НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ставропольского края от 17.03.2009 № А63-418/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 34-16-92, факс 34-69-90,

E-mail: info@stavropol.arbitr.ru, http://www.stavropol.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ставрополь Дело № А63-418/2009-С7-10

17 марта 2009г.

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2009г.

Решение изготовлено в полном объеме 17 марта 2009г.

Арбитражный суд в составе судьи Жирновой С.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Савченко О.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «КМВ-Агро», с. Розовское

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю, г. Ставрополь

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу № 67 от 26.12.2008г., Предписания об устранении нарушений земельного законодательства по делу № 67 от 26.12.2008г. и о прекращении производства по делу № 67 в отношении ООО «СХП «КМВ-Агро»,

при участии:

от заявителя - ФИО1, доверенность № 61 от 12.05.2008г.

от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность № 271 от 11.01.2009г.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «КМВ-Агро», с. Розовское обратилось в Арбитражный суд СК с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю, г. Ставрополь о признании незаконным и отмене Постановления о назначении административного наказания по делу № 67 от 26.12.2008г., Предписания об устранении нарушений земельного законодательства по делу № 67 от 26.12.2008г. и о прекращении производства по делу № 67 в отношении ООО «СХП «КМВ-Агро».

В заседании суда от 03.02.2009г. заявитель ходатайствовал о замене ненадлежащего заинтересованного лица - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю, территориальный отдел № 8, г. Минеральные Воды, в порядке ст. 47 АПК РФ, на надлежащее – Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю, г. Ставрополь. Определением арбитражного суда от 03.02.2009г. ходатайство удовлетворено.

03.02.2008г., в порядке статьи 49 АПК РФ, заявитель уточняет заявленные требования и просит суд признать недействительным и отменить постановление № 67 от 26.12.2008г. о назначении административного наказания, предписание № 67 от 26.12.2008г. об устранении нарушений земельного законодательства, о прекращении производства по делу в отношении ООО «СХП «КМВ-Агро».

Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено, о чем вынесено определение суда от 03.02.2009г.

В порядке ст. 49 АПК РФ представитель заявителя повторно уточнил заявленные ранее требования: о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 67 от 26.12.2008г. и о прекращении производства по делу в отношении ООО «СХП «КМВ-Агро».

Заявленное ходатайство было рассмотрено и удовлетворено, о чем вынесено определение арбитражного суда 12.02.2009г.

В судебном заседании 12.02.2009 года арбитражным судом объявлен перерыв до 17.03.2009 года до 12 ч. 40 мин. Все представители указанных сторон уведомлены в протоколе судебного заседания о дате перерыва, что зафиксировали своей подписью.

Информация о перерыве в судебном заседании с 12.02.2009 года до 17.02.2009 года размещена на сайте Арбитражного суда Ставропольского края.

В судебном заседании представитель заявителя поддерживал заявленные требования, изложенные в заявлении, и пояснил, что Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю, г. Ставрополь был нарушен порядок привлечения к административной ответственности и, кроме того, не были соблюдены сроки привлечения ООО «СХП «КМВ-Агро» к административной ответственности.

Представитель заявителя указывает, что проверка Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю, территориальный отдел № 8, г. Минеральные Воды была проведена 17.07.2008г., что подтверждается уведомлением начальника территориального отдела № 8 от 24.10.2008г. № 10-8/1733, а протокол об административном правонарушении составлен лишь четыре месяца спустя, а именно 05.11.2008г. Кроме того, заявитель указывает, что постановление о привлечении к административной ответственности также вынесено с нарушением двухмесячного срока, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал полностью и пояснил, что проведенной проверкой выявлено использование земельного участка без правоустанавливающих документов, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В отзыве на заявление представитель заинтересованного лица пояснил, что моментом выявления административного правонарушения является момент выявления четырех элементов его состава, а именно: объект, то есть земельные участки, общей площадью 670,3 га в границах СПК «Розовский»; объективная сторона – произведённые посевы сельскохозяйственных культур (подсолнечник), два поля вспаханы после убранного урожая; субъект - ООО «СХП «КМВ-Агро» и субъективная сторона - умысел, однако последние на момент проведения проверки выявлены не были. По причине отсутствия сведений о лице, осуществившем посевы и уборку урожая на осматриваемых участках, в адрес начальника УВД по Минераловодскому району Ставропольского края было направлено обращение с указанием выявленных фактов и просьбой о проведении необходимых мероприятий для выявления лица, осуществляющего посевы, и установления наличия оснований для использования им земельных участков. Лишь после выявления участковым уполномоченным милиции УВД по Минераловодскому району Ставропольского края юридического лица, осуществляющего посевы сельскохозяйственных культур и сбор урожая на рассматриваемых участках площадью 670,3 га. - ООО «СХП «КМВ-Агро» и сообщения об установленном лице в территориальный отдел № 8 управления Роснедвижимости по Ставропольскому краю начальником указанного отдела в адрес ООО «СХП «КМВ-Агро» было сообщено о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.

Кроме того, факт использования вышеуказанного земельного участка ООО «СХП «КМВ-Агро» без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на протяжении четырёх лет подтверждается объяснениями генерального директора ООО «СХП «КМВ-Агро» ФИО3

Исследовав материалы дела и приложенные к нему документы, выслушав доводы представителей сторон, суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Ставропольскому краю № 1918 от 08.07.2009г. (л.д. 42), 17.07.2008г. проведена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства при использовании земельного участка площадью 670,3 га для выращивания сельскохозяйственной продукции.

17 июля 2008г. составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства, согласно которому, в действиях неустановленных лиц усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. В ходе оперативно- розыскных мероприятий сотрудником УВД по Минераловодскому району майором милиции было установлено, что земельные участки используются ООО СХП «КМВ – Агро».

05.11.2008г. государственным инспектором по использованию и охране земель по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району ФИО4 был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «СХП «КМВ-Агро» (далее по тексту общество) (л.д. 55-56). В протоколе об административном правонарушении указано, что обществом совершено правонарушение, выразившееся в том, что земельные участки: поля общей площадью 207,8 га (пашни), расположенные примерно в 6,8 км. на северо-запад от с. Розовка; поля общей площадью 139 га (пашни), расположенные примерно в 6,5 км. на северо-запад от с. Розовка; поле площадью 49,4 га (пашни), расположенное примерно в 3,5 км. на север от с. Розовка; поля площадью 65,6 га, расположенные примерно в 1,7 км. на север от с. Розовка; поле площадью 30,9 га, расположенное примерно в 8,3 км. на юго-восток от с. Розовка; поля общей площадью 70,5 га (пашни), расположенные примерно в 7,3 км. на юго-запад от с. Розовка; поля общей площадью 107,1 га (пашни), расположенные примерно в 5,6 км. на юго-запад от с. Розовка используется заявителем для выращивания сельскохозяйственной продукции без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и квалифицируются как действия, попадающие под ст. 7.1 КоАП РФ.

26.12.2008г. в отношении общества было вынесено постановление № 67 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей по статье ст. 7.1 КоАП РФ.

Не согласившись с вынесенным постановлением о назначении административного наказания, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

В силу ст. 23.21 КоАП РФ, дела о правонарушениях по ст. 7.1 КоАП РФ рассматриваются соответствующими должностными лицами Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости) по Ставропольскому краю.

Согласно ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Статья 7.1 Кодекса предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.

Пунктом 1 статьи 25 и пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса предусмотрено, что права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом. Статьями 4, 26 Закона N 122-ФЗ предусмотрена обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Факт использования земельных участков ООО «Сельскохозяйственное предприятие «КМВ-Агро», а именно: поля общей площадью 207,8 га (пашни), расположенные примерно в 6,8 км. на северо-запад от с. Розовка; поля общей площадью 139 га (пашни), расположенные примерно в 6,5 км. на северо-запад от с. Розовка; поле площадью 49,4 га (пашни), расположенное примерно в 3,5 км. на север от с. Розовка; поля площадью 65,6 га, расположенные примерно в 1,7 км. на север от с. Розовка; поле площадью 30,9 га, расположенное примерно в 8,3 км. на юго-восток от с. Розовка; поля общей площадью 70,5 га (пашни), расположенные примерно в 7,3 км. на юго-запад от с. Розовка; поля общей площадью 107,1 га (пашни), расположенные примерно в 5,6 км. на юго-запад от с. Розовкабез оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю подтверждается объяснениями законного представителя общества генерального директора ФИО3, данными в ходе оперативно-разыскных мероприятий. В объяснении ФИО3 указывает, что в течение четырех лет общество обрабатывает земельные участки, указанные в акте проверки государственного земельного контроля от 17.07.2008г., так как земля находилась в запущенном состоянии и в ходе обработки улучшали плодородие, обогащали земли минеральными удобрениями и за использование данной земли производилась компенсация арендных платежей в администрацию Розовского сельского совета.

Однако на основании изучения представленных документов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ ввиду нарушения процедуры наложения административного взыскания, свидетельствующего о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства о защите прав потребителя - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Из материалов дела видно, что административное правонарушение совершено 17.07.2008г. и обнаружено в ходе проведения внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства. Поэтому к данному правонарушению подлежит применению двухмесячный, а не годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса.

Таким образом, постановление о привлечении к административной ответственности № 67 от 26.12.2008года принято за пределами установленного законом двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что установленные статьей 4.5 Кодекса сроки давности привлечения к административной ответственности являются пресекательными, и в случае их пропуска суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании вышеизложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

Подлинные документы исследованы в судебном заседании.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 4.5, 7.1, 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «КМВ-Агро», с. Розовское удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление № 67 от 26 декабря 2008 года, вынесенное Управлением Федеральной службы кадастра объектов недвижимости по СК г. Ставрополь о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Сельскохозяйственное предприятие «КМВ-Агро», с. Розовское к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
  Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в 10-дневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления его в законную силу.

Судья С.Л. Жирнова