НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 05.09.2023 № А60-35188/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru   e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

12 сентября 2023 года                                                                Дело №А60-35188/2023

Резолютивная часть решения объявлена 05.09.2023 года

Полный текст решения изготовлен 12.09.2023 2023 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи                                         М.Ю. Грабовской при ведении протокола судебного заседания секретарём                                          А.В. Барышниковой, рассмотрев в судебном заседании дело № А60-35188/2023 по заявлению МКУ «Служба муниципального заказа ГО ЗАТО Уральский»                           (ИНН 6683014889, ОГРН 1186658085173) к  Председателю Контрольно-счетной палаты ГО ЗАТО Уральский Свердловской области Зайцевой Светлане Николаевне (ИНН 6639018411, ОГРН 1086639001240) об оспаривании предписания,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Долгова А.В., директор, на основании распоряжения                        от 24.05.2021 №63, Авдеев В.В. – представитель по доверенности от 31.08.2023.

от заинтересованного лица – Зайцева С.Н., председатель, лично.

Лицам, участвующим в деле в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводы составу суда, лицу ведущему протокол не заявлены.

В арбитражный суд 29.06.2023 поступило заявление МКУ «Служба муниципального заказа ГО ЗАТО Уральский» (ИНН 6683014889,                                 ОГРН 1186658085173) к  Председателю Контрольно-счетной палаты ГО ЗАТО Уральский Свердловской области Зайцевой Светлане Николаевне                                (ИНН 6639018411, ОГРН 1086639001240) об оспаривании предписания.

Определением суда от 30.06.2023 заявление оставлено без движения на срок до 01.08.2023.

В Арбитражный суд Свердловской области 06.07.2023 от заявителя поступили документы во исполнение определения от 30.06.2023.

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 07.07.2023 заявление принято к производству суда, назначено предварительное судебное заседание.

В ходе судебного заседания заявитель заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство судом удовлетворено.

В предварительном судебном заседании суд завершил рассмотрение  всех вынесенных в предварительное заседание вопросов, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 10.08.2023 судебное разбирательство дела назначено на 05.09.2023.

В материалы дела 30.08.2023 от заинтересованного лица поступил отзыв, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку полагает, что представление является законным, обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд 

установил:

Контрольно-счетная палата городского округа ЗАТО Уральский Свердловской области (далее по тексту - Контрольно-счетная палата) на основании пункта 1.2 Плана работы Контрольно-счетной палаты на 2023 год, утвержденного  распоряжением Контрольно-счетной  палаты  от 28.12.2022 № 44-ос, распоряжения  Контрольно-счетной  палаты  от 01.03.2022 № 12-ос проводила проверку целевого и эффективного расходования средств бюджета городского округа ЗАТО Уральский Свердловской области, предусмотренных на обеспечение выполнения полномочий муниципального казённого учреждения «Служба муниципального заказа городского округа ЗАТО Уральский» в 2022 году» (далее - служба заказа) в период с 01 марта по 30 марта 2023 года.

По результатам проверки исполнения бюджета городского округа ЗАТО Уральский Свердловской области по расходам получателя бюджетных средств - службой заказа за 2022 год Контрольно-счетной палатой составлен акт от 28.03.2023, подписанный директором службы заказа, выписаны предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, и (или) о возмещении ущерба, причинённого такими нарушениями городскому округу ЗАТО Уральский Свердловской области от 31.03.2023 года № 02 (далее - предписание) директору службы заказа и от 04.04.2023 года № 04 главному бухгалтеру муниципального казённого учреждения "Централизованная бухгалтерия городского округа ЗАТО Уральский" (далее - централизованная бухгалтерия).

Полагая, что представление нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.

В силу п. 1 ст. 198 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

Согласно части 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях данного Кодекса понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.

Понятие «представления» дано в Бюджетном кодексе Российской Федерации (БК РФ) В соответствии с частью 1 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Из указанных положений БК РФ, а также положения статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ следует, что представление является властным актом, содержащим в себе требования к определенному лицу совершить указанные в них действия. Неисполнение или ненадлежащее исполнение представления влечет за собой привлечение лица, не исполнившего (ненадлежащим образом исполнившего) представление к предусмотренной законом ответственности.

Оспариваемое представление контрольно-счетной палаты является основанием для возникновения прав и обязанностей у заявителя, содержит властные распоряжения, обязательные к исполнению последним, оно принято по результатам проведенной проверки в качестве меры принуждения, и его неисполнение влечет за собой наступление ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Следовательно, представления по своему содержанию отвечают признакам ненормативного правового акта и могут быть оспорены в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ.

При этом в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации  и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой  Гражданского кодекса Российской Федерации»  разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) государственных (муниципальных) органов необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону (или иному нормативному правовому акту) и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Часть 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно статье 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.

Правовые основы деятельности контрольно-счётных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закон № 6-ФЗ).

Согласно п. 1, 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет такие полномочия, как контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда; организацию и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 16 названного Федерального закона контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

В соответствии со ст. 2 Закона Свердловской области от 12.07.2011 № 62- ОЗ «О Счётной палате Свердловской области и контрольно-счетных органах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области» (далее – закон № 62-ОЗ) правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, осуществляется федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Директором службы заказа заключен договор от 01.01.2021 на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и кассовому обслуживанию на 2022 год с муниципальным казённым учреждением «Централизованная бухгалтерия городского округа ЗАТО Уральский».

Директором службы заказа в проверяемом периоде являлась Долгова Ануш Владимировна.

Письмо службы заказа с возражениями по акту проверки, представленные Контрольно-счетную палату 02.05.2023, не содержат правомерные обоснования, которые необходимые для выполнения предписания Контрольно-счетной палаты.

Заинтересованное лицо пояснило, что штатные расписания учреждения на 2022 год утверждены приказами директора службы заказа:

-          от 10.01.2022 № 2М-ОД штатное расписание № 1 в количестве 7,5 штатных единиц;

-          от 01.02.2022 № 8-ОД штатное расписание № 2 с 01.02.2022 года в количестве 8,0 штатных единиц, в связи с увеличением 0,5 ставки специалиста, на основании Распоряжения Администрации от 13.01.2022 № 6;

-          от 01.06.2022 № 18М-ОД штатное расписание № 3 с 01.06.2022 года в количестве 8,0 в связи с доведением до МРОТ зарплаты уборщика служебных помещений;

-          от 01.08.2022 № 25М-ОД штатное расписание № 3 с 01.08.2022 года в количестве 8,0 в связи с индексацией заработной платы всех сотрудников в 1,04 раза.

В нарушении пункта 5 Положения об оплате труда работников и пункта 7.5.7. Устава учреждения все штатные расписания службы заказа на 2022 год не согласованы с учредителем.

Штатное расписание — это внутренний нормативный документ учреждения, который применяют для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации.

Штатное расписание содержит: перечень структурных подразделений; наименования должностей, специальностей и профессий с указанием квалификации; сведения о количестве штатных единиц.

Составляется данный документ в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренные на финансирование учреждения на год в соответствии с нормативными затратами утверждаемые учредителем.

Служба заказа, как казённое учреждение финансируется из бюджета городского округа ЗАТО Уральский Свердловской области на основании бюджетной сметы, которая содержит расшифровку по видам расхода кодов бюджетной классификации. Штатное расписание является лишь составляющей бюджетной сметы для финансирования учреждения и ни как не для начисления заработной платы работникам.

В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации «Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим у данного работодателя системами оплаты труда».

Начисление заработной платы работникам службы заказа в 2022 году производилась на основании Положения об оплаты труда работников службы заказа, утвержденное приказом директора службы заказа от 23.03.2021 № 15М-ОД (с дополнениями от 01.07.2021 № 26М-ОД и от 01.02.2021 № 8\1-ОД) (далее - Положение об оплате труда работников), представленными к проверке.

Порядок и размер стимулирующих выплат работникам службы заказа утверждены главой 4 Положения об оплате труда работников.

Пунктом 21 главы 4 Положения об оплате труда работников предусмотрена стимулирующая надбавка к должностному окладу работникам службы заказа за качество выполняемых работ до 15%.

Пунктом 22 главы 4 Положения об оплате труда работников предусмотрена стимулирующая надбавка к должностному окладу работникам службы заказа по итогу работы за месяц до 15%.

Следовательно, при издании приказа о размере премии и иных стимулирующих выплатах директору нужно руководствоваться не штатным расписанием, а Положением об оплате труда и не превышать размер выплат, предусмотренные Положением об оплате труда учреждения.

В нарушении пункта 21 и 22 главы 4 Положения об оплате труда работников в 2022 году работникам службы заказа неправомерно произведено начисление и выплачена надбавка стимулирующего характера на общую сумму 41 586,00 рублей на основании приказов директора службы заказы:

-          от 24.01.2022 № 7-ОД за январь 2022 года в сумме 2 656,00 рублей;

-          от 18.02.2022 № 10-ОД за февраль 2022 года в сумме 2 868,00 рублей;

-          от 24.03.2022 № 13-ОД за март 2022 года в сумме 2 575,00 рублей;

-          от 25.04.2022 № 14-ОД за апрель 2022 года в сумме 3 984,00 рублей;

-          от 23.05.2022 № 16-ОД за май 2022 года в сумме 3 197,00 рублей;

-          от 23.06.2022 № 19-ОД за июнь 2022 года в сумме 3 184,00 рублей;

-          от 22.07.2022 № 24-ОД за июль 2022 года в сумме 835,00 рублей;

-          от 22.08.2022 № 27-ОД за август 2022 года в сумме 1 732,00 рублей;

-          от 26.09.2022 № 28-ОД за сентябрь 2022 года в сумме 6 526,00 рублей;

-          от 24.10.2022 № 32-ОД за октябрь 2022 года в сумме 2 845,00 рублей;

-          от 22.11.2022 № 35-ОД за ноябрь 2022 года в сумме 5 662,00 рублей;

-          от 26.12.2022 № 37-ОД за декабрь 2022 года в сумме 5 522,00 рублей;

Общая сумма неправомерных выплат стимулирующего характера работникам службы заказа за 2022 год составила 62 266,72 рублей (41 586,00 рублей х 15% уральский коэффициент), в том числе налоги 30,2 % в сумме                    14 442,82 рублей, в связи с чем денежные средства в сумме 62 266,72 рублей необходимо возместить в бюджет городского округа ЗАТО Уральский Свердловской области.

На основании приказа службы заказа от 10.01.2022 № 5-КД контрактному управляющему Сеидовой Т.М. поручено совмещение вакантной 0,5 ставки должности дежурного бюро пропусков с 10.01.2022 по 31.12.2022 года, с доплатой в размере 50% от заработной платы по должности дежурного бюро пропусков.

На основании приказа службы заказа от 10.01.2022 № 2-КД контрактный управляющий Сеидова Т.М. находилась в очередном отпуске с 10.01.2022 по 16.01.2022 года.

На основании приказа службы заказа от 10.01.2022 № 3-КД делопроизводителю Забелиной Т.А. поручено совмещение вакантной 0,5 ставки должности дежурного бюро пропусков с 10.01.2022 по 16.01.2022 года на период очередного отпуска Сеидовой Т.М. с доплатой в размере 50% от заработной платы по должности дежурного бюро пропусков.

В нарушении приказа службы заказа от 10.01.2022 № 5-КД и на основании лицевого счёта Сеидовой Т.М. бухгалтер произвела доплату за совмещение 0,5 должности дежурного бюро пропусков за период очередного отпуска Сеидовой Т.М. Начисления и выплаты в размере 5 138,62 рублей (3 431,92 рублей х 15% уральские), в том числе налоги 30,2% в сумме 1 191,91 рублей произведены Сеидовой Т.М. неправомерно, в связи с чем денежные средства в сумме                                5 138,62 рублей необходимо возместить в бюджет городского округа ЗАТО Уральский Свердловской области.

Директор службы заказа во всех приказах на совмещения вакантных должностей в 2022 году устанавливала доплату в нарушении пункта 15 Положения об оплате труда работников.

Директор службы заказа во всех приказах в 2022 году на совмещения вакантных должностей поручала работникам выполнять дополнительную работу по другой должности как расширение зоны обслуживания.

Совмещение — это дополнительная оплачиваемая работа по другой должности (профессии). Поэтому в приказах на совмещение в 2023 году необходимо учитывать, если поручается работнику дополнительная работа по другой профессии (должности), следовательно, может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). А если поручается работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности), следовательно, может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

На основании части 1 статьи 60.2 ТК РФ сотрудник выполняет совмещение в течение своего рабочего дня (смены) наряду с основной работой. Совмещение - есть часть заработной платы, поэтому она является составляющей заработной платы. Работа осуществляется в течение одной рабочей смены, а потому доплата за совмещение не является самостоятельным вознаграждением и отдельно с МРОТ не сравнивается. Не ниже установленного минимума МРОТ должна быть сумма, начисленная сотруднику за полные его часы работы в месяц.

На основании приказа службы заказа от 10.01.2022 № 5М-КД уборщику служебных помещений Овчинниковой Т.А. поручено совмещение вакантной 0,5 ставки должности уборщика служебных помещений с 10.01.2022 по 31.12.2022 года с доплатой 6 945,00 рублей в месяц.

На основании приказа службы заказа от 01.08.2022 № 26М-КД уборщику служебных помещений Овчинниковой Т.А. поручено совмещение вакантной 0,5 ставки должности уборщика служебных помещений с 01.08.2022 по 31.12.2022 года с доплатой 7 223,00 рублей в месяц.

В нарушении пункта 19 главы 3 Положения об оплате работников учреждения в штатном расписании № 3 с 01.06.2022 года был увеличен должностной оклад уборщика служебных помещений с 8 103,0 рублей до 8 914,0 рублей в 1,1 раза. При индексации должностного оклада уборщице служебных помещений с 01.08.2022 года в 1,04 должностной оклад составил 9 271,0 рублей.

На основании письма службы заказа от 25.08.2022 года № 232\1 и бюджетной сметы учреждения от 30.08.2022 года дополнительно службе заказа неправомерно выделены бюджетные средства в сумме 21 200,00 рублей: на увеличение фонда оплаты труда в размере 16 282,64 рублей и на начисление и выплату налогов в сумме 4 917,36 рублей.

Денежные средства в сумме 21 200,00 рублей подлежат возмещению в бюджет городского округа ЗАТО Уральский Свердловской области.

Директору службы заказа в 2022 году предоставлены 3 дня оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день, в нарушении статьи 101 ТК РФ, в отсутствии нормативного правового документа работодателя, устанавливающего перечень должностей работников с ненормированным рабочим днём.

Заинтересованным лицом приведены убедительные доводы, подтверждающие наличие нарушений по расходованию бюджетных денежных средства, выделенных заявителю.

Учитывая изложенное представление, вынесенное по факту описанных нарушений, является обоснованным.

В рассматриваемом случае заявитель не доказал несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта и действий по назначению и проведению контрольных мероприятий закону, нарушение этим актом и действиями прав и законных интересов заявителя.

Учитывая изложенное, счетной палатой правомерно установлены выявленные нарушения в ходе контрольных мероприятий, проводимых  в целях определения эффективного и обоснованного расходования средств соответствующего бюджета.

При таких обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Судья                                                                                               М.Ю. Грабовская