АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620000, г. Екатеринбург, пер. Вениамина Яковлева, стр. 1,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
15 февраля 2024 года Дело № А60-564/2024
Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2024 года
Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ш.Ш. Шамыш, рассмотрел в судебном заседании дело № А60-564/2024 по заявлению Прокурора Ленинского района г. Екатеринбурга к директору общества с ограниченной ответственностью "Фаза Сна" ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.13 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании
от заявителя: ФИО2 представитель по доверенности от 12.02.2024;
от заинтересованного лица: не явился, извещен.
Представителю заявителя процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Прокурор Ленинского района г. Екатеринбурга (далее - заявитель) обратился в суд с заявлением к директору общества с ограниченной ответственностью "Фаза Сна" ФИО1 (далее – заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.13 КоАП РФ.
Определением суда от 15.01.2024 заявление принято к рассмотрению, назначено судебное заседание.
Отзыв от заинтересованного лица в материалы дела не поступил.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, Прокуратурой района в ходе проверки по обращению конкурсного управляющего ООО «ФАЗА СНА» ФИО3 в деятельности бывшего директора указанного общества ФИО1 выявлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03.02.2023 (резолютивная часть объявлена 27.01.2023) по делу № А60-34158/2022 ООО «ФАЗА СНА» признано несостоятельным (банкротом), введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена ФИО3
В ходе проверки установлено, что конкурсным управляющим ООО «ФАЗА СНА» ФИО3 в адрес бывшего руководителя указанного общества ФИО1 11.02.2023 направлено требование № 3-1, датированное 03.02.2023, об обеспечении передачи конкурсному управляющему ООО «ФАЗА СНА» ФИО3 бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов и иных ценностей.
В связи с не передачей документов и имущества должника, конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об истребовании документов и обязании ФИО1 передать конкурсному управляющему ООО «ФАЗА СНА» ФИО3 имущество должника, бухгалтерскую, уставную, кадровую и иную документацию должника, печатей, штампов, в том числе, документов, подлежащих длительному хранению, сведения по персонифицированному учету.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 07.07.2023 по делу № А60-34158/2022 ходатайство конкурсного управляющего ООО «ФАЗА СНА» ФИО3 удовлетворено, на бывшего директора указанного общества ФИО1 возложена обязанность по передаче конкурсному управляющему ФИО3 следующих документов:
1.документы первичного бухгалтерского учета (договоры по финансово-
хозяйственной деятельности и подтверждающие исполнение договоров
документы, товарные накладные, счета-фактуры, универсальные передаточные
документы, акты выполненных работ, акты оказанных услуг, счета на оплату
выставленные ООО «ФАЗА СНА» и полученные от контрагентов, акты сверки
взаиморасчетов с контрагентами) за период с 01.06.2019 года по дату введения
в отношении ООО «ФАЗА СНА» конкурсного производства;
2.учетную политику ООО «ФАЗА СНА» за период с 2019 до 2022 год;
3.книги учетов доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения ООО «ФАЗА СНА» за период с 2019 по 2022 год включительно;
4.журнал регистрации кассовых ордеров ООО «ФАЗА СНА», а также приходные кассовые ордера ООО «ФАЗА СНА» и расходные кассовые ордера ООО «ФАЗА СНА» за период с 2019 по 2022 год включительно;
5.авансовые отчеты с подтверждающими расходование денежных
средств документами за период с 01.06.2019 года по дату введения в отношении
общества конкурсного производства;
6.кассовые книги ООО «ФАЗА СНА» за период с 01.06.2019 года по дату
введению в отношении указанного общества процедуры конкурсного
производства;
7.журналы кассира-операциониста ООО «ФАЗА СНА» за период с 01.06.2019 года по дату введения в отношении указанного общества процедуры конкурсного производства;
8.документы, подтверждающие снятие наличных денежных средств руководителем ООО «ФАЗА СНА» с расчетных счетов должника с приложением документов о приходовании ООО «ФАЗА СНА» снятых денежных средств с расчетных счетов должника и подтверждающие их целевое использование за период с 01.06.2019 года по дату введения в отношении должника процедуры конкурсного производства;
9.документы, подлежащие длительному архивному хранению по
работникам должника (приказы о приеме, приказы об увольнении; трудовые
договоры и соглашения об изменении или расторжении; личные карточки
работников; подлинные личные документы работников (трудовая книжка,
дипломы, аттестаты, удостоверения, свидетельства) - в случае их наличия в
организации; трудовые книжки и дубликаты трудовых книжек, не полученные
работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими
родственниками; сведения о трудовой деятельности и трудовом стаже
работника; книги, журналы, карточки учета движения трудовых книжек и
вкладышей в них, а также 6 бланков трудовых книжек и вкладышей в нее;
книги, журналы, карточки учета личных де, личных карточек, трудовых
договоров (служебных контрактов) с момента создания ООО «ФАЗА СНА»;
10.налоговая отчетность ООО «ФАЗА СНА», представленная в
соответствующие органы с документами, подтверждающими ее получение
уполномоченным органом в период с 01.06.2019 года по дату введения
конкурсного производства;
11.бухгалтерские балансы должника за период с 2019 по 2021 годы с отметкой налогового органа о получении;
12.отчетность по персонифицированному учету ОО «ФАЗА СНА», предоставленная в соответствующие органы с документами, подтверждающими ее получение уполномоченным органом в период с 01.06.2019 по дату введения конкурсного производства;
13.отчетность в Фонд социального страхования РФ, предоставленная ООО «ФАЗА СНА» с документами, подтверждающими ее получение уполномоченным органом в период с 01.06.2019 по дату введения конкурсного производства;
14.статистическая отчетность ООО «ФАЗА СНА», предоставленная в соответствующие органы с документами, подтверждающими ее получение уполномоченным органом в период с 01.06.2019 года по дату введения конкурсного производства;
15.учредительные документы ООО «ФАЗА СНА» (решение либо
протокол о создании, устав, учредительный договор), а также свидетельство
ОГРН и ИНН в отношении ООО «ФАЗА СНА»;
16.печати и штампы ООО «ФАЗА СНА».
По результатам проверки установлено, что перечисленные документы переданы управляющему не были, в связи с чем прокурором Ленинского района г. Екатеринбурга 22.12.2023 вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направлено в суд заявление о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.13 КоАП РФ установлено, что незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации, в том числе несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему, конкурсному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу, в том числе кредитной или иной финансовой организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица, в том числе кредитной или иной финансовой организации, возложены соответственно на арбитражного управляющего, конкурсного управляющего и руководителя временной администрации кредитной или иной финансовой организации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Объектом данного административного правонарушения является порядок действий при банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Объективная сторона административного правонарушения выражена в форме бездействия, связанного с игнорированием требовании Закона о банкротстве, то есть незаконное воспрепятствование деятельности конкурсного управляющего, в том числе уклонение от передачи конкурсному управляющему сведений и документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, и (или) имущества, принадлежащего юридическому липу, в случае, когда функции руководителя юридического лица возложены на конкурсного управляющего.
Субъектом правонарушения являются должностные лица, действия (бездействие) которых влечет незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, конкурсного управляющего либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации.
Противоправным поведением является несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему (конкурсному управляющему либо временной администрации кредитной или иной финансовой организации) документов.
Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве установлены статьей 20.3 Закона о банкротстве.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы (абзац 10 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве).
Несвоевременное предоставление документов, может повлечь за собой неисполнение установленных обязанностей конкурсным управляющим в рамках дела о банкротстве.
В силу статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Руководитель экономического субъекта - это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (пункт 7 статьи 3 Закона N 402-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 29 Закона N 402-ФЗ первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
В нарушение указанной нормы, ФИО1 в установленный законом срок временному управляющему документы представлены не были, соответственно, в действиях (бездействии) ФИО1 имеется событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина ФИО1 состоит в том, что у него имелась возможность совершить необходимые действия по соблюдению требований законодательства, однако данные действия заинтересованным лицом не приняты.
При этом у ФИО1 имелась реальная возможность соблюдения указанных требований, но им надлежащим образом не исполнены организационно-распорядительные функции, т.е. не были предприняты все необходимые и возможные меры, направленные на неукоснительное соблюдение таковых.
Оснований полагать, что неисполнение требований действующего законодательства о банкротстве ФИО1 вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, не имеется.
Неисполнение установленной законом обязанности по предоставлению информации и документов, касающиеся деятельности должника, препятствует деятельности конкурсного управляющего, а также препятствуют мероприятиям по формированию конкурсной массы должника, принятию мер по возврату имущества, возможному оспариванию сделок должника, взысканию дебиторской задолженности.
Установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела в суде не истек.
Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ) не имеется, поскольку характер совершенного правонарушения, роль правонарушителя свидетельствует о грубом игнорировании требований закона, существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается в пренебрежительном отношении руководителя организации к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве). Отсутствие последствий допущенного нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве) само по себе основанием для вывода о малозначительности правонарушения не является.
Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять решение, административным органом не допущено.
При назначении наказания суд исходит из следующего.
В силу статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания в виде предупреждения.
Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1).
Согласно ч. 3 ст. 3.4. КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Санкция ч. 4 ст. 14.13 КоАП РФ не предусматривает такую меру административного наказания как предупреждение, напротив, санкция за такого рода правонарушения предусматривает наложение административного штрафа или дисквалификацию.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из приведенных выше положений следует, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Выявленное в ходе проверки нарушение свидетельствует об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также об отсутствии имущественного ущерба.
Правонарушение совершено впервые, доказательств обратного суду не представлено, наличие отягчающих ответственность обстоятельств судом не установлено.
В данном случае исходя их конкретных обстоятельств спора, суд считает возможным избрать меру административного наказания в виде предупреждения.
Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное взыскание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения.
Таким образом, требование заявителя о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Заявленные требования удовлетворить.
Привлечьдиректора общества с ограниченной ответственностью "Фаза Сна" ФИО1 к административной ответственности по части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья Л.В. Колосова