НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ставропольского края от 18.08.2010 № А63-2501/2010

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

355029 г.Ставрополь, ул. Мира, д. 458 «Б»,тел. (8652) 71-40-53, факс 71-40-60

E-mail: info@stavropol.arbitr.ru, http://www. stavropol.arbitr.ru

__________________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь Дело № А63- 2501/2010

25 августа 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2010 года.

Решение изготовлено в полном объеме 25 августа 2010 года.

Арбитражный суд Ставропольского края в составе:

судьи Филатова В.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вершовской М.В.,

рассмотрев дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза-племзавода "Кубань", с. Кочубеевское

к Государственному учреждению - Ставропольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ставрополь, Государственному учреждению – Ставропольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, в лице филиала № 6, г. Невинномысск,

о признании недействительным решения № 10 от 21 декабря 2009 года «О непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от филиала фонда на цели обязательного социального страхования,

при участии в судебном заседании представителя заявителя - Клюева С.А., по доверенности № 2 от 14.01.2010, представителя заинтересованного лица – Полупанова В.Н. по доверенности от 02.08.2010,

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив колхоз-племзавод «Кубань», с. Кочубеевское Кочубееского района (далее – заявитель, кооператив, СПК «Кубань», работодатель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании недействительным решения № 10 от 21 декабря 2009 года Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, филиал № 6 (далее – заинтересованное лицо, фонд) в части средств, полученных от филиала и не принятых к зачету расходов в отношении: Карабут Н. Р., Ружиной Д.Д., Лионовой Е.А., Кохановой А.В., Ищенко С.А. в общем размере 48 080.98 рублей.

Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 15 июля 2010 года к участию в деле в качестве соответчика (второго ответчика) было привлечено Государственное учреждение – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – заинтересованное лицо, фонд).

В судебном заседании заявитель, в порядке уточнения, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленных требований, просил признать недействительным решение № 10 от 21 декабря 2009 года в части средств в размере 41 971,59 рублей, полученных от филиала и не принятых к зачету расходов при расчете пособий Ружиной Д.Д. в сумме 645,97 руб., Лионовой Е.А. в сумме 17 900,82 руб., Кохановой А.В. в сумме 12 581, 44 руб., Карабут Н.Р. в сумме 5 355 руб., Ищенко С.А. в сумме 5 488, 36 руб.

В судебном заседании 11 августа 2010 года был объявлен перерыв до 18 августа 2010 года 15 часов. После перерыва судебное заседание продолжено.

В обоснование заявленных требований кооператив сослался на то, что оспариваемое решение принято в нарушение норм Трудового кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ, пунктов 2, 8 Положения об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 года № 375, Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». Заинтересованное лицо считает, при расчете среднего заработка, исходя из которого исчислены пособия, фондом необоснованно исключены начисленные работодателем в соответствии с локальными нормативными актами суммы премирования в виде натуроплаты, неправомерно включен периоды, когда работники освобождались от работы без сохранения заработной платы.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, указав, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей сторон, поддерживающих свои доводы, изложенные соответственно в заявлении и отзыве на него, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В частях 1 и 2 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Арбитражный суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта до начала судебного заседания.

Таким образом, суд не ограничен доказательствами, полученными в ходе выездной налоговой проверки, и не исключается возможность представления в суд новых доказательств для оценки обстоятельств по делу.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страхователи имеют право обращаться в суд для защиты своих прав. Согласно статьи 27 указанного закона, в случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым страховщиком решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела филиалом СРО ФСС РФ № 6 проведена документальная выездная проверка страхователя по обязательному социальному страхованию за период с 01.01.2008 г. по 01.10.2009 г.

По результатам проверки составлен акт № 116с/с от 27 ноября 2009 года, протокол о рассмотрении материалов документальной выездной проверки страхователя № 68 от 21 декабря 2009 г. и принято решение № 10 от 21 декабря 2009 года, которым не принято в счет средств, полученных от филиала Фонда, расходы на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, произведенные страхователем-работодателем с нарушением требований Федерального закона от 29.12.2006 года № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" и Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 года № 375 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащих обязательному социальному страхованию" (Далее - Положение) в сумме 50 385, 83 руб.

07 декабря 2009 года СПК "Кубань" представлены возражения по акту выездной проверки № 116 от 18.11.2009 г.

Из материалов дела видно, что работникам кооператива были начислены пособия: по беременности и родам оператору машинного доения молочно-товарной фермы № 2 (далее – МТФ № 2) Ружиной Д.Д. по больничному листку ВР № 0901842 за период с 10 июня по 27 октября 2008 г. в сумме 47 257 рублей; бухгалтеру животноводства администрации Кохановой А.В. по больничному листку ВУ № 8757424 за период с 10 марта по 27 июля 2009 года в сумме 47 600 рублей; бухгалтеру комплекса № 3 Лионовой Е.А. по больничному листку ВТ № 4761866 за период 27 ноября 2008 года по 15 апреля 2009 года в сумме 57 288.56 рублей; сторожу отдела внутренней службы охраны Карабут Н.Р. по больничному листку ВР № 0901442 за период 13 мая по 29 сентября 2008 г. в сумме 20 580 рублей; оператору машинного доения молочно-товарной фермы № 1 (далее – МТФ № 1) Ищенко С.А. по больничному листку ВУ № 8759808 за период 18 мая 04 октября 2009 г. в сумме 30 935.44 рублей; по уходу за ребенком до 1,5 лет Ружиной Д.Д. с 27 октября 2008 года в сумме 4 027.46 рублей, Лионовой Е.А. с 16 апреля 2009 г. в сумме 7 194,03 рублей.

Судом установлено, что фондом не приняты расходы, произведенные заявителем при расчете пособий по беременности и родам в сумме 47 552, 3 рублей, в том числе в отношении: Лионовой Е.А. в сумме 22 413, 58 рублей, Ружиной Д.Д. в сумме 645,97 рублей, Карабут Н.Р. в сумме 5 355 рублей, Ищенко С.А. в сумме 5 488,78 рублей, Кохановой А.В. в сумме 13 646,97 рублей; по уходу за ребенком до 1,5 лет в сумме 528,68 рублей, в том числе в отношении: Ружиной Д.Д. в сумме 495,5 рублей, Лионовой Е.А. в сумме 33,18 рублей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе лица, работающие по трудовым договорам.

Согласно имеющемуся в материалах дела протоколу о рассмотрении материалов документальной выездной проверки страхователя № 68 от 21 декабря 2009 г. кооперативом при проведении проверки представлены: коллективный договор, положение об оплате труда и премирования, расчетно-платежные ведомости, штатное расписание, распоряжения, лицевые счета, трудовые договоры, табели учета рабочего времени, больничные листки, главная книга 2008-2009 гг., трудовые книжки, документы по назначению и выплате всех видов пособий.

Выводы заинтересованного лица, изложенные в акте проверки, о том, что для подсчета пособия по беременности и родам неправомерно включена натуральная оплата труда за сентябрь 2008 года Лионовой Е.А. в сумме 34 650 руб. и Кохановой А.В. в сумме 14 000 руб., поскольку в нарушение статьи 135 ТК РФ в трудовых договорах не предусмотрено премирование работников, судом не принимаются в виду следующего.

Между кооперативом и его работниками были заключены коллективный договоры на период с 01.10.2005 года по 01.10.2008 г. и на 2008- 2010 годы. Коллективные договора зарегистрированы в уведомительном порядке Управлением труда и социальной защиты населения администрации Кочубеевского муниципального района соответственно 14.12.2005г. № 25 и 3.12.2008г. №69.

Приложением к договорам являются положение об оплате труда и выплат социального характера в СПК "Кубань". В соответствии с пунктом 1.4. коллективного трудового договора его действие распространяется на всех работников СПК колхоза-племзавода "Кубань".

Во исполнение коллективных договоров по согласованию с работниками принят ряд локальных нормативных актов, в том числе положение об оплате труда работников СПК колхоза-племзавода «Кубань».

Согласно статьям 5, 9, 22 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами. Статьей 41 ТК РФ предусмотрено, что в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по вопросам форм, систем и размеров оплаты труда; выплат пособий, компенсаций; механизма регулирования оплаты труда с учетом выполнения показателей, определенных коллективным договором.

Таким образом, в проверяемый период действовали локальные нормативные акты, коллективные договоры, регулирующие социально-трудовые отношения между кооперативом и работниками.

Согласно пункту 6.1 коллективного договора 2005 года, пункту 5.1 положения об оплате труда в кооперативе действует бестарифная модель оплаты труда и в зависимости от условий производства применяется сдельная, повременная, сдельно-премиальная и повременно-премиальная системы оплаты труда.

Пунктом 1.1. положения об оплате труда предусмотрено, что источниками начисленных сумм оплаты труда в денежной и натуральной формах, стимулирующих доплат и надбавок, премий, единовременных поощрительных выплат является фонд оплаты труда. В соответствии с пунктом 2.8 положения премии и вознаграждения, включая натуральные премии, в том числе носящие периодический характер по кампаниям, выплачиваются за счет фонда оплаты труда.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" в редакции от 29 декабря 2006 года, (действующей в проверяемый период) в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (в первой редакции) предусмотрено, что в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. К указанным выплатам относятся в том числе премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет, другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Согласно статье 236 НК РФ (в редакции ФЗ от 31.12.2001 N 198-ФЗ) объектом налогообложения для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам, за исключением выплат и вознаграждений, которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Статья 346.5 Налогового кодекса РФ предусматривает, что при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на расходы на оплату труда.

В соответствии со статьей 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с пунктом 21 статьи 270 НК РФ при налогообложении прибыли не учитываются расходы в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

В письме Министерства Финансов Российской Федерации от 11 апреля 2007 г. № ГВ-6-05/305@ указано, что в составе расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли могут приниматься выплаты любых видов вознаграждений и компенсаций в том случае, когда такие выплаты предусмотрены законодательством РФ, коллективным и (или) трудовым договором.

Согласно разделу XIV положения об оплате труда и коллективному договору СПК колхоза-племзавода "Кубань", распоряжением председателя кооператива от 18.09.2008 года по итогам работы за выращивание озимых зерновых и зернобобовых культур премированы в форме натуроплаты фуражным зерном среди других работников бухгалтер комплекса № 3 - Лионова Е.В. на сумму 34 650 рублей и бухгалтер животноводства Коханова А.В. на сумму 14 000 рублей.

Суд приходит к выводу о правомерности включения кооперативом премий в форме натуральной оплаты труда в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам. Спорные выплаты предусмотрены коллективным договором, положением об оплате труда и выплат социального характера, носят стимулирующий характер, производятся из фонда оплаты труда, относятся к расходам на оплату труда, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль и на основании пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации являются объектом налогообложения единым социальным налогом. В трудовых договорах определены общие условия оплаты труда работников. Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, суммы премий в виде натуроплаты, предусмотренные коллективным договором, Положением об оплате труда, подлежат включению в средний заработок при исчислении пособия по беременности и родам.

Также судом не принимается довод фонда о том, что премирование в натуральном выражении по начислению не проходили.

При проверке правильности расчета среднего заработка Кохановой А.В. фонд исключил суммы разовых поощрительных премий, предусмотренных пунктами 2.7, 2.27 Положения об оплате труда кооператива, указав, что такое премирование является правом, а не обязанностью работодателя, его условия определяются им самостоятельно и не требуют наличия заранее формализованного основания, не предусматриваются трудовым договором работника и, соответственно, не учитываются в среднем заработке.

Между тем, как следует из материалов дела, бухгалтер животноводства Коханова А.В. премирована распоряжениями руководителями хозяйства: № 285 от 20.11.2008 года в сумме 6 500 руб., № 308 от 19.12.2008 года - 500 руб., № 37 от 25.02.2009 года - 3300 руб.

В соответствии с пунктом 2 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда отнесены начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

Расчетно-платежными ведомостями за ноябрь 2008 г., декабрь 2008 года, февраль 2009 года, расчетными листками, подтверждается, что разовые премии начислены в соответствии с пунктом 14 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, и включены в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде.

В соответствии с пунктами 2.7, 2.24 положения об оплате труда и выплат социального характера кооператива ежеквартальные вознаграждения (надбавки) счетным работникам за сдачу отчетностей ЦСУ и вышестоящим организациям, единовременные премии выплачиваются за счет фонда оплаты труда. Пунктом 6.5.1 коллективного договора предусмотрены премии за основные результаты деятельности согласно положению об оплате труда, принятого работодателем по согласованию работниками.

В данной части оспариваемое решение принято в нарушение статьи 14 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Согласно указанным нормативно-правовым актам в заработок, при исчислении пособия, включаются премии и вознаграждения, в том числе вознаграждение по итогам работы за год, другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Судом установлено, что премии, выплаченные Кохановой А.В. в проверенном периоде, носили производственный характер, их выплата предусмотрена системой оплаты труда, источником является фонд заработной платы. Эти выплаты учитываются в качестве объекта налогообложения единым социальным налогом, в связи с чем суммы разовых премий правомерно включены в заработок при расчете пособия. (Данная позиция согласуется с позицией ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 23.11.2009 г. № ВАС-15110/09 по делу № А32-14829/2008-4/250).

Из материалов дела следует, что при определении среднего заработка Ищенко С.А., Карабут Н.Р. заявителем, в соответствии с пунктом 8 Положения об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, были исключены периоды, когда застрахованные лица находились в отпуске без сохранения заработной платы (06.02.2009 - 23.02.2009 г. приказ № ОК-32 от 12.03.2008 г., с 24.02.2008 г. - 10.04.2008 г., приказ № 115 от 12.03.2008 г.).

Выводы Фонда, изложенные в акте проверки о том, что кооператив неправомерно исключил эти периоды при расчете среднего заработка указанным лицам по мотивам неуважительности причин предоставления отпусков без сохранения заработной платы, не основаны на законе.

В соответствии со статьей 128 Трудового кодекса РФ отпуск без сохранения заработной платы может быть предоставлен работнику по его письменному заявлению по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам.

Возможность предоставления такого отпуска, оценка уважительности причин, а также его продолжительность определяется по соглашению между работником и работодателем. В законе отсутствует предписание о необходимости указания уважительности причины предоставления отпуска без содержания в заявлении работника, которое составляется в произвольной форме.

Выводы заинтересованного лица о том, что для подсчета пособия по уходу за ребенком до полутора лет неправомерно включена натуральная оплата труда за сентябрь 2008 года Лионовой Е.А. в сумме 34 650 руб., поскольку в нарушение статьи 135 ТК РФ в трудовых договорах не предусмотрено премирование работников, отсутствуют ссылки на положение об оплате труда и коллективный договор, судом не принимаются в виду следующего.

Согласно статьи 7 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховыми случаями признаются беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет.

В соответствии со статьями 13, 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком и фактически осуществляющим уход за ребенком, размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет составляет 40 процентов среднего заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 870 "Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию" установлено, что исчисление среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, порядок исчисления которых определен ст. 14 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Частью 1 ст. 11.2, пунктом 5.1. статьи 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого на 30,4 и выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица.

Пунктом 2 Постановления Правительства России от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» установлены особенности порядка исчисления среднего заработка для всех случаев определения его размера, согласно которому при исчислении средней заработной платы учитываются премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.

Суд приходит к выводу о том, что при исчислении среднего заработка для расчета пособия по уходу за ребенком до полутора лет, подлежат включению суммы премий в виде натуральной оплаты, оформленные распоряжениями председателя кооператива на основании коллективного договора и положения об оплате труда. Таким образом, заявителем при исчислении среднего заработка для расчета пособия по уходу за ребенком до полутора лет Лионовой Е.А. правомерно учтена сумма премии в виде натуроплаты в размере 34 650 рублей в сентябре 2008 года. В связи с этим пособие по уходу за ребенком до полутора лет в отношении Лионовой Е.А. составит 6 999, 7 руб. ( 86345 руб. : 150 дней х 30,4 х 40%).

При исчислении среднего заработка для расчета пособия по уходу за ребенком до полутора лет Ружиной Д.Д., кооперативом неправомерно учтены суммы ежемесячно бесплатно выдаваемого молока (в апреле, в мае 2008 года - 720 рублей) в связи с отсутствием распоряжений председателя кооператива о премировании в натуральной форме (молоком) данного сотрудника.

Требование заявителя о признании недействительным оспариваемого решения фонда в части непринятия к зачету раходов, при расчете пособия по беременности и родам Ружиной Д.Д., Кохановой А.В., Ищенко С.А., в связи с неправомерным исключением заинтересованным лицом при исчислении среднего заработка указанным лицам сумм ежемесячно выдаваемого молока - 828 руб., 144 руб., 720 руб. соответственно, удовлетворению не подлежат, поскольку выдача молока в виде премирования в натуральной форме производилась без распоряжений руководителя кооператива.

Часть 3 статьи 14 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" предусматривает, что средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

Согласно статье 3 указанного закона финансирование выплаты пособий по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

С учетом изложенного, размер пособия по беременности и родам в отношении Кохановой А.Н. составит 46 457, 7 руб. (90 260,69 : 272 х 140)., Ищенко С.А. - 29 574, 05 руб. (23 448 р. : 111 х 140), Лионовой Е.А. - 52 775,8 руб. (102 158 : 271 х 140), Карабут Н.Р. - 20 580 руб. (21 315 : 145 х 140).

Из материалов дела видно, что фондом приняты к зачету выплачиваемые кооперативом пособия по беременности и родам в отношении Кохановой А.Н. составляет 33 950, 36 руб., Ищенко С.А. - 25 447, 44 руб., Лионовой Е.А. - 34 874,98 руб., Карабут Н.Р. - 15 225 руб.

Таким образом, неправомерно не принятые к зачету расходы кооператива составили в отношении Кохановой А.Н. - 12 507, 35 руб. (46 457, 7 - 33 950, 36); Ищенко С.А. - 4 126, 61 руб. (29 574, 05 - 25 447, 44); Лионовой Е.А. - 17 900,82 руб. (52 775,8 - 34 874,98), Карабут Н.Р. - 5 355 руб. (20 580 - 15 225).

При подаче заявления в суд уплаченная заинтересованным лицом государственная пошлина в большем размере, чем это предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату в сумме 2000 рублей (4000 рублей – 2000 рублей).

В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 104, частью 1 статьи 110, статьями 167-170, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным, не соответствующим Федеральному закону от 16.07.1999 №165 –ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральному закону от 31.12.2002 №190- ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 №101, решение № 10 от 21 декабря 2009 года Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, филиал № 6 «О непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от филиала фонда на цели обязательного социального страхования» в части непринятия к зачету расходов в общей сумме 39 888 рублей 96 копеек, в том числе при расчете пособий: Лионовой Елене Андреевне в сумме 17 900 рублей 82 копеек; Кохановой Анне Викторовне в сумме 12 507 рублей 35 копеек; Карабут Наиде Руслановне в сумме 5 355 рублей; Ищенко Светлане Алексеевне в сумме 4 126 рублей 61 копейки.

В остальной части заявленных требований отказать.

Возвратить из федерального бюджета сельскохозяйственному производственному кооперативу сумму излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Взыскать с Государственного учреждения – Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ставрополь в пользу Сельскохозяйственного производственного кооператива колхоза-племзавода «Кубань», с. Кочебеевское расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.

Судья В.Е. Филатов