АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
16 июня 2010 года Дело № А60- 16354/2010-С6
Резолютивная часть решения объявлена 8 июня 2010года
Полный текст решения изготовлен 16 июня 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.В. Кириченкопри ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Кириченко рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство «Клевакинское» (ИНН 6643009650, ОГРН 1046602240794)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Каменск-Уральский и Каменском районе
о признании незаконным постановления от 06.04.2010 № 05-13/15.27-10
при участии в судебном заседании
от заявителя: С.С. Шнякин, директор;
от заинтересованного лица: Л.С. Неугодникова, представитель по доверенности от 11.01.2010 № 05-28/22.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью«Жилищно-коммунальное хозяйство «Клевакинское» (далее – ООО «ЖКХ «Клевакинское», общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным постановления от 06.04.2010 № 05-13/15.27-10 (с учетом уточнения, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) в виде наложения штрафа в размере 10000 рублей.
Заинтересованное лицо представило отзыв с возражениями на заявленные требования.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Каменск-Уральский и Каменском районе на основании распоряжения от 09.03.2010 № 03/20-62 проведена проверка по вопросам соблюдения ООО «ЖКХ «Клевакинское» санитарных правил и норм.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения.
1. Не разработан проект зоны санитарной охраны скважины в д.Б.Белоносово (нарушен п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»);
2. Отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных правил проекта нормативов предельно-допустимых выбросов газовой котельной в с. Клевакинское. Не разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов для других объектов ООО «ЖКХ «Клевакинское», являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (нарушен п. 4.2.3 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»);
3. Не разработаны санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса на постоянные рабочие места женщин (нарушен п. 1.12 СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин»);
4. Не согласованы с органами Роспотребнадзора сроки и очередность выполнения требований СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» (нарушен п. 1.13 СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин»);
5. Не разработан и не утвержден перечень используемого сырья основных и вспомогательных материалов, используемых в процессе производственной деятельности предприятия (нарушен п. 3.2 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»);
6. Не разработаны паспорта на рабочие места водителей автомобилей (Прил. 1 к СП 4616-88 Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей).
По результатам проверки административным органом составлен акт проверки от 23.03.2010, протокол от 23.03.2010 об административном правонарушении, вынесено постановление от 06.04.2010 № 05-13/15.27-10 о назначении административного наказания по ст. 6.3 КоАП.
Полагая, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, ООО «ЖКХ «Клевакинское» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 6.3 КоАП нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение действующих на территории Российской Федерации санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.п. 1, 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
1. Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны (ЗСО) должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
По мнению административного органа, ООО «ЖКХ «Клевакинское» в нарушение указанного пункта не разработан проект зоны санитарной охраны скважины в д.Б.Белоносово.
Однако, как пояснил заявитель, отделом не доказана принадлежность указанной скважины ООО «ЖКХ «Клевакинское», а также право пользования и владения ею обществом. Довод заявителя судом принимается, поскольку из материалов дела не усматривается, что на балансе ООО «ЖКХ «Клевакинское» имеется спорная скважина, доказательств иного заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
2. Пунктом 4.2.3 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам.
В нарушение указанного пункта отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных правил проекта нормативов предельно-допустимых выбросов газовой котельной в с.Клевакинское. Не разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов для других объектов ООО «ЖКХ «Клевакинское», являющихся источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Указанное нарушение подтверждается актом проверки от 23.03.2010, протоколом от 23.03.2010 об административном правонарушении, а также пояснениями представителя заявителя в судебном заседании.
3. В соответствии с п. 1.12. СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» постоянные рабочие места на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.
В нарушение указанного пункта ООО «ЖКХ «Клевакинское» не разработаны санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса на постоянные рабочие места женщин.
При этом довод заявителя об отсутствии письменных доказательств о количестве работающих у заявителя женщин опровергается представленным заинтересованным лицом и утвержденным руководителем ООО «ЖКХ «Клевакинское» перечнем сотрудников, подлежащих периодическому медосмотру в 2010 году.
4. Согласно п. 1.13 СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» сроки и очередность выполнения требований, предусмотренных настоящими Санитарными правилами, на действующих объектах устанавливаются администрацией предприятия по согласованию с органами Государственного санитарно - эпидемиологического надзора, а для объектов вновь вводимых в эксплуатацию, не позднее 6 месяцев с момента пуска, но в обоих случаях не позднее 1 января 1998 года.
В нарушение указанного пункта ООО «ЖКХ «Клевакинское» не согласованы с органами Роспотребнадзора сроки и очередность выполнения требований СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин».
Указанное нарушение подтверждается актом проверки от 23.03.2010, протоколом от 23.03.2010 об административном правонарушении, и не оспаривается заявителем.
5. В соответствии с п. 3.2 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» на производстве должен быть полный перечень используемого сырья основных и вспомогательных материалов, который включает в себя: - описание сырья и материалов с указанием их названия, номера государственной регистрации, маркировки, возможных поставщиков; - требования к качеству сырья и материалов, включая дополнительные с учетом специфики производства; - условия и сроки хранения, меры безопасного обращения с сырьем и материалами. Если производство многопрофильное, аналогичный перечень составляется по отдельным цехам, технологическим процессам.
В нарушение указанного пункта ООО «ЖКХ «Клевакинское» не разработан и не утвержден перечень используемого сырья основных и вспомогательных материалов, используемых в процессе производственной деятельности предприятия.
Указанное нарушение подтверждается актом проверки от 23.03.2010, протоколом от 23.03.2010 об административном правонарушении, и не оспаривается заявителем.
6. Приложением № 1 к СП 4616-88 «Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей» установлен перечень санитарно-гигиенических характеристик (санитарный паспорт рабочего места водителя автомобиля).
Как следует из оспариваемого постановления ООО «ЖКХ «Клевакинское» не разработаны паспорта на рабочие места водителей автомобилей.
Между тем, заявитель считает, что данный пункт оспариваемого постановления не конкретизирован и не известно, на какое количество транспортных единиц, на какой вид автомобиля должен быть разработан паспорт. В судебном заседании представителем заинтересованного лица доводы заявителя относительно данного пункта постановления признаны, о чем имеется соответствующая отметка в протоколе судебного заседания.
Таким образом, материалами дела подтверждается совершение ООО «ЖКХ «Клевакинское» нарушений, указанных в пунктах 2, 3, 4, 5 оспариваемого постановления.
Учитывая вышеизложенное, суд считает событие административного правонарушения доказанным.
Вопрос о наличии вины исследован административным органом, должностные лица которого обоснованно пришли к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о невозможности соблюдения установленных правил и норм, а также о принятии со стороны ООО «ЖКХ «Клевакинское» всех необходимых для этого мер.
Доказательства, свидетельствующие об обратном, не представлены заявителем и в ходе судебного разбирательства.
Довод об убыточности общества и отсутствии денежных средств суд отклоняет, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии вины.
Кроме того, заявителем не доказано, что выполнение требований санитарных правил и норм о наличии паспортов на рабочие места, разработку и утверждение перечня использованного сырья, а также соблюдение других вышеуказанных требований требует значительных финансовых средств.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По мнению суда, допущенные ООО «ЖКХ «Клевакинское» нарушения создают угрозу санитарно-эпидемиологической безопасности, а, следовательно, – здоровью граждан и окружающей среде, имеют существенный характер и, следовательно, не могут быть признаны малозначительными.
Процедура привлечения к ответственности административным органом соблюдена.
Доводы заявителя о том, что внеплановая проверка проведена в отношении ООО «ЖКХ «Клевакинское» с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля», поскольку внеплановая проверка не может быть проведена без согласования прокуратуры, подлежат отклонению.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и(или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Из распоряжения от 09.03.2010 № 03/20-62 следует, что основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока устранения выявленных нарушений, указанных в предписании от 15.05.2009, что соответствует положениям пп. 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.
Наличие предписания от 15.05.2009 подтверждается имеющейся в материалах дела копией постановления мирового судьи судебного участка № 1 Каменского района Свердловской области от 09.04.2010 (подлинник предписания, как пояснил представитель заинтересованного лица, находится в деле мирового судьи № 5-87/2010).
Истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и(или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, в силу пп. 1 п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ признается достаточным основанием для внеплановой проверки, при этом проведение такой проверки не требует согласование с органами прокуратуры (п. 5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
При таких обстоятельствах, учитывая, что порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден, суд полагает, что постановление от 06.04.2010 № 05-13/15.27-10 о назначении ООО «ЖКХ «Клевакинское» административного наказания по ст. 6.3 КоАП в виде штрафа в размере 10000 рублей является законным и обоснованным.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным указанного постановления о привлечении к административной ответственности следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
СудьяА.В. Кириченко