НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 10.12.2020 № А60-44411/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075  Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

 Екатеринбург

16 декабря 2020 года                                                     Дело №А60-44411/2020

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2020 года

Полный текст решения изготовлен 16 декабря 2020 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.А.Страшковой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.А. Кореньковым, рассмотрел в судебном заседании дело №А60-44411/2020

Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании недействительным п.1 решения № 066/06/104-2396/2020 от 05 июня 2020 года,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, представитель по доверенности №21/20 от 30.12.2019, паспорт, диплом Н №02740;

от заинтересованного лица: ФИО2, представитель по доверенности №195 от 27.07.2020, удостоверение, диплом

от третьего лица: явка не обеспечена

Лица, участвующие в деле, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным п.1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области № 066/06/104-2396/2020 от 05 июня 2020 года.

30.10.2020 антимонопольным органом в электронном виде представлены материалы проверки.

17.11.2020 в предварительном судебном заседании представитель антимонопольного органа ходатайствовал о приобщении к материалам дела письменного отзыва к материалам дела. Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.

Определением от 17.11.2020 назначено судебное разбирательство на 10.12.2020.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

В Свердловское УФАС России поступило заявление Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» (вх. № 01-15207 от 02.06.2020г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Интерстройсервис ЕК» исполнителе по контракту № 0362100008220000004 от 24.04.2020г. на устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-351 Екатеринбург-Тюмень на участке км 114+000- км 123+560, Свердловская область (извещение № 0362100008220000004).

Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 №1062, Приказом ФАС России от 27.08.2007 № 267.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области № 066/06/104-2396/2020 от 05 июня 2020 года антимонопольный орган постановил не включать сведения об ООО «Интерстройсервис ЕК» в реестр недобросовестных поставщиков (п. 1).

Не согласившись с единственным пунктом 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области № 066/06/104-2396/2020 от 05 июня 2020 года,  Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании п. 1 оспариваемого решения незаконным.

Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Предметом спора по делам о признании решений и действий незаконными, ненормативного правового акта недействительным является требование, направленное, прежде всего, на исключение последствий, порожденных действием (решением, актом).

Следовательно, в рассматриваемом случае, исходя из положений ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания данного ненормативного правового акта недействительным необходимо соблюдение двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в предмет доказывания по делу входит несоответствие оспариваемого решения действующему законодательству, а также факт нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к следующим выводам.

24.04.2020 по результатам проведения электронного аукциона между Федеральным казенным учреждением «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» и ООО «Интерстройсервис ЕК» был заключен контракт № 0362100008220000004 от 24.04.2020 на устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-351 Екатеринбург-Тюмень на участке км 114+000- км 123+560, Свердловская область.

Согласно п. 1.1 контракта в целях реализации программы дорожных работ Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по Устройству слоев износа на автомобильной дороге Р-351 Екатеринбург-Тюмень на участке км 114+000- км 123+560, Свердловская область (далее - Объект) в соответствии с условиями Контракта, (далее - работы), а Заказчик принимает на себя обязательства принять работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.

Согласно п. 1.3 контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с Контрактом, в том числе - в объеме, предусмотренном Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту) и Ведомостью объемов и стоимости работ (Приложение 2 к Контракту), завершить все работы и сдать в установленном порядке Объект, в сроки, установленные п. 6.1. Контракта.

Согласно п. 1.4 контракта существенными условиями Контракта для Сторон являются, в том числе: цена, сроки, объем и качество работ, надлежащее обеспечение исполнения обязательств по Контракту в период действия Контракта.

Согласно п. 5.7 контракта при исполнении Контракта предусмотрен аванс в размере 30 (тридцати) процентов от суммы Контракта.

Заказчик производит авансовый платеж в размере 30 (тридцати) процентов суммы Контракта, но не более 30 (тридцати) процентов лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации после предоставления Подрядчиком счёта на перечисление аванса и запроса на выдачу аванса в течение 10 дней.

Запрос на выдачу аванса должен содержать перечень целей и нужд, на которые планируется использование аванса, а также обязательное указание на закупаемые материалы: наименование, объем (количество) и стоимость указанных материалов.

Подрядчик обязан использовать аванс для оплаты поставок конструкций, материалов и (или) расходов, связанных с исполнением Контракта в соответствии с запросом на получение аванса.

Подрядчик в течение 45 дней со дня получения аванса обязан предоставить отчет об использовании авансовых средств.

Подрядчик вправе отказаться от получения аванса и не направлять соответствующий запрос на выдачу аванса в адрес Заказчика.

Согласно п. 6.1 контракта сроки выполнения работ по Объекту:

Начало работ: с момента заключения Контракта.

Окончание работ: 01.07.2020.

Согласно п. 7.1 контракта подрядчик обязан разработать и согласовать проект производства работ, включающий технологические карты, регламентирующие технологию отдельных видов работ с целью обеспечения их надлежащего качества, а также разработать и согласовать порядок организации движения и ограждения мест производства работ по каждому направлению в соответствии с действующим законодательством в сроки, указанные в п.9.3.3. Контракта.

Согласно п. 9.3 контракта до начала работ:

9.3.1. Принять у Заказчика по Акту передачи Объект.

9.3.2. В течении календарных 15 дней со дня заключения Контракта разработать и утвердить у Заказчика схемы организации движения в местах производства работ. Информацию о начале производства работ и утвержденные схемы направить в органы ГИБДД. Обеспечить наличие соответствующих технических средств организации дорожного движения в соответствии с утвержденной Заказчиком схемой.

9.3.3. В течении календарных 15 дней со дня заключения Контракта Подрядчик обязан разработать и согласовать проект производства работ, включающий технологические карты, регламентирующие технологию отдельных видов работ с целью обеспечения их надлежащего качества, а также разработать и согласовать порядок организации движения и ограждения мест производства работ по каждому направлению в соответствии с действующим законодательством.

9.3.4. В течении календарных 20 дней со дня заключения Контракта согласовать с Заказчиком состав асфальтобетонной смеси в письменном виде.

9.3.5. До начала работ разработать и согласовать с Заказчиком резервные схемы организации дорожного движения, предусматривающие увеличение пропускной способности автотранспорта или работу в ночное время суток, также предусмотреть мероприятия по недопущению ограничения движения и снижения скорости движения автотранспорта в выходные и праздничные дни, а также сутки, предшествующие им, выполнить работы по организации движения и обеспечить соблюдение порядка организации движения при производстве работ.

Подрядчик в обязательном порядке при заполнении журналов производства работ обязан первым и последним пунктом отображать установку и демонтаж технических средств организации дорожного движения в месте производства работ соответственно, а также в его начале указать расшифровку используемых сокращений и аббревиатур.

Согласно п. 20.9 контракта Срок действия Контракта:

Начало - с момента заключения Контракта.

Окончание - 31.10.2020.

В соответствии с частью 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока действия Контракта не освобождает Стороны от ответственности за его нарушения.

27.04.2020 (исх. 27/04-2) Исполнитель направил заказчику запрос о предоставлении информации по контракту, с просьбой предоставления по акту передачи существующий проект организации дорожного движения.

29.04.2020 (исх. 01-11/2903) Заказчик направил исполнителю ответ на письмо от 27.04.2020 с сообщением о том, что для подписания акта передачи участка необходимо прибыть в назначенное время и место заказчика.

06.05.2020 (исх. 06/05-1) Исполнитель направил заказчику письмо о направлении схем ОДД для согласования по контракту.

06.05.2020 (исх. 06/05-2) Исполнитель направил заказчику письмо с сообщением о запросе авансового платежа по контракту.

07.05.2020 (исх. 07/05-1) Исполнитель направил заказчику письмо о согласовании состава смеси ЩМА-11 для исполнения контракта.

06.05.2020 (исх. 01-11/2991) Заказчик направил исполнителю письмо с просьбой уточнить сумму запрашиваемого авансового платежа, а также цели и нужды, на которые планируется использование авансового платежа.

12.05.2020 (исх. 12/05-4) Исполнитель направил заказчику письмо с сообщением о том, что для проведения испытаний подобранных смесей на истираемость образцы были переданы в испытательную лабораторию и в связи с большой загруженностью результаты и протоколы не представлены, а также указанием на то, что в срок до 20.05.2020 испытательная лаборатория передаст протоколы лабораторных испытаний подобранных составов смесей.

14.05.2020 (исх. 01-11/3142) Заказчик направил исполнителю письмо с сообщением о несогласовании проекта производства работ в связи с несоответствием с требованиями контракта.

14.05.2020 (исх. 01-11/3143) Заказчик направил исполнителю письмо с сообщением о том, что авансовый платеж не может быть произведен, так как необходим счет на оплату на актуальную дату.

15.05.2020 (исх. 15/05-1) Исполнитель направил заказчику письмо о направлении исправленных систем ОДД для согласования по контракту.

15.05.2020 (исх. 15/05-3) Исполнитель направил заказчику письмо с требованием об оплате авансового платежа.

19.05.2020 (исх. 19/05-1) Исполнитель направил заказчику письмо о направлении исправленных схем ОДЦ для согласования по контракту.

19.05.2020 (исх. 19/05-2) Исполнитель направил заказчику письмо о направлении состава ЩМА-11 для согласования по контракту.

22.05.2020 (исх. 22/05-1) Исполнитель направил заказчику письмо с сообщением о том, что ответ на письмо от 24.04.2020 о согласовании смеси с схемы ограждения мест производства работ, с требованием направить ответ на вышеуказанные письма.

25.05.2020 (исх. 01-11/3455) Заказчик направил исполнителю письмо с сообщением о том, что оплата должна осуществляться с выставлением счета, предоставленный подрядчиком счет на перечисление аванса не соответствует условиям контракта.

26.05.2020 (исх. 01-11/3488) Заказчик направил исполнителю письмо с сообщением о том, что до начала производства работ подрядчик обязан предоставить для согласования технологические регламенты на приготовление смесей с указанием технических характеристик.

27.05.2020 (исх. 01-11/3516) Заказчик направил исполнителю письмо с сообщением о том, что представленные схемы не соответствуют требованиям нормативно-правовых актов, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также отказом для согласования.

28.05.2020 (исх. 01-11/3553) Заказчик направил исполнителю письмо с сообщением о том, что проект производства работ не согласован заказчиком в связи с несоответствием требованиям контракта.

28.05.2020 (исх. 01-11/3554) Заказчик направил исполнителю письмо с сообщением о том, что согласованный состав смести направлен в адрес исполнителя, схема организации дорожного движения не согласована и направлена в адрес исполнителя, счета на оплату авансового платежа не соответствуют требованиям контракта.

29.05.2020 (исх. 29/05-2) Исполнитель направил заказчику заявление об устранении нарушений условий контракта.

18.05.2020 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 0362100008220000004 от 24.04.2020 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в Единой информационной системе -19.05.2020

19.05.2020 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вручено лично представителю ООО «Интерстройсервис ЕК».

Решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 01.06.2020

Согласно п. 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков №1062, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в п.п. 5-8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.

Пунктом 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков предусмотрено, что рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями условий контракта, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр.

По результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, указанных в п. 11 указанных Правил, выносится решение.

Таким образом, исходя из положения п. 11 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих добросовестное или недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно заявлению заказчика, ООО «Интерстройсервис ЕК» не приступает к выполнению работ и не исполняет своих обязательств по контракту, а также подтверждает затруднительность исполнять свои обязанности по контракту.

ООО «Интерстройсервис ЕК» от исполнения обязательств не уклонялось и своевременно устраняло выявленные нарушения. Исполнитель своевременно приступил к выполнению работ по контракту, а именно 24.04.2020, а также вел активную переписку с заказчиком. После принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта часть замечаний, указанных заказчиком, была устранена подрядчиком, а именно согласование состава асфальтобетонной смеси.

Задержка выполнения требований контракта, в том числе, возникла в связи с объявлением нерабочих дней в Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019.

Согласно Обзору по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 № 1, применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

При этом, заказчиком не представлено доказательств того, что до окончания срока выполнения работ - 01.07.2020 невозможно полное исполнение подрядчиком обязательств по контракту.

Кроме того, заключая контракт ООО «Интерстройсервис ЕК» правомерно полагалось на право получить от заказчика аванс в размере 30% от суммы контракта, однако не получило его вопреки направленному запросу. В условиях пандемии и связанных с ней ограничений, получение финансовой поддержки (тем более, изначально предусмотренной государственным контрактом) представляется особо важным фактором, влияющим на своевременное исполнение контракта.

В силу статьи 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Иное заказчиком не доказано.

Таким образом, в действиях исполнителя в лице ООО «Интерстройсервис ЕК» по контракту № 0362100008220000004 от 24.04.2020 на устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-351 Екатеринбург-Тюмень на участке км. 114+000- км 123+560, Свердловская область Комиссия Свердловского УФАС правомерно факта недобросовестного поведения не усмотрела.

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания п. 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области № 066/06/104-2396/2020 от 05 июня 2020 года недействительным.

В соответствии с ч. 3 ст. 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (ИНН <***>, ОГРН <***>) отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья                                                                                 В.А. Страшкова