АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург Дело № А60-5973/06-С7
16 мая 2006 года
Резолютивная часть решения объявлена 16.05. 2006 г.
Полный текст решения изготовлен 16.05.2006 г.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Шулеповой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Шулеповой Т.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
ОГУ «Управление сельскими лесами»
к Коллективному сельскохозяйственному предприятию «Бардымское»
о взыскании 15 163 руб. 75 коп.
при участии в заседании
от истца: не явился, извещен надлежащим образом, уведомление № 50770
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом, конверт № 50772
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку не обеспечили. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие надлежащим образом извещенного истца и ответчика.
ОГУ «Управление сельскими лесами» обратилось в арбитражный суд с иском к Коллективному сельскохозяйственному предприятию «Бардымское» о взыскании 15 163 руб. 75 коп. -неустойки за лесонарушения, установленные актом освидетельствования мест рубок, подсочки и осмооподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов и заготовки второстепенных лесных материалов от 19.09.05 г. по лесорубочному билету № 96 от 31.08.04 г.
Рассмотрев материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного искового заявления.
На основании лесорубочного билета № 96 от 31.08.04 г. ответчик осуществлял рубку древесины в кв. 11 выд. 12 дел 1 Артинского лесничества Артинского сельского лесхоза-филиала ФГУ «Свердловссельлес».
В соответствии со ст. 76 Лесного Кодекса Российской Федерации государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальными органами, другими органами исполнительной власти в пределах их компетенций.
Согласно ст. 77 Лесного кодекса РФ государственная лесная охрана Российской Федерации (далее - государственная лесная охрана) создается в федеральном органе исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и состоит из должностных лиц федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальных органов. Перечень должностных лиц государственной лесной охраны утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства. Задачами государственной лесной охраны являются: обеспечение соблюдения лесного законодательства Российской Федерации; осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, предъявление исков в суд или арбитражный суд в пределах своей компетенции.
Таким образом, в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Правительство Российской Федерации осуществляет управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Постановлениями Правительства от 22.07.2004г. № 370 и от 16.06.2004г. № 283 определено, что такими федеральными органами исполнительной власти являются Министерство природных ресурсов РФ и Федеральное агентство лесного хозяйства.
При этом, в силу п.п.1, 2 Постановления Правительства РФ от 16.06.2004г. № 283 Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства. Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
Согласно п.п. 4, 5.4. Постановления Правительства РФ от 16.06.2004г. № 283 Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы (лесхозы) в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности и имеет право, в частности, предъявлять в установленном законодательством РФ порядке в арбитражный суд иски о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду, о взыскании неустойки за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах.
Функции федерального органа исполнительной власти Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет через соответствующие территориальные органы – лесхозы, а также другие организации федерального органа управления лесным хозяйством.
В соответствии с п. 3 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998г. № 551, лесхозы, другие организации федерального органа управления лесным хозяйством, осуществляющие свою деятельность на территории лесного фонда и обладающие правами лесхозов, предъявляют Правила для ознакомления лесопользователям при выдаче им лесорубочных билетов на заготовку древесины и живицы, а лесничества - при выдаче ордеров.
Лесхозы осуществляют систематический контроль за соблюдением лесопользователями требований Правил. После окончания срока действия лесорубочного билета производится освидетельствование мест рубок и подсочки древостоев. Освидетельствованию подлежат места рубок при рубках главного, промежуточного пользования и прочих рубках, все находящиеся в подсочке древостои, а также участки лесного фонда, переданные лесопользователям для осуществления иных работ. Освидетельствование находящихся в подсочке древостоев производится ежегодно до окончания срока подсочки, указанного в лесорубочном билете. В случаях выявления нарушений лесохозяйственных требований при проведении освидетельствования мест рубок и находящихся в подсочке древостоев лесхозы начисляют неустойки и предъявляют их лесопользователям для добровольной уплаты в месячный срок. За нарушения, дополнительно выявленные при контрольном освидетельствовании, лесопользователю предъявляются соответствующие неустойки. Если в указанный срок лесопользователем добровольная уплата неустоек не произведена, лесхоз обязан в недельный срок оформить и направить соответствующие материалы в суд для взыскания неустоек в принудительном порядке. (п. 62, 66 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998г. № 551).
Таким образом, поскольку Областное государственное учреждение «Управление сельскими лесами» на момент предъявления искового заявления в арбитражный суд в силу положений законодательства не наделено соответствующими полномочиями федерального органа исполнительной власти в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, в том числе полномочиями по выдаче разрешений на лесопользование, проведение освидетельствований и предъявления в суд требований о взыскании ущерба и неустоек, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , суд
РЕШИЛ:
В иске отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья Т.И.Шулепова