НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 12.01.2022 № А60-56701/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

12 января 2022 года Дело №А60-56701/2021

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И. Ремезовой рассмотрел дело №А60-56701/2021 по заявлению Индивидуального предпринимателя Матанцева Константина Николаевича (ИНН 667113601835, ОГРН 316965800123852)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 24 по Свердловской области (ИНН 6678000016, ОГРН 1116659010291)

о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания от 12.10.2021 № 05-03/548

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о принятии искового заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.

Отводов суду не заявлено.

10.01.2021 судом была принята резолютивная часть решения.

Индивидуальный предприниматель Матанцев Константин Николаевич обратился в суд с заявлением о составлении мотивированного решения. Учитывая, что заявление подано с соблюдением установленного ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса срока, изготовлено мотивированное решение.

Индивидуальный предприниматель Матанцев Константин Николаевич обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Свердловской области по делу об административном правонарушении от 12.10.2021 № 05-03/548 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Заинтересованное лицо представило отзыв, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

При проведении проверки в отношении Индивидуального предпринимателя Матанцева К.Н. выявлено наличие события административного правонарушения, заключающегося в применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения, выразившееся в отсутствии в кассовом чеке обязательных реквизитов, предусмотренных Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее- Федеральный закон № 54-ФЗ)

Выявленное нарушение отражено в акте проверки от 27.09.2021 №006003, на основании которого инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 04.10.2021.

12.10.2021 по результатам рассмотрения протокола и материалов административного производства, налоговым органом в отношенииИндивидуального предпринимателя Матанцева К.Н. вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 05-03/548, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Полагая, что вышеназванное постановление заинтересованного лица является незаконным, предприниматель обратилось в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей.

Согласно п. 1 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных данным Федеральным законом.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

В соответствии с п. 1. ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети "Интернет".

Статьей 5 Закона № 54-ФЗ предусмотрены обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих расчеты, в т.ч.:

- осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

- выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ платежный агент (субагент) при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Частью 3 и частью 4 статьи 6 Федерального закона № 103-ФЗ установлено, что применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 настоящего ФЗ (в т.ч. «номер контрольно-кассовой техники» в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники).

Соответствующими абзацами пункта 1 статьи 4.7. Закона № 54-ФЗ установлены обязательные реквизиты кассового чека, в том числе, абз. 9, наименование товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 4.7 статьи 4.1 Закона № 54-ФЗ, утвержден Приказ ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию» (далее – Приказ ФНС), действующий с 21.12.2020 и предусматривающий обязательные к применению форматы фискальных документов. В Таблице 4 Приложения № 2 к Приказу ФНС, определен Перечень реквизитов фискальных документов, в том числе: Тег 1030 «наименование предмета расчета» - наименование товара.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 21.02.2019 N 174 (ред. от 16.04.2020) «Об установлении дополнительного обязательного реквизита кассового чека и бланка строгой отчетности» установлено, что при осуществлении расчетов за товар, маркированный средствами идентификации, для которых на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусмотрена обязательная маркировка средствами идентификации, кассовый чек, в отношении товара должен содержать реквизит «код товара», в котором указывается код идентификации, содержащийся в средстве идентификации товара.

Сигареты включены в Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

В связи с чем, кассовый чек, сформированный с применением ККТ, при продаже товара подлежащего обязательной маркировке средством идентификации (сигареты), должен содержать дополнительный обязательный реквизит «код товара» (тег 1162).

Правила указания реквизита "Код товара" (тег 1162 для форматов фискальных документов версий 1.05 и 1.1; тег 1163 для форматов фискальных документов версии 1.2) приведены в табл. 26, 64, 117, 118 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ (далее - Приказ N ЕД-7-20/662@).

Реквизит "Код товара" (тег 1162) включается в состав кассового чека при продаже товара, маркированного средством идентификации.

В печатной форме кассового чека "Код товара" (тег 1162) должен иметь значение "[М]" для маркированных товаров, если код маркировки содержит в своем составе код идентификации, который может быть распознан (п. 15 примечаний к табл. 21, п. 19 примечаний к табл. 59 Приложения N 2 к Приказу N ЕД-7-20/662@).

Между тем, в ходе проверки установлено, что в печатной форме кассового чека № 9540 от 18.09.2021, выданного предпринимателем покупателю Зыкину Н.С. при продаже товара подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации (сигареты), в магазине «Скидочка» по адресу г. Березовский, п. Старопышминск, ул. Кирова, 5, значение "[М]" отсутствует.

Согласно свидетельских показаний Зыкина Н.С. в 14 час. 45 мин. 18.09.2021 в магазине «Скидочка» по адресу г. Березовский, п. Старопышминск», ул. Кирова, д. 5, Зыкиным Н.С. приобретена табачная продукция – сигареты «CREDO», пр-во р. Беларусь, 1 пачка, с Акцизной маркой Министерства финансов РБ № 01047050 по цене указанной в устной форме 55 руб. 00 коп. При осуществлении расчета продавец магазина приняла от Зыкина Н.С. денежные средства в размере 105 руб. 00 коп. выдала покупателю товар - сигареты «CREDO» вместе со сдачей 50 руб. 00 коп., кассовый чек отпечатанный на ККТ покупателю выдан не был. По требованию покупателя, Зыкину Н.С. был выдан кассовый чек № 9540 от 18.09.2021 на сумму 55 руб. 00 коп. с реквизитами пользователя ККТ ИП Матанцева К.Н. ИНН 667113601835. В выданном покупателю кассовом чеке № 9540 от 18.09.2021 (ФД 18977) обязательный реквизит «наименование товара» содержит недостоверную информацию о наименовании товара (предмете расчета) – «Креатив».

Налоговым органом осуществлен мониторинг расчетов с применением ККТ «ШТРИХ-ФР-01Ф», № 0001491366055063 с помощью автоматизированной информационной системы АСК. ККТ за июль –сентябрь 2021, в ходе которого установлены факты реализации предпринимателем товара с наименованием товара «Кредо» по цене 55 руб.

Таким образом, ИП Матанцев К.Н. не обеспечил соответствие сформированного ККТ при продаже сигарет кассового чека № 9540 (фискального документа 18977), установленным п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ, Приказом ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@, требованиям к формату кассового чека (фискального документа).

Позиция ИП Матанцева К.Н. о том, что в магазине «Скидочка» по адресу Свердловская область, г.о. Березовский, п. Старопышминск, ул. Кирова, стр. 5, не осуществляется реализация табачной продукции -сигарет «CREDO (Кредо)», не соответствуют добытым в ходе проведения контрольных мероприятий доказательствам.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Материалами дела подтверждается наличие вины заявителя в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства, ни административному органу, ни суду не представлено. Обществом не обеспечена возможность соблюдения порядка закрытия смены при работе с ККТ.

Таким образом, состав вменяемого административного правонарушения имеется.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Предпринимателю была предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Постановление вынесено административным органом с соблюдением установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Оспариваемым постановлением предпринимателю назначен штраф в размере 3000 руб., однако текст постановления не содержит информации о наличии отягчающих ответственность обстоятельств и обоснованность применения и назначения штрафа в указанном размере. При том, что санкции статьи предусматривает такую меру ответственности, как предупреждение.

Согласно ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.

Исследовав материалы дела, суд установил, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в данном случае не имеется.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Материалами дела подтверждается, что выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также об отсутствии имущественного ущерба.

При этом суд принимает во внимание, что заявитель ранее к административной ответственности не привлекался, иного в материалы дела не представлено.

Таким образом, оспариваемое постановление от 12.10.2021 № 05-03/548 о привлечении его к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ следует изменить в части наложения штрафа в размере 3000 руб., ограничившись предупреждением.

На основании ч. 2 ст. 3.4, ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 4 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь статьями 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Заявленные требования удовлетворить частично.

2.Признать незаконным постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 24 по Свердловской области по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания от 12.10.2021 № 05-03/548 в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 руб., заменив административный штраф на предупреждение.

3. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказать.

4. Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия в полном объеме.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Н.И. Ремезова