АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь Дело № А63- 21877/2023
11 марта 2024 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2024 года
Решение изготовлено в полном объеме 11 марта 2024 года
Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Наваковой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мисроковой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, об оспаривании действий налогового органа,
при участии в судебном заседании представителя инспекции – ФИО2, по доверенности от 15.11.2023, ФИО3 по доверенности от 28.04.2023 № 03-18/00106,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Ставропольскому краю с заявлением, в котором изложены следующие требования:
- признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 14 по Ставропольскому краю по отказу в зачете платежей, изложенные в ответе от 16.06.2023 № 18-20/012951@;
обязать налоговый орган зачесть налоговые платежи в общей сумме 492 151 руб., оплаченные ИП ФИО4 КФХ ФИО5, в счет расчетов с бюджетом ИП главы КФХ ФИО1, а именно:
-платеж в сумме 84 297 рублей, оплаченный 26.07.2021 ИП ФИО4 КФХ ФИО5, в счет расчетов с бюджетом по ЕСХН с ИП ФИО4 КФХ ФИО1 датой оплаты платежа;
- платеж сумме 301 500 рублей, оплаченный 27.07.2022 ИП ФИО4 КФХ ФИО5, в счет расчетов с бюджетом по ЕСХН с ИП ФИО4 КФХ ФИО1 датой оплаты платежа;
- платеж в сумме 78 000 рублей, оплаченный 04.10.2022 ИП ФИО4 КФХ ФИО5, в счет расчетов с бюджетом по НДФЛ с ИП ФИО4 КФХ ФИО1 датой оплаты платежа;
- платеж в сумме 9 295 рублей, оплаченный 11.11.2022 ИП ФИО4 КФХ ФИО5, в счет расчетов с бюджетом по НДФЛ с ИП ФИО4 КФХ ФИО6, К.А. датой оплаты платежа;
- платеж в сумме 1 611,24 рублей, оплаченный 11.11.2022 ИП ФИО4 КФХ ФИО5 в счет расчетов с бюджетом по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с ИП ФИО4 КФХ ФИО1 датой оплаты платежа;
- платеж в сумме 3 630,56 рублей, оплаченный 11.11.2022 г. ИП ФИО4 КФХ ФИО5, в счет расчетов с бюджетом но страховым взносам на обязательное медицинское страхование с ИП ФИО4 КФХ ФИО1 датой оплаты платежа;
- платеж в сумме 13 817,20 рублей, оплаченный 11.11.2022 г. ИП ФИО4 КФХ ФИО5, в счет расчетов с бюджетом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с ИП ФИО4 КФХ ФИО1 датой оплаты платежа.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме, считает оспариваемые действия налогового органа незаконными, не соответствующими требованиям налогового законодательства и нарушающими права предпринимателя, поскольку ФИО1 обращался с заявлением о зачете не в качестве наследника предыдущего ФИО4 КФХ, а как новый Глава, при этом, смена ФИО4 КФХ не прекращает права и обязанности хозяйства перед государственными органами и контрагентами.
Представитель инспекции выступил с отзывом на заявление, ссылается на разъяснение ФНС России, согласно которым, не предусмотрен возврат наследникам умершего лица сумм излишне уплаченного налога, в связи с чем, считает правомерными действия инспекции по отказу налогового органа в зачете сумм налоговых платежей и просит отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На указанное обращение инспекцией направлен ответ от 16.06.2023 № 18-20/012951 о невозможности проведения зачета налоговых платежей со ссылкой в связи со смертью предыдущего ФИО4 КФХ ФИО5.
Не согласившись с отказом налогового органа, ФИО1 обратился в УФНС России по Ставропольскому краю с апелляционной жалобой в порядке статьи 138 НК РФ.
Решением Управления ФНС России по СК от 19.09.2023 в удовлетворении жалобы предпринимателя отказано, что послужило основанием для обращения ФИО4 КФХ в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд руководствуется следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или
иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон № 74-ФЗ) крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Частью 3 указанной статьи установлено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.
Согласно статье 5 Закона № 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статьей 16 Закона № 74-ФЗ установлено, что главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.
Глава фермерского хозяйства без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки (абзац 3 статьи 17 Закона № 74-ФЗ).
Статьей 19 Закона № 74-ФЗ установлено, что в случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 Закона № 74-ФЗ фермерское хозяйство прекращается в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства.
По смыслу указанных правовых норм смерть главы КФХ не является безусловным основанием для прекращения такого хозяйства, если имеются наследники или иные члены КФХ, желающие продолжить деятельность фермерского хозяйства.
Порядок смены главы КФХ, установленный частью 1 статьи 18 Закона № 74-ФЗ, по своей процедуре аналогичен смене руководителя юридического лица.
При этом, в результате смены главы хозяйства не происходит перемена лиц в обязательственных отношениях, а также не прекращается его деятельность.
Из материалов дела установлено, что ФИО5 состояла на налоговом учете в качестве ИП ФИО4 КФХ с 24.08.2018 по 16.11.2022, с 28.08.2028 применялась система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).
ФИО5 в качестве индивидуального предпринимателя главы КФХ, - платежными поручениями от 26.07.2021 на сумму 103 578 рублей (остаток переплаты 84 297 рублей), от 27.07.2022 на сумму 301 500 рублей произведена уплата единого сельскохозяйственного налога; платежными поручениями от 04.10.2022 на сумму 78 000 рублей, от 11.11.2022 на сумму 9 295 рублей произведена уплата налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент;- платежными поручениями от 11.11.2022 на сумму 1 611.24 рублей, от 11.11.2022 на сумму 3 630.56 рублей, от 11.11.2022 на сумму 13 817.20 рублей произведена уплата страховых взносов. Всего суммы уплаченных налогов составили 492 151 руб.
Указанные платежные поручения поступили в налоговый орган и отражены в карточке расчетов с бюджетом ФИО5 в соответствии с реквизитами, указанными в данных платежных документах.
Суд считает обоснованным довод заявителя о том, что все платежи, оплаченные предыдущим главой КФХ ФИО5, относятся к платежам крестьянско- фермерского хозяйства, ФИО4 КФХ которого в настоящее время является ФИО1, а не к личным обязательствам ФИО5, поскольку, как указано выше, смена ФИО4 КФХ не служит основанием прекращения прав и обязанностей КФХ перед своими контрагентами и государственными органами, по сделкам, совершенным предыдущим ФИО4 КФХ.
В силу указанных выше норм, уплата названных налогов и страховых взносов предыдущим главой КФХ должна быть учтена при расчетах с новым главой КФХ датами оплаты соответствующих платежей.
Ссылки налогового органа на письмо ФНС России от 17.01.2018 № ГД-4-8/678@, согласно которому возврат наследникам умершего (объявленного умершим)
налогоплательщика суммы излишне уплаченного им (излишне взысканного налоговыми органами) ранее налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) не предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, являются не обоснованными.
Данное письмо дано уполномоченным органом по вопросу возврата наследникам умершего (объявленного умершим) налогоплательщика суммы излишне уплаченного им (излишне взысканного налоговыми органами) ранее налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), заявления по которым поданы в соответствии с норами статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации (по составу принадлежавшего наследодателю на день открытия наследства вещи, иного имущества, в том числе имущественных права и обязанностей).
В данном случае, как указано выше, Глава КФХ ФИО1 обращался в качестве нового ФИО4 КФХ того же хозяйства с целью реализовать право по учету платежей в рамках одного КФХ, а не как наследник, следовательно, налоговые обязательства, о зачете которых просит заявитель, являются налоговыми обязательствами крестьянского (фермерского) хозяйства, а не обязательствами налогоплательщика - физического лица.
Более того, в данном случае речь идет не о возврате денежных средств, как на то указано в письме ФНС, а о зачете налоговых обязательств, исполненных предыдущим ФИО4 хозяйства ФИО5 ОГРН, в пользу крестьянско - фермерского хозяйства.
Ссылки налогового органа на то, что в соответствии с Федеральным законом № 263- ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2023 введен институт единого налогового счета (далее - ЕНС), и изменился порядок учета налоговых обязательств и уплаты налогов, что не предусматривает уточнение платежных документов по заявлению налогоплательщика, также не состоятельны.
Действительно, указанным Законом введен институт ЕНС, в связи с чем произведен переход на новый порядок администрирования долга.
Помимо перехода на ЕНС, повлекшего существенные изменения в порядке уплаты налогов, Федеральным законом № 263-ФЗ введено такое понятие, как совокупная обязанность налогоплательщика. Так, на 01.01.2023 по каждому налогоплательщику сформировано сальдо ЕНС, представляющее собой разницу между общей суммой перечисленных денежных средств и суммой совокупной налоговой обязанности.
В силу пункта 8 статьи 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете
налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности:
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона N 263-ФЗ сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах:
В рассматриваемом случае регистрация смены ФИО4 КФХ с ФИО5 на ФИО7. произошла 16.11.2022, до внесения изменений в законодательство.
В связи с тем, что налоговые обязательства, исполненные предыдущим ФИО4 КФХ, являются налоговыми обязательствами того же крестьянского (фермерского) хозяйства, налоговый орган обязан самостоятельно до внесения изменений, зачесть (учесть) платежи в карточке расчета с бюджетом ИП ФИО4 КФХ ФИО7, с учетом того, что в результате смены главы хозяйства не происходит перемена лиц в обязательственных отношениях, не прекращается его деятельность, оплаченные предыдущим ФИО4 хозяйства налоги, сборы относятся к платежам КФХ.
Возражений по сумме налоговых платежей, о зачете которых заявлено ФИО4 КФХ ФИО1, ни в отзыве, ни в судебном заседании налоговым органом не представлено.
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
С учетом установленных обстоятельств в совокупности суд приходит к выводу о б отсутствии правовых оснований для отказа налогового органа в зачете (учете) налоговых платежей в общей сумме 492 151 руб., оплаченные ИП ФИО4 КФХ ФИО5, в счет расчетов с бюджетом ИП главы КФХ ФИО1, в связи с чем, заявление предпринимателя ФИО4 КФХ ФИО1 подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление удовлетворить.
Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 14 по Ставропольскому краю по отказу в зачете платежей, изложенные в ответе от 16.06.2023 № 18-20/012951@.
Обязать налоговый орган зачесть налоговые платежи в общей сумме 492 151 руб., оплаченные ИП ФИО4 КФХ ФИО5, в счет расчетов с бюджетом ИП главы КФХ ФИО1, а именно:
-платеж в сумме 84 297 рублей, оплаченный 26.07.2021 ИП ФИО4 КФХ ФИО5, в счет расчетов с бюджетом по ЕСХН с ИП ФИО4 КФХ ФИО1 датой оплаты платежа;
- платеж сумме 301 500 рублей, оплаченный 27.07.2022 ИП ФИО4 КФХ ФИО5, в счет расчетов с бюджетом по ЕСХН с ИП ФИО4 КФХ ФИО1 датой оплаты платежа;
- платеж в сумме 78 000 рублей, оплаченный 04.10.2022 ИП ФИО4 КФХ ФИО5, в счет расчетов с бюджетом по НДФЛ с ИП ФИО4 КФХ ФИО1 датой оплаты платежа;
- платеж в сумме 9 295 рублей, оплаченный 11.11.2022 ИП ФИО4 КФХ ФИО5, в счет расчетов с бюджетом по НДФЛ с ИП ФИО4 КФХ ФИО6, К.А. датой оплаты платежа;
- платеж в сумме 1 611,24 рублей, оплаченный 11.11.2022 ИП ФИО4 КФХ ФИО5 в счет расчетов с бюджетом по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с ИП ФИО4 КФХ ФИО1 датой оплаты платежа;
- платеж в сумме 3 630,56 рублей, оплаченный 11.11.2022 г. ИП ФИО4 КФХ ФИО5, в счет расчетов с бюджетом но страховым взносам на обязательное медицинское страхование с ИП ФИО4 КФХ ФИО1 датой оплаты платежа;
- платеж в сумме 13 817,20 рублей, оплаченный 11.11.2022 г. ИП ФИО4 КФХ ФИО5, в счет расчетов с бюджетом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с ИП ФИО4 КФХ ФИО1 датой оплаты платежа.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо – Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья И.В. Навакова