НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ставропольского края от 23.06.2016 № А63-2125/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

                                       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь                                                                                Дело № А63- 2125/2016

24 июня 2016 года

                                        Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2016  года

                                           Решение изготовлено в полном объеме 24 июня 2016 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Костюкова Д.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Наваковой И.В., 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Матвейчук Александра Владимировича, г. Зеленокумск, ОГРН 308264112100014,

к Государственному учреждению –Управление Пенсионного фонда по Советскому району, г. Зеленокумск, ОГРН 1022601009166,  

о признании недействительными решений и постановлений органа Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, обязании устранить допущенное нарушение прав заявителя,

при участии в судебном заседании представителя органа Пенсионного фонда – Тучковой О.М. по доверенности от 15.03.2016, без участия заявителя, надлежащим образом уведомленного,

                                                           УСТАНОВИЛ:

предприниматель Матвейчук Александр Владимирович, г. Зеленокумск, обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к ГУ-УПФ по Советскому району, г. Зеленокумск, с заявлением, в котором изложены следующие требования:

- признать недействительными требования и соответствующих постановления органа Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, в том числе: требования от 27.01.2015 № 03601940016702 на сумму 20 881,43 рубля, от 03.03.2015 № 03601940079261 на сумму 13 149,43 рубля, от 03.03.2015 № 03601940079259 на сумму 224,21 рубля, от 02.10.2015 № 03601940113826 на сумму 84 879,85 рубля, от 28.03.2016 № 036801160043761 на сумму 22 979,68 рубля, от 18.04.2016 № 036801160098367 на сумму 1 923,68 рубля;

- обязать ответчика возвратить незаконно удержанные денежные средства за период с 01.06.2014 по 01.06.2016;

- обязать ответчика выплатить Федеральную социальную доплату за период с 01.06.2014 по 01.06.2016 (с учетом уточнений).

В обоснование заявленных требований указано, что обжалуемые действия фонда являются незаконными, поскольку не соответствуют требованиям норм действующего законодательства. Указано, что факт регистрации в качестве предпринимателя, статус действующего предпринимателя не устанавливают факта осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода, и не является основанием для начисления и принудительного взыскания недоимки. Считает, что незаконными, по мнению предпринимателя, действиями, нарушаются права и законные интересы Матвейчук А.В., причиняется материальный вред, выраженный в принудительном удержании недоимки по страховым взносам из пенсии. Просит суд удовлетворить заявление в полном объеме.

Заявитель, уведомленный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился. В материалах дела имеется заявление о рассмотрение спора без его участия.

До судебного заседания в адрес суда поступило заявление об уточнении требований.

Представитель органа Пенсионного фонда не возражал по существу уточнений заявителя.

По результатам рассмотрения заявления об уточнении требований суд вынес протокольное определение о принятии уточнений в заявленном виде.

Дело рассматривается с учетом уточненных требований.

Представитель заинтересованного лица поддерживает позицию, изложенную в отзыве и дополнениях к нему, считает необоснованной позицию предпринимателя. Пояснил, что закон не освобождает индивидуальных предпринимателей, в том числе, являющихся пенсионерами, от уплаты страховых взносов. Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве. Просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судебное заседание проводится без участия представителя заявителя.

Выслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела установлено, что индивидуальный предприниматель Матвейчук Александр Владимирович  (ОГРН 308264112100014, ИНН 261907370584) был зарегистрирован в управлении в качестве страхователя с 2008 года (регистрационный номер в ПФР 036-019-100311). Как указано представителем заинтересованного лица в судебном заседании и подтверждено документально, 01.06.2016 Матвейчук А.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается актуальной выпиской из ЕГРЮЛ на основании собственного заявления.

Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю 07.09.2015 предоставлены списки индивидуальных предпринимателей, не представивших налоговую отчетность по всем режимам налогообложения за 2014 год (письмо исх. № 15-18/003192дсп@ от 07.09.2015 с электронным приложением).

В указанном списке под № 8533 значился, в том числе Матвейчук Александр Владимирович.

Данная информация явилась основанием для выставления в адрес предпринимателя требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2014 год, рассчитанной из восьмикратного минимального размера оплаты труда х тариф х 12месяцев, в связи с чем, страхователю 02.10.2015 направлено требование № 03601940113826 на сумму 84 879,85 руб., в том числе недоимка по уплате страховых взносов на ОПС – 76 953,38 руб. и пени – 6 463,53 руб.

В связи с непогашением задолженности в установленный срок и отсутствием сведений о наличии у предпринимателя расчетных счетов (справка об отсутствии информации о счетах плательщика) Управлением вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) № 03601915СП0029801 от 29.10.2015.

30 октября 2015 года указанное постановление направлено страхователю, что подтверждается реестром отправки почтовой корреспонденции, а также в службу судебных приставов.

04 февраля 2016 года судебным-приставом исполнителем возбуждено исполнительное производство № 46051/16/26032-ИП, в рамках которого наложен арест на счет получателя пенсии.

В связи с неуплатой страховых взносов в установленный законом срок, плательщику начислены пени, в связи с чем, выставлено требование от 17.03.2016 № 03601160028193 на сумму 3 412,16 рубля, со сроком уплаты до 05.04.2016. Требование направлено страхователю 18.03.2016, что подтверждено документально.

В соответствии с положениями статьи 16 Закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период  уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего года. Страховые взносы за 2015 год должны быть уплачены не позднее 31 декабря текущего года.

Поскольку указанная обязанность страхователем добровольно не уплачена, органом Пенсионного фонда 28.03.2016 выставлено требование № 3601160043761 на сумму 22 979,68 рубля, со сроком уплаты до 18.04.2016, которое направлено 29.03.2016, что подтверждается реестром отправки почтовой корреспонденции.

В связи с неисполнением требования в добровольном порядке органом Пенсионного фонда вынесено постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества от 20.04.2016 № 036004160011137, которое также своевременно направлено предпринимателю, что подтверждено документально. Согласно заявлению о взыскании с физического лица-должника денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 рублей, постановление передано на удержание денежных средств из пенсии должника.

Поскольку недоимка по страховым взносам в установленный законом срок не погашена, плательщику страховых взносов начислены пени, в связи с чем, выставлено требование от 18.04.2016 № 03601160098367 на сумму 1 923, 68 рубля, со сроком уплаты до 12.05.2016. Требование своевременно направлено страхователю, что подтверждается документально (реестр от 21.04.2016).

В связи с непогашением задолженности в установленный срок Управлением вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества № 03604160019812 от 24.05.2016, которое также своевременно направлено предпринимателю.

Согласно заявлению о взыскании с физического лица-должника денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 рублей, постановление передано на удержание денежных средств из пенсии должника.

Не согласившись с оспариваемыми актами и полагая, что факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не является основанием для начисления обязательных платежей, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суд руководствуется следующим.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, которые являются индивидуально возмездными обязательными платежами, персональным назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, или, в случае, если гражданин-пенсионер, права на перерасчет получаемой пенсии. Этим они отличаются от налога – безвозмездного платежа, не имеющей адресной основы.

Соответственно, уплата страховых взносов индивидуальными предпринимателями осуществляется независимо от возраста, пенсионного статуса, вида деятельности и факта получения дохода в конкретном расчетном периоде.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 № 621-О-О указал, что законодатель, определив круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включил в их число лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, занимающихся частной практикой), и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, это направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (определения от 15.07.2010 № 1009-О-О, от 23.09.2010 № 1189-О-О, от 17.06.2013 № 997-О).

При этом размер трудовых пенсий (страховой части трудовой пенсии по старости) застрахованных лиц, включая индивидуальных предпринимателей, исчисляется с учетом всех сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанных лиц (статьи 14, 15 и 29.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), и, таким образом, уплата страховых взносов позволяет увеличить размер трудовой пенсии.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2013 № 997-О указано, что поскольку индивидуальные предприниматели, как самозанятые граждане, осуществляют свободно избранную ими профессиональную деятельность на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности, на государстве не лежит обязанность уплачивать за них страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования. Освобождение же указанных граждан от уплаты страховых взносов означало бы переложение бремени участия в образовании этих фондов на другие категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам справедливости и недопустимости такого осуществления прав и свобод, которым нарушаются права и свободы других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации) (Постановление от 23 декабря 1999 года № 18-П).

Аналогичная позиция отражена в Информационном письме Президиума ВАС РФ № 79 от 11.08.2004 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном Пенсионном страховании» (пункт 4), где определено, что предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет. Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из - за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.

Таким образом, исходя из указанной правовой позиции, закон не освобождает индивидуальных предпринимателей, в том числе, являющихся пенсионерами, от уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа (пункт 6).

Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.

Учитывая специфику предпринимательской деятельности, в целях реализации положений статьи 39 Конституции Российской Федерации, для того, чтобы не ставить приобретение предпринимателями права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода, частью 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ установлен следующий порядок уплаты страховых взносов этой категории страхователей: в период с 01.01.2011 по 31.12.2012 - в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года; в период с 01.01.2012 по 31.12.2013 - в виде фиксированного размера страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, определяемого как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.

С 01.01.2014 размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке: 1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз; 2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию с 01.01.2013 определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (часть 1.2 Федерального закона № 212-ФЗ).

То есть, из анализа положений частей 1.1 и 1.2 статьи 14 настоящего Федерального закона следует, что размер подлежащих уплате страховых взносов зависит от размера дохода плательщика страховых взносов, полученного в отчетном периоде.

Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 6 названной статьи, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом.

После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.

Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (пункт 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ).

При выявлении недоимки по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки обязан направить страхователю требование об уплате недоимки, под которым ч. 1 ст. 22 Закона № 212-ФЗ понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

Осуществление гражданином предпринимательской деятельности предполагает принятие им на себя соответствующих обязательств и рисков, в том числе обязанностей по уплате страховых взносов.

Вышеприведенные правовые нормы устанавливают обязательства по своевременному расчету и перечислению страховых взносов на основании приобретенного гражданином статуса предпринимателя, дающего право на осуществление хозяйственной деятельности, независимо от социального положения плательщика страховых взносов, факта его регистрации в системе пенсионного обеспечения, фактического осуществления хозяйственной деятельности. Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Процедура государственной регистрации, как и процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя, носит заявительный характер.

Началом осуществления деятельности для индивидуального предпринимателя признается календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (часть 4 статьи 14 Закона N 212-ФЗ). Прекращением деятельности является дата, с которой утрачивает силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (часть 4.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ).

Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.

Как следует из материалов дела и пояснений Матвейчук А.В., он имеет статус индивидуального предпринимателя, с заявление о прекращении статуса индивидуального предпринимателя не обращался.

На основании изложенных норм права и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, действующим законодательством не предусмотрено освобождение лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, но фактически не осуществляющих предпринимательскую деятельность, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Соответственно, тот факт, что Матвейчук А.В. не осуществляет предпринимательскую деятельность, не может служить основанием для освобождения ее от обязанности по уплате взносов, в связи с чем, довод предпринимателя о нарушении органом Пенсионного фонда его прав и законных интересов путем возложения незаконной обязанности по уплате страховых взносов, при наличии факта не осуществления деятельности, является необоснованным.

Как указано выше, 07.09.2015 Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю, в соответствии с вышеназванными нормами в орган Пенсионного фонда предоставлены списки индивидуальных предпринимателей, в том числе, в отношении Матвейчук Александр Владимирович, не представивших налоговую отчетность по всем режимам налогообложения за 2014 год, что явилось основанием для предъявления требования № 03601940113826 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2014 год.

Согласно представленному Управлением в материалы дела расчету, сумма страховых взносов за  2014 год исчислена исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда х тариф х 12месяцев. Указанный расчет предпринимателем не опровергнут, контррасчет не представлен.

Из материалов дела следует и не оспаривается предпринимателем, обязанность по уплате страховых взносов за 2014 год им не исполнена, в связи с чем, фонд правомерно на основании статьи 25 Закона № 212-ФЗ начислил пени на имеющуюся задолженность и направлено требование об уплате имеющейся задолженности.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона (части 2, 3 статьи 18 Закона № 212-ФЗ).

Частью 1 статьи 19 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание страховых взносов производится в силу части 2 указанной статьи по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов.

Согласно части 3 указанной статьи до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Исходя из частей 14, 15 статьи 19 Закона № 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы, пени, штрафы за счет иного имущества плательщика страховых взносов в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона.

Частями 1, 11 статьи 20 Закона № 212-ФЗ установлено, что в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы, пени, штрафы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (часть 2 статьи 20 Закона № 212-ФЗ).

На основании изложенных норм права фонд наделен полномочиями по принудительному взысканию страховых взносов и вынесению постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов.

Учитывая, что фонд в установленном порядке направил предпринимателю требования об уплате спорной задолженности, которое предпринимателем в добровольном порядке не исполнено; фондом не установлено наличие у предпринимателя денежных средств в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на которые может быть обращено взыскание; открытые счета в банках у заявителя как у индивидуального предпринимателя отсутствуют, то фонд правомерно вынес оспариваемое постановление о взыскании задолженности по уплате страховых взносов и пени за счет имущества предпринимателя.

Нарушение фондом процедуры вынесения оспариваемого постановления, предусмотренной Законом № 212-ФЗ, судом не установлено.

Ссылка Матвейчука А.В. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.12.2014 № А63-8651/2014, как на доказательство, подтверждающее обоснованность его доводов, судом не принимается.

В соответствии с указанным судебным актом, суд освободил Матвейчука А.В. от уплаты страховых взносов за период нахождения в местах лишения свободы (с 13.07.2009 по 12.05.2014) в связи с фактическим неосуществлением предпринимательской деятельности. Одновременно, период нахождения в местах лишения свободы с 13.07.2009 по 12.05.2014 признан судом обстоятельством экстраординарного характера, не позволившим ему своевременно обратиться с заявлением о снятии с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя.

 Указанное решение суда не содержит выводов о том, что само по себе фактическое отсутствие предпринимательской деятельности является безусловным основанием для освобождения от установленной законодательством обязанности по уплате страховых взносов.

Решение Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-8651/2014 вынесено в отношении конкретного периода и действие его на иные требования Пенсионного фонда не распространяется.

Суд обращает внимание на тот факт, что решением Арбитражного суда от 2694/2015 в удовлетворении требований предпринимателя о признании недействительными требования о взыскании страховых взносов от 03.03.2015 № 03601940079261 на сумму 13 149,43 рубля и постановления о взыскании недоимки по страховым взносам за счет имущества страхователя от 31.03.2015 № 03601915МП0018126, отказано, решение вступило в законную силу, в связи с чем, обращение с подобным требованием в рамках настоящего дела не правомерно.

Более того, указанное постановление исполнено судебным приставом-исполнителем в полном объеме путем удержания сумм недоимки из пенсии.

Ссылка предпринимателя на тот факт, что заинтересованным лицом страховые взносы начислены органом Пенсионного фонда без учета норм Налогового Кодекса РФ, судом не применяются, поскольку правоотношения в сфере исчисления, уплаты и порядка взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются нормами вышеназванного Закона № 212-ФЗ. Только в случае отсутствия прямой нормы закона, регулирующий конкретный вид правоотношений, допустимо применение аналогичной нормы права, регулирующей сходные правоотношения.

Довод заявителя о необоснованном удержании подлежащих уплате страховых взносов из трудовой пенсии и обязании выплатить федеральную социальную доплату (ФСД) за период с 01.06. 2014 года по настоящее время, взысканное по ранее выставленным требованиям и постановлениям, судом отклоняется по следующим основаниям.

Порядок установления пенсионерам федеральной социальной доплаты (далее - ФСД) установлен Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В соответствии со статьей 12.1 Закона № 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ,  пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

Федеральная социальная доплата устанавливается пенсионеру территориальными органами ПФР в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера.

Право на получение ФСД отсутствует у Матвейчука А.В. В связи с тем, что в оспариваемый период он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Матвейчук А.В. регулярно допускал наличие задолженности по страховым взносам, в связи с чем, органом Пенсионного фонда ежегодно, по окончании каждого расчетного периода выставляет и направляет в адрес предпринимателя требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам.

Поскольку добровольно оплата по требованиям не осуществляется, в соответствии с положениями статей 19, 20 Закона № 212-ФЗ, орган Пенсионного фонда направляет в службу судебных приставов  постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрены общие правила удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), в соответствии с которыми удержания из страховой пенсии производятся на основании исполнительных документов, решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, и решений судов.

Согласно Федеральному закону от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возложено на службу судебных приставов.

Порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника – гражданина регламентирован статьей 11 Закона № 229-ФЗ. Виды доходов определены в статье 101 названного Закона.

Так, взыскание не может быть обращено на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключение страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности (пп.9 часть 1).

Таким образом, законодательно установленная процедура взыскания страховых взносов предусматривает возможность обращения взыскания на пенсию, назначенную в порядке, предписанном пенсионным законодательством РФ.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», а также на основании части 2 статьи 99 Закона об исполнительном производстве, из страховой пенсии может быть удержано не более 50 процентов, а в установленных законом случаях не более 70 процентов.

Законные требования судебного пристава-исполнителя по исполнению указанных выше актов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций, в том числе органов ПФР и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с вышеназванными нормами, Управлением на основании постановлений Советского районного отдела судебных приставов УФССП по Ставропольскому краю о направлении копий исполнительных документов для исполнения по месту получения дохода должника в период с 01.10.2015 по 31.03.2016, правомерно произведены удержания из установленной Матвейчуку А.В пенсии в счет погашения задолженности по страховым взносам по ранее выставленным требованиям и постановлениям.

Как указано выше, 01.06.2016 Матвейчук А.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается актуальной выпиской из ЕГРЮЛ на основании собственного заявления.

Кроме того, суд обращает внимание на следующее.

Заявителем пропущен предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок для подачи заявления в суд, в связи с чем, заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи заявления в арбитражный суд.

В обоснование уважительности причин пропуска срока предприниматель указал, что о поправках и дополнениях к Закону № 212-ФЗ узнал из интернета, а на неоднократные требования предоставить официальный текст Закона, заинтересованное лицо не отвечало. По мнению заявителя. процессуальная вина не является препятствием для осуществления правосудия.

Суд, рассмотрев ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока, и учитывая, что отнесение причин пропуска срока к уважительным или неуважительным является прерогативой суда, считает его не обоснованным по следующим основаниям.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.11.2004 N 367-О разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

В силу положений части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что срок на обращение в суд с настоящими требованиями индивидуальным предпринимателем пропущен без уважительных причин и не подлежит восстановлению, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Представителем заинтересованного лица также заявлено о пропуске заявителем срока на обращение в суд.

В силу статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    Согласно пункту 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 НК РФ.

При обращении в суд, заявителем заявлено ходатайство об отсрочке уплаты государственной пошлины, в связи с тем, что является малоимущим пенсионером.

Принимая во внимание вышеназванные нормы и ходатайство заявителя, суд в порядке ст. 333.22 Налогового кодекса РФ, суд, учитывая тяжелое материальное положение заявителя, считает возможным освободить предпринимателя от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  суд

                                                               Р Е Ш И Л :

в удовлетворении требований предпринимателя Матвейчука Александра Владимировича, г. Зеленокумск, ОГРН 308264112100014, отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме)  и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.

Судья                                                                                                         Д.Ю. Костюков