НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 16.06.2015 № А60-17089/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.rue-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

16 июня 2015 года                                                     Дело №А60-17089/215

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА «ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОНЫЙ КООПЕРАТИВ «КАЛИНИНЕЦ-4» (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области

об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Отводов суду, ходатайств не заявлено.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО «ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОНЫЙ КООПЕРАТИВ «КАЛИНИНЕЦ-4» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области по делу об административном правонарушении № 08-09/79 от 03.04.2015 года.

Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

Рассмотрев материалы дела,  суд

УСТАНОВИЛ:

На основании поручения № 24/П от 03.03.2015г. Инспекцией проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее -Федеральный закон № 54-ФЗ) ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА «ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОНЫЙ КООПЕРАТИВ «КАЛИНИНЕЦ-4» за период с 01.01.2014г. по 28.02.2015г.

В ходе проверки установлено нарушение порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, неоприходование наличных денег в кассу юридического лица с нарушением пунктов 2., 4.1., 4.6., 6., 6.1., 6.2., 6.3., 6.5. Указания Центрального Банка РФ от 11.03.2014г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства при ведении кассовых операций» (далее по тексту - Указание 3210-У), а именно:

а) При выплате заработной платы, наличными деньгами работникам не оформлялись расчетно-платежные ведомости 0301009, платежные ведомости 0301011. ЖЭК «Калининец-4» не устанавливался срок выдачи наличных денег на выплаты заработной платы работникам:

- 02.02.2015г. выплата заработной платы (за январь 2015г.) осуществлялась с выпиской расходного кассового ордера № 19 на сумму 8007,00 руб.. № 20 на сумму 5002,00 руб.,  № 21 на сумму 5002,00 руб.,  № 22 на сумму 11500,00 руб., № 23 на сумму 7006,00 руб., № 24 на сумму 6503,00 руб., № 25 на сумму 4000,00 руб., № 26 на сумму 8004,00 руб., № 27 на сумму 6000,00 руб., № 28 на сумму 3500,00 руб., № 29 на сумму 3003,00 руб. Общая сумма выплаты заработной платы работникам за 02.02.2015г. составила 67527,00 руб. Расчетно-платежная ведомость 0301009, платежная ведомость 0301011 за 02.02.2015г. ЖЭК «Калининец-4» не оформлялась.

б)        30.01.2015г. ЖЭК «Калининец-4» допустил неоприходование наличных денег в кассу организации размере 70000,00 рублей.

в)        ЖЭК «Калининец-4» превысил лимит наличных денег кассы организации на конец рабочего дня 05.02.2015г. остаток наличных денег в кассе составил 49428,36 руб. (превышение лимита на 34428,36 руб.).

Проверкой выявлено, что ЖЭК «Калининец-4» 30.01.2015г. на основании расходного кассового ордера № 18 от 30.01.2015г. выдана сумма наличных денег в размере 70 000, 00 руб. бухгалтеру ФИО1, что подтверждается кассовой книгой, в строке «Основание» РКО №18 указано «Под отчет (на зарплату)» (согласно пояснений, денежные средства были выданы для выплаты заработной платы работникам), в строке «Приложение» прилагаемые документы не указанны. Расчетно-платежная ведомость 0301009 (платежная ведомость 0301011) ЖЭК «Калининец-4» не составлялась (в нарушение п. 6., 6.1., 6.3.Указания 3210-У), перечень работников, сумма выплаты и срок выдачи наличных денет на выплаты заработной платы руководителем не определен (в нарушение п. 6.5. Указания 3210-У), следовательно, сумма выдавалась на один рабочий день. 30.01.2015г. до конца рабочего дня денежные средства сотрудникам не выплачивались, в кассу организации на конец рабочего дня 30.01.2015г. не сдана, в кассу организации не оприходована. РКО №18 на сумму 70000,00 руб. признается недействительным, расход необоснованным, сумма в размере 70000,00 руб. 30.01.2015г. неоприходована в кассу ЖЭК «Калининец-4».

- На основании представленных кассовых документов производилась выплата денежных средств по расходным кассовым ордерам № 19 на сумму 8007,00 руб., № 20 на сумму 5002,00 руб., № 21 на сумму 5002,00 руб., № 22 на сумму 11500,00 руб.,  № 23 на сумму 7006,00 руб., № 24 на сумму 6503,00 руб., № 25 на сумму 4000,00 руб., № 26 на сумму 8004,00 руб., № 27 на сумму 6000,00 руб., № 28 на сумму 3500,00 руб., № 29 на сумму 3003,00 руб. Общая сумма выплаты за 02.02.2015г. составила 67527,00 руб., которые были оформлены с нарушением - не указаны паспортные данные получателя денет и сумма цифрами. В соответствии с п. 6.1 Указания 3210-У кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее - документ, удостоверяющий личность), либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность. Выдача наличных денег осуществляется кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011) или в доверенности, в связи с чем вышеуказанные кассовые документы, фактически являются недействительными, расход - необоснованным.

- В соответствии с приказом №1-к от 31.12.2013г. ЖЭК «Калининец-4» установлен лимит остатка наличных денег в кассе организации на конец рабочего дня в размере 15 000 рублей 00 копеек. Также приказом №1-к от 01.06.2014г. установлен лимит остатка наличных денег в кассе организации на конец рабочего дня в размере 15000 рублей 00 копеек с 01.06.2014г., на дату вынесения постановления № 08-09/79 от 03.04.2015г. данный приказ не отменен, тем самым ЖЭК «Калининец-4» в соответствии с п. 2 Указания 3210-У самостоятельно принял решение об установление лимита.

По результатам проверки составлен акт № 14 П проверки полноты учета выручки денежных средств  от 25.03.2015.

25.03.2015 в отношении ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА «ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОНЫЙ КООПЕРАТИВ «КАЛИНИНЕЦ-4» составлен протокол № 0795 по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.

03.04.2015 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 08-09/79,  которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа  в размере 40000 руб.

Полагая, что данное постановление является незаконным, ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО «ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОНЫЙ КООПЕРАТИВ «КАЛИНИНЕЦ-4» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной в отношении заявителя установлено нарушение порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно, накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, неоприходование наличных денег в кассу юридического лица с нарушением пунктов 2., 4.1., 4.6., 6., 6.1., 6.2., 6.3., 6.5. Указания Центрального Банка РФ от 11.03.2014г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства при ведении кассовых операций».

Факт правонарушения подтверждается материалами дела.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оснований полагать, что неисполнение требований законодательства о порядке работы с денежной наличностью и порядке ведения кассовых операций вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими  непредвиденными, непреодолимыми препятствиями,  находящимися вне  контроля заявителя,  при  соблюдении  им той степени заботливости и осмотрительности,  какая  требовалась  от  него  в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона,  не имеется.

Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 15.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.

В обоснование заявленных требований кооператив ссылается на то, что ЖЭК «Калининец-4» считает необоснованным вывод о неоприходовании 30.01.2015 наличных денежных средств в размере 70000 рублей. Остаток денежных средств в кассе по состоянию на 30.01.2015 составил 149001,45 рубля. В этот день расходным ордером № 17 выданы средства в сумме 65000 рублей для сдачи на расчетный счет в банк, а расходным ордером № 18 в подотчет (на заработную плату) выданы 70000 рублей.

02.02.2015 70000 рублей по приходному ордеру № 5 подотчетные суммы возвращены в кассу организации и выданы работникам по расходным ордерам на заработную плату.

Заявитель просит  учесть, что 30.01.2015 года была пятница, деньги были оставлены на заработную плату, которая и была выдана 02.02.2015 года в понедельник. А на выходные указанная сумма была фактически на хранении у бухгалтера ФИО2, поскольку у кооператива нет технической возможности хранить денежные средства иначе, чем таким способом. Но в любом случае, говорить о неоприходовании можно только в том случае, если указанная сумма вообще пропала и никогда больше не была возвращена в кассу.

Относительно накопления в кассе наличных денег сверх установленных лимитов заявитель пояснил, что по правилам, установленным в кооперативе, прием средств от собственников помещений осуществлялся по четвергам с 19 до 21 часа. Обслуживающий банк уже не работает и сдать полученные наличные деньги в этот день уже нельзя. Деньги сдаются в банк всегда строго на следующий день.

В соответствии с п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых  операций   индивидуальными  предпринимателями   и  субъектами малого предпринимательства" субъекты малого предпринимательства лимит остатка наличных денег могут не устанавливать.

На основании ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, в частности, внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы, соответствующие условиям, указанным в ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

В силу 123.2 Гражданского кодекса РФ к потребительским кооперативам относятся, в том числе и жилищные кооперативы.

ЖЭК «Калининец-4» - жилищно-эксплуатационный кооператив, следовательно, может не устанавливать лимит остатка наличных денег.

Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена ст. 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом выявление административным органом смягчающих обстоятельств и назначение вследствие этого минимального размера наказания, предусмотренного санкцией статьи КоАП РФ, не лишает суд с учетом всех существенных обстоятельств дела квалифицировать совершенное правонарушение в качестве малозначительного.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях  не содержит указаний на невозможность применения ст. 2.9 Кодекса в отношении какого-либо административного правонарушения, в том числе в случаях, когда состав имеет формальный характер или законодателем предусмотрена санкция в виде административного штрафа в значительном размере.

При рассмотрении настоящего дела арбитражным судом не установлено со стороны общества пренебрежительного отношения к исполнению своих публично правовых обязанностей.

Оценив все обстоятельства дела в их совокупности, суд полагает, что в данном случае обстоятельства совершения и характер рассматриваемого правонарушения, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, позволяют квалифицировать правонарушение как малозначительное.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Учитывая изложенное, оспариваемое постановление заинтересованного лица следует признать незаконным, ограничившись устным замечанием в отношении заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 150, 167-170, 211  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ ОБЩЕСТВОМ «ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОНЫЙ КООПЕРАТИВ «КАЛИНИНЕЦ-4» требования удовлетворить.

2. Признать незаконным  и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области по делу об административном правонарушении № 08-09/79 от 03.04.2015 года.

3. Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

 Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

СудьяН.В. Гнездилова