НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ставропольского края от 25.05.2020 № А63-14886/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63-14886/2019

10 июня 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 10 июня 2020 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Костюкова Д.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Воропиновым А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Аквапарк» г. Ставрополь, ОГРН 102261933287, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1042600329970, об оспаривании решения налогового органа,

при участии в судебном заседании представителей: заявителя – Лысенко А.А. по доверенности от 18.02.2019; заинтересованного лица – Кубриной Е.В. по доверенности от 07.10.2019, Авжиева Г.К. по доверенности от 28.08.2019,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Аквапарк» (далее – общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ставропольскому краю (далее – инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения налогового органа от 18.03.2019 № 12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом изменений, внесенных решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ставропольскому краю от 01.07.2019 №12/1 в части доначисления: налога на добавленную стоимость в размере 20 034 796 рублей, налога на прибыль организаций в размере 15 163 243 рубля, налога на имущество организаций в размере 3 761 757 рублей, соответствующих сумм пени и штрафных санкций (с учетом уточнений).

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы заявления, а также дополнений к нему и просил суд удовлетворить требования в полном объеме.

В подтверждение своих требований привел следующее. Считает, что выводы инспекции, содержащиеся в решении с учетом его изменений, внесенных решением от 01.07.2019 №12/1 необъективны, не соответствуют закону и нарушают права общества. Указано на необоснованность выводов инспекции об обязанности налогоплательщика применять с 4 квартала 2015 года общую систему налогообложения ввиду утраты права на применение УСН в связи с превышением остаточной стоимости основных средств 100 млн. руб., так как разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированной части торгового центра не доказывает его пригодность к эксплуатации, а также не приравнивает к его фактической готовности для полноценного использования и извлечения прибыли как того требуют нормы бухгалтерского учета. Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию указывает на то, что объект капитального строительства соответствует проекту и строительным нормативам, заложенным в проектно- сметной документации. Кроме того, указано на несостоятельность расчета первоначальной стоимости объекта основных средств (торгового центра в его реконструированной части), приведенного в оспариваемом решении с учетом внесенных изменений.

Также, представителем заявителя обращено внимание на то, что заключение предварительных договоров аренды с рядом арендаторов указывает лишь на то, что между обществом и арендаторами достигнуто намерение по предоставлению площадей торгового центра в аренду после доведения объекта капитального строительства (торгового центра в его реконструированной части) до состояния пригодного для использования.

Также, заявитель указал, что налоговым органом при вынесении решения допущено процессуальное нарушение в виде вынесения решения вносящее изменения в первое решение, увеличивающее размер доначисленного налога, по мнению общества указанные действия инспекции не могут расцениваться как исправления описок, опечаток и арифметических ошибок, указанные изменения влекут последствия, ухудшающие положение налогоплательщика.

Просил принять во внимание то, что налоговым органом сделаны формальные выводы, содержащиеся в оспариваемом решении и в решении дополняющем его, поскольку, выводы сформированные в ходе проверки противоречат документальному обоснованию позиции налогоплательщика. По мнению представителя общества инспекцией не принят ряд обстоятельств, которые несут существенное значения для полноценного и надлежащего рассмотрения спорной ситуации.

Представители инспекции не согласились с требованиями заявителя, поддержали доводы отзыва и дополнений к нему. Указывает, что согласно решению налогоплательщик признан утратившим право на применение УСН с 4 квартала 2015 года (с даты выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию торгового центра в его реконструированной части). Инспекция указала на то, что остаточная стоимость основных средств организации превысила установленный подпунктом 16 пункта 3 ст. 346.12 НК РФ лимит (100 млн. рублей), то в соответствии с пунктом 4.1 ст. 346.13 НК РФ общество утратило с 01.10.2015 право применять УСН, в этой связи у общества возникла, но не исполнена обязанность по исчислению и уплате налогов, предоставлению налоговой отчетности по общей системе налогообложения.

Выслушав доводы и пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд находит заявленные обществом требования в части доначисления налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.

По итогам проверки инспекцией акт налоговой проверки № 39 от 23.10.2018, согласно которому установлено завышение суммы расходов по УСН, что привело к неуплате налога в сумме 4 008 438 руб., доначислены НДС в сумме 20 171 792 руб., налог на прибыль организаций в сумме 16 434 646 руб., налог на имущество организаций в сумме 4 217 888 руб., также установлено несвоевременно перечисление НДФЛ в сумме 11 017 руб., в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс, НК РФ) начислены пени за неуплату УСН в сумме 1 523 008,76 руб., НДС в сумме 4 425 520,34 руб., налога на прибыль организаций в сумме 2 705 770,4 руб., налога на имущество организаций в сумме 892 315,75 руб., а также пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 14,13 руб.

ООО «Аквапарк», выражая несогласие с обстоятельствами, изложенными в акте, обратилось с возражениями. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки и возражений налогоплательщика вынесено решение от 11.12.2018 № 143 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Согласно пункту 6.1 статьи 101 НК РФ в дополнении к акту налоговой проверки указываются полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых. Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю составлено дополнение к акту налоговой проверки от 01.02.2019 № 9, согласно которому подтверждено установление завышение суммы расходов по УСН, что привело к неуплате налога в сумме 4 008 438 руб., доначислены НДС в сумме 20 171 792 руб., налог на прибыль организаций в сумме 16 434 646 руб., налог на имущество организаций в сумме 4 217 888 руб., также установлено несвоевременно перечисление НДФЛ в сумме 11 017 руб., в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ начислены пени за неуплату УСН в сумме 1 523 008,76 руб., НДС в сумме 4 425 520,34 руб., налога на прибыль организаций в сумме 2 705 770,4 руб., налога на имущество организаций в сумме 892 315,75 руб., а также пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 14,13 руб.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, возражений налогоплательщика, материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, возражений налогоплательщика на результаты дополнительных мероприятий вынесено решение от 18.03.2019 № 12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым решено доначислить ООО «Аквапарк» налог на добавленную стоимость (далее – НДС) в размере 20 034 796 руб., налог на прибыль организаций – 15 375 755 руб., налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) – 3 891 455 руб., налог на имущество организаций – 3 470 783 руб., пени по состоянию на 18.03.2019 на общую сумму 12 342 114,76 руб., а также налогоплательщик привлечен к ответственности на основании ст. 119, пп. 1, 3 ст. 122, ст. 126 НК РФ в виде штрафов на общую сумму 25 568 134 руб.

Не согласившись с решением от 18.03.2019 № 12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, заявитель в соответствии со статьями 101.2, 137-139.1 НК РФ обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Ставропольскому краю.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика УФНС России по Ставропольскому краю вынесено решение от 01.07.2019 № 08-21/019402, согласно которому апелляционная жалоба заявителя удовлетворена в части снижения штрафных санкций в сумме 12 538 590,50 руб.

Одновременно, с решением УФНС России по Ставропольскому краю от 01.07.2019 № 08-21/019402 Межрайонной ИФНС России №12 по Ставропольскому краю вынесено решение от 01.07.2019 № 12/1 о внесении изменений в решение от 18.03.2019 г. № 12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно вынесенному дополнительному решению предложено внести изменения как в описательную часть решения от 18.03.2019 № 12, так и в резолютивную в соответствии с которой предложено доначислить УСН в размере 3 891 455 руб., НДС в размере в размере 20 034 796 руб., налога на прибыль организаций в размере 15 163 243 руб., налога на имущество организаций в размере 3 761 757 руб. в порядке, предусмотренном ст.75 НК РФ начислены пени за неуплату УСН в сумме 1 623 771,86 руб., НДС в сумме 5 091 970,54 руб., налога на прибыль организаций в сумме 4 657 511,36 руб., налога на имущество организаций в сумме 978 946,15 руб., а также налогоплательщик привлечен к ответственности на основании ст. 119, пп. 1, 3 ст. 122, ст. 126 НК РФ в виде штрафов на общую сумму 25 077 181 руб.

Полагая, что решение Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю о привлечении ООО «Аквапарк» к ответственности за совершение налогового правонарушения № 12 от 18.03.2019 с внесенных изменений на основании решения от 01.07.2019 г. 12/1 не соответствует действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Удовлетворяя заявление общества, суд руководствуется следующим.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки инспекцией установлено, что в проверяемом периоде с 10.10.2014 по 31.12.2016 общество в соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ являлось плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ объектом налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов по ставке налога – 15 %.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения (общим режимом налогообложения), установленной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения заявителем в спорном периоде предусматривало его освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и налога на добавленную стоимость, кроме уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ, если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или несоответствие указанным требованиям.

Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей не вправе применять упрощенную систему налогообложения. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ, амортизируемым имуществом, признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб.

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (пункт 4 статьи 259 НК РФ).

Таким образом, для начала начисления амортизации по основному средству необходимо ввести его в эксплуатацию.

Статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В период возведения объектов основных средств все затраты, связанные с этим процессом (включая расходы на приобретение и снос мешающих строительству построек), в бухгалтерском учете аккумулируются на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" (субсчет 08-3 "Строительство объектов основных средств").

В силу п. 8 ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, указанные затраты формируют первоначальную стоимость создаваемого объекта капитального строительства как затраты, связанные с сооружением нового объекта основных средств.

Судом на основании материалов дела установлено, что ООО «Аквапарк» зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости:

- нежилое помещение, с кадастровым номером №26-26-12/009/2009-613, помещения №1-45, 45а, 45б,46-51, 79, 100, 100а, 101, 101а, 102, 102а, 103, 103а, 104, 105, 105а, 106-122, 124, 125, 125а, 126-199, 201-321, 323-333, этаж 1, 2, 3, подвал, адрес месторасположения: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д.75А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.06.2011 № 26-АЗ 468155;

- нежилое помещение, с кадастровым номером №26-26-12/009/2009-610, помещение № 123, этаж 2, адрес месторасположения: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д.75А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.06.2011 № 26-АЗ 468156;

- нежилое помещение, с кадастровым номером №26-26-12/009/2009-612, помещение № 322, этаж 3, адрес месторасположения: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д.75А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.06.2011 №26-АЗ 468158;

- нежилое помещение, с кадастровым номером №26-26-12/009/2009-611, помещение №200, этаж 2, адрес месторасположения: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д.75А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.06.2011 №26-АЗ 468157.

Общая площадь нежилых помещений, принадлежавших ООО «Аквапарк» на праве собственности по состоянию на 01.07.2011 составляла 18132.1 кв.м. Указанные помещения являются частью помещений, расположенных на территории здания коммерческого назначения по ул. Доваторцев, д.75А Торгового центра «Коsмос» (далее – Торговый центр).

Также, судом установлено, что остальная часть помещений, расположенных на территории торгового центра, принадлежали на праве собственности другой организации - ООО «Ставропольторг».

Таким образом, собственниками помещений торгового центра, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д.75 А, в 2011 году являлись ООО «Аквапарк» и ООО «Ставропольторг».

В 2012 году собственниками помещений решено провести реконструкцию водного оздоровительно-развлекательного комплекса, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А, в квартале 528. Водный оздоровительно-развлекательный комплекс располагался на территории, прилегающей к торговому центру, таким образом, собственниками принято решение реконструировать данный комплекс изменить его функциональное назначение, пристроить к зданию торгового центра.

Исходя из материалов дела следует, что между ООО «Аквапарк» и ООО «Ставропольторг» заключен договор подряда от 30.06.2012, в соответствии с которым ООО «Аквапарк», выступающее по данному договору «Заказчиком», поручает ООО «Ставропольторг» - «Подрядчику» выполнить комплекс работ на объекте: «Водный оздоровительно-развлекательный комплекс по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А.

Также, между собственниками заключен договор на выполнение функций заказчика от 02.07.2012 № 01-07/2012, согласно которому сторонами определено, что ООО «Ставропольторг», являясь в рамках данного договора «Техническим Заказчиком», выполняет функции технического заказчика и технического надзора за реконструкцией Водного оздоровительно-развлекательного комплекса.

ООО «Аквапарк» получено одобрение Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя на проведение реконструкции Водного оздоровительно-развлекательного комплекса и возведению пристройки к зданию торгового центра, что подтверждается разрешением на строительство (реконструкцию) от 20.06.2013 № RU26309000-0538-C.

В целях дальнейшего проведения реконструкции взамен ранее выданного разрешения на строительство (реконструкцию) от 20.06.2013 № RU26309000-0538-C Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя ООО «Аквапарк» и ООО «Ставропольторг» выдано разрешение от 10.12.2015 №26-309000-717с-2015.

15 декабря 2015 года Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя ООО «Аквапарк» выдано разрешение на ввод в эксплуатацию реконструированного Объекта.

Согласно материалам имеющимся в деле между ООО «Аквапарк» и ООО «Ставропольторг» 15.12.2015 между ООО «Аквапарк» и ООО «Ставропольторг» заключено соглашение о распределении долей в общедолевой собственности, согласно которому в результате реконструкции объекта капитального строительства «Водный оздоровительно-развлекательный комплекс», расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А увеличена площадь здания до 107 199,5 кв.м., далее собственники, принимая во внимание фактическое участие каждой из сторон в процессе финансирования и материального обеспечения работ по реконструкции здания, определили размер доли каждой из сторон в общедолевой собственности в следующем размере: ООО «Аквапарк» (Заказчику – Застройщику 1) - 1401/5000 доли, ООО «Ставропольторг» (Заказчику - Застройщику 2) - 3599/5000 доли.

Также, в материалах дела имеется приказ от 15.12.2015, которым ООО «Аквапарк» в целях пополнения оборотных активов Общества на основании протокола общего собрания участников принимает решение о продаже 50 % площадей, находящихся в общедолевой собственности по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 75 А, с отражением в учете общества данных помещений в качестве «Товара».

Налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки разрешение на ввод в эксплуатацию расценено как готовность реконструированного объекта капитального строительства к использованию, что, следовательно, послужило основанием к выводам о необходимости принятия ООО «Аквапарк» реконструированного объекта к бухгалтерскому учету в качестве основного средства.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Согласно статье 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Выдаваемое на основании статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и возможности его эксплуатации. Этот документ удостоверяет иные характеристики объекта, а именно его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство.

При выполнении после получения разрешения на ввод в эксплуатацию отделочных работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию, основания для квалификации этого объекта в качестве основного средства отсутствуют.

Данный вывод основывается также на применении норм законодательства о бухгалтерском учете, регламентирующих формирование первоначальной стоимости основных средств при принятии их к учету. Согласно пунктам 23, 24, 26, 32 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 № 91н, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, в которую включаются также затраты на приведение основных средств в состояние, пригодное для использования. Это правило подлежит применению вне зависимости от основания возникновения у организации права на соответствующий объект - как в случае его приобретения, так и при создании.

Таким образом, реконструированный объект недвижимости не отвечает признакам основного средства при невозможности его использования на момент получения разрешения на ввод в эксплуатацию и продолжении выполнения после получения этого разрешения отделочных работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию. При этом позиция суда согласуется с позицией, изложенной Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 № ВАС-4451/10 по делу N А56-21007/2008.

Налоговым органом в отзыве и дополнениях к нему указано на то, что ООО «Аквапарк» после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию не проводились дополнительные работы по доведению реконструированного объекта до готовности.

Вместе с тем указанный довод инспекции отклоняется судом, поскольку противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам, которые указывают на проведение отделочных работ, монтажных работ по установке системы пожарной сигнализации, прокладке внутренних инженерных коммуникаций.

Так, в соответствии с Актом приемки выполненных работ по форме КС-2 №2 от 18.01.2016 проводились работы по монтажу лестничных ограждений из черного металла;

Акты приемки выполненных работ по форме КС-2 №1 и №2 от 28.01.2016 указывают на выполнение комплекса работ по монтажу системы пожарной сигнализации и оповещения на 1-м и 2-м этажах;

Актом приемки выполненных работ по форме КС-2 №029-16 от 31.01.2016 подтверждается монтаж и пуско-наладка системы диспетчеризации и диагностики (5 лифтов), подрядчик – ООО «Отис лифт»;

Актом приемки выполненных работ по форме КС-2 №1 от 11.02.2016 проведение монтажа и пуско-наладка лифтового оборудования;

Актом приемки выполненных работ по форме КС-2 №1 от 12.02.2016 проведение ремонтных работы (кладка перегородок из кирпича, устройство перегородок из стекла, устройство потолка и перегородок из ГКЛ и т.д.);

Актами приемки выполненных работ по форме КС-2 №1 и №2 от 04.03.2016 – устройство стяжки полка, устройство потолка, коробов, стен из ГКЛ, устройство навесных потолков;

Актом приемки выполненных работ по форме КС-2 №1 от 09.03.2016 – устройство перегородок из ГКЛ с утеплителем, облицовка стен по каркасу;

Актом приемки выполненных работ по форме КС-2 №2 от 03.03.2016 – кладка перегородок из кирпича на 2 и 3 этажах, кладка перегородок из кирпича на парковке;

Актом приемки выполненных работ по форме КС-2 №3 от 24.03.2016 – устройство потолка из ГКЛ на 3-м этаже, устройство подвесного потолка;

Актом приемки выполненных работ по форме КС-2 №4 от 05.05.2016 – устройство потолка, коробов, перегородок из ГКЛ, кладка перегородок из кирпича;

Актом приемки выполненных работ по форме КС-2 №1 от 11.05.2016 - комплекс работ по монтажу систем вентиляции, пожаротушения, водоснабжения, канализации, сантехнических работ,

Актом приемки выполненных работ по форме КС-2 №1 от 23.05.2016 - комплекс работ по монтажу насосной станции спринклерного пожаротушения;

Актом приемки выполненных работ по форме КС-2 №1 от 23.05.2016 и от 08.06.2016 – монтаж датчиков температуры в вытяжном канале, пуско-наладочные работы по количеству вентиляционных систем;

Актом приемки выполненных работ по форме КС-2 №1 от 25.05.2016 – комплекс работ по штукатурке поверхностей цементным раствором;

Актом приемки выполненных работ по форме КС-2 №1 от 31.05.2016 – комплекс работ по штукатурке поверхности цементным раствором, кирпичная кладка перегородок;

Актом приемки выполненных работ по форме КС-2 №6 от 28.06.2016 – облицовка стен по каркасу, устройство потолка, коробов, перегородок из ГКЛ, кладка перегородок из кирпича;

Актом приемки выполненных работ по форме КС-2 №5 от 08.06.2016 - устройство перегородок из ГКЛ, устройство пола из плитки стяжка и кладка плитки).

Принимая во внимание вышеуказанное налоговый орган при формировании довода о готовности объекта к использованию не учел проведение отделочных работ, монтажных работ по установке системы пожарной сигнализации, прокладке внутренних инженерных коммуникаций согласно вышеуказанных актов о приемке выполненных работ, а также не принял ко вниманию свидетельские показания прорабов ООО «Ставропольторг», полученные инспекцией в соответствии со ст. 90 НК РФ, отраженные в протоколах допроса свидетелей.

Согласно протоколу допроса № 1 от 09.01.2019, свидетель Крымский Владимир Александрович являясь прорабом ООО «Ставропольторг» пояснил, что, в 2016 году он занимался стяжкой полов, возведением стен общего пользования, установкой дверей, ж/б работами на объекте капитального строительства, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А.

Инспекция, приводя доводы о готовности объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А ссылается на объясненияведущего инженера отдела технической подготовки документов в области градостроительства Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя Филимонова О.В. данные в проколе опроса без даты и номера. Согласно данному опросу свидетель указывает на то, что выдачи разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию предполагает собой 100% готовность объекта к его дальнейшей эксплуатации, а представленное заключение Управлением Ставропольского края по строительству и жилищному надзору указывает на соответствие построенного Объекта проектной документации. Вместе с тем, инспекцией не приведено обоснования отношения свидетельских показаний Филимонова О.В. к согласованию и выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А, квартал 528.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 15.12.2015 № 26-309000-717-2015 выдано за подписью заместителя главы администрации г. Ставрополя, руководителя комитета градостроительства администрации г. Ставрополя Уварова А.В., исполнителями, осуществляющими проверку объекта капитального строительства проектно - сметной документации являлись Д.С. Громов, Е.П. Васильченко. А.Ю. Павлова, однако, указанные лица не были допрошены в ходе проведения налоговой проверки, в свою очередь подтверждения участия Филимонова О.В. в согласовании и выдаче ООО «Аквапарк» и ООО «Ставропольторг» разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75 А, квартал 528 налоговым органом в материалы дела не представлено.

Таким образом, довод инспекции о готовности объекта капитального строительства к использованию в связи с выдачей разрешения на ввод в эксплуатацию является необоснованным и не подтвержденным материалами дела.

Налоговым органом приведен довод о занижении обществом первоначальной стоимости объекта капитального строительства и необходимости его принятия к бухгалтерскому учету в полном объеме на 01 счет «Основные средства» вне зависимости от того, что в дальнейшем общество предполагает последующую перепродажу части помещений данного объекта. Кроме того, инспекцией указано на ошибочность действий общества по перенесению стоимости планируемых для продажи помещений, расположенных на территории торгового центра со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" на 41 счет «Товары».

С указанными выводами инспекции суд также не может согласиться на основании того, что в соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н (далее - ПБУ 6/01), актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Объект недвижимости, приобретенный для перепродажи, не может быть включен в состав внеоборотных активов в связи с невыполнением условия, установленного пп. "в" п. 4 ПБУ 6/01. В данной ситуации, руководствуясь п. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, и Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, недвижимое имущество следует принимать к учету на счете 41 "Товары".

В связи с изложенным недвижимое имущество (помещения), приобретаемые субъектами предпринимательства в целях последующей перепродажи, не принимается к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств и амортизируемым имуществом также не признается.

Таким образом, при определении размера остаточной стоимости основных средств в целях соответствия требованию, установленному пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, стоимость недвижимого имущества (помещения), приобретенных в рамках предпринимательской деятельности для дальнейшей перепродажи и учитываемого в качестве товара, не учитывается.

В подтверждение намерения продать объекты недвижимости (помещения, расположенные в реконструированной части торгового центра) обществом представлен в материалы дела приказ от 15.12.2015, которым принято решение о продаже 50 % площадей, находящихся в общедолевой собственности по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 75 А.

Также, в целях подтверждения исполнения намерения о продаже части помещений обществом представлены в материалы дела договоры купли-продажи помещений.

Согласно договору купли-продажи недвижимого имущества от 30.06.2016 № 05/2016 заключенному между ООО «Аквапарк», ООО «Ставропольторг» выступающие как «Продавцы» продают, т.е. передают в собственность ООО «Таймас-Строй» выступающее в качестве «Покупателя» нежилое помещение, площадью 2 440,3 кв.м. номера на поэтажном плане №594-596, 598-610, 612-619 3 этаж; нежилое помещение площадью 267.8 кв.м. номера на поэтажном плане №579-581 3 этаж. Общая площадь, проданная ООО «Таймас-Строй» составила 2 708.10 кв.м.

В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 30.09.2016 заключенного между ООО «Аквапарк», ООО «Ставропольторг» выступающие как «Продавцы» продают, т.е. передают в собственность ООО «Космос МЦ» выступающее в качестве «Покупателя» нежилое помещение, площадью 5438.8 кв.м. номера на поэтажном плане №370, 372-374, 396-400, 405, 408-423, 425-436, 445 1 этаж. Общая площадь, проданная ООО «Космос МЦ» составила 5438.80 кв.м.

Согласно с условиями договора купли-продажи недвижимого имущества от 30.12.2016 № 12-Т/2016, заключенного между ООО «Аквапарк», ООО «Ставропольторг» выступающие как «Продавцы» продают, т.е. передают в собственность ООО «Трейд Центр» выступающее в качестве «Покупателя» нежилое помещение, площадью 4251.8 кв.м. номера на поэтажном плане № 447, 448, 462-466, 474, 479-481, 492-495, 497-506 2 этаж. Общая площадь, проданная ООО «Трейд Центр» составила 4251.8 кв.м.

Также, в соответствии с условиями договора купли-продажи недвижимого имущества от 30.06.2016 № 12/2016, заключенного между ООО «Аквапарк», ООО «Ставропольторг» выступающие как «Продавцы» продают, т.е. передают в собственность ООО «ЕвроДом» выступающее в качестве «Покупателя» нежилое помещение, площадью 6444.50 кв.м. номера на поэтажном плане № 637, 670, 676-678, 680, 682, 683, 685-688, 696-703 4 этаж; Общая площадь, проданная ООО «ЕвроДом» составила 6444.50 кв.м.

Относительно довода инспекции о занижении первоначальной стоимости объекта капитального строительства, который необходимо принять к бухгалтерскому учету.

Суд в совокупности оценил материалы дела и доказательства, представленные сторонами, в результате чего пришел к выводу о несостоятельности выводов инспекции.

Согласно положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. Счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" предназначен для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств.

Данная норма во взаимодействии с пунктом 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств утверждённых Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 №91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств" устанавливает право руководителя организации принимать решение об учете указанных выше объектов недвижимости в качестве основных средств, если окончательно сформирована первоначальная стоимость объекта и на объекте ведется хозяйственная деятельность.

В соответствии с пунктами 7 и 8 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Сформированная первоначальная стоимость объектов основных средств, принятых в эксплуатацию и оформленных в установленном порядке, списывается со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счета 01 "Основные средства".

Исходя из текста решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 12 от 18.03.2019 с учетом внесенных изменений на основании решения от 01.07.2019 № 12/1, первоначальная стоимость объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А пристройка к торговому центру определена в размере 177 190 779,80 руб., также налоговым органом принята ранее учтенная остаточная стоимость помещений, расположенных на территории Торгового центра «Коsмос» расположенного по ул. Доваторцев, д.75А, принятых к бухгалтерскому учету до реконструкции в размере 34 634 762,02 руб. (по состоянию на 31.12.2015 г.).

Таким образом, остаточная стоимость помещений объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А после реконструкции определенная налоговым органом составила 211 825 541,82 руб. (177 190 779,80 руб. (затраты на реконструкцию 2015 года) + 34 634 762,02 руб. (остаточная стоимость помещений ранее учтенная)).

Как следует из табличного расчета, приведенного на странице 2 решения от 01.07.2019 № 12/1 о внесении изменений в решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 12 от 18.03.2019 следует, что затраты на реконструкцию согласно актами приемки выполненных работ по форме КС-2 за период 2014 года составили - 41 288 172,44 руб., за период 2015 года – 177 190 779,80 руб., остаточная стоимость помещений торгового центра, ранее принятая к бухгалтерскому учету с учетом амортизации по состоянию на 31.12.2015 составила 34 634 762,02 руб. Отсюда следует, что налоговым органом при определении первоначальной стоимости объекта капитального строительства расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А не были учтены затраты на реконструкцию понесенные в период 2014 года, что указывает на несостоятельность расчета по определению первоначальной стоимости объекта капитального строительства.

Общество в рамках настоящего дела указало на недействительности оспариваемого решения инспекции, отсутствии оснований для доначисления ему, начиная с 4 квартала 2015 года, налогов по общей системе налогообложения, поскольку стоимость основных средств определена налоговым органом неверно.

Общество указывает на то, что между сторонами возник спор относительно включения в общую стоимость затрат на реконструкцию объекта капитального строительства «Водный оздоровительно-развлекательный комплекс», расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А.

Заявитель полагает, что выводы налогового органа о том, что указанные объекты в размере их полной стоимости принадлежат ООО «Аквапарк» и должны учитываться им при расчете стоимости основных средств, являются ошибочным, ввиду того, что работы по созданию спорного объекта велись с учетом фактического финансирования собственниками торгового центра, соответственно, у участников которого возникло право общей долевой собственности на построенный объект, затраты распределены между ними пропорционально понесенному финансированию.

Стоимость реконструируемого объекта сформирована сторонами исходя из фактического участия каждой из сторон в процессе финансирования и материального обеспечения работ по реконструкции здания. ООО «Аквапарк» определено принять на затраты на основании актов выполненных работ стоимость объекта капитального строительства в размере 121 546 584 руб., что соответствует распределенной доле 1401/5000. Указанные затраты соответствуют площадям, которые были распределены между сторонами пропорционально понесенным затратам, принадлежащих собственникам из расчета 1401/5000 доли - ООО «Аквапарк» и 3599/5000 доли - ООО «Ставропольторг».

Как следует из материалов дела общая площадь нежилых помещений, принадлежавших ООО «Аквапарк» до реконструкции составляла 18 132.1 кв.м. Указанные помещения являются частью помещений, расположенных на территории здания коммерческого назначения по ул. Доваторцев, д.75А Торгового центра «Коsмос», что соответствовало стоимости 34 634 762,02 руб. (по состоянию на 31.12.2015 г.). Указанные обстоятельства не оспариваются налоговым органом.

В результате реконструкции ООО «Аквапарк» получено дополнительных площадей в размере 10 973,87 кв.м., что соответствует стоимости объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А в размере 121 546 584 руб.

Как следует из материалов дела, затраты, формирующие стоимостную оценку объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А пристройка к торговому центру, ООО «Аквапарк» учитывало на основании представленных актов приемки выполненных работ по форме КС-2 по согласованию с ООО «Ставропольторг», с целью исключения задвоенного принятия к учету стоимости затрат на реконструкцию объекта капитального строительства.

Далее, из совокупности материалов дела суд пришел к выводу о том, что на основании приказа от 15.12.2015 ООО «Аквапарк» принято решение о продаже 50% площади помещений, полученных в результате реконструкции, то обществом правомерно отнесены на счет 41 «Товары» как объекты недвижимого имущества, предназначенные для перепродажи стоимость в размере 60 773 292 руб., что составляет 50 % от стоимости объекта капитального строительства, полученного в результате реконструкции. Указанная стоимостная оценка соответствует площадям помещений, которые впоследствии были проданы по договорам купли-продажи.

Согласно материалам дела остальную часть помещений ООО «Аквапарк» мог использовать в целях коммерческой аренды, и соответственно, стоимость капитальных вложений отражать как стоимость основных средств согласно положениям ПБУ 6/01, что составляет 60 773 292 руб. их площадь соответствует 5694,01 кв.м. Исходя из расчетов площади полученной ООО «Аквапарк» после реконструкции общество могло распоряжаться и извлекать прибыль из помещений площадь которых составила 5694,01 кв.м. (10973,87 кв.м. общая площадь ООО «Аквапарк» после реконструкции- 5279,86 кв.м. площади предназначенные для продажи).

Налоговым органом в ходе проведения выездной налоговой проверки не были приняты во внимание обстоятельства необходимости деления затрат пропорционально фактическому финансированию. В рамках проведения выездной налоговой проверки инспекция не провела мероприятия налогового контроля по установлению объема принятых к учету затрат ООО «Ставропольторг», в связи с чем суд не может на основании материалов налоговой проверки установить объем отнесения затрат на каждого из собственников помещений.

Вместе с тем, обществом представлена в материалы дела сверка, проведенная между ООО «Аквапарк» и ООО «Ставропольторг» по затратам учтенным сторонами по актам приемки выполненных работ по форме КС-2 (письмо от 28.12.2019 № 97/12-19). Согласно приложению №1 к письму от 28.12.2019 № 97/12-19 ООО «Ставропольторг» указало, что не отразило у себя затраты по актам приемки выполненных работ и данные затраты подлежат отражению в бухгалтерском учете у ООО «Аквапарк»:

Акт приемки выполненных работ по форме КС-2 от 30.06.2015 №19 на сумму 4 249 999,75 руб.,

Акт приемки выполненных работ по форме КС-2 от 30.06.2015 №20 на сумму 5 016 123,34 руб.,

Акт приемки выполненных работ по форме КС-2 от 30.06.2015 № 21 на сумму 244 333,16 руб.,

Акт приемки выполненных работ по форме КС-2 от 30.06.2015 № 22 на сумму 5 347 786,08 руб.,

Акт приемки выполненных работ по форме КС-2 от 30.09.2015 № 27 на сумму 2 100 017,68 руб.,

Акт приемки выполненных работ по форме КС-2 от 30.09.2015 № 28 на сумму 13 948 224,90 руб.,

Акт приемки выполненных работ по форме КС-2 от 15.12.2015 № 29 на сумму 13 128 388,94 руб.,

Акт приемки выполненных работ по форме КС-2 от 15.12.2015 № 30 на сумму 945 106,84 руб.,

Акт приемки выполненных работ по форме КС-2 от 15.12.2015 № 31 на сумму 1 983 768,22 руб.,

Акт приемки выполненных работ по форме КС-2 от 17.12.2015 № 32 на сумму 13 119 365,33 руб.,

Акт приемки выполненных работ по форме КС-2 от 17.12.2015 № 33 на сумму 6 984 004,99 руб.,

Акт приемки выполненных работ по форме КС-2 от 31.12.2015 № 34 на сумму 3 963 325 руб.,

Акт приемки выполненных работ по форме КС-2 от 31.12.2015 № 35 на сумму 15 020 390,92 руб.,

Акт приемки выполненных работ по форме КС-2 от 31.12.2015 № 36 на сумму 8 092 897,90 руб.,

Акт приемки выполненных работ по форме КС-2 от 31.12.2015 № 40 на сумму 3 283 636,86 руб.

Таким образом, из данной сверки следует, что ООО «Аквапарк» не должно было принимать расходы по актам приемки выполненных работ по форме КС-2 составленным сторонами в период 2014 года, поскольку данные затраты учитывались в бухгалтерском учете ООО «Ставропольторг».

Аналогично касается затрат 2015 года, поскольку они также частично были учтены ООО «Ставропольторг» в стоимости вложений во внеоборотных активы. ООО «Аквапарк» могло учитывать у себя в составе капитальных вложений затраты в сумме 97 427 369,91 руб., однако, налоговым органом в ходе проверки вменяются обществу затраты за 2015 год в сумме 177 190 779,80 руб., что является необоснованным, так как данные расходы вменяются без учета сверки со вторым инвестором.

Вместе с тем, в ходе судебном разбирательства с целью объективного формирования первоначальной стоимости объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г.Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А обществом заявлено, что инспекцией не приняты во внимание затраты, понесенные в период 2012-2013 года, т.е. с начала реконструкции.

Налоговый орган в судебном заседании представил расчет, который отражен в дополнении к отзыву от 02.12.2019 № 07-40/611 согласно которому остаточная стоимость объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А определена в сумме 294 132 753,07 руб. из которых затраты на реконструкцию составили 259 497 991,05 руб. + 34 634 762,02 руб. (остаточная стоимость помещений ранее учтенная).

Разницу в определении остаточной стоимости объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А указанную в оспариваемом решении (211 825 541,82 руб.) и дополнении к отзыву (294 132 753,07 руб.) представители инспекции пояснить не смогли, как и не смогли представить пояснения относительно того какую же из приведенных стоимостей надлежит принимать за основу для принятия к бухгалтерского учета в качестве первоначальной стоимости объекта.

Суд, исследовав материалы дела и доводы сторон пришел к выводу о необоснованности доводов, заявленных налоговым органом в части завышения первоначальной стоимости объекта капитального строительства, полученного в результате реконструкции «Водный оздоровительно-развлекательный комплекс», расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А.

Суд, проверяя законность и обоснованность доводов налогового органа, отраженных в оспариваемом решении, исследовал обстоятельства возможности фактического использования помещений Торгового центра в реконструированной части.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения налоговой проверки налоговым органом установлен факт использования объекта капитального строительства, полученного в результате реконструкции «Водный оздоровительно-развлекательный комплекс», расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А в предпринимательской деятельности ООО «Аквапарк» с 15.12.2015, т.е. с момента выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию. Инспекцией указано на заключение предварительных договоров аренды с арендаторам ИП Якушев А.А., ООО «Скартел», АО «Русская телефонная компания», ООО «Ювелирный дом «Кристалл», ООО «Алькор и Ко», ИП Иванова Л.Н., ИП Ряполова Е.И., ИП Агаджанов А.Ю., ООО «Лента», «Синема парк» (ООО «Райзинг Медиа Стар»), в связи с чем данный объект находился в состоянии, пригодном для использования, соответственно, должен был приниматься в бухгалтерском учете в качестве основных средств.

Вместе с тем суд, проанализировав материалы дела, пришел следующему выводу.

Согласно условиям предварительного договора аренды, заключенного между ООО «Аквапарк» (Арендодатель) и ИП Якушевым А.А. (Арендатор) от 10.02.2016 №АК2-518/1 передана часть помещения в размере 9 кв.м. Арендатором произведена оплата обеспечительного взноса (12.02.2016), что подтверждается выпиской о движении денежных средств по счетам ООО «Аквапарк».

В соответствии с п.1 раздела 3 «Обустройство и ремонт» предварительного договора аренды от 10.02.2016 №АК2-518/1 указано, что Арендодатель передает помещение Арендатору в следующей готовности: полы песчанно - цементная стяжка, потолки - железобетонное перекрытие, витрины и двери на фасаде помещения отсутствуют. Согласно, пункту 3.5 предварительного договора аренды имеется указание на то, что Арендатор обязуется осуществить в помещении подготовительные работы для доступа покупателей в соответствии со всеми государственными и иными разрешениями, необходимыми для выполнения таких работ, силами высококвалифицированных подрядных организаций, с применением высококачественных сертифицированных материалов, отвечающих, в том числе, требованиям СЭС, противопожарной безопасности, при соблюдении норм отделки, устанавливаемых Арендодателем, и завершить их за 7 календарных дней до даты открытия здания для посетителей.

Следует вывод о том, что заключив предварительный договор аренды от 10.02.2016 №АК2-518/1, стороны оговаривают факт проведения ремонтных работ (подготовительных работ), а также условия настоящего договора свидетельствуют о факте не готовности помещений при передаче их Арендаторам, а также указывают на факт, что здание ТРЦ «Космос» в реконструированной его части на 10.02.2016 еще не было открыто для посетителей, что в свою очередь опровергает позицию налогового органа о готовности помещений и использовании данного здания в полном объеме.

Согласно предварительному договору аренды, заключенному между ООО «Аквапарк» (Арендодатель) и ООО «Скартел» (Арендатор) от 14.02.2016 № АК2-01/01 передана часть помещения в размере 6 кв.м. Арендатором произведена оплата обеспечительного взноса (17.02.2016), что подтверждается банковской выпиской по контрагенту ООО «Скартел».

Согласно договору передаваемое помещение располагается на 1 этаже реконструированного здания, а поскольку, на момент приема - передачи помещения на первом этаже не были разграничены и не имелось возможности указать на конкретное помещение, то помещение передавалось Арендатору по расположению в осях И-К/9-10.

В соответствии с п.1 раздела 3 «Обустройство и ремонт» предварительного договора аренды от 14.02.2016 № АК2-01/01 указано, что Арендодатель передает помещение Арендатору в следующей готовности: полы песчанно- цементная стяжка, потолки- железобетонное перекрытие, витрины и двери на фасаде помещения отсутствуют. Согласно, пункту 3.5 предварительного договора аренды имеется указание на то, что Арендатор обязуется осуществить в помещении подготовительные работы для доступа покупателей в соответствии со всеми государственными и иными разрешениями, необходимыми для выполнения таких работ, силами высококвалифицированных подрядных организаций, с применением высококачественных сертифицированных материалов, отвечающих, в том числе, требованиям СЭС, противопожарной безопасности, при соблюдении норм отделки, устанавливаемых Арендодателем, и завершить их за 7 календарных дней до даты открытия здания для посетителей.

Из указанного также следует вывод о том, что заключив предварительный договор аренды от 14.02.2016 №АК2-01/01, стороны оговаривают факт проведения ремонтных работ (подготовительных работ), а также условия настоящего договора свидетельствуют о факте не готовности помещений при передаче их Арендаторам, а также указывают на факт, что здание ТРЦ «Космос» в реконструированной его части на дату 21 февраля 2016 года (акт приема- передачи помещения по договору) еще не было открыто для посетителей, что в свою очередь опровергает позицию налогового органа о готовности помещений и использовании данного здания в полном объеме.

Согласно предварительному договору аренды, заключенному между ООО «Аквапарк» (Арендодатель) и АО «Русская Телефонная Компания» (Арендатор) от 19.02.2016 № АК2-428 передана часть помещения в размере 50 кв.м. Арендатором произведена оплата обеспечительного взноса (04.03.2016), что подтверждается банковской выпиской по контрагенту АО «Русская Телефонная Компания».

Согласно договору передаваемое помещение располагается на 1 этаже реконструированного здания, а поскольку, на момент приема - передачи помещения на первом этаже не были разграничены и не имелось возможности указать на конкретное помещение, то помещение передавалось Арендатору по расположению в осях Г-Д/10-12.

В соответствии с п.1 раздела 3 «Обустройство и ремонт» предварительного договора аренды от 19.02.2016 № АК2-428 указано, что Арендодатель передает помещение Арендатору в следующей готовности: полы песчанно- цементная стяжка, потолки- железобетонное перекрытие, витрины и двери на фасаде помещения отсутствуют. Согласно, пункту 3.5 предварительного договора аренды имеется указание на то, что Арендатор обязуется осуществить в помещении подготовительные работы для доступа покупателей в соответствии со всеми государственными и иными разрешениями, необходимыми для выполнения таких работ, силами высококвалифицированных подрядных организаций, с применением высококачественных сертифицированных материалов, отвечающих, в том числе, требованиям СЭС, противопожарной безопасности, при соблюдении норм отделки, устанавливаемых Арендодателем, и завершить их за 7 календарных дней до даты открытия здания для посетителей.

Таким образом, заключив предварительный договор аренды от 19.02.2016 № АК2-428, стороны оговаривают факт проведения ремонтных работ (подготовительных работ), а также условия настоящего договора свидетельствуют о факте не готовности помещений при передаче их Арендаторам, а также указывают на факт, что Здание ТРЦ «Космос» в реконструированной его части на дату заключения предварительного договора еще не было открыто для посетителей, что в свою очередь опровергает позицию налогового органа о готовности помещений и использовании данного здания в полном объеме.

Между ООО «Аквапарк» (Арендодатель) и ООО «Ювелирный дом «Кристалл» (Арендатор) заключен договор аренды от 01.04.2016 № АК-4281/16 передана часть помещения в размере 108,9 кв.м. Арендатором произведена оплата обеспечительного взноса (07.04.2016), что подтверждается банковской выпиской по контрагенту ООО «Ювелирный дом «Кристалл».

В соответствии с п.5.1.7 раздела 5 «Подготовка помещения к открытию. Обустройство и ремонт» договора аренды от 01.04.2016 № АК-4281/16 Арендатор обязуется осуществить в помещении подготовительные работы для доступа покупателей в соответствии со всеми государственными и иными разрешениями, необходимыми для выполнения таких работ, силами высококвалифицированных подрядных организаций, с применением высококачественных сертифицированных материалов, отвечающих, в том числе, требованиям СЭС, противопожарной безопасности, при соблюдении норм отделки, устанавливаемых Арендодателем. Изложенные выше обстоятельства указывают на то, что даже на момент заключения договора 01.04.2016 помещения требовали обустройства.

Исходя из документов, имеющихся в материалах дела относительно арендаторов ООО «Лента» и «Синема парк» (ООО «Райзинг Медиа Стар») суд приходит к выводу об использовании помещений с 2016 года, потому как согласно выписке о движении денежных средств по счетам оплата арендных платежей в период 2015 года не производилась. В 2015 году со стороны арендаторов поступил обеспечительный взнос, который перечисляется вне зависимости от использования помещений и не может быть приравнен к платежам, полученным ООО «Аквапарк» в связи с использованием площадей арендаторами.

Также суд принимает во внимание то, что ООО «Райзинг Медиа Стар», выступающее в качестве арендатора по предварительному договору аренды от 15.08.2013 № СП-06305 обратилось к ООО «Аквапарк» с претензией от 10.12.2015 согласно которой не была произведена передача помещения в зоне кинокомплекса «Синема парк», так как по состоянию на дату подготовки претензии (10.12.2015) помещения были в ненадлежащем для его использования состоянии, не выполнены отделочные работы, работы по монтажу тепло и вентиляционной системы, и, соответственно, Арендатором устанавливаются сроки для устранения недоделок по помещениям.

Соответственно, с учетом претензии, выставленной от имени ООО «Райзинг Медиа Стар», довод налогового органа о готовности помещения к использованию на дату 15.12.2015 (момент выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию) не могут быть подтверждены.

Факт регистрации контрольно-кассовой техники арендаторами по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д. 75А, т.е. по месту обособленных подразделений арендаторов не свидетельствует о фактическом осуществлении предпринимательской деятельности.

Также, судом исследованы доводы общества о неготовности помещений, переданных арендаторам по заключенным предварительным договорам аренды.

Между ООО «Аквапарк» (Арендодатель) и ООО «Алькор и Ко» (Арендатор) от 08.02.2016 № АК2-12/25 передаются помещения общая площадь которых составляет 718,26 кв.м. В соответствии с выпиской о движении денежных средств по счету ООО «Аквапарк» арендатором произведена оплата обеспечительного взноса (16.02.2016), арендная плата же данным Арендатором оплачивалась начиная с 05.07.2016.

После заключения предварительного договора аренды 08.02.2016 №АК2-12/25 между ООО «Аквапарк» (Арендодатель) и ООО «Алькор и Ко» (Арендатор), последним подготовлен дизайн-проект магазина «Летуаль». Магазин «Летуаль» арендатор планировал разместить на территории, предоставленной в аренду. Обществом в материалы дела представлена копия дизайн-проекта магазина «Летуаль», в котором имеется фотофиксация помещений, передаваемых ООО «Алькор и Ко», и к которым арендатором будут применены архитектурные и конструктивные решения, утвержденные настоящим дизайн-проектом.

Фотофиксация, которая имеется в составе документации дизайн-проекта магазина «Летуаль» состоит из 6 фотографий: фото 1, 2, 3 отражают состояние помещений 1 этажа, на которых видно, что помещения имеют кирпичные перегородки без отделки, несущие стены, представляют собой железобетонные плиты; фото 4, 5, 6 отражают состояние арендованных помещений, размещенных на 2 этаже, из на которых видно, что 2 этаж представляет собой пространство этажа без перегородок, без разделения на отдельные помещения.

С учетом вышеописанных обстоятельств, суд находит доводы налогового органа не подтвержденными, материалы дела в их совокупности указывают на невозможность использования помещений, располагающихся на территории «Мегацентр «Космос» в период 4 квартал 2015 года.

Также, в материалах дела имеется соглашение от 06.05.2016, заключенное между ООО «Аквапарк» и ООО «Ставропольторг» о разделе нежилого здания на части, прекращения права общей долевой собственности на часть помещений и выделе в натуре доли в праве общей собственности в нежилом здании.

В соответствии с соглашением от 06.05.2016 собственники решили, что имеется необходимость о распределении помещений и закрепление этих помещений с нумерацией за конкретным собственником в соответствии с определенной долей права собственности на которую ранее у собственников зарегистрировано право собственности (свидетельство о государственной регистрации права на долю 1401/5000 в общей долевой собственности от 06.05.2016 26АК № 636817 ООО «Аквапарк»; свидетельство о государственной регистрации права на долю 3599/5000 в общей долевой собственности от 06.05.2016 26АК № 636816 ООО «Ставропольторг»).

По результатам распределения помещений в соответствии с определенной долей собственниками зарегистрировано право конкретные помещения. ООО «Аквапарк» зарегистрировало право собственности на следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, д.75, корп.А., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.06.2016:

- нежилое помещение, с кадастровым номером № 26:12:012102:828, площадью 19043.2 кв.м., в соответствии с номерами на поэтажном плане: цокольный этаж: 330-333; 1 этаж: 1-7, 17-45, 45а, 45б, 46-51, 79, 100, 100а, 101, 101а, 102, 102а, 103, 103а, 104, 105, 105а, 112, 113, 06, 725-737; 2 этаж:114-122, 124, 125, 125а, 126-143, 145-160, 162, 169-199, 201-227, 232-235, 740-755; 3 этаж: 249-281, 294, 295, 302-308, 310-321, 323-329, 782-813; Цокольный этаж: цоколь 1, 2, 3;

- нежилое помещение, с кадастровым номером №26:12:012102:830, площадью 104 кв.м., в соответствии с номерами на поэтажном плане: 2 этаж пом.№200;

- нежилое помещение, с кадастровым номером №26:12:012102:832, площадью 102.6 кв.м., в соответствии с номерами на поэтажном плане: 2 этаж пом.№123;

- нежилое помещение, с кадастровым номером №26:12:012102:7707, площадью 858 кв.м., в соответствии с номерами на поэтажном плане: 1 этаж: 738, 739; 2 этаж 756-781;

- нежилое помещение, с кадастровым номером №26:12:012102:7708, площадью 5557,3 кв.м., в соответствии с номерами на поэтажном плане: 2 этаж 447, 448, 462-466, 474, 479-481, 492-495, 497-506, 509-511, 513, 514;

- нежилое помещение, с кадастровым номером №26:12:012102:7709, площадью 5772,7 кв.м., в соответствии с номерами на поэтажном плане: 1 этаж 370, 372-374, 396-400, 405, 408-436, 443-445;

- нежилое помещение, с кадастровым номером №26:12:012102:7710, площадью 5766.8 кв.м., в соответствии с номерами на поэтажном плане: 3 этаж 518, 579-581, 594-596, 598-610, 612-23. 626, 628-636;

- нежилое помещение, с кадастровым номером №26:12:012102:7711, площадью 7584.4 кв.м., в соответствии с номерами на поэтажном плане: 4 этаж 637, 670, 676-678, 680, 682, 683, 685-688, 696-705;

- нежилое помещение, с кадастровым номером №26:12:012102:7716, площадью 402.1 кв.м., в соответствии с номерами на поэтажном плане: 5 этаж 711;

- нежилое помещение, с кадастровым номером №26:12:012102:7717, площадью 1301.7 кв.м., в соответствии с номерами на поэтажном плане: цоколь пом. №334;

- нежилое помещение, с кадастровым номером №26:12:012102:7718, площадью 326.7 кв.м., в соответствии с номерами на поэтажном плане: 2 этаж 477.

Исследовав доказательства имеющиеся в материалах дела, суд пришел к выводу о том, что ООО «Аквапарк» приняты к бухгалтерскому учету отдельные помещения с учетом их технических характеристик (номер помещения, площадь, кадастровый номер), которые стали известны обществу после регистрации права собственности в соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 01.06.2016.

Таким образом, при наличии доказательств, имеющихся в материалах дела, доводы инспекции в данной части суд признает несостоятельными.

Судом исследован довод заявителя о неправомерности вынесения налоговым органом решения от 01.07.2019 № 12/1 на основании которого внесены изменения в решение Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю о привлечении ООО «Аквапарк» к ответственности за совершение налогового правонарушения № 12 от 18.03.2019 В результате вынесения которого общие суммы доначисленных налогов и пени были увеличены, что ухудшает положение налогоплательщика и является недопустимым.

Исследовав довод общества, суд пришел к выводу о том, что налоговым органом допущено процессуальное нарушение.

В отношении выездных налоговых проверок указанный порядок установлен статьей 89 Кодекса, в соответствии с которой, с учетом положений статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации, выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов с целью контроля за соблюдением последними законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по соблюдению должностными лицами инспекции порядка принятия решения установлена статьей 33 НК.

Статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения.

Статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо ее представителем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 100 НК РФ в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

В соответствии с актом налоговой проверки № 39 от 23.10.2018 установлено завышение суммы расходов по УСН, что привело к неуплате налога в сумме 4 008 438 руб., доначислены НДС в сумме 20 171 792 руб., налог на прибыль организаций в сумме 16 434 646 руб., налог на имущество организаций в сумме 4 217 888 руб., также установлено несвоевременно перечисление НДФЛ в сумме 11 017 руб., в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, начислены пени за неуплату УСН в сумме 1 523 008,76 руб., НДС в сумме 4 425 520,34 руб., налога на прибыль организаций в сумме 2 705 770,4 руб., налога на имущество организаций в сумме 892 315,75 руб., а также пени за несвоевременную уплату НДФЛ в сумме 14,13 руб.

Пункты 1 и 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают, что материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит соответствующее решение.

Согласно пункту 3 статьи 101 НК РФ в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Инспекцией вынесено решение от 18.03.2019 №12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым решено доначислить ООО «Аквапарк» налог на добавленную стоимость (далее – НДС) в размере 20 034 796 руб., налог на прибыль организаций – 15 375 755 руб., налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) – 3 891 455 руб., налог на имущество организаций – 3 470 783 руб., пени по состоянию на 18.03.2019 на общую сумму 12 342 114,76 руб., а также налогоплательщик привлечен к ответственности на основании ст. 119, пп. 1, 3 ст. 122, ст. 126 НК РФ в виде штрафов на общую сумму 25 568 134 руб.

Позднее Межрайонной ИФНС России №12 по Ставропольскому краю вынесено решение от 01.07.2019 № 12/1 о внесении изменений в решение от 18.03.2019 № 12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно вынесенному дополнительному решению предложено внести изменения как в описательную часть решения от 18.03.2019 № 12, так и в резолютивную в соответствии с которой предложено доначислить УСН в размере 3 891 455 руб., НДС в размере в размере 20 034 796 руб., налога на прибыль организаций в размере 15 163 243 руб., налога на имущество организаций в размере 3 761 757 руб. в порядке, предусмотренном ст.75 НК РФ начислены пени за неуплату УСН в сумме 1 623 771,86 руб., НДС в сумме 5 091 970,54 руб., налога на прибыль организаций в сумме 4 657 511,36 руб., налога на имущество организаций в сумме 978 946,15 руб., а также налогоплательщик привлечен к ответственности на основании ст. 119, пп. 1, 3 ст. 122, ст. 126 НК РФ в виде штрафов на общую сумму 25 077 181 руб.

Сопоставляя решение от 18.03.2019 № 12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение от 01.07.2019 г. №12/1 о внесении изменений судом установлено, что инспекцией не заявлено новых доводов, однако, внесены изменения в резолютивную часть. Рассматривая изменения, внесенные решением от 01.07.2019 № 12/1 в резолютивную часть судом сделан вывод, что суммы доначисленного УСН в размере 3 891 455 руб., НДС - 20 034 796 руб. не изменились, налог на прибыль организаций в сумме 15 375 755 руб. (согласно решению от 18.03.2019 № 12) и в сумме - 15 163 243 руб. (согласно решению от 01.07.2019 №12/1), сумма налога на прибыль уменьшена на сумму 212 512 руб., налог на имущество организаций в размере 3 470 783 руб. (согласно решению от 18.03.2019 № 12) и в сумме - 3 761 757 руб. (согласно решению от 01.07.2019 №12/1), сумма налога на имущество увеличена 290 974 руб.

Рассматривая общую сумму доначисленного налога при сопоставлении решения от 18.03.2019 №12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения от 01.07.2019 №12/1 о внесении изменений, то общая сумма налога увеличена на 78 462 руб., аналогично начисленным суммам пени. Общая сумма пени при сопоставлении решений увеличена на сумму 10 085,15 руб. по обоим решением начисление пени производилось по состоянию на 18.03.2019.

Увеличение суммы доначисленного налога и пени при принятии решения от 01.07.2019 г. №12/1 о внесении изменений ухудшает положение налогоплательщика и противоречит положениям п. 44 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 Налогового кодекса РФ».

В соответствии с пунктом 44 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 Налогового кодекса РФ» налоговый орган, вынесший решение, вправе самостоятельно вносить изменения и исправление опечаток только в том случае, если данные исправления и изменения не приведут к изменению существа налогового правонарушения, не повлияют на содержание и выводы налогового органа.

Налоговой инспекцией допущено нарушение положений статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации при принятии решения от 01.07.2019 № 12/1.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Поскольку решение налогового органа в части произведенных доначислений по НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций не соответствует закону и нарушает права налогоплательщика, требования общества о признании его недействительными являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей, понесенные заявителем при подаче заявления, относятся на заинтересованное лицо.

руководствуясь статьями 110, 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Аквапарк» г. Ставрополь, ОГРН 102261933287, удовлетворить.

Признать несоответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации и недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ставропольскому краю от 18.03.2019 № 12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом изменений, внесенных решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ставропольскому краю от 01.07.2019 № 12/1 в части доначисления: налога на добавленную стоимость в размере 20 034 796 рублей, налога на прибыль организаций в размере 15 163 243 рубля, налога на имущество организаций в размере 3 761 757 рублей, соответствующих сумм пени и штрафных санкций.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1042600329970, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Аквапарк» г. Ставрополь, ОГРН 102261933287, 3 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо – Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Д.Ю. Костюков