АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,
www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург
04 февраля 2016 года Дело № А60- 58447/2015
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.И.Ремезовой (в порядке определения о замене судьи от 04.02.2016), в рассмотрел дело по заявлению Государственного учреждения-Управления пенсионного фонда в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6660155435, ОГРН 1026604972426) к Обществу с ограниченной ответственностью "ФАРФОР СЫСЕРТИ" (ИНН 6652011920, ОГРН 1026602173201) о взыскании задолженности
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещены арбитражным судом надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации на сайте суда.
Отводов суду не заявлено.
Управление пенсионного фонда РФ в Верх-Исетском районе г.Екатеринбурга Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ФАРФОР СЫСЕРТИ" о взыскании финансовых санкций за предоставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Заинтересованным лицом отзыв не представлен.
Рассмотрев материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщиков документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) (далее - Федерального закона № 27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
За представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке (ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ).
В ходе выездной проверки ООО «ФАРФОР СЫСЕРТИ», проведенной с 07.07.2014 по 05.09.2014, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее-Управление) выявлена недостоверность сведений персонифицированного учета за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й отчетные периоды 2013 года, связанная с занижением базы для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам в отношении выплат лицам, занятым на работах, предусмотренных пп.2-18 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости.
Как следует из материалов дела в ООО «Фарфор Сысерти» работают сотрудники следующих специальностей: аэрографист (Денисова Е.А.), глазуровщик фарфоровых и фаянсовых изделий (Зарубина К.Я., Сухорукова Л.И.), изготовитель капов (Деменыпин А.В.), обжигальщик фарфоровых и фаянсовых изделий (Панфилова Т.А.), приготовитель масс (Гилев О.Ю., Пикеев Н.З., Тарасов А.И.), шлифовщик фарфоровых и фаянсовых изделий (Одношевина О.Е). В соответствии со сферой деятельности организации и продиктованными этими должностными обязанностями, согласно штатного расписания и должностных инструкций, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ данные сотрудники могут иметь право на досрочное назначение трудовой пенсии. В подтверждении данного факта управление представило результаты Аттестации рабочих мест, проведенной на предприятии в конце 2012г. Результаты Аттестации были оформлены в январе 2013г.
Согласно статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ с 1 января 2013г. на суммы выплат и иных вознаграждений в пользу таких физических лиц организации обязаны начислять страховые взносы в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам. ООО «Фарфор Сысерти» относится к категории плательщиков, указанных в части 2 статьи 28.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ, и обязано начислять страховые взносы на выплаты этих сотрудников по установленным правилам и тарифу 2 процента. Под данные обязательства подпадают следующие суммы, зафиксированные в Приложении № 4 и 6 к Акту выездной проверки № 075/028/1248-2014 от 24.10.2014:
за январь 2013г.-139817 руб. 30 коп.
за февраль 2013г.- 151694 руб. 85 коп.
за март 2013г. -123557 руб. 37 коп.
за апрель 2013г.-143619 руб. 14 коп.
замай 2013г. - 176275 руб. 71 коп.
за июнь 2013г.- 1343230 руб. 64 коп.
за июль 2013г. -152690 руб. 86 коп.
за август 2013г.- 105906 руб. 53 коп.
за сентябрь 2013г.-96768 руб. 30 коп.
за октябрь 2013г. -115847 руб. 60 коп.
за ноябрь 2013г. -129634 руб. 60 коп.
за декабрь 2013г. - 110684 руб. 69 коп.
По результатам выездной проверки Управлением составлен акт выездной проверки № 075/028/1248-2014 от 24.10.2014.
Акт выездной проверки № 075/028/1248-2014 от 24.10.2014, а также Уведомления об ошибках и расхождениях от 29.10.2014г. были вручены страхователю 29.10.2014 г.
Вышеназванное нарушение зафиксировано в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 111 от 27.02.2015 г.
Управлением вынесено решение от 09.04.2015 г. N 111 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 33 884 руб. 71 коп.
На основании указанного решения Управление выставило обществу требование от 02.04.2013 г. N 812 об уплате штрафа в сумме 33 884 руб. 71 коп. в срок до 08.06.2015 г. Указанное требование направлено в адрес заинтересованного лица 22.05.2015 г., что подтверждается почтовым реестром заказных писем.
В связи с неисполнением обществом указанного требования, Управление на основании ч.3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций в судебном порядке.
В силу ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Согласно п.1 ст.40 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федерального закона №212-ФЗ) нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения (п.4 ст.42 Федерального закона №212-ФЗ)
В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом (п.6 ст.39 Федерального закона №212-ФЗ)
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности (п.9 ст.39 Федерального закона №212-ФЗ).
Таким образом, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», орган Пенсионного фонда должен не только констатировать факт представления недостоверных сведений, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения, в том числе виновность страхователя.
В соответствии с ч. 4 ст. 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Как видно из заявления, обществу вменяется представление недостоверных сведений персонифицированного учета за 1-й, 2-й, 3-й, 4-й отчетные периоды 2013 года, связанная с занижением базы для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам в отношении выплат лицам, занятым на работах, предусмотренных пп.2-18 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости.
В решении содержится ссылка на представление обществом недостоверных сведений, без указания на то, в результате каких виновных действий общества представлены недостоверные сведения.
Таким образом, из представленных заявителем доказательств не представляется возможным сделать вывод о виновном характере действий (бездействия) страхователя.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" прямо указывает нижестоящим пенсионным органам о недопустимости формального подхода к наложению штрафа при наличии ошибки в документах, представляемых страхователями. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
В акте проверки и в решении о привлечении к ответственности отсутствует установление такого элемента состава данного правонарушения как виновность общества. В данном случае управление ограничилось описанием факта представления обществом недостоверных сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете, не установив вину лица в совершении вмененного ему правонарушения, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку именно наличие вины в совершении правонарушения влечет за собой ответственность.
Изучив и оценив данные обстоятельства в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что управлением не исследовались в ходе проверки обстоятельства, связанные с причинами, по которым возникли расхождения в представленных сведениях, суд не признает надлежащим образом доказанным состав правонарушения.
На основании изложенного требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 110, 167-171, 216, 228, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Н.И.Ремезова