недействительным в силу ничтожности, поскольку заключен без проведения обязательной в данном случае процедуры открытого аукциона.

Перечисленные выше факты и обстоятельства установлены вступившим в законную силу решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.08.2010 г. по делу №А60-  17672/2010-  С2.

Этим же судебным решением установлено, что из платежных поручений, согласно которым истец перечислял денежные средства в качестве арендной платы в бюджет, следует, что получателем этих денежных средств Комитет по управлению имуществом Березовского городского округа не являлся.

Арендная плата перечислялась истцом не ответчику, а на счет УФК по Свердловской области согласно платежным поручениям: №10 от 08.07.2009 г., №8 от 15.06.2009 г., №7 от 07.05.2009 г., №4 от 08.04.2009 г., №3 от 10.03.2009 г., №2 от 10.02.2009 г., №1 от 13.01.2009 г., №3 от 10.11.2008 г., №2 от 10.11.2008 г., №56 от 08.10.2008 г., №55 от 09.09.2008 г., №54 от 08.08.2008 г., №53 от 09.07.2008 г., №51 от 07.06.2008 г., №50 от 07.06.2008 г., №49 от 05.05.2008 г., №48 от 03.04.2008 г., №47 от 18.02.2008 г., №46 от 18.02.2008 г., №43 от 24.01.2008 г., №32 от 10.12.2007 г., №30 от 09.11.2007 г., №26 от 09.10.2007 г.

В представленных в материалы дела платежных поручениях на сумму 227509 руб. 46 коп. указано, что денежные средства перечислены в УФК по Свердловской области с расшифровкой - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, что и послужило основанием для предъявления настоящего иска.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.

1. Договор, на основании которого истцом перечислялись арендные платежи за землю в бюджет, является недействительным в силу ничтожности (ст. 168 ГК РФ). Следовательно, все перечисленные истцом платежи в бюджет арендной платой за землю не являются;

2. Факт использования земельного участка в качестве основания для возникновения обязанности истца уплачивать в бюджет денежные средства материалами дела не подтвержден. Напротив, истец к использованию земли даже не приступил, поскольку генеральный план г.Березовского после заключения договора аренды был изменен, по земельному участку, который должен быть предоставлен истцу для жилищного строительства, запланировано строительство автомобильной дороги;

3. Земельный участок, платежи за который перечислялись истцом в бюджет, относится к землям, право государственной собственности на которые не разграничено. Факт того, что денежные средства по ничтожной сделке в бюджет Березовского городского округа не поступили, установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.08.2010 г. по делу №А60-  17672/2010-  С2;

4. Во исполнение условий ничтожного договора истцом в бюджет неправомерно в качестве арендной платы перечислено 227509 руб.;

5. Доходы от поступивших от истца платежей, фактически, учтены в качестве доходов областного бюджета через указание в платежных поручениях на перечисление денежных средств на счет бюджета в качестве доходов, администратором которых от имени Свердловской области является Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области (перечни главных администраторов доходов бюджета Свердловской области утверждены законами Свердловской области об областном бюджете, соответственно, на 2008-2011 годы);

6. Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в данных отношениях действует не от своего собственного имени, а от имени Свердловской области как самостоятельного субъекта правоотношений (ст. ст. 124, 125 ГК РФ).

В соответствии с п.п. 1, п.п. 71, 72 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 4 мая 2010 г. № 714-ПП Министерство одновременно является:

уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Свердловской области, осуществляющим проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений на территории Свердловской области;

уполномоченным органом по управлению государственным казенным имуществом Свердловской области;

главным администратором доходов областного бюджета по закрепленным за ним источникам доходов в пределах полномочий, установленных действующим законодательством;

главным распорядителем средств областного бюджета в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

в случаях, установленных действующим законодательством, осуществляет функции администратора поступлений в областной бюджет по закрепленным за ним источникам доходов областного бюджета, в том числе контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

в случаях, установленных действующим законодательством, осуществляет функции администратора поступлений платежей за землю в консолидированный бюджет по закрепленным за ним источникам доходов бюджета, в том числе контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей за землю в бюджет, пеней и штрафов по ним;

Принимая во внимание достаточно значительный объем полномочий Министерства, а также то, что истец уплачивал денежные средства именно Министерству как органу, действующему от имени Свердловской области, иные органы государственной власти не имеют полномочий по возврату денежных средств истцу из бюджета;

7. В силу положений ст. 1102 ГК РФ неосновательное обогащение может быть взыскано только с лица, которое такое обогащение в действительности получило. В перечисленных платежных поручениях указано, что получателем средств является МУГИСО как уполномоченный орган от имени Свердловской области;

8. Доказательства перечисления (распределения) денежных средств, полученных от арендатора другим субъектам бюджетных отношений, не представлены. В настоящем случае сам факт перераспределения денежных средств в различные бюджеты значения не имеет, т.к. денежные средства, перечисленные в областной бюджет, арендной платой за землю не являются. Следовательно, правовых оснований для их перераспределения по разным бюджетам нет. Настоящее обстоятельство может иметь значение только при разрешении вопроса о том, насколько правомерно бюджеты других уровней получили в свою доходную часть земельные платежи, которые первоначально получены в бюджет Свердловской области без достаточных для того оснований. Однако настоящие отношения в рамках настоящего дела не рассматриваются. При подаче настоящего иска истец не знал и не мог знать, каким образом денежные средства фактически перечислены по разным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

9. Соответственно, при отсутствии подтвержденного факта использования земли, в силу ничтожности договора аренды земельного участка № 287/1 от 09.10.2007 г., перечисленные истцом в бюджет Свердловской области денежные средства являются неосновательным обогащением Свердловской области как субъекта Российской Федерации в соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

10. При решении вопроса о Свердловской области как надлежащем ответчике по делу и Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области как органе, осуществляющим представительство субъекта Российской Федерации в данных отношениях, суд исходит из следующих норм федерального законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 160.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.

В соответствии с законами Свердловской области об областном бюджете, соответственно, на 2008-2011 годы Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области является администратором доходов областного бюджета. Следовательно, осуществляет все полномочия администратора в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

При этом в судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по Свердловской области подтвердил, что при направлении Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области в Управление соответствующего поручения для возврата этих денежных средств за счет бюджета Свердловской области, это поручение Управление Федерального казначейства по Свердловской области обязано исполнить, проверив основания для перечисления денежных средств взыскателю.

Таким образом, федеральным законодательством установлен механизм возврата денежных средств из бюджета лицу, права которого нарушены.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине возлагаются на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать со Свердловской области в лице Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) за счет казны Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "АРиС" (ИНН <***>, ОГРН <***>) 227509 руб. долг, 7550 руб. 19 коп. расходы по государственной пошлине.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья П.Б.Ванин