НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 16.02.2021 № А60-61240/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

16 февраля 2021 года                                     Дело №А60-61240/2020

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.О.Ивановой  рассмотрел дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Каюта» (ИНН 6658500927, ОГРН 1176658041955, далее – общество «Каюта»)

к Министерству агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (ИНН 6662078828, ОГРН 1026605396817, далее – министерство, административный орган)

о признании незаконным и отмене постановления от 11.11.2020 № 141.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

Судом 09.02.2021 путем подписания резолютивной части вынесено решение.

 12.02.2021 Министерство обратилось в суд с заявлением о составлении мотивированного решения.

Учитывая, что заявление подано с соблюдением установленного ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса срока, изготовлено мотивированное решение.

Общество «Каюта» обратилась в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления министерства от 11.11.2020 № 141 о привлечении к административной ответственности по ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Министерством на основании задания от 28.09.2020 № 06-16-33/498, в период с 28.09.2020 по 23.10.2020 проведено мероприятие по контролю без взаимодействия с юридическим лицом при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции – наблюдение в рамках требований п.7 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ).

         В ходе наблюдения установлено, что согласно сведениям ЕГРЮЛ общество «Каюта» зарегистрировано 20.04.2017 на территории Свердловской области, имеет лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (в обособленном подразделении – буфете «Кают-компания «Бросай якорь», расположенном по адресу: г. Екатеринбург, ул. Кирова, 40 Б).

         На официальном сайте ФС РАР в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://fsrar.ru) имеется сервис для оказания электронных услуг участникам алкогольного рынка, в том числе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые наделены полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на своей территории, «личный кабинет».

         Согласно «Перечню организаций, закупавших алкогольную продукцию за период с 01.01.2020 по 31.03.2020 из «личного кабинета» министерства получатель ИНН 6658500927 из региона 66 – Свердловская область (то есть общество «Каюта») получал алкогольную продукцию (в том числе пиво и пивные напитки, сидр, пуаре, медовуху) от трех поставщиков на адрес: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Кирова, дом 40. Эти данные подтверждают, что общество «Каюта» осуществляло оборот алкогольной продукции и обязано задекларировать его.

         В разделе «Принятые декларации» в «личном кабинете» министерства содержится информация, что заявителем декларация по форме № 11 за 1 квартал 2020 года представлена с нарушением срока – 23.04.2020. При этом декларация по форме № 12 сдана в срок (16.04.2020).

         По результатам наблюдения министерством составлен акт от 05.10.2020 № 06-16-33/498, протоколоб административном правонарушении от 06.11.2020 № 141.

         В отношении общества «Каюта» вынесено постановление о назначении административного наказания от 11.11.2020 № 141 о признании виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. 00 коп.

         Полагая, что указанным постановлением нарушены его права и законные интересы, общество «Каюта» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

         При принятии решения суд исходит из следующего:

         Согласно ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

         Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, а также осуществление контроля за их соблюдением, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон № 171-ФЗ).

         В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

         Подп. 1.2 ст. 23 Федерального закона № 171-ФЗ установлено, что региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя государственный контроль за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции.

         Полномочия по осуществлению регионального государственного контроля закреплены в Положении о Министерстве, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 02.08.2012 № 834-ПП «Об утверждении положения, структуры и предельного лимита штатной численности Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области».

         В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет объема их оборота и декларирование объема: - розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания; - розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции.

         Порядок представления деклараций об объеме оборота и (или) использования, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.

         На основании упомянутых положений Федерального закона № 171-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 (далее – Постановление) утверждены Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда (далее - Правила).

         Указанные Правила действовали до 31.12.2020, то есть были обязательны для организаций и органов государственной власти в период их действия. Правила устанавливали порядок представления и формы деклараций об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции, об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (п. 1 Правил).

         Пунктом 10 Правил установлено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению № 7 (по форме № 11 в соответствии с действующим форматом, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198, и порядком заполнения деклараций, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231, до момента утверждения обновленного формата и порядка заполнения деклараций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1719).

         Пунктом 11 Правил установлено, что организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, представляют декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи по форме согласно приложению № 8 (по форме № 12 в соответствии с действующим форматом, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 05.08.2013 № 198, и порядком заполнения деклараций, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 23.08.2012 № 231, до момента утверждения обновленного формата и порядка заполнения деклараций в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1719).

         Пунктом 16 Правил установлено, что декларации представляются по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) организации, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом «Об электронной подписи».     Пунктом 18 Правил установлено, что декларации по формам, предусмотренным приложениями № 7 и № 8 к Правилам (по формам № 11 и № 12), представляются в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации. При представлении указанных деклараций в форме электронного документа используется формат, установленный Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (далее – ФС РАР). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для приема указанных деклараций используют программное обеспечение ФС РАР.

         Согласно п. 15 Правил декларации представляются ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

         Таким образом, декларации по форме № 11 и № 12 за 1 квартал 2020 года должны были быть представлены обществом «Каюта» до 20.04.2020. При представлении декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

         Судом установлено, чтов разделе «Принятые декларации» в «личном кабинете» министерства содержится информация, что заявителем декларация по форме № 11 за 1 квартал 2020 года представлена с нарушением срока – 23.04.2020. При этом декларация по форме № 12 сдана в срок (16.04.2020).

Учитывая изложенное, суд полагает, что в действиях заявителя имеется событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.13 КоАП РФ.

         Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.

         В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

         Вина общества «Каюта» в совершении правонарушения исследована административным органом в ходе производства по делу, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.

         Доказательств того, что обществом «Каюта» предпринимались все зависящие от него меры, направленные на соблюдение требований законодательства, в материалах дела не имеется.

         При таких обстоятельствах судом сделан вывод о том, что в действиях (бездействии) общества «Каюта» состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказан.

         Ссылки заявителя на то, что Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 04.04.2020 по 30.04.2020 установлены нерабочие дни судом не принимаются, поскольку

в соответствии с позицией Верховного суда, определенной в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020), установление нерабочих дней в связи с коронавирусом основанием для переноса срока исполнения обязательств не является.

         Декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи не являются формами налоговой отчетности, поэтому продление сроков представления налоговых деклараций, предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», на данные декларации не распространяется.

         При этом декларация по форме № 12 сдана заявителем в срок, то есть общество «Каюта» имело возможность для сдачи в срок и декларации по форме № 11.

Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу «Каюта» предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

         Постановление административного органа вынесено в пределах установленного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях годичного срока давности привлечения к административной ответственности по данной категории правонарушений.

         Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует санкции ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определенной Министерством с учетом факта повторного привлечения к административной ответственности.

         С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют.

Оснований для снижения судом размера штрафа ниже низшего предела, судом также не установлено, так как обстоятельств, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 4-П от 25.02.2014, являющихся основанием для снижения размера штрафа, таких как финансовое положение общества, характер совершенного обществом административного правонарушения и прочие, судом не установлено.

Руководствуясь статьями 15.13 КоАП РФ,  110, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

          2. Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия в полном объеме.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                       С.О. Иванова