620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
12 ноября 2020 года Дело № А60-38989/2020
Резолютивная часть решения объявлена 11 ноября 2020 года
Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2020 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Б. Ванина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.И. Пономаревой, рассмотрел дело № А60-38989/2020 по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "УРАЛЬСКАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ" (ИНН 6674222240, ОГРН 1076674013690)
к Администрации Сысертского городского округа (ИНН 6652004915, ОГРН 1026602178151)
о взыскании 23 129 руб. 02 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Файзров В.А., представитель по доверенности от 09.01.2020г,
от ответчика: не явился, извещен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Государственное бюджетное учреждение Свердловской области "УРАЛЬСКАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ" обратилось в суд с исковым заявлением к Администрации Сысертского городского округа с требованием о взыскании 23 129 руб. 02 коп. ущерба (расходов по ликвидации природных пожаров, возникших за период с 12.05.2018 по 25.05.2018г. в пределах территории Сысертского городского округа).
В судебном заседании истец на требованиях настаивает, ответчик в суд не явился, направил отзыв, в котором иск не признал, указав на то, что территории, на которых происходили природные пожары, носят спорный характер и Администрация предполагает, что эти территории находятся в федеральной собственности. Представитель истца возразил против отзыва, указав на то, что материалами дела принадлежность участков, на которых произошли пожары, к федеральной собственности, не подтверждена, самостоятельные доказательства этому обстоятельству отсутствуют.
Дело рассматривается в отсутствие ответчика в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Как указывает истец в исковом заявлении, что также следует из материалов дела, в начале пожароопасного сезона 2018 года на землях входящих в территорию Сысертского городского округа были обнаружены и ликвидированы 4 природных пожара.
Первый пожар № 1/3 зарегистрирован 12 мая 2018 года на площади 1,0 га, вблизи населенного пункта с. Никольское, координаты участка: широта 56°15'50.69"; долгота 60°53'9,672". Второй пожар № 3 зарегистрирован 19 мая 2018 года на площади 2,0 га, вблизи населенного пункта с. Никольское, координаты участка: широта 56°16'10.08"; долгота 60°54'24,13". кадастровый номер участка 66:25:4303004:86. Третий пожар № 4 зарегистрирован 24 мая 2018 года на площади 1,0 га, вблизи населенного пункта с. Бобровское, координаты участка: широта 56°4Г18.03"; долгота 60°58'3,514". Четвертый пожар № 8 зарегистрирован 25 мая 2018 года на площади 50,0 га, вблизи населенного пункта с. Новоипатово, координаты участка: широта 56° 13'15.00"; долгота 6 Г07'15,00".
Настоящие участки правообладателя не имеют и, таким образом, находятся в ведении муниципального образования Сысертского городского округа. Настоящее также следует из имеющихся в материалах дела актах о пожарах, в каждом акте указано, что пожар произошел на иных землях в непосредственной близости к указанным населенным пунктам, входящим в муниципальное образование Сысерсткий городской округ.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Согласно статье 1 Закона о пожарной безопасности под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно части 3 статьи 19 Закона о пожарной безопасности вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Частью 3 статьи 10 Закона о пожарной безопасности определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования. Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
Указанные пожары были потушены силами Государственного бюджетного учреждения «Уральская база авиационной охраны лесов» (далее Учреждение).
Финансирование деятельности Учреждения осуществляется согласно, Государственного задания, которым предусматривается финансирование тушения лесных пожаров находящихся на землях государственного лесного фонда.
Бюджетное учреждение «Уральская авиабаза» является некоммерческой организацией, и в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В соответствии со статьей 9.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Согласно Уставу Учреждения «Бюджетное учреждение является специализированным по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда на территории Свердловской области и лесов, расположенныхна земельных участках, находящихся всобственности Свердловской области.Бюджетное учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов Свердловской области.
Бюджетное учреждение выполняет государственное задание, установленное органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим функции и полномочия Учредителя, в соответствии с предусмотренной настоящим Уставом основной деятельностью.
Предметом деятельности бюджетного учреждения является осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов Свердловской области.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) на землях лесного фонда, регулируются нормами статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства") на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Согласно частям 3-6 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства, на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с пунктами 10, 11, 12 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 № 832-ПП «О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области», Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров, и осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение, осуществляет на землях лесного фонда проведение лесоустройства, за исключением случаев проектирования лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, Осуществляет проектирование лесных участков на землях лесного фонда.
Финансирование вышеуказанных полномочий предусмотрено государственной программой Свердловской области «Развитие лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года», утверждённой постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1298-ПП.
Распределение субвенций федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838 (с изменениями).
Территории, находящиеся в границах муниципального образования Сысертского городского округа, не являются землями лесного фонда Свердловской области, участки, пройденные лесными пожарами, являются земельными участками сельскохозяйственного назначения.
В опровержение данного довода ответчик никаких доказательств не привел (ст. 65 АПК РФ).
Ликвидация природных пожаров на указанной территории не предусмотрена государственным заданием Истца в составе мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов или иной деятельности, предусмотренной Уставом Истца, и соответственно не финансируется за счет субвенций из федерального бюджета, не является расходным обязательством Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области как органа государственной власти, осуществляющего переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Принятые Истцом меры по тушению пожара в непосредственной близости от указанных населенных пунктов, расположенных в пределах Сысертского городского округа, были направлены на недопущение расширения территории возгорания и чрезвычайной ситуации и скорейшее предотвращение возможных негативных последствий для населения и инфраструктуры муниципального образования.
Сумма расходов Истца по ликвидации пожаров составила: 23 129 (двадцать три тысячи сто двадцать девять) рублей 02 копейки. В сумму расходов на ликвидацию природных пожаров Истцом включена компенсация всех издержек Истца, связанных с выполнением работ по ликвидации природных пожаров, в том числе:
- стоимость используемых для производства работ материалов, механизмов, оборудования, техники, в том числе расходы по передислокации, расходы, связанные с персоналом (командировочные расходы), расходы на оплату вознаграждения лицам, привлекаемым для выполнения работ по тушению пожаров по договорам подряда (копии договоров прилагаются).
Расходами признаются обоснованные (то есть экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме) и документально подтвержденные (то есть подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе) затраты лица, их понесшего.
Указанные расходы Истца являются реальными, обоснованными и документально подтверждены.
Таким образом, поскольку ответчик не предпринял никаких мер по тушению пожаров на территориях в границах муниципального образования Сысертский городской округ, в чем, собственно, и выражается неправомерное поведение, настоящие функции выполнены за ответчика истцом, им понесены расходы на тушение пожаров, несение этих расходов подтверждено материалами дела, требование истца о взыскании с ответчика 23 129 руб. 02 коп. в возмещение ущерба законно, обосновано и подлежит удовлетворению на основании ст. ст. 15, 393 ГК РФ.
Расходы по госпошлине возлагаются на ответчика (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь ст.110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с муниципального образования Сысертский городской округ в лице Администрации Сысертского городского округа за счет казны муниципального образования Сысертский городской округ (ИНН 6652004915, ОГРН 1026602178151) в пользу Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "УРАЛЬСКАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ" (ИНН 6674222240, ОГРН 1076674013690) 23 129 руб. 02 коп. ущерба, а также 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
3. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.
С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».
В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».
Судья П.Б. Ванин