НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 07.02.2012 № А60-54747/2011

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

13 февраля 2012 года Дело №А60-  54747/2011

Резолютивная часть объявлена 07 февраля 2012 года

В полном объёме изготовлено 13 февраля 2012 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселёва Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Брагиной М.П. рассмотрел в судебном заседании 02.02.2012 дело по заявлению открытого акционерного общества «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» (ОАО «СКБ-банк») (ИНН <***>) (далее – банк) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее – отделение) о признании недействительным предписания.

В судебном заседании приняли участие представители: банка – ФИО1, ФИО2, отделения – ФИО3, ФИО4, ФИО5

Банк обратился в суд с заявлением о признании недействительным предписания отделения от 18.11.2011 № 62-11-СК-05/15123 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности (далее – предписание).

Мотивируя свои требования, банк ссылался на то, что требования законодательства Российской Федерации им не нарушены.

Отделение представило отзыв, требование не признало. Мотивируя свои возражения, отделение ссылалось на то, что банком допущены следующие нарушения нормативных правовых актов: 1) лицо, выполняющее функции контролёра, одновременно возглавляет подразделение банка, деятельность которого не связана с деятельностью на рынке ценных бумаг; 2) банком нарушены правила учёта операций, осуществляемых банком как профессиональным участником рынка ценных бумаг.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 07.02.2012.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Оспариваемое банком предписание выдано по результатам проведённой отделением в период с 25.07.2011 по 23.09.2011 плановой выездной проверки банка на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соблюдения лицензионных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Результаты проверки отражены в акте от 30.09.2011.

Согласно предписанию:

1) банком не соблюдаются требования пункта 3.2 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг (приказ ФСФР России от 21.03.2006 № 06-29/пз-н) в связи с осуществлением контролёром, являющимся одновременно руководителем подразделения банка (начальником сектора аудита операций на финансовых рынках департамента внутреннего аудита), функционирование которого связано с деятельностью на рынке ценных бумаг, обязанностей, не относящихся к деятельности банка на рынке ценных бумаг;

2) банком нарушены требования нормативных правовых актов, регламентирующих порядок ведения внутреннего учёта сделок и операций с ценными бумагами, а именно: отсутствуют акты сверки наличия ценных бумаг по доверительному управлению по состоянию на 01.04.2010, 01.07.2010 и 01.10.2010; сверка наличия ценных бумаг по доверительному управлению по состоянию на 01.01.2010 и 01.01.2011 проводилась на основании данных внутреннего и депозитарного учета без учёта данных обособленного баланса; в актах сверки наличия ценных бумаг по состоянию на 01.01.2011, 01.04.2011 и 01.07.2011 в разделе «ценные бумаги клиентов» отсутствуют данные о проведении сверки наличия ценных бумаг; сверки наличия ценных бумаг банка в 2010 и 2011 годах проводились без учёта данных по счетам бухгалтерского аналитического учета.

Отделение обязало банк в течение 30 календарных дней с даты получения предписания: 1) обеспечить исполнение функциональных обязанностей контролёра (начальника сектора аудита операций на финансовых рынках департамента внутреннего аудита банка) в соответствии с п. 3.2 Положения о внутреннем контроле; 2) принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений, указанных в п. 2 предписания; 3) представить в отделение отчёт об исполнении предписания.

Считая предписание отделения незаконным, банк обратился в арбитражный суд.

Суд считает, что требование банка следует удовлетворить.

Положение о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг (далее – Положение о внутреннем контроле) утверждено приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 21.03.2006 № 06-29/пз-н.

Согласно пункту 2.1 Положения о внутреннем контроле осуществление внутреннего контроля возлагается на контролёра профессионального участника (далее - контролёр).

В силу того пункта 2.1 Положения о внутреннем контроле при совмещении профессиональным участником нескольких видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществление внутреннего контроля в отношении разных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг может быть возложено на нескольких контролёров, а согласно пункту 2.2 Положения о внутреннем контроле профессиональным участником может быть сформировано структурное подразделение под руководством контролёра.

В соответствии с пунктом 2.3 Положения о внутреннем контроле контролёр независим в своей деятельности от других структурных подразделений профессионального участника. Должность контролёра включается в штат работников профессионального участника. Работа в должности контролёра должна быть основным местом работы контролёра. Контроль за деятельностью контролёра осуществляет совет директоров (наблюдательный совет) профессионального участника. В случае отсутствия совета директоров (наблюдательного совета) у профессионального участника контроль за деятельностью контролёра осуществляет единоличный исполнительный орган профессионального участника.

Требования, предъявляемые к контролёру профессионального участника рынка ценных бумаг, установлены пунктом 3.2 Положения о внутреннем контроле, в соответствии с которым контролёр профессионального участника, осуществляющего исключительно профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, не вправе исполнять обязанности, не связанные с исполнением функций внутреннего контроля, за исключением управления рисками и выполнения обязанностей должностного лица по контролю за возникающими при совершении маржинальных сделок рисками и обеспечению информационного взаимодействия со всеми клиентами, в интересах которых совершаются маржинальные сделки.

Контролёр профессионального участника, совмещающего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с иными видами деятельности, вправе совмещать деятельность по осуществлению внутреннего контроля с осуществлением следующих функций:

выполнение функций, связанных с осуществлением внутреннего контроля управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (в случае совмещения профессиональным участником деятельности по управлению ценными бумагами с деятельностью управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов);

руководство подразделениями юридического лица, функционирование которых не связано с деятельностью на рынке ценных бумаг, контролёр в этом случае не имеет права подписывать от имени юридического лица платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, связанные с возникновением прав и обязанностей юридического лица, их осуществлением и исполнением.

Контролёр профессионального участника, совмещающего профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг с иными видами деятельности, не вправе совмещать деятельность по осуществлению внутреннего контроля с руководством подразделением, к функциям которого относится юридическое (правовое) сопровождение деятельности профессионального участника.

Отделение установило, что осуществление внутреннего контроля в банке возложено на работника банка, являющегося по должности руководителем (и единственным сотрудником) сектора аудита операций на финансовых рынка, который является структурным подразделением департамента внутреннего аудита банка.

Отделение посчитало, что банком не соблюдены требования пункта 3.2 Положения о внутреннем контроле в связи с осуществлением контролёром обязанностей, не относящихся к деятельности банка на рынке ценных бумаг.

Однако суд считает вывод отделения ошибочным.

По смыслу пункта 3.2 Положения о внутреннем контроле внутренний контроль в профессиональном участнике должен быть организован таким образом, чтобы исключить такие ситуации, когда контролёр должен был бы осуществлять контроль за собственными операциями на рынке ценных бумаг, в том числе в форме юридического (правового) сопровождения таких операций.

Таких ситуаций отделение не установило.

Поскольку банк осуществляет не исключительно профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, его контролёр вправе исполнять обязанности, не связанные с исполнением функций внутреннего контроля.

Более того, пунктом 3.2 Положения о внутреннем контроле прямо предусмотрено, что контролёр в таком случае вправе одновременно осуществлять руководство подразделениями юридического лица, функционирование которых не связано с деятельностью на рынке ценных бумаг.

Функционирование сектора аудита операций на финансовых рынка, руководителем которого является контролёр банка, с деятельностью на рынке ценных бумаг не связано. Доказательств иного отделением не представлено.

Следовательно, нарушение банком пункта 3.2 Положения о внутреннем контроле отделением не доказано.

Совместным постановление ФКЦБ России № 32 и Минфина России № 108н от 11.12.2001 (в ред. от 04.02.2004) утверждён Порядок ведения внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами (далее – Порядок учёта сделок).

Пунктом 55 Порядка учёта сделок предусмотрено, что профессиональный участник обязан проводить сверку наличия денежных средств и сверку наличия ценных бумаг. Сверка наличия ценных бумаг проводится по всем ценным бумагам, находящимся на балансе профессионального участника, а также по всем ценным бумагам клиента, в отношении которых профессиональному участнику клиентом предоставлено специальное полномочие по распоряжению и осуществлению прав по ценным бумагам, и по всем ценным бумагам клиента, переданным в доверительное управление. Данные об остатках ценных бумаг сверяются профессиональным участником с данными по счетам бухгалтерского аналитического учета и с выписками из лицевого счета (счета депо) на отчетную дату.

В соответствии с пунктом 14 Порядка учёта сделок профессиональные участники разрабатывают и утверждают, в частности, правила ведения внутреннего учёта сделок и операций с ценными бумагами в соответствии с требованиями настоящего Порядка, с учётом видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, на осуществление которых у профессионального участника имеется лицензия.

В силу пункта 16 Порядка учёта сделок упомянутые правила ведения внутреннего учёта сделок и операций с ценными бумагами должны включать, в частности, порядок и сроки проведения сверок наличия ценных бумаг.

Отделение установило, что утверждёнными банком правилами ведения внутреннего учёта сделок и операций с ценными бумагами предусмотрено проведение сверок наличия ценных бумаг ежеквартально (п. 7.3).

Отделение также установило, что в банке отсутствуют акты сверки наличия ценных бумаг, переданных в доверительное управление, по состоянию на 01.04.2010, 01.07.2010 и 01.10.2010.

На этом основании отделение сделало вывод о нарушении банком требований законодательства Российской Федерации в части организации внутреннего учёта сделок с ценными бумагами.

Однако суд считает вывод отделения ошибочным.

Утверждённый ФКЦБ России и Минфином России Порядок учёта сделок не предусматривает исключительно ежеквартального проведения сверок наличия ценных бумаг.

Согласно пункту 56 Порядка учёта сделок сверка наличия ценных бумаг должна проводиться профессиональным участником ежеквартально лишь в отношении таких ценных бумаг, остаток которых по лицевому счету (счету депо) изменялся в течение отчетного квартала. В отношении иных ценных бумаг сверка должна проводиться ежегодно.

Отделение не ссылалось на то, что остаток ценных бумаг, переданных банку в доверительное управление, изменялся в течение отчётного квартала. Таким образом, отделение не выявило нарушений пункта 56 Порядка учёта сделок.

Несоблюдение банком внутреннихправил учёта сделок и операций с ценными бумагами не является нарушением законодательства Российской Федерации, поскольку корпоративные (локальные) нормативные правовые акты хотя и должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, но не являются его частью.

Отделение усмотрело нарушение банком требований законодательства Российской Федерации также в том, что сверка наличия ценных бумаг по доверительному управлению по состоянию на 01.01.2010 и 01.01.2011 проводилась на основании данных внутреннего и депозитарного учета без учёта данных обособленного баланса, в том, что в актах сверки наличия ценных бумаг по состоянию на 01.01.2011, 01.04.2011 и 01.07.2011 в разделе «ценные бумаги клиентов» отсутствуют данные о проведении сверки наличия ценных бумаг; а также в том, что сверки наличия ценных бумаг банка в 2010 и 2011 годах проводились без учёта данных по счетам бухгалтерского аналитического учета.

При этом отделение сослалось на Методические рекомендации по ведению внутреннего учета сделок, включая срочные сделки, и операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами (далее – Методические рекомендации), утверждённые распоряжением ФКЦБ России от 18.09.2002 № 1124/р.

Пунктом 42 Методических рекомендаций предусмотрено, что сверка наличия ценных бумаг проводится профессиональным участником: по собственным ценным бумагам профессионального участника; по ценным бумагам клиента профессионального участника, в отношении которых профессиональному участнику клиентом предоставлено специальное полномочие по распоряжению и осуществлению прав (в качестве попечителя счета, по доверенности и т.п.); по ценным бумагам клиента профессионального участника, в отношении которых профессиональный участник осуществляет доверительное управление.

Сверка данных внутреннего и бухгалтерского учета по ценным бумагам производится на основании данных аналитического учета по счетам бухгалтерского учета финансовых вложений профессионального участника, по соответствующим данным обособленного баланса в части ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении, на основании данных забалансовых счетов бухгалтерского учета.

Сверка фактического наличия ценных бумаг производится на основании выписок из счета депо / лицевого счета, а для ценных бумаг на предъявителя и ордерных ценных бумаг производится сверка с фактическим наличием ценных бумаг по месту их хранения.

Вместе с тем из текста указанных отделением Методических рекомендаций следует, что они изданы в целях разъяснения вышеупомянутого Порядка учёта сделок и носят рекомендательный характер.

Следовательно, положения Методических рекомендаций не являются императивно обязательными нормами права, неисполнение которых может являться основанием для выдачи предписания.

На нарушение непосредственно Порядка учёта сделок в данной части отделение не ссылалось, а несоблюдение банком внутренних правил сверки наличия ценных бумаг не образует нарушения законодательства Российской Федерации.

Отделением также не опровергнут довод банка о том, что количественный учёт ценных бумаг организован им в соответствии с требованиями Правил ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, утверждённых Центральным банком Российской Федерации 26.03.2007 № 302-П.

Из объяснений банка и материалов дела следует, что им осуществляется сверка данных об остатках ценных бумаг по счетам бухгалтерского аналитического учёта с данными по выпискам из лицевого счёта (счёта депо) ежедневно при отражении операций в бухгалтерском учёте двумя структурными подразделениями: отделом учёта операций с ценными бумагами и депозитарием.

Каких-либо фактов расхождения в части количественного учёта ценных бумаг отделение не выявило, а само по себе отсутствие в актах сверки графы «Остаток ценных бумаг по данным бухгалтерского учёта» не является достаточным доказательством не проведения банком сверки с данными бухгалтерского учёта.

Согласно п. 10 ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» отделение осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В силу п. 3.4 Положения о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу пофинансовым рынкам, утверждённого приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-108/пз-н, по результатам проведенной проверки может быть принято, в частности, решение о направлении проверяемой организации предписания об устранении нарушений законодательства и/или о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности.

Поскольку по результатам проведенной проверки банка отделение не выявило нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, оно неправомерно выдало банку предписание об их устранении.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы банка в размере 2000 руб. по уплате государственной пошлины относятся на отделение.

Руководствуясь ст. 110, 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Требование открытого акционерного общества «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» удовлетворить.

Предписание Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе от 18.11.2011 № 62-11-СК-05/15123 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации признать недействительным.

2. Взыскать с Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе в пользу открытого акционерного общества «Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу» судебные расходы в сумме 2000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Ю.К. Киселёв