АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
07 августа 2020 года Дело №А60-73354/2019
Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2020 года
Полный текст решения изготовлен 07 августа 2020 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи И.В. Хачёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.С. Фроловой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РЕСУРСЫ АЛБАЗИНО" (ИНН 2721128498, ОГРН 1052700190124)
к ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ТАМОЖНЕ (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411)
о признании незаконным бездействие, выразившееся в задержке выпуска товара по декларации на товары №10502050/190919/0000263, незаконным действие по продлению срока выпуска товаров,
при участии в судебном заседании
от заявителя:
- Хайдаров Ф.Р. паспорт, представитель по доверенности № РА-7/04-033 от 02.10.2019,
от заинтересованного лица:
- Герасимова Я.Г. удост., представитель по доверенности № 3 от 24.12.2019.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.
Общество с ограниченной ответственностью "РЕСУРСЫ АЛБАЗИНО" обратилось в Арбитражный суд Свердловской обласим с заявлением к ЕКАТЕРИНБУРГСКОЙ ТАМОЖНЕ о признании незаконным бездействие, выразившееся в задержке выпуска товара по декларации на товары №10502050/190919/0000263, незаконным действие по продлению срока выпуска товаров.
Определением от 28.05.2020 производство по делу возобновлено и судебное разбирательство отложено на 07.08.2020 на 12:00.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
19 сентября 2019 года в Екатеринбургскую таможню - таможенный пост Малахит (специализированный) (10502050) таможенным представителем Закрытого акционерного общества «Специальная транспортная служба» /СТС/ была подана декларация на товары № 10502050/190919/0000263 для таможенной процедуры экспорта следующего товара: Прочие руды и концентраты драгоценных металлов (золотосодержащий концентрат с содержанием золота - не менее 22,3 г/т и серебра - не менее 56,7 г/т): 565,562 СМТ, содержание золота - 80,38464 г/т, количество золота - 45462,5 г., содержание серебра - 100 88691 г/т, количество серебра - 57057,8 г/т. (далее по тексту - «Товар»). Код Товара 2616900000.
Экспортером вышеуказанного Товара является Общество с ограниченной ответственностью «Ресурсы Албазино».
03 июня 2015 года между ООО «Ресурсы Албазино» и ЗАО «Специализированная транспортная компания» /СТС/ был заключен Договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг № 0151/00-01-РА 1(09-1-0317). Согласно данному Договору ЗАО «Специализированная транспортная компания» / СТС/ принимает на себя обязательства по оказанию ООО «Ресурсы Албазино» транспортно-экспедиционных услуг в рамках организации международной перевозки, в том числе, но не ограничиваясь: по совершению от имени ООО «Ресурсы Албазино» операций по таможенному оформлению груза ООО «Ресурсы Албазино».
19 сентября 2019 года уполномоченным должностным лицом таможенного органа Пестовой Е.В. (таможенный пост Малахит (специализированный), 620075, Свердловская область, город Екатеринбург, улица Гоголя, дом 27) было принято решение № 10502050/190919/ДВ/000002 о назначении таможенной экспертизы. Проведение указанной экспертизы было поручено Центральной экспертно-криминалистической службе - региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (г. Новосибирск). Перед таможенным экспертом был поставлен следующий вопрос:
- Определить содержание драгоценного металла в составе представленной пробы (указать какого металла и в каких единицах измерения).
24 сентября 2019 года в присутствии главного государственного таможенного инспектора ОТД ПТП Тещина В.В. и представителя ООО «Ресурсы Албазино» были отобраны пробы Товара согласно Акту отбора проб и (или) образцов товаров № 10702020/240919/000055.
Уведомлением № б/н от 20.09.2019 Пестова Е.В. проинформировала ООО «Ресурсы Албазино» о продлении в соответствии с пунктом 9 статьи 119 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) срока выпуска товаров до 03.10.2019.
03 октября 2019 года в адрес ООО «Ресурсы Албазино» поступило уведомление сотрудника таможенного поста Пестовой Е.В. (таможенный пост Малахит (специализированный)) о продлении срока выпуска товаров до 31 октября 2019 года.
18 октября 2019 года в таможенный орган поступило заключение таможенного эксперта № 12408003/0035313. По результатам проведения таможенный экспертизы эксперт пришел к выводу о том, что содержание драгоценных металлов в составе исследованной пробы товара по ДТ № 10502050/190919/0000263, в пересчете на сухое состояние: Ag - 89,7г/т, Аи - 3,41 (Ag - 00897%, Аи - 0,000341%).
Общество, не согласившись с указанным выводом таможенного эксперта, направило в таможенный орган ходатайство о повторной таможенной экспертизе № РА-7/20-193 от 24.10.2019. Решением таможенного органа о назначении таможенной экспертизы от 25.10.2019 была назначена повторная таможенная экспертиза.
Перед таможенным экспертом был поставлен аналогичный вопрос. 25 октября 2019 года Общество получило от должностного лица таможенного органа Пестовой Е.В. очередное уведомление № б/н о продлении срока выпуска Товара до 25.11.2019 в соответствии с п. 8 ст. 119 ТК ЕАЭС.
28 ноября 2019 года Акционерное общество «Иркутский научно-исследовательский институт благородных и редких металлов и алмазов» направило в таможенный орган заключение эксперта № ИАЦ - 3312. Согласно выводу указанного экспертного заключения, содержание драгоценных металлов в составе исследованной пробе (Первомайский т/п Образец № 1 (проба 2) Руда темно-серого цвета - 500 гр. ДТ 10502050/190919/0000263. АОП 10702020/240918/000055: золото (Аи) 71,7 +/- 5,1 млн."1 (г/т), серебро (Ag) 128 +/- 12 млн. (г/т). Протокол испытаний № 940/19 от 21.11.2019.
Таким образом, содержание драгоценного металла соответствует составу, указанному Обществом в ДТ № 10502050/190919/0000263 от 19.09.2019.
Так, 29 ноября 2019 года Екатеринбургская таможня направила письмо № 37-32/607 в адрес Общества о поступлении заключения эксперта АО «ИГРИРЕДМЕТ» от 28.11.2019 № ИАЦ -3312 и выпуске Товара по ДТ № 10502050/190919/0000263 28 ноября 2019 года.
Таким образом, регистрация таможенной декларации таможенным органом была осуществлена 19 сентября 2019 года. Следовательно, с учетом ч. 3 ст. 119 и ч. 1 ст. 122 ТК ЕАЭС таможенный орган должен был произвести выпуск Товара по ДТ 10502050/190919/0000263 на следующий день за днем регистрации таможенной декларации, а именно 20 сентября 2019 года. Однако, фактически Товар был выпущен таможенным органом только 28 ноября 2019 года. Необоснованная задержка выпуска товара является прямым нарушением прав ООО «Ресурсы Албазино».
Не согласившись с решением таможенного поста Малахит (специализированный) Екатеринбургской таможни о продлении срока выпуска товара по ДТ № 10502050/190919/0000263 на основании части 8 статьи 119 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза, бездействия, выразившееся в неосуществлении выпуска товара по декларации на товары №10502050/190919/0000263 в сроки, установленные частью 1 статьи 119 ТК ЕАЭС., общество с ограниченной ответственностью "РЕСУРСЫ АЛБАЗИНО" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд полагает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат, при этом исходит из следующего.
В соответствии с требованиями статьи 108 ТК ЕАЭС к декларации на товары представляются документы, подтверждающие заявленные сведения о них, в том числе подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
Во исполнение данной нормы Обществом к ДТ представлены следующие документы: разовая лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14.05.2019 № 102RU19002004540, протокол испытаний пробы золотосодержащего золотосодержащего концентрата от 05.04.2019 № 09С-19, заключение Министерства финансов Российской Федерации от 25.04.2019 № 22-03-10/30285 «Об экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из золотосодержащего концентрата в Российской Федерации», акт государственного контроля от 18.09.2019 № 40-16/СТС-19/642-ЭК.
Согласно лицензии Минпромторга № 102RU190020045400 под действие лицензии попадает товар «прочие руды и концентраты драгоценных металлов (золотосодержащий концентрат с содержанием золота -не менее 22,3 г/т и серебра-не менее 56,7 г/т.).
В сроки, установленные статьей 119 ТК ЕАЭС таможенным постом установлены основания для применения мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля в рамках системы управления рисками, предусмотренные статьей 338 ТК ЕАЭС, а именно назначение и проведение таможенной экспертизы с отбором проб и (или) образцов товара.
19.09.2019 таможенным постом принято решение о назначении экспертизы №10502050/190919/ДВ/000002.
Перед экспертом поставлены следующие вопросы: определить содержание драгоценного металла в составе представленной пробы (указать из какого металла и в каких единицах измерения). Проведение экспертизы поручено ЭКС-филиала ЦЭКТУ г.Новосибирска.
В распоряжение таможенного эксперта предписано предоставить пробы и образцы товара, копию ДТ, лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14.05.2019 № 102RU19002004540.
В связи с этим, 19.09.2019 в адрес Первомайского таможенного поста Владивостокской таможни письмом от 19.09.2019 № 37-30/410, 411 направлено решение от 19.09.2019 № 10502050/190919/ДВ/000002 о назначении таможенной экспертизы, поручение о проведении таможенного досмотра с отбором проб и образцов товара по ДТ № 10502050/190919/0000263, фактически находящегося в постоянной зоне таможенного контроля международного пункта пропуска Владивосток (Приморский край, ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», Владивосток, ул.Березовая, 25, открытая площадка).
В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 389 ТК ЕАЭС таможенным постом в адрес декларанта направлено уведомление б/н от 20.09.2019 о назначении таможенной экспертизы, копия решения о назначении таможенной экспертизы направлена посредством электронного обмена информацией.
Одновременно, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 119 ТК ЕАЭС начальником таможенного поста срок выпуска товаров, указанный в пункте 3 статьи 119 ТК ЕАЭС продлен на время, необходимое для проведения или завершения начатого таможенного контроля с применением предусмотренных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (таможенный досмотр, таможенная экспертиза) до 03.10.2019 года, о чем уведомлен Декларант.
19.09.2019 года в ЭКС-филиала ЦЭКТУ г.Новосибирска направлено решение от 19.09.2019 №10502050/190919/ДВ/000002 о проведении экспертизы.
03.10.2019 в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 119 ТК ЕАЭС начальником таможенного поста срок выпуска товаров продлен на время, необходимое для завершения таможенной экспертизы до 31.10.2019 года, о принятом решении уведомлен декларант.
21.10.2019 (вх. 37-30/075) на таможенный пост поступило заключение таможенного эксперта № 12408003/0035313 от 18.10.2019 года, согласно которому содержание драгоценных металлов в составе исследованной пробы товара по ДТ № № 10502050/190919/0000263 составляет в перерасчете на сухое состояние Ag (серебро) 89,7 г/т, Аи ( золото) -3,41 г/т (Ag-0,00897%, Аи-0,000341%).
Полученные результаты не соответствуют заявленным Декларантом сведениям в графе 31 ДТ и представленной лицензии Минпромторга, в связи с чем, в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС 22.10.2019 таможенным постом у Декларанта запрошены пояснения об установленных в ходе таможенной экспертизы от 18.10.2019 различиях в содержании состава драгоценных металлов.
22.10.2019 Декларанту выставлено решение о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ в соответствии с пунктом 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержден решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289, в ответ получен отказ в совершении запрашиваемых действий.
25.10.2019 на таможенный пост от Декларанта поступили пояснения и ходатайство о проведении повторной таможенной экспертизы в соответствии с пунктом 2 статьи 392 ТК ЕАЭС ( письмо от 24.10.2019 № РА-7/20-193).
25.10.2019 указанное ходатайство таможенным постом рассмотрено и удовлетворено, назначена повторная таможенная экспертиза в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 392 ТК ЕАЭС (решение о назначении таможенной экспертизы от 25.10.2019 №10502050/251019/ДВ/000005), о чем уведомлен Декларант посредством информационного обмена.
Проведение повторной таможенной экспертизы в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 392 ТК ЕАЭС поручено АО « ИРГИРЕДМЕТ» г.Иркутск ( письмо АО «ИРГИРЕДМЕТ» от 31.10.2019 о возможности проведения данного вида экспертизы, а именно определить содержание драгоценных металлов (золото и серебро) в составе представленной таможенным органом пробе.
В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 119 ТК ЕАЭС начальником таможенного поста срок выпуска товаров продлен на срок проведения таможенной экспертизы до 25.11.2019 (докладная записка от 25.10.2019 № 37-34/493дз), в соответствии с пунктом 9 статьи 119 ТК ЕАЭС уведомлен Декларант.
05.11.2019 в адрес АО «ИРГИРЕДМЕТ» направлены пробы и образцы товара, а также обязательство таможенного органа об оплате за проведение экспертизы.
22.11.2019 посредством электронной почты от АО «ИНГРИРЕДМЕТ» в адрес таможенного поста поступил протокол испытаний № 940/19 от 21.11.2019.
В связи с неполучением заключения эксперта по установленной форме, что является нарушением статьи 391 ТК ЕАЭС, отсутствия сведений об экспертах проводивших исследование (пункт 2 статьи 392 ТК ЕАЭС) и истечением срока продления выпуска товара в соответствии с пунктом 8 статьи 119 ТК ЕАЭС начальником поста продлен срок выпуска товара до 20.12.2019 (решение от 22.11.2019)
22.11.2019 и 25.11.2019 года в адрес АО «ИРГИРЕДМЕТ» направлены письма о направлении в адрес таможни заключения эксперта (экспертов) об исследовании проб товаров по ДТ№ 10502050/190919/0000263 , составленного в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
28.11.2019 на таможенный пост «Малахит» поступило заключение экспертов АО «ИНГРИРЕДМЕТ» от 28.11.2019 №ИНУ-33/2, согласно выводов которого следовало, что содержание драгоценных металлов в составе исследованной пробе (первомайский таможенный пост, образец №1 (проба2) товар представляет собой руду темно-серого цвета-500гр, ДТ 10502050/190919/0000263: золото ( Аи- 71,7 ±5,1 млн"1 , серебро (Ag) 128± 12млн-1 (г/т). Протокол испытаний 940/19 от 21.11.2019.
28.11.2019 с учетом результатов экспертизы и соответствия данных о товаре разрешительным документам таможенным постом товар выпущен в соответствии с заявленной процедурой «экспорт».
. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2, статьи 140 ТК ЕАЭС товары помещаются под процедуру экспорта при условии уплаты вывозных таможенных пошлин, соблюдения запретов и ограничений, в частности, мер нетарифного регулирования.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, если: декларантом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Евразийском Экономическом Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров.
Пунктом 1 статьи 119 ТК ЕАЭС определено, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации либо с момента наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 119 ТК ЕАЭС, а в случаях, если таможенная декларация зарегистрирована менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа либо одно из обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 119 ТК ЕАЭС, наступило менее чем за 4 часа до окончания времени работы таможенного органа, - в течение 4 часов с момента начала времени работы этого таможенного органа, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В пункте 3 статьи 119 ТК ЕАЭС закреплено, что выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации либо за днем наступления одного из обстоятельств, указанных в пункте 2 статьи 119 ТК ЕАЭС, если в течение времени, указанного в пункте 1 статьи 119 ТК ЕАЭС, наступило одно из следующих обстоятельств:
1) таможенным органом в соответствии с пунктами 1 и 4 статьи 325 ТК ЕАЭС запрошены документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) принято решение о проведении таможенного контроля в иных формах либо о применении мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
2) декларант обратился в таможенный орган с мотивированным обращением об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 1 статьи 112 ТК ЕАЭС;
3) декларантом не выполнено требование таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации, в соответствии с пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС.
Срок выпуска товаров на основании пунктов 4-6 статьи 119 ТК ЕАЭС, может быть продлен до 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации в целях:
1) проведения или завершения начатого таможенного контроля с применением форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля;
2) выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений, заявленных в таможенной декларации;
3) предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.
Пункт 8 статьи 119 ТК ЕАЭС содержит подробные правила выпуска товара при назначении экспертизы.
Так, в случае если назначена таможенная экспертиза и для ее завершения необходим более продолжительный срок, чем срок, установленный пунктом 6 статьи 119 ТК ЕАЭС статьи, и не предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии со статьей 122 ТК ЕАЭС, либо выпуск товаров в соответствии со статьей 122 ТК ЕАЭС не может быть произведен в случае, предусмотренном пунктом 5 статьи 122 ТК ЕАЭС, срок выпуска товаров продлевается с разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, со дня, следующего за днем истечения срока, установленного пунктом 6 статьи 119 ТК ЕАЭС, на срок проведения таможенной экспертизы.
Пункт 1 статьи 122 ТК ЕАЭС предусматривает возможность выпуска таможенным постом товаров до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска товаров, при условии, что уплачены таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в размере, исчисленном в декларации на товары, и предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Исключения из перечисленных правил содержит пункт 5 статьи 122 ТК ЕАЭС, согласно которым указанные положения не применяются в случае обнаружения таможенным органом признаков, указывающих на возможность применения в отношении товаров запретов и ограничений и (или) мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) установленные в соответствии со статьей 50 Договора о ЕАЭС иные пошлины, и неподтверждения декларантом их соблюдения.
Из анализа данных норм следует, что в случае назначения таможенным органом экспертизы и при предоставлении декларантом обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов выпуск товаров может быть продлен только в случае обнаружения таможенным органом признаков, указывающих на возможность применения в отношении товаров запретов и ограничений и (или) мер защиты внутреннего рынка, и неподтверждения декларантом их соблюдения.
Исходя из фактических обстоятельств следует, что невозможность выпуска товара при условии уплаты Декларантом необходимых таможенных платежей, в частности сборов за совершение таможенных операций обусловлена возможностью несоблюдения в отношении товаров запретов и ограничений и (или) мер защиты внутреннего рынка, установленных в ином виде, чем специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) установленные в соответствии со статьей 50 Договора о Союзе иные пошлины.
Согласно части 1 статьи 139 ТК ЕАЭС таможенная процедура экспорта -таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами.
В соответствии со статьей 140 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру экспорта являются: уплата вывозных таможенных пошлин в соответствии с ТК ЕАЭС; соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС; соблюдение иных условий, предусмотренных международными договорами в рамках Союза, двусторонними международными договорами между государствами-членами и международными договорами государств-членов с третьей стороной.
Статья 7 ТК ЕАЭС обязывает декларанта соблюдать запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу Союза.
Подпунктом 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС установлено, что под понятием "запреты и ограничения" понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, которые определены Евразийской экономической комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о ЕАЭС, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.
Меры нетарифного регулирования применяются в отношении товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами.
В соответствии со статьей 46 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктами 4 и 37 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Коллегией Евразийской Экономической Комиссии принято решение от 21.04.2015 № 30, которым введены на таможенной территории Евразийского экономического союза единые меры нетарифного регулирования:
-запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 1;
-разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 2.
Товар, предполагаемый к вывозу с таможенной территории союза: «прочие руды и концентраты драгоценных металлов , классификационный код товара 2616900000 ТН ВЭД ЕАЭС входит в раздел 2.10 Приложения № 2, при вывозе которого действует разрешительный порядок.
Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1137 утверждено Положение о ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в Евразийский экономический союз, и вывозе из Российской Федерации в эти государства драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (далее- Положение).
Согласно пункту 4 Положения экспорт драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, указанных в таблицах 1 и 2 раздела 2.10 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (приложение № 2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования», осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19.1 Положения таможенные операции в отношении вывозимых из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, лома и отходов драгоценных металлов (код 7112 ТН ВЭД ЕАЭС), а также добытых на территории Российской Федерации необработанных драгоценных металлов, руд и концентратов драгоценных металлов (код 2616 ТН ВЭД ЕАЭС), указанных в таблице 1 раздела 2.10 перечня осуществляются на специализированных таможенных постах с обязательным участием уполномоченных на проведение государственного контроля должностных лиц федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (за исключением случаев, помещения указанных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита; помещения указанных товаров под таможенную процедуру реэкспорта, если ранее они не помещались под иные таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита и таможенной процедуры таможенного склада в соответствии с правилами, предусмотренными приложением № 2 к Положению о ввозе и вывозе драгоценных металлов.
В соответствии с пунктом 23 Положения вывоз из Российской Федерации в государства, не входящие в Евразийский экономический союз, сырьевых товаров, указанных в таблицах 1 и 2 раздела 2.10 перечня, осуществляется при условии, что партии сырьевых товаров, если они предназначены для экспорта, должны быть снабжены:
а) протоколами испытаний, выданными испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
б) заключением Министерства финансов Российской Федерации о возможности (невозможности) и экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из сырьевых товаров в Российской Федерации, выдаваемым в установленном им порядке.
Таким образом, для вывоза товара: прочие руды и концентраты драгоценных металлов, входящие в раздел 2.10 Перечня необходимо представление лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, протокол испытаний, заключение Министерства финансов Российской Федерации об экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из золотосодержащего концентрата в Российской Федерации».
Указанные документы Декларантом представлены к таможенному декларированию, но на товар отвечающий требованиям: прочие руды и концентраты драгоценных металлов (золотосодержащий концентрат с содержанием золота -не менее 22,3 г/т и серебра-не менее 56,7 г/т.).
Однако, согласно выводов таможенного эксперта, описанных в заключении № 12408003/0035313 от 18.10.2019 года содержание драгоценных металлов в составе исследованной пробы товара по № ДТ № № 10502050/190919/0000263 в перерасчете на сухое состояние составило Ag (серебро) 89,7 г/т, Аи ( золото) -3,41 г/т (Ag-0,00897%, Аи-0,000341%), что не соответствовало заявленным сведения в ДТ и представленным разрешительным документам.
Таким образом, целью назначения экспертизы и постановка таможенным органом перед экспертом вопроса в решении о назначении экспертизы от 19.09.2019 №Ю502050/190919/ДВ/000002 явилось определение качественных (химических) характеристик товара (определить содержание драгоценного металла, указать из какого металла и в каких единицах измерения) с целью сопоставимости сведений об описании и характеристиках товара, заявленных в графе 31 ДТ и относимости товара к представленным разрешительным документам на вывоз товара за пределы Союза.
Следовательно, основополагающим основанием, по которому был продлен срок выпуска товара это проведение таможенной экспертизы, с целью выявления условий соблюдения Декларантом запретов и ограничений, регламентированных решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 21.04.2015 № 30 « О мерах нетарифного регулирования» и исполнения требований Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 № 1137.
Порядок проведения и получения результатов таможенной экспертизы урегулирован следующими нормами.
В соответствии со статьей 389 ТК ЕАЭС таможенная экспертиза назначается таможенным органом в случае, если для разъяснения вопросов, возникающих при совершении таможенными органами таможенных операций и (или) проведении таможенного контроля, требуются специальные и (или) научные знания.
Согласно пункту 5 статьи 389 ТК ЕАЭС решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимается уполномоченным должностным лицом таможенного органа и оформляется в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Порядок проведения таможенной экспертизы, формы решения таможенного органа о проведении экспертизы утверждены приказом ФТС России от 16.01.2019 №34 (далее-Приказ №34)
Решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы от 19.09.2019 № 10502050/190919/ДВ/000002 по основаниям принятия, по форме и содержанию соответствует требованиям Приказа № 34, графа основания для назначения таможенной экспертизы заполнена, сделана ссылка на номер профиля риска, так как таможенная экспертиза назначена в рамках реализации системы управления рисками ( в соответствии с пунктом 5 статьи 377 ТК ЕАЭС информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством государств-членов).
В соответствии с пунктом 2 статьи 392 ТК ЕАЭС в случае несогласия декларанта с результатами таможенной экспертизы, в том числе дополнительной, таможенным органом может быть назначена повторная таможенная экспертиза.
Повторная таможенная экспертиза назначается для исследования тех же товаров, таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации и для решения тех же вопросов, которые исследовались при ранее проведенной таможенной экспертизе.
Повторная таможенная экспертиза может назначаться как уполномоченному таможенному органу или экспертной организации государства-члена, которыми проводилась таможенная экспертиза, так и иному уполномоченному таможенному органу или иной экспертной организации государства-члена.
Результаты проведенной экспертизы оформляются в соответствии со статьей 391 ТКЕАЭС.
Таможенный органом, ходатайство Общества о проведении повторной таможенной экспертизы, в связи с несогласием с результатами первичной экспертизы удовлетворено, назначена повторная экспертиза, проведение которой в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 392 ТК ЕАЭС поручено АО «ИРГИРЕДМЕТ» г.Иркутск.
После получения результатов экспертизы в соответствии с требованиями статьи 391 ТК ЕАЭС, подтвердившей сведения заявленные в ДТ и представленных разрешительных документах ( разовая лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14.05.2019 № 102RU19002004540 под действие которой попадает товар «прочие руды и концентраты драгоценных металлов (золотосодержащий концентрат с содержанием золота -не менее 22,3 г/т и серебра-не менее 56,7 г/т.), протокол испытаний пробы золотосодержащего концентрата от 05.04.2019 № 09С-19 (золото не менее 22,3 г/т , серебра не менее 56,7 г/т), заключение Министерства финансов Российской Федерации от 25.04.2019 № 22-03-10/30285 «Об экономической целесообразности (нецелесообразности) промышленного извлечения драгоценных металлов из золотосодержащего концентрата в Российской Федерации», акт государственного контроля от 18.09.2019 № 40-16/СТС-19/642-ЭК) 28.11.2019 таможенным органом осуществлен выпуск товара под заявленную таможенную процедуру экспорта.
Таким образом, решение таможенного поста Малахит (специализированный) Екатеринбургской таможни о продлении срока выпуска товара по ДТ № 10502050/190919/0000263 на основании части 8 статьи 119 ТК ЕАЭС, а также неосуществление выпуска товара по декларации на товары №10502050/190919/0000263 в сроки, установленные частью 1 статьи 119 ТК ЕАЭС, являются правомерными.
На основании изложенного оспариваемые постановления являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья И.В. Хачёв