НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Свердловской области от 01.02.2024 № А60-54945/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620000, г. Екатеринбург, пер. Вениамина Яковлева, стр. 1,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: info@ekaterinburg.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

15 февраля 2024 года Дело №А60-54945/2023

Резолютивная часть решения объявлена 01 февраля 2024 года

Полный текст решения изготовлен 15 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.В. Аверкова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.С. Чижом рассмотрел в судебном заседании дело №А60-54945/2023по иску Государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" (ИНН 6674222240, ОГРН 1076674013690) к Администрации Камышловского муниципального района Свердловской области (ИНН 6644001290, ОГРН 1026601073663) о взыскании убытков в размере 106 665 руб., 80 коп.,

при участии в судебном заседании после перерыва

истец: Мальцев А.П., представитель, доверенность №195 от 10.10.2021, служебное удостоверение.

ответчик: не явился, извещен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Объявлен состав суда. Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено (ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику с требованием о взыскании убытков в размере 106 665 руб., 80 коп.

Определением суда от 18.10.2023 назначено предварительное судебное заседание арбитражного суда на 14 ноября 2023 .

Ответчик в предварительное судебное заседание не явился, исковые требования не оспорил, отзыв не представил.

В порядке абз. 2 ч. 1 ст. 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предварительное судебное заседание проведено в отсутствие ответчика.

Определением суда от 14.11.2023 назначено судебное разбирательство дела на 26 декабря 2023.

21.12.2023 от ответчика через систему «Мой Арбитр» поступил отзыв на исковое заявление.

Указанный отзыв приобщен к материалам дела,в порядке ст. 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением суда от 26.12.2023 судебное разбирательство отложено на 23 января 2024.

На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 23.01.2024 объявлен перерыв до 01.02.2024.

После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, в присутствии представителя истца.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Истец указывает на то, что в пожароопасный сезон 2022 года на землях Камышловского муниципального района были обнаружены и ликвидированы силами бюджетного учреждения «Уральская авиабаза» (далее - Истец, Учреждение) природные пожары (акт о лесном пожаре № 1 от 24.04.2022, акт о лесном пожаре № 3 от 02.05.2022, акт о лесном пожаре № 5 от 15.07.2022, акт о лесном пожаре № 6 от 21.09.2022).

Истец представил в материалы дела:

- акт № 1 о лесном пожаре, составленного без участия ответчика (пожар обнаружен по информации местного населения, при этом ни конкретного лица, сообщившего о пожаре (п. 2 акта), в документе не указано, в качестве причины возникновения пожара в п. 6 указано лесной пожар перешел с земель иных категорий, в п. 7 акта указано на не установление виновников возникновения пожара);

- акт № 3 (пожар обнаружен по информации местного населения, при этом ни конкретного лица, сообщившего о пожаре (п. 2 акта), в документе не указано, в качестве причины возникновения пожара в п. 6 указано в результате нарушения гражданами (включая местное население и туристов) правил пожарной безопасности), в п. 7 акта указано на не установление виновников возникновения пожара);

- акт № 5 о лесном пожаре, составленного без участия ответчика (пожар обнаружен наблюдение с пожарных наблюдательных пунктах (вышек, мачт, павильонов, и других наблюдательных пунктах), в качестве причины возникновения пожара в п. 6 указано в результате нарушения гражданами (включая местное население и туристов) правил пожарной безопасности), в п. 7 акта указано на не установление виновников возникновения пожара),

- акт № 6 о лесном пожаре, составленного без участия ответчика (пожар обнаружен видео мониторинг (камеры, установленные на вышках, мачтах, и других высотных сооружений), в качестве причины возникновения пожара в п. 6 указано в результате нарушения гражданами (включая местное население и туристов) правил пожарной безопасности), в п. 7 акта указано на не установление виновников возникновения пожара).

Истец указывает на то, что возникшие и ликвидированные пожары, возникли на землях Камышловского муниципального района, однако подтверждающие документы в обоснование данного довода не представлены.

В своем отзыве ответчик ссылается на то, что возникшие и ликвидированные истом пожары, возникли на землях находящиеся в государственной собственности, однако подтверждающие документы в обоснование данного довода не представлены.

В исковом заявлении указано, что истец понес расходы на ликвидацию данных пожаров в размере 106 665 руб., 80 коп., с требованием в возмещении которых ответчику была направлена претензия № 1109 от 25.07.2022, № 1406 от 19.09.2022, № 1549 от 17.10.2022.

В ответе на претензию исх. от 23.08.2022 № 01-2439, от 05.10.2023 № 01-2862, от 28.10.2022 № 01-3109, ответчик указал, что отказывается возмещать расходы, связанные с тушением данных природных пожаров, отклонил требования, заявленные в претензии.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании убытков.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд оснований для удовлетворения заявленных требований не установил, исходя из следующего.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для привлечения виновного лица к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков истцу необходимо доказать наличие состава правонарушения, включающего факт убытков, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом, вину правонарушителя. При недоказанности любого из этих элементов в возмещении убытков должно быть отказано.

По правилам ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ч. 1 ст. 71 АПК РФ).

Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В силу ч. 5 ст. 51 ЛК РФ тушение лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее – Закон № 69-ФЗ).

Как указано в ст. 16 Закона № 69-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности в частности относятся осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств федерального бюджета, в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, организация и осуществление тушения пожаров в федеральной территории.

В силу ст. 18 Закона № 69-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности в частности относится осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации, в населенных пунктах, в том числе в городских лесах.

Исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов установлен ст. 19 Закона № 69-ФЗ.

К таким полномочиям относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальньгх районов за границами городских и сельских населенных пунктов.

Таким образом, тушение пожаров, в том числе лесных, не отнесено к полномочиям ответчика.

Согласно статье 10 Закона N 69-ФЗ финансовое обеспечение деятельности подразделений Государственной противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с настоящим Федеральным законом расходным обязательством муниципального образования является только финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования.

В силу части 4 статьи 18 Закона N 131-ФЗ возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.

С учетом вышеуказанного, возложение на ответчика обязанности по возмещению расходов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также созданных вышеуказанными органами учреждений, по тушению лесных пожаров не предусмотрено действующим законодательством.

В соответствии с пунктами 10, 11, 12 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 16.09.2015 № 832-1111 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области», Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров, и осуществление мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведение, осуществляет на землях лесного фонда проведение лесоустройства, за исключением случаев проектирования лесничеств, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, осуществляет проектирование лесных участков на землях лесного фонда.

Финансирование вышеуказанных полномочий предусмотрено государственной программой Свердловской области «Развитие лесного хозяйства на территории Свердловской области до 2024 года», утверждённой постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1298-ПП.

Распределение субвенций федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 № 838 (с изменениями).

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 26.03.2014 года № 246-ПП, ГБУ СO «Уральская база авиационной охраны лесов» включено в Перечень сил и средств постоянной готовности Свердловской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, данное учреждение может быть привлечено к тушению ландшафтных (природных) пожаров в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории Свердловской области.

Согласно Уставу истец является специализированным по охране, защите и воспроизводству лесов, расположенных на землях лесного фонда на территории Свердловской области и лесов, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Свердловской области. Бюджетное учреждение создано в целях обеспечения и реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов Свердловской области.

Финансирование деятельности Учреждения осуществляется согласно Государственному заданию, которым предусматривается финансирование тушения лесных пожаров, находящихся на землях лесного фонда на территории Свердловской области и лесов, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Свердловской области, за счет субвенций из областного бюджета.

Таким образом, финансирование расходных обязательств, возникающих при осуществлении указанных полномочий, осуществляется за счет средств бюджета Свердловской области, в том числе за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных полномочий, исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, численности проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, и показателей пожарной опасности лесов.

Соответственно, тушение лесных пожаров как мера пожарной безопасности является расходным обязательством Истца.

Ликвидация природных пожаров на указанной территории предусмотрена государственным заданием Истца в составе мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов или иной деятельности, предусмотренной уставом Учреждения, и соответственно не финансируется за счет субвенций из федерального бюджета, является расходным обязательством Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области как органа государственной власти, осуществляющего переданные отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

Доказательств того, что ответчик обращался к истцу для тушения пожаров, в материалах дела не имеется. Представитель истца пояснил, что информация о пожарах поступила от населения.

Представленный в материалы дела договор от 10.04.2023 № 317 на выполнение работ по локализации ландшафтных (природных) пожаров, заключенный между сторонами, предполагающий возмещение ответчиком истцу стоимости тушения ландшафтных пожаров, с учетом п. 7.1 данного договора распространяет свое действие на отношения сторон с момента подписания договора.

Ссылка истца на судебную практику отклоняется, поскольку иные судебные акты были приняты с учетом иных фактических обстоятельств.

Возложение обязанности по возмещению убытков, понесенных в связи с ликвидацией природных пожаров возникших в период пожароопасного сезона 2022 в пределах территории Камышловского района в размере 106 665 рублей 80 копеек, на администрацию Камышловского муниципального района противоречит требованиям действующего законодательства и не подлежит удовлетворению, поскольку отсутствует причинно-следственная связь между действиями администрации и возникновением у истца убытков.

Исследовав и оценив в соответствии со ст. 65, 71 АПК РФ представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании убытков являются не обоснованными и не подлежат удовлетворению.

Как разъяснено в абз. 2 п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» у суда отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья 333.37 НК РФ).

В абз. 3 п 32 вышеуказанного Постановления указано, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.

Таким образом, государственная пошлина, уплаченная истцом, подлежит возврату.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении исковых требований отказать.

2. Возвратить Государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Уральская база авиационной охраны лесов" (ИНН 6674222240, ОГРН 1076674013690) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 09.10.2023 № 13680государственную пошлину в размере 4 200 руб. 00 коп.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

4. В соответствии с ч. 3 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист выдается по ходатайству взыскателя или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом.

С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе «Картотека арбитражных дел» в карточке дела в документе «Дополнение».

В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела «Дополнение».

Судья Ю.В. Аверков