АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь Дело № А63-20772/2022
25 августа 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 23 августа 2023 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Карпеля В.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Тикеевым Д.К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску
министерство имущественных отношений Ставропольского края, г. Ставрополь, ОГРН 1022601949644,
к индивидуальному предпринимателю Одеевой Гульминат Сафармухаметовне, аул Башанта, Арзгирского района, Ставропольского края, ОГРНИП 316265100073727, ИНН 260402520797,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ППК «Роскадастр» в лице филиала по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737, ИНН 2634063830, ГБУ СК «Ставкрайимущество», г. Ставрополь, ОГРН 1182651012610, ИНН 2634102944,
об исправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости,
об указании, что решение суда является основанием для внесения управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости и постановке на государственный кадастровый учет формируемого земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:ЗУ1
УСТАНОВИЛ:
министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к индивидуальному предпринимателю Одеевой Гульминат Сафармухаметовне (далее - ответчик, предприниматель), в котором просит:
признать наличие реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами 26:10:000000:1743 в части пересечения с границами формируемого земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:ЗУ1, имеющего местоположение: Российская Федерация, Ставропольский край, Арзгирский муниципальный район, аул Башанта согласно протоколу Росреестра предварительной автоматизированной проверки межевого плана от 26.08.2021;
исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН, путем изменений согласно межевому плану от 23.08.2019, подготовленному кадастровым инженером Демченко О.В. границ пересекаемого земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:1743 по смежеству с границами образуемого земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:ЗУ1 имеющего местоположение: Российская Федерация, Ставропольский край, Арзгирский муниципальный район, аула. Башанта, исключив из границ земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:1743 область пересечения с координатами характерных точек:
Область пересечения земельного участка с кадастровым номером 26:10:00:1743 (1) с контуром образуемого земельного участка: ЗУ1(13) | Площадь пересечения | ||
№ п/п | X | Y | 2 868 м2 |
1 | 504 807,57 | 2 244 012,88 | |
2 | 504 807,56 | 2 244 023,72 | |
3 | 504 539,04 | 2 244 022,55 | |
4 | 504 539,05 | 2 244 012,03 |
Область пересечения земельного участка с кадастровым номером 26:10:00:1743 (2) с контуром образуемого земельного участка: ЗУ1(6) | Площадь пересечения | ||
№ п/п | X | Y | 4 818 м2 |
1 | 504 879,90 | 2 242 556,55 | |
2 | 504 879,78 | 2 242 567,52 | |
3 | 504 446,38 | 2 242 565,03 | |
4 | 504 446,50 | 2 242 553,76 |
указать, что решение суда является основанием для внесения управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости и постановке на государственный кадастровый учет формируемого земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:ЗУ1 с координатами характерных точек границ согласно межевому плану от 23.08.2019, подготовленному кадастровым инженером Демченко О.В. и протоколу Росреестра предварительной автоматизированной проверки межевого плана от 26.08.2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление), публично-правовая компания «Роскадастр» в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - компания), государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество» (далее - учреждение).
В обоснование требований министерство указало, что спорные земельные участки пересекают границы земельного участка, формируемого под защитными лесными насаждениями, отнесенного пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» к собственности субъектов Российской Федерации.
Учреждение в отзыве на исковое заявление указало, что по результатам геодезических измерений определены координаты характерных точек контуров земельных участков под защитными лесными насаждениями. Кадастровыми инженерами учреждения подготовлены межевые планы по образованию многоконтурных земельных участков, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенный вид использования (9.1) охрана природных территорий (лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от негативного воздействия). При выполнении кадастровых работ было выявлено пересечение формируемого земельного участка со смежными земельными участками, что является препятствием для его постановки на государственный кадастровый учет. Выявленная реестровая ошибка в сведениях (далее - ЕГРН), отражена в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером учреждения, а также в протоколе управления предварительной автоматизированной проверки межевого плана. Из-за допущенной ошибки в местоположении границ спорных земельных участков истец не может осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером: 26:10:000000:ЗУ1, чем нарушаются права собственника. Устранение данной ошибки путем исключения из ЕГРН сведений о координатах характерных точек границы названных земельных участков либо установления границы названных земельных участков по границам образуемого земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:ЗУ1, позволит истцу в установленном законом порядке произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права Ставропольского края формируемого земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:ЗУ1. Просил удовлетворить требования в полном объеме.
Управление в отзыве на исковое заявление указало, что все спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет и по сведениям ЕГРН принадлежат на праве собственности ответчику. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. При обращении в суд с требованием об исправлении реестровой ошибки истец должен представить доказательства того, в чем именно заключается реестровая ошибка, с обоснованием квалификации соответствующих сведений в ЕГРН как ошибочных и указать способ устранения реестровой ошибки (координаты характерных точек, подлежащие включению в сведения ЕГРН в порядке устранения ошибки). Имеющаяся в сведениях ЕГРН реестровая ошибка в судебном порядке подлежит устранению путем внесения на основании решения суда соответствующих изменений в сведения ЕГРН, в которых эта ошибка допущена, относительно местоположения границ, при этом необходимо указание в резолютивной части решения суда сведений о местоположении границ (координат) земельного участка, подлежащих внесению в ЕГРН. Вступившие в законную силу судебные решения являются одним из оснований для государственного кадастрового учета.
Предприниматель возражала относительно заявленных требований полагая, что устранение ошибки повлечет нарушение ее прав на земельный участок с кадастровым номером 26:10:000000:1743, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства, площадь уточненная - 3 399 001 кв.м.
Третье лицо компания мотивированный отзыв на исковое заявление суду не представила.
Исследовав материалы дела, суд по существу заявленных требований пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что министерство в соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» сформировало и утвердило государственное задание от 29.12.2018 № 1 для учреждения, в соответствии которым последним выполнялись кадастровые работы в отношении объектов недвижимого имущества государственной собственности Ставропольского края, в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, занятых лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негашеного воздействия, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве. Также учреждением осуществлялась подготовка документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Ставропольского края.
На основании указанного задания учреждением проводились кадастровые работы по подготовке межевого плана в связи с образованием земельного участка, занятого защитными лесными насаждениями в границах Арзгирского муниципального района – аул Башанта из категории земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно заключению заместителя начальника управления кадастровых работ учреждения от 22.09.2022 при проведении кадастровых работ защитных лесных насаждений использовался картографический материал почвенного обследования (Почвенная карта колхоза Башантинский Арзгирского района Ставропольского края 1995 года) и планово-картографический материал без площадей масштаба 1:25000, технический отчет материалов инвентаризации защитных лесных насаждений Арзгирского района 2003 года. По результатам геодезических измерений учреждением составлены Чертежи землеустроительного обследования № 1 и № 2 (приложение к заключению на CD дисках).
В отношении многоконтурного земельного участка кадастровым инженером учреждения Демченко О.В. подготовлен межевой план от 23.08.2019 по образованию многоконтурного (18 контуров границы) земельного участка, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Арзгирский муниципальный район, аул Башанта.
Из указанного межевого плана следует, что границы формируемого земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:ЗУ1 пересекаются с контурами (1) и (2) земельного участка с кадастровым номером 26:10:000:1743, принадлежащим предпринимателю на праве собственности (выписка из ЕГРН от 19.08.2019 № КУВИ-104/2019-86892).
Ссылаясь на допущенные ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 26:10:000:1743, министерство обратилось с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно абзаца 4 пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые, в частности, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве.
Лесные насаждения, созданные на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях предотвращения деградации почв на пастбищах, эрозии почв и защиты от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования климаторегулирующих, почвозащитных, противоэрозионных, водорегулирующих и иных полезных функций лесных насаждений в целях сохранения и повышения плодородия земель являются мелиоративными защитными лесными насаждениями (статья 2 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель»).
Согласно заключению учреждения от 14.04.2022 инвентаризация защитных лесных насаждений проводилась на основе материалов государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства (материалов вычисления площадей и материалов банка данных соответствующих сельскохозяйственных предприятий). Указанные защитные лесные насаждения созданы в рамках освоения проектов лесомелиоративных мероприятий на территории Ставропольского края в 1970-е годы.
Земельные участки, занятые такими лесными насаждениями, в силу абзаца 4 пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» относятся к собственности субъекта Российской Федерации – Ставропольского края.
В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно пункту 3 статьи 61 Закона № 218-ФЗ воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу данного Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:
1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;
2) внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;
3) внесения в ЕГРН сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.
В соответствии с пунктом 4 статьи 61 Закона № 218-ФЗ в случаях, если исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
В постановлении от 22.03.2011 № 14765/10 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что внесение в Государственный кадастр недвижимости (в настоящее время – Единый государственный реестр недвижимости) сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости у всех его зарегистрированных правообладателей. Истцом по делу об исправлении такой ошибки является правообладатель земельного участка, а ответчиками - орган, осуществляющий кадастровый учет, и правообладатель земельного участка, в сведениях о границах которого содержится ошибка.
Из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.12.2013 № 8410/13 следует, что требование, направленное на оспаривание правомерности установления границы либо в целом кадастрового учета смежного (пересекающегося) участка, должно рассматриваться в исковом порядке с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 52, 53, 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22, с привлечением в качестве ответчика лица, за которым зарегистрировано право или обременение на спорный земельных участок.
Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из ЕГРН и пояснения, отраженным управлением в отзыве на исковое заявление земельный участок с кадастровым номером 26:10:000:1743, принадлежит на праве собственности предпринимателю
Заключение специалиста учреждения от 22.09.2022, чертежи землеустроительного обследования (№ 1 и № 2), межевой план спорного земельного участка от 23.08.2019 свидетельствуют об отсутствии спора о праве. Расположение и конфигурация пересечения образуемого истцом земельного участка и земельного участка с кадастровым номером 26:10:000:1743 контуры (1 и 2) позволяют признать обоснованным вывод кадастрового инженера учреждения о наличии реестровой ошибки в описании местоположения границ спорного земельного участка.
Исправление спорной реестровой ошибки влечет изменение площади земельного участка ответчика.
Вместе с тем предметом спора является исправление ошибки в местоположение только пересекающихся границ земельного участка ответчика, что не исключает наличие ошибки в иных границах этого участка. Закон № 218-ФЗ не устанавливает необходимость единовременного исправления всех ошибок, тем более, что различные ошибки могут быть выявлены в разное время. Иными словами, изменение площади может быть обусловлено наличием ошибок в описании иных границ земельных участков ответчиков.
В силу пункта 2 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка.
Следовательно, правообладатель земельного участка вправе предъявить к правообладателю смежного земельного участка требование об изменении только смежной границы, но не остальных границ смежного земельного участка.
Поэтому предметом спора является местоположение лишь тех границ земельных участков ответчиков, с которыми пересекаются границы формируемого истцом земельного участка. В остальной части границ земельных участков ответчиком не затрагивают права истца, поэтому не могут быть предметом исследования судом и, тем более, изменяться в рамках настоящего дела.
Ответчики самостоятельно или иные заинтересованные лица в судебном порядке могут изменять иные границы, но вне рамок настоящего дела. Возможное наличие ошибок в местоположении иных границ земельных участков ответчиков (например, если пересечение является следствием ошибки в виде «смещения» всего участка ответчика) не затрагивает прав истца, что исключает возможность их исправления в рамках предъявленного иска. При этом настоящее решение само по себе не препятствует исправлению иных ошибок в ЕГРН ответчиками в отношении принадлежащих им участков в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона № 218-ФЗ, в результате чего может быть восстановлена исходная площадь и конфигурация участков ответчиков (без пересечения с участком истца).
Принимая во внимание изложенное, требование об исправлении реестровой ошибки подлежит удовлетворению.
Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, надлежащей формулировкой при исправлении реестровой ошибки в сведениях о границах является указание сведений, необходимых для изменения их координат. В данном случае кадастровым инженером учреждения указаны сведения о территории, подлежащей исключению из границ спорного земельного участка, что является достаточным для составления межевого плана и внесения в дальнейшем изменений в ЕГРН.
Таким образом, в силу пункта 20 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ земельный участок, образуемый истцом, может быть поставлен на кадастровый учет только после устранения всех пересечений его границ с границами других земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Доводы сторон, приведенные в ходе судебного разбирательства в письменной либо устной форме, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имели существенного значения и не могли повлиять на изложенные в нем выводы суда.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.
При этом в пункте 19 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком, административным ответчиком.
В рамках настоящего дела рассмотрены требования истца об исправлении реестровой ошибки и установлении местоположения границ земельных участков. Обращение министерства в арбитражный суд с иском об исправлении реестровой ошибки не вызвано незаконностью действий ответчиков и нарушением ими прав истца.
Согласно материалам дела ответчик не высказал обоснованных возражений против требований истца об исправлении реестровой ошибки и не имел противоположных юридических интересов.
При изложенных обстоятельствах учитывая указанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходя из спорных правоотношений и специфики рассмотренного спора, процессуального поведения ответчика, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика судебных издержек по делу.
Аналогичное толкование изложено в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2018 № 4-КГ18-32, от 08.08.2017 № 32-КГ17-17, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.02.2019 по делу № А53-33140/2017, постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2019 по делу
№ А32- 34788/2017, от 05.03.2020 по делу № А53-15640/2019.
Руководствуясь статьями 167-170, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ставропольского края
РЕШИЛ:
исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, изменив согласно межевому плану от 23.08.2019, подготовленному кадастровым инженером Демченко О.В., границы пересекаемого земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:1743 по смежеству с границами образуемого земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:ЗУ1 имеющего местоположение: Российская Федерация, Ставропольский край, Арзгирский муниципальный район, село Арзгир, исключив из границ земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:1743 область пересечения с координатами характерных точек:
Область пересечения земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:1743(1) с контуром образуемого земельного участка :ЗУ1(13) | Площадь пересечения | |||||
№ п/п | X | Y | 2 868 м2 | |||
1 | 504 807,51 | 2 244 012,88 | ||||
2 | 504 807,56 | 2 244 023,72 | ||||
3 | 504 539,04 | 2 244 022,55 | ||||
4 | 504 539,05 | 2 244 012,03 | ||||
Область пересечения земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:1743(2) с контуром образуемого земельного участка :ЗУ1(6) | Площадь пересечения | |||||
№ п/п | X | Y | 4 818 м2 | |||
1 | 504 879,90 | 2 242 556,55 | ||||
2 | 504 879,78 | 2 242 567,52 | ||||
3 | 504 446,38 | 2 242 565,03 | ||||
4 | 504 446,50 | 2 242 553,76 | ||||
Настоящее решение суда является основанием для внесения Управлением Росреестра по Ставропольскому краю, г. Ставрополь соответствующих изменений сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также основанием для постановки на государственный кадастровый учет формируемого земельного участка с кадастровым номером 26:10:000000:ЗУ1 с координатами характерных точек границ согласно межевому плану от 23.08.2019, подготовленному кадастровым инженером Демченко О.В и протокола Росреестра предварительной автоматизированной проверки межевого плана от 26.08.2021.
Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья В.Л.Карпель