НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 07.11.2019 № А60-35041/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

13 ноября 2019 года                                      Дело №А60-35041/2019

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2019 года

Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2019 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.В. Гнездиловой при ведении  протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.В. Дворянцевой рассмотрел в судебном заседании дело №А60-35041/2019 по  заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Авангард» (ИНН 6670256665, ОГРН 1096670015507)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565)

о  признании незаконным и отмене предписания №66-08-14/12-3753-2019 от 04.03.2019

при участии в судебном заседании:

от заявителя -  Теребенина Ю.А., представитель по доверенности от 20.08.2018, паспорт;

от заинтересованного лица – не явились, о времени  и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Отводов составу суда не заявлено.

В судебном заседании  01.11.2019 объявлен перерыв на 07.11.2019 на 16.30, после перерыва судебное заседание продолжено при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Л. Гребневой.

Общество с ограниченной ответственностью «Авангард» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в Ленинском, Верх-Исетском, Октябрьском и Кировском районах города Екатеринбурга (ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565) о  признании незаконным и отмене предписания №66-08-14/12-3753-2019 от 04.03.2019 года по следующим магазинам:

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Алапаевск, ул. 3-го Интернационала, д. 2/1 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 13 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Асбест, ул. Заводская, д. 41 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Туринск, ул. Спорта, д. 23 - п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Туринск, ул. Социалистическая, д. 79а - п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Тавда, ул. П. Морозова, д. 5 - п. 1, п. 2 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Верхняя Тура, ул. К.Либкнехта, д. 161 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Нижняя Тура, ул. Ленина, д. 121 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6 Предписания;

- магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., Артинский район, пгт. Арти, ул. Рабочей молодежи, д. 54 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 8, п. 9, п. 10, п. 12, п. 13, п. 14, п. 15, п. 19 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Красноуфимск, ул. Ухтомского, д. 16 — п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 8, п. 9, п. 11, п. 12, п. 13, п. 14, п. 17 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 120 - п. 1, п. 2, п. 13 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Гагарина, д. 37 - п. 1, п. 2, п. 7 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Сулимова/ул. Чекистов, д. 53/3 - п. 1, п. 2, п. 9, п. 10 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Главная, д. 20, литер А - п. 1, п. 2 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Маневровая, д. 9 - п. 1, п. 2, п. 3,     п. 4, п. 9, п. 10 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, пр. Успенский, д. 97 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 7, п. 10 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Крестинского, д. 59/1 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 5, п. 7 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Союзная, д. 4 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 5, п. 7 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Полевской, ул. К. Маркса, д. 7 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4,       п. 5, п. 6, п. 7, п. 13 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Вайнера, д. 53 - п. 1, п. 2 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Строителей, д. 6 - п. 1, п. 2 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Ревда, ул. Олега Кошевого, д. 20а - п. 1, п. 2 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Серов, ул. Кирова, д. 7 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 6, п. 13 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Серов, ул. Л. Толстого, д. 28 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 13 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Серов, ул. Ленина, д. 162 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 12 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Серов, ул. Луначарского, д. 137 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 12 Предписания.

Заинтересованное лицо представило отзыв, в котором просит в удовлетворении требований заявителя отказать, а также материалы проверки.

Рассмотрение дела начато судьей В.А. Страшковой.

Определением от 15.07.2019 года произведена замена судьи.

В результате электронного перераспределения судьей по настоящему делу определен судья Н.В. Гнездилова.

Заинтересованное лицо представило мотивированный отзыв, который приобщен к материалам дела.

От заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, просит признать  незаконным и отменить предписание №66-08-14/12-3753-2019 от 04.03.2019 года по следующим магазинам:

- магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Алапаевск, ул. 3-го Интернационала, д. 2/1 - п. 5, п. 13 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Асбест, ул. Заводская, д. 41 - п. 2 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Туринск, ул. Спорта, д. 23 -п. 3 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Туринск, ул. Социалистическая, д. 79а - п. 2, п. 3 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Тавда, ул. П. Морозова, д. 5 - п. 1, п. 2 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Верхняя Тура, ул. К.Либкнехта, д. 161 - п. 1, п. 2, п. 3 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Нижняя Тура, ул. Ленина, д. 121 - п. 1, п. 2, п. 3 Предписания;

- магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., Артинский район, шт. Арти, ул. Рабочей молодежи, д. 54 -п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 8, п. 10, п. 15 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Красноуфимск, ул. Ухтомского, д. 16 -п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 9, п. 14 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 120 - п. 1, п. 2 Предписания;

- магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Гагарина, д. 37 - п. 1, п. 2 Предписания;

- магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Сулимова/ул. Чекистов, д. 53/3 - п. 1, п. 2, п. 9 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Главная, д. 20, литер А - п. 1, п. 2 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Маневровая, д. 9 - п. 1, п. 2, п.

3,        п. 4, п. 9, п. 10 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, пр. Успенский, д. 97 - п. 1, п. 2, п. 4, п. 5, п. 7, п. 10 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Крестинского, д. 59/1 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 5, п. 7 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Союзная, д. 4 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 5, п. 7 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Полевской, ул. К. Маркса, д. 7 - п. 1, п. 2, п. 3, п.4,        п. 5, п. 6, п. 7, п. 13 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Вайнера, д. 53 - п. 2 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Строителей, д. 6 - п. 2 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Ревда, ул. Олега Кошевого, д. 20а - п. 2 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Серов, ул. Кирова, д. 7 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 6 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Серов, ул. Л. Толстого, д. 28 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Серов, ул. Ленина, д. 162 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Серов, ул. Луначарского, д. 137 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 12 Предписания.

Уточнение заявленных требований принято судом на основании ст. 49 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

                                          УСТАНОВИЛ:

В соответствии с распоряжением Управления Роспотребнадзора по Свердловской области о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица № 01-01-01-03-08/2797 от 05.02.2019 г., в период с 05.02.2019 г. по 04.03.2019 г., на основании истечения срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений от 18.05.2018 г. № 01-08-14/7367, в отношении ООО «Авангард» (далее - Общество) была проведена внеплановая выездная проверка.

По окончании проведения проверки в отношении ООО «Авангард» было вынесено Предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований № 66-08-14/12-3753-2019 от 04.03.2019 г. (далее - Предписание), согласно которому в действиях (бездействиях) юридического лица выявлены указанные в предписании  нарушения санитарно-эпидемиологических требований на следующих объекта Общества:

- магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Алапаевск, ул. 3-го Интернационала, д. 2/1;

магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Асбест, ул. Заводская, д. 41 ;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Туринск, ул. Спорта, д. 23;

-         магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Туринск, ул. Социалистическая, д. 79а;

- магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Тавда, ул. П. Морозова, д. 5;

- магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Верхняя Тура, ул. К.Либкнехта, д. 161;

- магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Нижняя Тура, ул. Ленина, д. 121;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., Артинский район, шт. Арти, ул. Рабочей молодежи, д. 54;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Красноуфимск, ул. Ухтомского, д. 16;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 120;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Викулова, д. 61, корп. 3;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Гагарина, д. 37;

- магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Сулимова/ул. Чекистов, д. 53/3;

- магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Главная, д. 20, литер А;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Маневровая, д. 9;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, пр. Успенский, д. 97;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Крестинского, д. 59/1;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Союзная, д. 4;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Полевской, ул. К. Маркса, д. 7;

- магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Вайнера, д. 53;

- магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Строителей, д. 6;

- магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Ревда, ул. Олега Кошевого, д. 20а;

- магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Ивдель, ул. 22-го Партсъезда, д. 20;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Серов, ул. Кирова, д. 7;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Серов, ул. Л. Толстого, д. 28;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Серов, ул. Ленина, д. 162;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Серов, ул. Луначарского, д. 137.

Полагая, что указанное предписание, в оспариваемой части,  вынесено  заинтересованным лицом неправомерно, и нарушает права и законные интересы заявителя, общество с ограниченной ответственностью «Авангард»   обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

По смыслу статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными действий (бездействия) необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.

Как указывает заинтересованное лицо,  Управлением вынесен приказ  о снятии с контроля ряда пунктов предписания (в том числе по производственному контролю в части микроклимата, вентиляции, вибрации и освещенности, а также пункты по производственному контролю качества санитарной уборки, согласованию классов отходов)

Вместе с тем,   заинтересованное лицо считает  законным  оспариваемое заявителем предписание  в части  обязанности ООО «Авангард»  проводить производственный контроль воды,  поскольку  СанПин 2.1.4 1074-01 распространяется, в том числе на эксплуатацию систем водоснабжения.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПин2.1.4 1074-01.

Согласно п.п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль; производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

В соответствии с п. 3.2 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" качество воды в организациях торговли должно отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и нецентрализованного водоснабжения.

Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01 определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами (далее - организации торговли), условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также к условиям труда, распространяются, в том числе на действующие организации торговли, в которых, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль (пункты 1.1, 1.2,, 1.4 СП 2.3.6.1066-01).

Применительно к настоящему спору изложенное означает, что поскольку Общество является организацией торговли продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, постольку на него распространяют свое действие вышеуказанные Санитарно-эпидемиологические правила.

При таких обстоятельствах, суд  считает выводы заинтересованного лица обоснованными,  оспариваемое предписание, в указанной части,  является правомерным.

Как следует из предписания, заинтересованным лицом в ходе проверки установлено  нарушение  СанПин 2.2.0.555-96 в части необходимости  предоставления на постоянные рабочие места женщин санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.

В соответствии с пунктом 1.12 СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» (далее - СанПиН 2.2.0.555-96), постоянные рабочие места на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.

Общество считает, что административным органом не учтен тот факт, что СанПиН 2.2.0.555-96 утратил силу,а именно согласно пунктам 12, 13 Положения о государственном санитарноэпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 № 625, федеральные санитарные правила, вступают в силу со дня их утверждения (опубликования) и вводятся на пять лет. Внесение изменений, уточнений и дополнений в санитарные правила производится в порядке, установленном в пунктах 11 и 12 названного Положения.

СанПиН 2.2.0.555-96 утверждены и введены в действие постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 28.10.1996 № 32, поэтому в соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 № 625, срок их действия ограничен пятью годами со дня вступления в действие.

При этом срок действия СанПиН 2.2.0.555-96 в порядке, установленном названным Положением, не продлевался, следовательно, санитарные правила и нормы должны соответствовать Положению о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 № 625, действовавшему в период их разработки и введения в действие, в том числе, и в части срока действия федеральных санитарных правил, определенного в пункте 13 названного Положения.

 Правительства Российской Федерации № 625 от 05.06.1994 признано утратившим силу Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 554, которое вступило в законную силу со дня утверждения - 24.07.2000 г., обратной силы не имеет, поэтому не регулировало вопросы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, возникшие до его вступления в действие.

С учетом изложенного, по мнению заявителя, положения СанПиН 2.2.0.555-96 не распространяются на ООО «Авангард».

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда регулирует отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой (см. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № ЗЗн «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению») ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда (ч. 3, ч. 4 Закона № 426).

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона № 426, внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:

1)        ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2)получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;

3)изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

4)изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

5)изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

6)  произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

7)        наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда у Общества отсутствуют (ч. 1 ст. 17 Закона № 426), кроме того,  для некоторых магазинов «Красное и Белое» срок для проведения специальной оценки условия труда не истек, так как проведение специальной оценки условий труда осуществляется 1 раз в 5 лет.

Таким образом, реализация обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочих местах, соответствующим государственным нормативным требованиям охраны труда, осуществляется путем применения специальной оценки условий труда. Требование административного органа, выразившееся в предоставлении на постоянные рабочие места женщин санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесс,  является не обоснованным.

Управление полагает, что, несмотря на отнесение условий труда работников ООО Авангард ко второй группе, выдача работникам необходимых СИЗ,  является необходимым. В связи с чем заявителю предписано: обеспечить работников организации торговли спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) от воздействия опасных и вредных производственных факторов, смывающими и обезвреживающими средствами, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами. Представить личные карточки учета выдачи специальной одежды и СИЗ.

Согласно п. 2.11 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» (далее - СП 2.2.2.1327-03), работники организаций обеспечиваются спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) от воздействия опасных и вредных производственных факторов в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами.

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н  утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса -оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда (ч. 1 ст. 14 Закона № 426).

Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленныепредпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника (ч. 2 ст. 14 Закона № 426).

Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (ч. 3 ст. 14 Закона № 426).

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе (ч. 4 ст. 14 Закона № 426):

нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

- подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

- подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения ворганизме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

- подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способнысоздать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ч. 5 ст. 14 Закона № 426).

Для ряда факторов, указанных в Перечне факторов Приказа № 302н, присутствует указание, что прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работниками необходимо при отнесении условий труда по данным факторам по результатам специальной оценки условий труда к вредным условиям. Однако такое указание отсутствует длянекоторых факторов, наличие превышения уровня допустимого воздействия которых, может быть установлено лишь по результатам специальной оценки условий труда.

Так, согласно примечанию 2 к Перечню факторов Приказа № 302н, в нем перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Согласно СОУТ, проведенной в ООО «Авангард», условия труда на рабочих местах относятся к категории допустимых (класс 2).

Таким образом, условия труда в магазинах «Красное и Белое», принадлежащие ООО «Авангард», не относятся к вредным условиям труда, следовательно, требование административного органа, выразившееся обеспечении работниковорганизации торговли спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ) от воздействия опасных и вредных производственных факторов, смывающими и обезвреживающими средствами, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами, является незаконным, что также подтверждается пояснительной запиской от директора ООО «Авангард».

Как следует из оспариваемого предписания, ООО «Авангард» предписано  обеспечить  вакцинацию сотрудников организации в рамках национального календаря обязательных профилактических прививок и календаря обязательных профилактических прививок по эпидемическим показаниям против: гепатита В: Марчук О.В., Ахметовой СП., Шептаевой A.M., Полухиной Е. В.; гепатита А: Гарабшиной Э.М., Шептаевой A.M.; кори, краснухи: Марчук О.В., Ахметовой СП., Полухиной Е.В.; дифтерии: Марчук О.В.; против клещевого энцефалита: Марчук О.В., Ахметовой СП., Шептаевой A.M., Полухиной Е.В.; гриппа в эпид. сезон 2016/2017 гг.: Ермаковой Т.В., Астаниной Т.С;клещевого энцефалита в эпид. Сезон 2017 г.: Ермаковой Т.В., Астаниной Т.С.

Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (ст. 11 Закона № 52).

Согласно ст. 35 Закона № 52, профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее — Закон № 157).

Согласно ст. 5 Закона № 157, граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:

-получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

-выбор медицинской организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность;

бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения;

-медицинский осмотр и при необходимости медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение медицинской помощи в медицинских организациях при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

-социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений;

-отказ от профилактических прививок.

Согласно п. 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядкегражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. Вместе с тем, организация торговли не входит в перечень работ, трудовая функция которой связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и не требует обязательного проведения профилактических прививок.

Согласно п. 2.1 СП 3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого энцефалита» (далее - СП 3.1.3.2352-08), клещевой вирусный энцефалит (далее - КВЭ) является природно-очаговой острой вирусной инфекционной болезнью с трансмиссивным механизмом передачи возбудителя. Характеризуется преимущественным поражением центральной нервной системы, отличается полиморфизмом клинических проявлений и тяжестью течения.

В соответствии с Приложением № 2 приказа Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (далее - Приказ № 125н), профилактическая прививка против клещевого вирусного энцефалитапроводится для следующей категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, а именно:

-   лиц, проживающие на эндемичных по клещевому вирусному энцефалиту территориях;

-  лиц, выезжающие на эндемичные по клещевому вирусному энцефалиту территории, а также прибывшие на эти территории лица, выполняющие следующие работы: сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные, по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные; по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения.

-   лиц, работающих с живыми культурами возбудителя клещевого энцефалита.

В соответствии с п. 6.3 СП 3.1.3.2352-08, профилактические прививки против КВЭ проводят:

-на административных территориях эндемичных (энзоотичных) по КВЭ причем должна быть проведена вакцинация против КВЭ с охватом не менее 95 % детского населения. Также вакцинацией против КВЭ должно быть охвачено не менее 95 % взрослого населения, проживающего на данной территории, по виду деятельности или роду занятий связанных с пребыванием в природных стациях, в том числе лица, занятые в: на сельскохозяйственных, гидромелиоративных, строительных, по выемке заготовительные (лесозаготовительных), промысловых, геологических, изыскательских, экспедиционных, дератизационных, дезинсекционных работах; на работах расчистке и благоустройству леса, перемещении грунта, зонах отдыха и оздоровления населения; населению, выезжающему в эндемичные по КВЭ территории; всем лицам, относящимся к профессиональным группам риска, которые работают или направляются на сезонные работы в эндемичные районы по КВЭ, и выполняющим следующие виды работ: сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные, по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные, дезинсекционные, по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, лицам, работающим с живыми культурами возбудителя клещевого вирусного энцефалита, и другим лицам, выполняющим работы, связанные с угрозой заражения КВЭ.

В соответствии с п. 10.4 СП 3.1.3.2352-08, работодатели (юридические лица, индивидуальные предприниматели) с целью предупреждения заболеваемости КВЭ проводят профилактические мероприятия:

качественную расчистку и благоустройство территорий парков, скверов, кладбищ, оздоровительных организаций, мест массового отдыха и пребывания населения (в т.ч. баз отдыха) как самой территории, так и прилегающей к ней на расстоянии не менее 50 метров.

противоклещевые акарицидные обработки территорий парков, скверов, кладбищ, оздоровительных организаций (в т.ч. баз отдыха) как самой территории, так и прилегающей к ней на расстоянии не менее 50 метров, мест массового отдыха и пребывания населения и лиц, относящихся к профессиональным группам риска.

-   дератизационные мероприятия против диких грызунов на расчищенных территориях осенью и весной (в обязательном порядке по периметру оздоровительных организаций и баз отдыха).

-    организацию энтомологического обследования территорий на заселенность клещами до акарицидной обработки и контроль ее эффективности после (в т. ч. на расстоянии не менее 50 метров за территорией оздоровительных организаций и баз отдыха).

-   обеспечение профессиональных групп риска средствами индивидуальной защиты и репеллентами.

-  обучение работников, информируют их о проявлениях и последствиях клещевого вирусного энцефалита, условиях заражения, методах защиты от клещей; разъясняют значение и эффективность вакцинации и ревакцинации против КВЭ, а также важности соблюдения сроков прививок и значение экстренной профилактики.

Таким образом, требование о  проведении профилактических прививок против вирусного клещевого энцефалита является незаконным, в связи с тем, что трудовая деятельность в магазине «Красное и Белое» не связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и не требует обязательного проведения профилактических прививок против вирусного клещевого энцефалита, тем более действующим законодательством РФ отсутствует прямая обязанность работодателя осуществлять вакцинацию работников против клещевого энцефалита. Данная прививка ставиться в добровольном порядке, самостоятельно гражданами, но никак не в принудительном под влиянием работодателя. Кроме того, п. 10.4 СП 3.1.3.2352-08 не предусматривает обязанность работодателя осуществлять обязательную вакцинацию сотрудников.

Согласно п. 2.1 СП 3.1.2.3109-13 «Профилактика дифтерии» (далее - СП 3.1.2.3109-13), дифтерия характеризуется фибринозным воспалением в месте входных ворот и интоксикацией организма с преимущественным поражением сердца, почек, нервной системы и представляет собой острое антропонозное инфекционное заболевание (токсикоинфекция).

Согласно Приложению № 1 Приказа № 125н, граждане в возрасте от 18 лет подлежат обязательной вакцинации против дифтерии каждые 10 лет от момента последней ревакцинации.

В соответствии с Приложением № 2 Приказа № 125н, профилактическая прививка против дифтерии проводится для следующей категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, а именно: контактных лиц из очагов заболевания, не болевшие, не привитые и не имеющие сведений о профилактических прививках против дифтерии.

Санитарно-эпидемиологические правила 3.1.2.3109-13 устанавливают требования к эпидемиологическому надзору, комплексу организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения заболеваний дифтерией.

В целях обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляется динамическое наблюдение за эпидемическим процессом дифтерии и разработка адекватных санитарно-противоэпидемических, профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости дифтерией, предупреждение возникновения эпидемических очагов с учетом оценки ситуации (п. 12.1 СП 3.1.2.3109-13).

Согласно п. 12.2 СП 3.1.2.3109-13, мероприятия по обеспечению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора включают в себя: мониторинг заболеваемости дифтерией; мониторинг циркуляции возбудителя; мониторинг состояния коллективного иммунитета у населения при дифтерии; контроль за организацией и проведением профилактических прививок; оценку эффективности проводимых мероприятий; прогнозирование развития эпидемиологической ситуации.

Работу по организации информационно-разъяснительной работы среди населения проводят органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органы управления здравоохранением, центры медицинской профилактики, медицинские организации. Гигиеническое воспитание населения осуществляется в процессе воспитания и обучения, с использованием средств массовой информации, информационно-коммуникационной сети Интернет, распространения информационных материалов среди различных групп населения, в ходе лекций и бесед в организациях и в индивидуальном порядке (п. 13.1, п. 13.2 СП 3.1.2.3109-13).

Таким образом, СП 3.1.2.3109-13 не устанавливает обязанность работодателю осуществлять вакцинацию сотрудников профилактическими прививками против дифтерии, требование административного органа в данной части является незаконным.

В соответствии с Приложением № 2 Приказ № 125н, профилактическая прививка против вирусного гепатита А проводится для следующей категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, а именно: -          лиц,  проживающих в регионах, неблагополучных по заболеваемости гепатитом А; лиц, подверженные профессиональному риску заражения (медицинские работники, работники сферы обслуживания населения, занятые на предприятиях пищевой промышленности, а также обслуживающие водопроводные и канализационные сооружения, оборудование и сети); лиц, выезжающие в неблагополучные страны (регионы), где регистрируется вспышечная заболеваемость гепатитом А. Контактные лица в очагах гепатита А.

Заявитель считает, что требование административного органа,выразившееся в организации проведения профилактических прививок против вирусного гепатита В,является незаконным,в связи с тем, что юридическое лицо не вправе понуждать граждан Российской Федерации к «проставлению» профилактических прививок, в связи с тем, что на законодательном уровне граждане РФ вправе отказаться от проведения вакцинации, что непосредственно отражено в ст. 5 Закона Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.2341-08 «Профилактика вирусного гепатита В» (далее - СП 3.1.1.2341-08) устанавливают основные требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения заболевания гепатитом В.

Ведущим мероприятием в профилактике гепатита В является вакцинопрофилактика. Вакцинация населения против гепатита В проводится в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок, календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям и инструкциями по применению медицинских иммунобиологических препаратов (п. 12.1, п. 12.2 СП 3.1.1.2341-08).

В соответствии с Приложением № 2 Приказа № 125н, профилактическая прививка против вирусного гепатита В проводится для следующей категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, а именно: для лиц из очагов заболевания, не болевшие, не привитые и не имеющие сведений о профилактических прививках против вирусного гепатита В. Вместе с тем, согласно приложению № 1 приказа № 125н, обязательная прививка против вирусного гепатита В подлежит «проставлению» каждым гражданином Российской Федерации в возрасте до 18 лет.

Таким образом, СП 3.1.1.2341-08 не устанавливает обязанность работодателю осуществлять вакцинацию сотрудников профилактическими прививками против гепатита В, требование административного органа в данной части является незаконным.

Требование административного органа, выразившееся в организациипроведения профилактических прививок против гриппа в эпидемический сезон 2017/2018 г.,является незаконным, в связи с тем, что данная категория прививок не входит и не включено в Приложение № 2 приказа № 125н, а, следовательно, не относится к категории прививок которые являются профилактическими. Кроме того, проверка юридического лица осуществлялась в 2019 г. в тот период, когда эпидемический сезон 2016/2017 г. окончился.

Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2952-11 «Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита» (далее - СП 3.1.2952-11), устанавливают основные требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проводимых с целью предупреждения возникновения и распространения заболеваний корью, краснухой, эпидемическим паротитом.

Методом специфической профилактики и защиты населения от кори, краснухи и эпидемического паротита является вакцинопрофилактика. Иммунизация населения против кори, краснухи и эпидемического паротита проводится в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям (п. 6.1, п. 6.2 СП 3.1.2952-11).

Согласно Приложению № 1 Приказа № 125н, граждане в возрасте от 18 лет подлежат обязательной вакцинации против кори и краснухи.

В соответствии с Приложением № 2 Приказа № 125н, профилактическая прививка против кори проводится для следующих категорий: контактные лица без ограничения возраста из очагов заболевания, ранее не болевшие, не привитые и не имеющие сведений о профилактических прививках против кори или однократно привитые.

Таким образом, СП 3.1.2952-11 не устанавливает обязанность работодателю осуществлять вакцинацию сотрудников профилактическими прививками против кори, требование административного органа в данной части является незаконным, кроме того, Приложение № 2 Приказа № 125» не относить прививку против краснухи к профилактической прививке, ввиду того, что до 18 лет граждане РФ подлежат обязательной вакцинации, следовательно, требование административного органа, в данной части,  также является незаконным.

 Вместе с тем,  суд считает   необоснованным довод заявителя о том, что в товарно-транспортной документации не должна указываться ссылка на сведения об обязательном подтверждении соответствия, поскольку Общество обязано проверять наличие данных о сертификате соответствия в товарно-транспортных накладных.

В частности, товарно-транспортная накладная № 6726 от 30.07.2016 г. имеет в себе точное наименование товара, но не имеет сведений о сертификате соответствия. Отдельно взятый сертификат соответствия не отражает в себе сведения по каждому конкретному наименованию товара. Следовательно, у потребителя нет возможности сопоставить конкретный товар с сертификатом соответствия.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Согласно п. 4 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи (ст. 7).

Согласно п. 1, п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» Заявитель обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение.

Согласно п. 3 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

 В соответствии с требованиями п.5 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Информация в обязательном порядке должна содержать:

- наименование товара;

- место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара - наименование страны происхождения товара;

- сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В соответствии с требованиями п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

Таким образом, по каждому наименованию товара в товарно-сопроводительной документации должны иметься сведения о сертификате соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат.

Как следует из оспариваемого предписания, ООО «Авангард» предписано: не допускать в организации торговли реализацию табачной продукции по цене ниже цены, указанной на потребительской упаковке, со скидкой на табачные изделия.

Как следует из акта проверки,  в магазине «Красное и Белое», расположенном по адресу: 623340, Свердловская обл., Артинский район, пгт. Арти, ул. Рабочей Молодежи, д. 54, выявлена реализация табачной продукции по цене, указанной в прайс-листе, ниже цены, указанной на потребительской упаковке, что являлось скидкой на табачную продукцию, а именно: 20 сигарет с фильтром DavidoffReachBlue, дата изготовления: 07/2018, цена на пачке 100 рублей, цена на прайсе 89,99 рублей, в реализации 34 пачки; 20 сигарет с фильтром WinstoneSilver, цена на пачке 125 рублей, цена в прайсе - 121,89, дата изготовления: 08/2018 г., в реализации 37 пачки».

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - Закон № 15), меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции.Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. 3 ст. 13 Закона № 15).

Согласно ч. 2 ст. 187.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), максимальная розничная цена представляет собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями. Максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на единицу потребительской упаковки (пачку) табачных изделий отдельно по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий. Под маркой (наименованием) в целях настоящей главы понимается ассортиментная позиция табачных изделий, отличающаяся от других марок (наименований) одним или несколькими из следующих признаков - индивидуализированным обозначением (названием), присвоенным производителем или лицензиаром, рецептурой, размерами, наличием или отсутствием фильтра, упаковкой. Таким образом, розничные цены на табачные изделия государством не устанавливаются.

Как указывает заявитель,  на потребительской упаковке табачных изделий указана максимальная розничная цена, следовательно, реализовывать табачную продукцию необходимо в «границах» максимальной розничной цены, которая нанесена на потребительскую упаковку табачной продукции, и минимальной розничной цены, которая устанавливается на уровне 75 % от максимальных розничных цен.

С учетом вышеизложенного, требования заявителя, в указанной части, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.

2. Признать недействительным предписание Управления Роспотребнадзора по Свердловской области  №66-08-14/12-3753-2019 от 04.03.2019 по следующим магазинам:

-        магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Алапаевск, ул. 3-го Интернационала, д. 2/1 - п. 5, п. 13 Предписания;

         -магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Туринск, ул. Спорта, д. 23 -п. 3 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Туринск, ул. Социалистическая, д. 79а - п. 2, п. 3 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Тавда, ул. П. Морозова, д. 5 - п. 1, п. 2 (за исключением выводов о нарушении СанПин 2.1.4 1074-01) Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Верхняя Тура, ул. К.Либкнехта, д. 161 - п. 1, п. 3 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Нижняя Тура, ул. Ленина, д. 121 - п. 1, п. 2, п. 3 Предписания;

-        магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., Артинский район, шт. Арти, ул. Рабочей молодежи, д. 54 -п. 2(за исключением выводов о нарушении СанПин 2.1.4 1074-01), п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 8, п. 10, п. 15 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Красноуфимск, ул. Ухтомского, д. 16 -п. 2(за исключением выводов о нарушении СанПин 2.1.4 1074-01), п. 3, п. 4, п. 5, п. 6, п. 7, п. 9, п. 14 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 120 - п. 2 Предписания;

-        магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Гагарина, д. 37 - п. 1, п. 2(за исключением выводов о нарушении СанПин 2.1.4 1074-01)  Предписания;

-        магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Сулимова/ул. Чекистов, д. 53/3 - п. 2, п. 9 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Главная, д. 20, литер А - п. 1(за исключением выводов о нарушении СанПин 2.1.4 1074-01), п. 2 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Маневровая, д. 9 - п. 1, п. 2, п.3,п. 4, п. 9, п. 10 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Верхняя Пышма, пр. Успенский, д. 97 - п. 1, п. 2, п. 4, п. 5, п. 7, п. 10 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Крестинского, д. 59/1 - п. 2, п. 3, п. 5, п. 7 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Союзная, д. 4 - п. 1(за исключением выводов о нарушении СанПин 2.1.4 1074-01), п. 2, п. 3, п. 5, п. 7 Предписания;

-        магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Полевской, ул. К. Маркса, д. 7 - п. 1(за исключением выводов о нарушении СанПин 2.1.4 1074-01), п. 2, п. 3, п.4,         п. 5, п. 6, п. 7, п. 13 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Вайнера, д. 53 - п. 2 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Первоуральск, ул. Строителей, д. 6 - п. 2 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Ревда, ул. Олега Кошевого, д. 20а - п. 2 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Серов, ул. Кирова, д. 7 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4, п. 6 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Серов, ул. Л. Толстого, д. 28 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Серов, ул. Ленина, д. 162 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 4 Предписания;

-магазин «Красное и Белое» - Свердловская обл., г. Серов, ул. Луначарского, д. 137 - п. 1, п. 2, п. 3, п. 12 Предписания.

В остальной части требований отказать.

3.Обязать Управление Роспотребнадзора по Свердловской области  устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АВАНГАРД"

4. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Управления Роспотребнадзора по Свердловской областив пользу ООО "АВАНГАРД" 3000 (Три тысячи)    рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

7. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

Выдача исполнительных листов производится не позднее пяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта.

По заявлению взыскателя дата выдачи исполнительного листа (копии судебного акта) может быть определена (изменена) в соответствующем заявлении, в том числе посредством внесения соответствующей информации через сервис «Горячая линия по вопросам выдачи копий судебных актов и исполнительных листов» на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» либо по телефону Горячей линии 371-42-50.

В случае неполучения  взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья                                                                   Н.В. Гнездилова