НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 05.12.2023 № А60-48305/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

10 декабря 2023 года Дело № А60-48305/2023

Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 10 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Соловьевой О.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Беловой Ю.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело № А60-48305/2023

по иску государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» (ИНН 6674222240, ОГРН 1076674013690)

к муниципальному образованию Тавдинскому городскому округу в лице Администрации Тавдинского городского округа (ИНН 6634002739, ОГРН 1026601907034)

о взыскании расходов

при участии

от истца: Мальцев А.П., доверенность от 10.10.2021 № 195, диплом,

от ответчика: Сорокин В.А., доверенность от 13.06.2023 № 131-01-30/4554, диплом,

установил:

бюджетное учреждение «Уральская авиабаза» (истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к муниципальному образованию Тавдинскому городскому округу в лице Администрации Тавдинского городского округа (ответчик) о взыскании 200 234 руб. 40 коп. расходов, понесенных на ликвидацию пожаров.

Определением суда от 11.09.2023 исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 19.10.2023.

В арбитражный суд 13.10.2023 ответчиком направлен отзыв на исковое заявление, который приобщен к материалам дела на основании статьи 131 Арбитражного кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ).

Представитель истца в предварительном судебном заседании поддержал исковые требования; ответчик явку представителя в предварительное судебное заседание не обеспечил.

Определением от 23.10.2023 судебное разбирательство назначено на 05.12.2023.

Представитель истца в судебном заседании исковое требование поддержал, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии договора на выполнение работ по тушению ландшафтных (природных) пожаров от 10.04.2023 № 316. Данное ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено, копия договора приобщена к материалам дела на основании статей 64-68, 75 АПК РФ.

Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил.

В пожароопасный сезон 2022 года на землях Тавдинского городского округа были обнаружены и ликвидированы силами бюджетного учреждения «Уральская авиабаза» (далее - учреждение) следующие природные пожары:

пожар № 1 зарегистрирован 09 мая 2022 года на площади 20 га, в районе населенного пункта Гузеево, координаты: широта 57°58'06"; долгота 065°44'27".

пожар № 2 зарегистрирован 10 мая 2022 года на площади 42 га, в районе населенного пункта Гузеево, координаты: широта 58°00'04"; долгота 065°42'02".

Пожар № 3 зарегистрирован 11 мая 2022 года на площади 2 га, в районе населенного пункта Городище, координаты: широта 57°59'10"; долгота 065°37'52".

Указанные пожары были ликвидированы силами учреждения, в результате чего истец понес убытки в сумме 200 234 руб. 40 коп.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их в порядке статьи 71 АПК РФ, изучив доводы и возражения сторон, выслушав представителя истца, ответчика в судебном заседании, суд первой инстанции пришел к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения убытков.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15ГК РФ).

Согласно статье 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 ГК РФ).

Для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) органа (должностного лица), причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, а также размер убытков.

Учреждение является специализированной некоммерческой организацией и в своей деятельности руководствуется ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также положениями Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 10 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.

Статьей 6 Устава Тавдинского городского округа, утвержденного решением Думы
МО «Тавдинский район» от 26.05.2005 № 19/1, установлено, что к вопросам местного
значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране
окружающей среды в границах городского округа, обеспечение первичных мер пожарной
безопасности в границах городского округа, организации использования, охраны, защиты,
воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий,
расположенных в городском округе.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) федеральные органы государственной власти осуществляют тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств федерального бюджета, в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, федеральной территории, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей.

В силу части 1 статьи 22 Закона о пожарной безопасности тушение пожаров как действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях.

В силу статьи 1 Закона о пожарной безопасности под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно части 3 статьи 19 Закона о пожарной безопасности вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Частью 3 статьи 10 Закона о пожарной безопасности определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со статьей 25 указанного федерального закона резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

Согласно пункту 30 положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, предусмотрено, что ликвидация муниципальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органа местного самоуправления.

Соответственно, тушение пожаров как мера пожарной безопасности является расходным обязательством муниципального образования.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) на землях лесного фонда, регулируются нормами статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Согласно частям 3-6 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации средства, на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

В соответствии с пунктами 10, 11, 12 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 № 832-ПП «О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области», Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров, и осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение, осуществляет на землях лесного фонда проведение лесоустройства, за исключением случаев проектирования лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, осуществляет проектирование лесных участков на землях лесного фонда.

Финансирование вышеуказанных полномочий предусмотрено государственной программой Свердловской области «Развитие лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года», утверждённой постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1298-ПП.

Распределение субвенций федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838 (с изменениями).

Согласно Уставу Учреждение является специализированным по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда на территории Свердловской области и лесов, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Свердловской области. Бюджетное учреждение создано в целях обеспечения и реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов Свердловской области.

Финансирование деятельности Учреждения осуществляется согласно Государственному заданию, которым предусматривается финансирование тушения лесных пожаров, находящихся на землях лесного фонда на территории Свердловской области и лесов, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Свердловской области, за счет субвенций из областного бюджета.

Территории, находящиеся в границах муниципального образования Тавдинского городского округа, не являются землями лесного фонда Свердловской области.

Ликвидация природных пожаров на указанной территории не предусмотрена государственным заданием Истца в составе мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов или иной деятельности, предусмотренной Уставом Истца, и соответственно не финансируется за счет субвенций из федерального бюджета, не является расходным обязательством Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области как органа государственной власти, осуществляющего переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

Принятые истцом меры по тушению пожара в непосредственной близости от указанных населенных пунктов, расположенных в пределах Тавдинского городского округа, были направлены на недопущение расширения территории возгорания и возникновения чрезвычайной ситуации, а также для скорейшего предотвращения возможных негативных последствий для населения и инфраструктуры муниципального образования.

Сумма расходов истца на ликвидацию пожаров составила 200 234 руб. 40 коп. В сумму расходов на ликвидацию природных пожаров истцом включена компенсация всех издержек истца, связанных с выполнением работ по ликвидации природных пожаров, в том числе: стоимость используемых для производства работ материалов, механизмов, оборудования, техники, в том числе расходы по передислокации, расходы, связанные с персоналом (командировочные расходы), расходы на оплату вознаграждения лицам, привлекаемым для выполнения работ по тушению пожаров по договорам подряда (копии договоров прилагаются).

Расходами признаются обоснованные (то есть экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме) и документально подтвержденные (то есть подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе) затраты лица, их понесшего.

Указанные расходы истца являются реальными, обоснованными и документально подтвержденными.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика расходов на ликвидацию пожаров (убытки)
в сумме 200 234 руб. 40 коп. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о ликвидации истцом природных пожаров на землях Тавдинского городского округа, руководствуясь приведенными выше нормами права, в силу которых финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности и по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования, суд первой инстанции приходит к выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика расходов на ликвидацию пожаров в сумме 200 234 руб. 40 коп. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Вопреки возражениям ответчика в рассматриваемом случае реальные убытки у истца возникли в связи с неисполнением ответчиком предусмотренных законом обязательств по финансированию соответствующих расходов.

Довод отзыва о том, что тушение пожара как мера пожарной безопасности не является расходным обязательством Тавдинского городского округа, отклоняется как основанный на ошибочном толковании приведенных выше норм права.

По этим же основания отклоняется довод о том, что Тавдинский городской округ является дотационной территорией. Как установлено судом, спорные расходы как раз связаны с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

Довод о необоснованном применении Закона № 68-ФЗ также отклоняется, как основанный на неверном толковании указанного Закона.

В соответствии со статьей 1 Закона № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Полномочия органов местного самоуправления по введению режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций не означают, что если соответствующий режим не был введен, то мероприятия по предупреждению и ликвидации муниципальной чрезвычайной ситуации не должны были осуществляться силами и средствами органа местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 7005 руб., понесенные истцом в связи с рассмотрением иска, относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

иск удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с муниципального образования Тавдинского городского округа в лице Администрации Тавдинского городского округа (ИНН 6634002739) за счет казны муниципального образования Тавдинского городского округа в пользу государственного бюджетного учреждения Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» (ИНН 6674222240) 200 234 руб. 40 коп. расходов, а также 7005 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Свердловской области.

Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В соответствии с частью 3 статьи 319 АПК РФ исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение». В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья О.А. Соловьева