НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 10.09.2010 № А60-28367/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

17 сентября 2010 года Дело № А60-28367/2010-С14

Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2010 года

Полный текст решения изготовлен 17 сентября 2010 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.Э. Шавейниковой, при ведении протокола судебного заседания судьей О.Э. Шавейниковой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области

к арбитражному управляющему Бусыгину Георгию Петровичу

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Т.В. Ширяева – начальник отдела, доверенность № 08-18/1059 от 28.05.2010, предъявлено служебное удостоверение;

от заинтересованного лица: А.С. Белокопытова – представитель, доверенность б/№ от 07.09.2010, предъявлен паспорт.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.

Сторонами заявлены ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных документов, перечисленных в протоколе судебного заседания от 10.09.2010. Ходатайства судом удовлетворены.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Бусыгина Георгия Петровича (30.12.1969 года рождения) по ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), выразившееся в нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим денежным обязательствам должника, установленную ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором указывает на то, что денежные средства от хозяйственной деятельности предприятий, находящихся в процедуре банкротства, направлялись им на выплату текущей заработной платы, коммунально-эксплуатационных платежей и иных платежей, без которых деятельность предприятий и проведение процедуры конкурсного производства не возможны. Отзыв от 26.08.2010 изложен в письменном виде и приобщён к материалам дела.

В судебном заседании от 10.09.2010 Бусыгин Г.П. указал, что с наличием в своих действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, согласен. Событие правонарушения, и свою вину в его совершении признаёт полностью и не оспаривает. Ссылаясь на малозначительность совершенного правонарушения, просит освободить его от административной ответственности в соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Бусыгина Г.П. к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.032007 по делу № А60-21052/2006-С11 Муниципальное унитарное предприятие «ПТО ЖКХ Пригородного района» было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим назначен Бусыгин Георгий Петрович. Определением суда от 22.03.2010 по делу № А60-21052/2006-С11 конкурсное производство в отношении данного должника было продлено на шесть месяцев.

Кроме того, решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.05.2007 по делу № А60-34114/2006-С11 Муниципальное унитарное предприятие «Горноуральский ЖКХ» было признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим также назначен Бусыгин Георгий Петрович. Определением Арбитражного суда Свердловской области от 20.01.2010 по делу № А60-34114/2006-С11 конкурсное производство в отношении МУП «Горноуральский ЖКХ» было продлено.

Как указывает заявитель, 08.04.2010 в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области поступили заявления Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области от 30.03.2010 № 29-4853 и № 29-4854 о неисполнении конкурсным управляющим Муниципального унитарного предприятия «ПТО ЖКХ Пригородного района» и Муниципального унитарного предприятия «Горноуральский ЖКХ» Бусыгиным Г.П. обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 год.

24.05.2010 года должностным лицом Управления вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (регистрационный номер дела 00196510).

В ответ на определение Управления от 24.05.2010 об истребовании доказательств, 09.06.2010 Бусыгин Г.П. представил истребуемые административным органом документы.

В связи с тем, что ознакомление в Арбитражном суде Свердловской области с материалами дел № А60-21052/2006-С11 о банкротстве МУП «ПТО ЖКХ Пригородного района» и № А60-34114/2006-С11 о банкротстве МУП «Горноуральский ЖКХ» проведено только 02.07.2010 и 13.07.2010, срок проведения административного расследования (дело № 00196510) в отношении Г.П. Бусыгина в соответствии с п. 5.1 ст. 28.7 КоАП РФ был продлен Управлением на один месяц, до 24 июля 2010 года.

Рассмотрев поступившую из Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области информацию о наличии задолженности по уплате текущих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на предприятиях-должниках, находящихся в стадии конкурсного производства, в том числе МУП «ПТО ЖКХ Пригородного района» и МУП «Горноуральский ЖКХ» за 6 месяцев 2009 года и 9 месяцев 2009 года; отчеты конкурсного управляющего о процедуре конкурсного производства МУП «ПТО ЖКХ Пригородного района» и МУП «Горноуральский ЖКХ»; сведения о размере поступивших и использованных денежных средств МУП «ПТО ЖКХ Пригородного района» и МУП «Горноуральский ЖКХ»; реестры требований кредиторов должников; объяснения конкурсного управляющего Г.П. Бусыгина; сведения из Некоммерческого партнерства Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих», Управление пришло к выводу, что арбитражным управляющим Бусыгиным Г. П. в нарушение положений пункта 5 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» не исполнена обязанность по перечислению в установленном порядке в бюджет Пенсионного фонда РФ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных с выплат, производимых конкурсным управляющим в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам.

По результатам проверки, в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Г.П. Бусыгина, в отношении предпринимателя составлен протокол от 19.07.2010 г. № 00196510 об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, который вместе с материалами проверки и заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса, в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1, статьей 28.8 КоАП РФ направлен в арбитражный суд.

Согласно абзацу пятому статьи 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами.

Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возникшая после открытия конкурсного производства, подлежит исполнению должником в установленном статьей 855 Гражданского кодекса РФ порядке, поскольку положения пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве не подлежат применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с Федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (пункт 5 статьи 134 Закона).

Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, заключается в неисполнении арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не влечет уголовно наказуемого деяния.

Таким образом, действия конкурсного управляющего, связанные с невыполнением возложенных на него обязанностей по своевременному перечислению в бюджет Пенсионного фонда РФ страховых взносов на обязательное пенсионное страхование образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Вместе с тем, согласно общим принципам и правилам привлечения к административной ответственности обязательными признаками административного правонарушения и обязательным условием привлечения к административной ответственности является не только противоправность действий лица, привлекаемого к ответственности, но и установленная в предусмотренном порядке вина в совершении вменяемого правонарушения (статьи 1.5, 2.1 КоАП РФ).

Следовательно, в предмет доказывания по данному делу входит наличие фактов невыполнения конкурсным управляющим правил, применяемых в период конкурсного производства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), факт совершения конкурсным управляющим противоправных действий (бездействия) по невыполнению указанных правил, виновность Бусыгина Г.П. в совершении этих действий и причинно-следственная связь между его действиями (бездействием) и невыполнением установленных обязанностей в ходе одной из процедур банкротства.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, поводом для возбуждения административного дела послужили документы (результаты проверки сообщения органа Пенсионного фонда РФ о невыполнении конкурсным управляющим обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 6 месяцев 2009 года и 9 месяцев 2009 года), поступившие из Некоммерческого партнерства «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих», содержащие данные, указывающие на наличие в действиях конкурсного управляющего Г.п. Бусыгина признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.13.КоАП РФ.

В силу положений п. 1 ст. 5 Закона о банкротстве текущими платежами признаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Правила, регламентирующие порядок и условия проведения процедуры конкурсного производства, установлены ст. ст. 124-149 Закона о банкротстве.

Согласно ст. 134 Закона о банкротстве (в редакции, действующей на дату открытия в отношении должников МУП «ПТО ЖКХ Пригородного района» и МУП «Горноуральский ЖКХ» процедуры конкурсного производства) вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства: судебные расходы должника, в том числе расходы на опубликование сообщений, предусмотренных статьями 28 и 54 настоящего Федерального закона; расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника; требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом; задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства; иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.

Исходя из п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» следует принимать во внимание особую правовую природу и назначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы (ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса РФ при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

- в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

- во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

- в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

- в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

- в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

- в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

В соответствии с п. 5 ст. 134 Закона о банкротстве при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и иные платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом.

В ходе осуществления проверочных мероприятий Управлением установлено, что конкурсным управляющим Бусыгиным Г.П. 21.07.2009, 30.07.2009, 03.08.2009, 10.08.2009, 12.08.2009, 20.08.2009, 28.08.2009, 04.09.2009, 11.09.2009, 22.09.2009, 29.09.2009, 02.10.2009, 05.10.2009, 19.10.2009, 26.10.2009, 30.10.2009, 30.11.2009, 07.12.2009, 28.12.2009 производились выплаты задолженности по заработной плате работникам МУП «ПТО ЖКХ Пригородного района» за период конкурсного производства (с 21.07.2009 по 28.12.2009), при этом перечислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование конкурсным управляющим в установленный законом срок не производилось.

Между тем, в нарушение очерёдности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве, ст. 855 ГК РФ конкурсный управляющий МУП «ПТО ЖКХ Пригородного района» производил выплаты другим кредиторам по текущим платежам, выплаты заработной платы и вознаграждения за работу в должности арбитражного управляющего. В частности 23.07.2009, 24.07.2009, 29.07.2009, 31.07.2009, 04.08.2009, 12.08.2009, 17.08.2009, 19.08.2009, 25.08.2009, 26.08.2009, 04.09.2009, 11.09.2009, 17.09.2009, 21.09.2009, 22.09.2009, 01.10.2009, 15.10.2009, 21.10.2009, 23.10.2009, 28.10.2009, 25.12.2009. 30.12.2009 произведены выплаты ОАО «Ростелеком», ОАО «Уралсвязьинформ» (интернет), ОАО «Севергаз» (газ), ООО «Химтес-Электро, ООО «Фирма «Кан.Тэ» (канц.товары), ОАО «Свердловэнергосбыт» (электроэнергия) ООО «МОРСель» и ЮКО (оплата поставщикам), СОГУП ОГЦТИ (инвентаризационно-технические работы); Оценка и Аудит (за оценку дебиторской задолженности), МУП «ЖКГ ГТО» (по договорам предоставления персонала).

Аналогичным образом, в ходе проверки было установлено, что Г.П.Бусыгин, являясь конкурсным управляющим МУП «Горноуральский ЖКХ», в период конкурсного производства производил выплаты задолженности по заработной плате работникам должника 22.07.2009, 23.07.2009, 28.07.2009, 12.02.2010, однако, перечислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в установленные законом срок также не производил. При этом, в нарушение законодательно закрепленной очерёдности, управляющим в период с 06.08.2009 по 03.12.2009 производились расчеты с другими кредиторами по текущим платежам, выплата вознаграждений за работу в должности арбитражного управляющего другим кредиторам по текущим платежам. Например, 06.08.2009, 22.09.2009, 03.11.2009, 09.12.2009 – выплата вознаграждений арбитражного управляющего; 20.07.2009. 22.07.2009, 23.07.2009, 27.07.2009 (транспортировка мусора), 29.07.2009 (за электроэнергию), 29.07.2009 (вывоз мусора), 27.07.2009, 29.09.2009 (аренда автомобиля), 13.08.2009, 21.08.2009,15.10.2009. 03.12.2009 (за услуги персонала МУП «Горноуральский ЖКХ», 18.08.2009, 31.08.2009, 21.09.2009, 24.09,2009, 07.10.2009, 06.11.2009 (за аренду персонала МУП «Горноуральский ЖКХ»; 21.08.2009, 31.08.2009, 02.09.2009 (за обслуживание газопроводов), 21.08.2009 (гидрометеорологические услуги), 21.09.2009, 28.09.2009, 26.11.2009 (оплата электроэнергии); 01.09.2009 (за обучение персонала); 18.09.2009 (за ремонт котлов), 07.10.2009 (обучение и аттестация персонала) 11.09.2009 (за воду), 14.09.2009 (за газ) и др.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и заинтересованным лицом не оспариваются.

Порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлены в статьях 23 и 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действующей в спорный период) (далее – Закон № 167-ФЗ).

Согласно положениям ст. 23 Закона № 167-ФЗ расчетным периодом по указанным платежам является календарный год, расчетный период состоит из отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года).

В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона № 167-ФЗ ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Декларацию по страховым взносам страхователи представляют в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 6 ст. 24 Закона № 167-ФЗ).

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Исходя из анализа статей 23 и 24 Закона № 167-ФЗ, с учетом положений ст. 6.1 Налогового кодекса РФ, сроками уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по результатам отчетных периодов – полугодие 2009 года, 9 месяцев 2009 года, 1 квартал 2010 года являются 10 августа 2009 года, 11 ноября 2009 года и 14 мая 2010 года (соответственно), а за расчетный период -2009 год сроком уплаты является 20 апреля 2010 года.

Выплаты заработной платы работникам МУП «ПТО ЖКХ Пригородного района», произведенные 21.07.2009, 30.07.2009, 03.08.2009, 10.08.2009, 12.08.2009, 20.08.2009, 28.08.2009, 04.09.2009, 11.09.2009, 22.09.2009, 29.09.2009 относятся к 3 кварталу 2009 года, соответственно оплата авансовых платежей по страховым взносам за 9 месяцев 2009 года (последние три месяца отчетного периода) должна была быть осуществлена конкурсным управляющим не позднее 11.11.2009; выплаты, произведенные 02.10.2009, 05.10.2009, 19.10.2009, 26.10.2009, 30.10.2009, 30.11.2009, 07.12.2009, 28.12.2009 относятся к 4 кварталу 2009 года, соответственно оплата страховых взносов за 2009 год (последние три месяца расчетного периода 2009 года) должна была быть осуществлена конкурсным управляющим не позднее 20.04.2010.

Материалами дела подтверждено, что по сроку уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 3 квартал 2009 года у конкурсного управляющего МУП «ПТО ЖКХ Пригородного района» было достаточно денежных средств для уплаты платежей в Пенсионный фонд в установленный законом срок, однако, указанная обязанность исполнена не была.

Вместе с тем, анализ наличия и расходования денежных средств по МУП «ПТО ЖКХ Пригородного района» за период с 23.07.2009 по 30.12.2009 не относится к периоду перечисления в бюджет Пенсионного фонда РФ страховых взносов по результатам 2009 года, необоснованная неуплата которых по выплатам заработной платы в 4 квартале 2009 года (02.10.2009, 05.10.2009, 19.10.2009, 26.10.2009, 30.10.2009, 30.11.2009, 07.12.2009, 28.12.2009) вменяется конкурсному управляющему Бусыгину Г.П. в качестве нарушения положений законодательства о банкротстве. Материалы дела и протокол об административном правонарушении не содержат данных, свидетельствующих о том, что по сроку уплаты страховых взносов за 2009 год (последняя дата оплаты - 20 апреля 2010 года) у МУП «Горноуральский ЖКХ» имелись денежные средства, достаточные для перечисления указанных страховых взносов за расчетный период, однако, в нарушение установленной законом очерёдности конкурсным управляющим производились расчеты с другими кредиторами должника по текущим платежам. Отсутствие данных сведений не позволяет сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях конкурсного управляющего по данному эпизоду состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, в том числе субъективной стороны.

При этом суд отмечает, что само по себе не перечисление арбитражным управляющим авансовых платежей ежемесячно (в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам), при отсутствии доказательств, свидетельствующих о наличии противоправных действий (бездействия) арбитражного управляющего и о возможности уплаты страховых вносов на обязательное пенсионное страхование по окончании отчетных (расчетного) периодов в установленные Законом № 167-ФЗ сроки уплаты, не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.

Выплаты заработной платы работникам МУП «Горноуральский ЖКХ», произведенные работникам должника 22.07.2009, 23.07.2009, 28.07.2009, относятся к 3 кварталу 2009 года, соответственно оплата авансовых платежей по страховым взносам за 9 месяцев 2009 года должна была быть осуществлена конкурсным управляющим не позднее 11.11.2009; выплата заработной платы, произведенная 12.02.2010, относится к 1 кварталу 2010 года, следовательно, оплата авансовых платежей по страховым взносам за 1 квартал 2010 года должна была быть осуществлена конкурсным управляющим не позднее 14.05.2010.

Материалами дела подтверждено, что по сроку уплаты авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 3 квартал 2009 года у конкурсного управляющего МУП «ПТО ЖКХ Пригородного района» было достаточно денежных средств для уплаты платежей в Пенсионный фонд в установленный законом срок, однако, указанная обязанность исполнена не была.

В отношении, выплаты заработной платы, произведенной конкурсным управляющим работникам МУП «Горноуральский ЖКХ» 12.02.2010, суд отмечает, что в данном случае, Управлением не доказано наличие в действиях арбитражного управляющего состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, поскольку ни материалы дела, ни протокол об административном правонарушении не содержат данных, свидетельствующих о том, что Г.П. Бусыгиным в 2010 году в нарушение установленной законом очерёдности производились расчеты с другими кредиторами МУП «Горноуральский ЖКХ» по текущим платежам.

Между тем, принимая во внимание вышеизложенное, исходя из представленных документов, суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано и материалами дела надлежащим образом подтверждено наличие в действиях арбитражного управляющего Бусыгина Г.П. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, выразившегося в нарушении в ходе процедуры конкурсного управления в отношении должников МУП «Горноуральский ЖКХ» и МУП «ПТО ЖКХ Пригородного района» положений п.п. 3, 5 ст. 134, ст. 24 Закона о банкротстве и ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации по неуплате платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 3 квартал 2009 года. Арбитражный управляющий является лицом, прошедшим специальную подготовку в области антикризисного управления, Материалами дела подтверждено, что у арбитражного управляющего имелась возможность для соблюдения требований, установленных законодательством о банкротстве, что указывает на наличие вины в совершении правонарушения. Факт наличия вины признан и самим заинтересованным лицом, что зафиксировано в протоколе судебного заседания от 26.08.2010 и заверено собственноручной подписью заинтересованного лица.

Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ (с учетом положений п. 4 названной статьи) соблюден.

Нарушений процессуального порядка привлечения заинтересованного лица к административной ответственности со стороны заявителя судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении, административным органом недопущено. Арбитражному управляющему предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем, проанализировав характер допущенного заинтересованным лицом правонарушения, обстоятельства, послужившие основанием для составления в отношении арбитражного управляющего протокола об административном правонарушении, учитывая, что в действиях Бусыгина Г.П. формально содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ, указанное административное правонарушение не создало угрозу отношениям, связанным с банкротством МУП «Горноуральский ЖКХ» и МУП ПТО «ЖКХ Пригородного района», не повлекло нарушений прав кредиторов и должников и каких-либо вредных последствий, арбитражный суд приходит к выводу о том, что оснований для привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности не имеется, поскольку данное правонарушение является малозначительным.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пунктах 17, 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (с учетом Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60 «О внесении дополнений в некоторые Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях») разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, то есть малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Указанная норма является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, если судья, орган, рассматривающий конкретное дело, признает, что совершенное правонарушение является малозначительным.Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

В Определении Конституционного суда Российской Федерации от 21.04.2005 № 122-О сделан вывод о возможности освобождения правонарушителя от административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.13 КоАП РФ, при малозначительности административного правонарушения.

Таким образом, оценивая совершенное нарушение как малозначительное, суд исходит из того, что действия нарушителя не причинили значительного вреда общественным и государственным интересам, должникам и кредиторам.

Несмотря на формальное наличие всех признаков состава правонарушения, суд, оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством общественным отношениям, с учетом конкретных обстоятельств дела, пришел к выводу об отсутствии вредных последствий и существенной угрозы охраняемым государством общественным отношениям, в связи с чем, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, усмотрел наличие оснований для признания совершенного арбитражным управляющим Бусыгиным Г.П правонарушения малозначительным (ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Суд считает, что цель административного наказания в виде предупреждения совершения новых правонарушений в данном случае может быть достигнута при вынесении устного замечания.

В силу п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 Кодекса, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

С учетом изложенного суд считает возможным освободить арбитражного управляющего Бусыгина Г.П. от административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ по малозначительности совершённого правонарушения, ограничившись устным замечанием.

На основании изложенного, в удовлетворении требований заявителя следует отказать.

Руководствуясь статьями 15, 17, 167-171, 176, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований заявителя о привлечении арбитражного управляющего Бусыгина Георгия Петровича к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Освободить арбитражного управляющего Бусыгина Георгия Петровича от административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ограничиться устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 и ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Судья О.Э. Шавейникова