НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 06.03.2006 № А60-42545/05

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

14 марта 2006г. Дело № А60-42545/05-С10

Резолютивная часть решения объявлена 6 марта 2006г.

Полный текст решения изготовлен 14 марта 2006г.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи А.А. Теслицкого,при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в судебном заседании 06.03.2006г. дело

по заявлению Межрайонной инспекции ФНС №16 по Свердловской области

к МУП ПЖЭТ Ленинского района г.Нижний Тагил Свердловской области

о взыскании налоговых санкций в общей сумме 5192428 руб.

В судебном заседании приняли участие

от заявителя: ФИО1 – госналогинспектор по доверенности №0513/33473 от 12.12.2005г.; ФИО2 – специалист по доверенности №05-13/759 от 18.01.2006г.

от заинтересованного лица: ФИО3 – юрисконсульт по доверенности №4 от 10.01.2006г.

19.01.2006г. дело было признано подготовленным и назначено к рассмотрению на 13.02.2006г., затем судебное разбирательство было отложено на 06.03.2006г.

Объявлен состав суда, разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.

Заявитель уточнил размер заявленных требований. Сумма требований составила 5192498 руб.

Иных заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле не поступило.

Межрайонная инспекция ФНС РФ № 16 по Свердловской области просит взыскать с ПЖЭТ Ленинского района г.Нижний Тагил Свердловской области в доход бюджета налоговые санкции по ст. 123, п.2 ст. 120 и п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) виде штрафа в размере 5192498 руб.

Заинтересованное лицо требования заявителя по взысканию штрафов не оспаривает, просит суд снизить размер штрафа, при этом ссылается на тяжелое финансовое положение, связанное с наличием большой дебиторской задолженности перед предприятием за оказанные им услуги.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил.

Межрайонной инспекцией ФНС РФ № 16 по Свердловской области (далее налоговый орган) в период с 06.04.2005г. по 03.06.2005г. проведена выездная налоговая проверка в отношении МУП ПЖЭТ Ленинского района г.Нижний Тагил Свердловской области (далее Предприятие) по вопросам правильности и своевременности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2002г. по 31.03.2005г., а также полноты и своевременности представления сведений о доходах физических лиц за 2002 – 2004г.г.

По результатам проведённой проверки налоговым органом были установлены следующие факты.

1. Неправомерное неисчисление, неудержание и неперечисление налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет в сумме 147667 руб., в том числе: за 2002г. – в сумме 14638 руб., за 2003г. – в сумме 45539 руб.. за 2004г. – в сумме 65390 руб., за 2005г. – в сумме 22100 руб.

- В нарушение пп. 1 п.3 ст. 24, п.1 ст. 210, ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый агент при определении налоговой базы неправомерно не учёл доходы, полученные работниками в 2002-2005гг. в виде оплаты документально не подтверждённых расходов в общей сумме 116688 руб. (897603 руб. х 13%).

Проверкой кассовых документов было установлено, что по расходным кассовым ордерам работникам организации ФИО4, ФИО5 были произведены выплаты «представительские расходы». Выплаты производились за счёт фонда потребления (счёт 88-1). Оправдательные документы, подтверждающие фактическое расходование указанных сумм на представительские цели, к расходным кассовым ордерам приложены не были, к проверке не представлены.

Таким образом, выплаченные физическим лицам денежные средства, поименованные как представительские расходы, неправомерно исключены налоговым агентом из налоговой базы для исчисления НДФЛ. Указанное нарушение привело к неисчислению, неудержанию и неперечислению в бюджет налога в сумме 116038 руб.

Проверкой авансовых отчётов также установлено, что организацией была списана сумма 5000 руб., выданная в подотчёт работнику ФИО6 на приобретение подарка. Документы, подтверждающие произведённые расходы, к авансовому отчёту приложены не были, следовательно, необоснованно списанная сумма считается личным доходом и подлежит включению в налоговую базу. Соответственно, налог в сумме 650 руб. (5000 руб. х 13%) подлежит удержанию и перечислению в бюджет.

- В нарушение пп. 8 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 210, ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый агент неправомерно не исчислил, не удержал и не перечислил в бюджет НДФЛ в сумме 30979 руб., в том числе: с доходов, выплаченных гр. ФИО7 в 2003г. – 6539 руб. (50300 руб. х 13%), в 2004г. – 20215 руб. (155500 руб. х 13%), в 2005г. – 2600 руб. (20000 руб. х 13%), с доходов, выплаченных гр. ФИО8 в 2004г. – 325 руб. (2500 х 13%), а также с доходов, выплаченных гр. ФИО9 в 2004г. – 1300 руб. (10000 х 13%).

За указанные нарушения на МУП ПЖЭТ Ленинского района г.Нижний Тагил Свердловской области решением налогового органа наложен штраф по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 29533 руб. (147667 руб. х 20%).

2. Неправомерное неперечисление в бюджет налоговым агентом удержанного с доходов физических лиц налога, подлежащего перечислению в бюджет, в сумме 25723327 руб., в том числе: за 2002г. – в сумме 978045 руб., за 2003г. – в сумме 9240268, за 2004г. – в сумме 12362470 руб., за период с 01.01.2005г. по 31.03.2005г. – в сумме 3142544 руб.

В нарушение пп.3 п.1, п.4 с. 24 и п.6 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый агент в проверяемом периоде несвоевременно и не в полном объёме перечислял в бюджет налог, удержанный из фактически выплаченных работникам доходов.

С фактически выплаченного дохода налоговый агент обязан был перечислить в бюджет удержанный налог в сумме 40494062 руб., в том числе: по состоянию на 01.01.2002г. – 7662867 руб., за 2002г. – 8085913 руб., за 2003г. – 9240268 руб., за 2004г. – 12362470 руб., за период с 01.01.2005г. по 31.03.2005г. – 3142544 руб.

В бюджет налог перечислен лишь в сумме 14770735 руб. В результате, по состоянию на 31.03.2005г. общая сумма неправомерно неперечисленного в бюджет налога, составила 25723327 руб. (40494062 руб. - 14770735 руб.), в том числе: за 2002г. – 978045 руб., за 2003г. – 9240268 руб., за 2004г. – 12362470 руб., за период с 01.01.2005г. по 31.03.2005г. – 3142544 руб.

За указанные нарушения МУП ПЖЭТ Ленинского района г.Нижний Тагил Свердловской области привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 5144665 руб. (25723327 руб. х 20%).

3. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

В нарушение пп.4 п. 3 ст. 24, п.2 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации Предприятием, выступающим в роли налогового агента не представлены в установленный срок сведения о доходах, выплаченных физическим лицам в 2002-2004 гг. в количестве 66 документов, в том числе за 2002г. – 16 документов, за 2003г. – 30 документов, за 2004г. – 20 документов.

За приведённые нарушения Предприятие привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 3300 руб. (документы на 66 человек х 50 руб.).

4. Грубое нарушение организацией правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения в 2002-2004 г.г.

В нарушение пп.1 п.3 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации и ст.9 Федерального Закона Российской Федерации от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» у организации отсутствовали первичные документы, а также неправильно отражались хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учёта.

Работникам организации выдавались деньги по расходным кассовым ордерам, с указанием «представительские расходы» в качестве основания выплаты. Оправдательные документы, подтверждающие фактическое расходование денежных сумм на представительские цели, отсутствуют. В бухгалтерском учёте эти хозяйственные операции неверно отражались проводками Д 88-1 К 50, тогда как должны быть отражены проводками Д 71 К50 с последующим списанием на счёт 88-1 «Фонд потребления».

За данное нарушение Предприятие привлечено к налоговой ответственности по п.2 ст.120 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 15000 руб.

По результатам проверки 02.08.2005г. налоговым органом составлен акт проверки № 410.

02.09.2005г. Межрайонная инспекция вынесла решение № 18-17/22629 о привлечении налогового агента к налоговой ответственности, на основании которого было выставлено требование № 1597 от 06.09.2005г. об уплате налоговых санкций за допущенные МУП ПЖЭТ Ленинского района г.Нижний Тагил Свердловской области нарушения в общей сумме 5192498 руб. в срок до 21.109.2005г.

В установленный срок указанная в требовании сумма штрафа Предприятием не уплачена, что послужило основанием для обращения налогового органа в арбитражный суд.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения сторон, суд считает, что требования заявителя являются правомерными, исходя из следующего.

Входе налоговой проверки заявителем установлен факт неправомерного неисчисления, неудержания и неперечисления налоговым агентом в проверяемом периоде налога на доходы физических лиц в общей сумме 25870994 рублей, а именно:

1. Предприятие не представило в налоговый орган оправдательные документы, подтверждающие фактическое расходование денежных средств в сумме 897603руб. на представительские цели в соответствии с пп. 22 п.1 и п. 2 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации. В результате чего неправомерно не исчислен, не удержан и не перечислен в бюджет налог в сумме 116038 руб.;

2. Предприятием необоснованно была списана сумма 5000 руб., выданная в подотчёт работнику ФИО6 на приобретение подарка. Документы, подтверждающие произведённые расходы, к авансовому отчёту приложены не были. Неподтверждённые расходы следует считать личным доходом работника, с которого подлежит удержанию и перечислению в бюджет налог в сумме 650руб.;

3. Предприятие не исчислило, не удержало и не перечислило в бюджет НДФЛ в общей сумме 30979 руб. с доходов, выплаченных физическим лицам на основании заключённых с ними договоров аренды транспортных средств, что нарушило требования пп.8 п.1 ст.208 Налогового кодекса Российской Федерации.

4. Предприятием не перечислялся в бюджет удержанный с доходов физических лиц налог в сумме 25723327 руб. Сведений о невозможности удержания налога налоговым агентом не представлялось.

Согласно пп.4 п.1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а также представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Статьей 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения на основании ст. 209 Кодекса признается доход, полученный налогоплательщиками.

Кроме указанного, установлено, что в проверяемом периоде предприятие производило выплаты заработной платы наемным работникам (данное обстоятельство подтверждено материалами дела), исчисляло и удерживало налог с фактически выплаченной заработной платы и, как следствие, обязано было перечислять налог на доходы физических лиц пропорционально выплаченной заработной плате, однако предпочло направить их на другие цели, что не отвечает выполнению налоговым агентом законодательно установленной обязанности по удержанию и перечислению названого налога.

На основании п.6 ст. 224 Кодекса налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика, либо по его поручению на счета третьих лиц в банке. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Факт несвоевременного перечисления налогоплательщиком налога на доходы физических лиц в бюджет пропорционально фактически выплаченной заработной плате и наличие возможности перечисления налоговым агентом названного налога подтверждаются материалами дела: таблицей содержащей данные о выплаченной зарплате, начисленном, но не уплаченным налоге и остатке денежных средств, заверенной руководителем, расчетом сумм неперечисленного налога.

Данные документы свидетельствуют о том, что в кассу предприятия систематически поступали денежные средства, и что в распоряжении Предприятия после выплаты заработной платы оставались значительные денежные средства, которые расходовались на собственные нужды, в том числе на прочие выплаты и перечисления, что не отвечает выполнению налоговым агентом законодательно установленной обязанности по удержанию и перечислению названого налога. Заинтересованным лицом эти факты не оспаривается.

Таким образом, в нарушение пп.1 п.3 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым агентом не выполнена обязанность по перечислению налогов в бюджет, путём неуплаты сумм налога, в результате неправомерных действий, указанных выше.

Согласно ст. 123 Кодекса неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению. Значит с заинтересованного лица надлежит взыскать 5174198 руб. (25870994 руб. х 20%).

Также налоговой проверкой выявлен факт нарушения пп.4 п. 3 ст. 24, п.2 ст.230 Налогового кодекса Российской Федерации выраженный в непредставлении в установленный срок сведений о доходах, выплаченных физическим лицам в 2002-2004 гг. в количестве 66 документов.

Материалами дела подтверждается, что за указанный период производились выплаты физическим лицам при приобретении у них имущества, принадлежащего им на праве собственности. Список 66 физических лиц, на которых не представлены сведения о доходах, приведён в приложениях № 6, 7, 8 акта налоговой проверки.

Данное нарушение заинтересованным лицом не оспаривается и подтверждается расходными ордерами на выплату дохода, договорами купли-продажи, реестрами предоставления сведений в налоговый орган.

Суд считает, что МУП ПЖЭТ Ленинского района г.Нижний Тагил Свердловской области правомерно привлечено к налоговой ответственности по п.1 ст.126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 3300 руб. (по 50 руб. за каждый непредставленный документ из расчёта на 66 человек).

В ходе проверки установлено, что Предприятие систематически выдавало денежные средства по расходным кассовым ордерам, в которых в качестве основания выплаты значилось «представительские расходы». В связи с отсутствием у заинтересованного лица оправдательных документов, подтверждающих фактическое расходование указанных средств на представительские цели, налоговый орган считает необходимым привлечь МУП ПЖЭТ Ленинского района г.Нижний Тагил Свердловской области к налоговой ответственности по п.2 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 15000 руб. за грубое нарушение организацией правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения.

Следует отметить, что отсутствие у Предприятия документов, подтверждающих фактическое расходование средств на представительские цели привело к привлечению налогового агента к налоговой ответственности по ст.123 Налогового кодекса Российской Федерации со ссылкой на пп.8 п. 1 ст.208 Кодекса.

Следовательно, одно и то же правонарушение квалифицированно налоговым органом сразу по двум статьям Налогового кодекса Российской Федерации (ст.123 и п.2 ст. 120 Кодекса) и влечёт двойную ответственность налогового агента, что недопустимо.

Суд считает, что в удовлетворении требований налогового органа в части взыскания с предприятия штрафа в сумме 15000 руб. по п.2 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации следует отказать.

Таким образом, заинтересованное лицо правомерно привлечено налоговым органом по ст. 123 и п.1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 5177498 руб. (5174198 руб. + 3300 руб.) однако сумма налоговых санкций, наложенных на заинтересованное лицо, подлежит уменьшению до 517749 руб. 80 коп., (в десять раз) на основании положений ст.ст. 112, 114 Кодекса в связи с наличием смягчающих налоговую ответственность обстоятельств, а именно:

Снижая размер налоговых санкций, суд также учел, что заинтересованное лицо выполняет социально значимую работу по содержанию объектов городского хозяйства, а также наличие задолженности по выплате заработной платы перед работниками, о чём свидетельствует справка № 710 от 02.03.2006г.

В судебное заседание представлены документы (справки от 02.03.2006г. №708, №709 о кредиторской задолженности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения по оплате жилищно-коммунальных услуг и поставляемых Предприятием энергоресурсов по состоянию на 01.02.2006г.) свидетельствующие о наличии значительной кредиторской задолженности за услуги, оказываемые Предприятием по содержанию объектов городского хозяйства и проведению мероприятий, имеющих социальное значение.

Кроме того, определением Арбитражного суда Свердловской области от 30.01.2006г. по делу № А60-3975/06-С11 в отношении Предприятия введена процедура наблюдения.

Судом также принято во внимание, что в проверяемом периоде МУП ПЖЭТ Ленинского района г.Нижний Тагил Свердловской области частично перечисляло налог, и, согласно выписке из лицевого счёта налогоплательщика за период с 01.01.2005г. по 31.12.2005г. продолжает перечислять. Судом учтено, что уплата штрафных санкций в размере, требуемом заявителем, отвлечет значительные денежные средства, которые могут быть направлены Предприятием на погашение задолженности по налогам и уплату начисленных сумм пени.

В соответствии со ст. 333.17 Главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.01.2005 г., организации, индивидуальные предприниматели, выступающие ответчиками в арбитражных судах и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с указанной главой, признаются плательщиками государственной пошлины.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по данному заявлению.

Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, а требования заявителя удовлетворены судом частично, заинтересованное лицо является плательщиком государственной пошлины по данному заявлению пропорционально сумме удовлетворенных требований и должно уплатить в федеральный бюджет государственную пошлину по ставке, действующей на момент принятия решения, т.е. установленной главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, заинтересованное лицо в десятидневный срок со дня вступления данного решения в законную силу обязано уплатить в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 181 руб. 23 копейки (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 и подп. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Межрайонной инспекции ФНС РФ № 16 по Свердловской области удовлетворить частично.

Взыскать с МУП ПЖЭТ Ленинского района г.Нижний Тагил Свердловской области (адрес: 622002, <...>; свидетельство о государственной регистрации П-ЛИ № 2105 от 29.04.1993г.), в доход бюджета налоговые санкции в размере 517749,80 рублей по ст. 123 и п.1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за несвоевременное перечисление налоговым агентом налога на доходы физических лиц и непредставление налоговому органу сведений, необходимых для налогового контроля.

Взыскать с МУП ПЖЭТ Ленинского района г.Нижний Тагил Свердловской области в федеральный бюджет госпошлину в размере 3735 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259-260, 275-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации взысканная по делу госпошлина подлежит уплате заинтересованным лицом добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты госпошлины заинтересованное лицо должно представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.

При не поступлении в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда доказательства добровольной уплаты госпошлины, выдать исполнительный лист на ее взыскание в принудительном порядке.

Судья А.А. Теслицкий