НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ставропольского края от 15.02.2006 № А63-196/06

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

355029, г. Ставрополь ул. Мира, 458 "б", телефоны для справок: 34-39-89, 34-16-92

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А63-24748/2005-С4

А63-196/2006-С4

г. Ставрополь 20 февраля 2006 года

Резолютивная часть объявлена 15 февраля 2006 года, полный текст решения изготовлен 20 февраля 2006 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе председательствующего

Афанасьевой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Афанасьевой Л.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО «Ставропольэнерго», г. Пятигорск

к Инспекции ФНС РФ по г. Пятигорску

о признании недействительным решения частично и требования об уплате налога

и встречное исковое заявление ИФНС РФ по г. Пятигорску

к ООО «Ставропольэнерго», г. Пятигорск

о взыскании 23 665 073 руб. 50 коп.

при участии:

от истца – Уханов А.В. и Бодунов А.А. (по доверенности)

от ответчика – Красноперов Д.В. Семенова Е.И. Коновалова И.А. Унтевская Т.А. Елагин А.В. доверенности полные постоянные

ОАО «Ставропольэнерго» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением, в котором просило суд признать недействительным решение Инспекции ФНС России по г. Пятигорску от 22.12.2005 № 04-13-08/90 о привлечении налогоплательщика ОАО «Ставропольэнерго» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части п. 2.1.«б» в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 67 516 589 руб., налога на прибыль в размере 46 848 тыс. руб. и налога на доходы физических лиц в размере 11 129 руб.; п. 2.1.«в» в части доначисления пени по налогу на добавленную стоимость, приходящихся на сумму необоснованного доначисленного налога на добавленную стоимость в размере 67 516 589 руб., в части доначисления пени по налогу на прибыль в размере 434 322 руб., в части доначиления пени по налогу на имущество в размере 10 148,8 руб., в части доначиления пени по налогу на доходы физических лиц в размере 2 015,9 руб.; п. 1.1. в части штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 2 672,4 руб. за неполную уплату налога на имущество, штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 13 503 317,8 руб., приходящегося на доначисленный налог на добавленную стоимость в размере 67 516 589 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 9 369 600 руб., приходящегося на доначисленный налог на прибыль в размере 46 848 тыс. руб.; п. 3«б» в части указания налога на прибыль к уменьшению только на сумму10 595 руб., тогда как надлежало указать сумму уменьшения излишне начисленного налога на прибыль в размере 63 558,42 руб.

Также ОАО «Ставропольэнерго» просило признать недействительным требование об уплате налога № 64688 по состоянию на 23.12.2005 года.

В заседании 06.10.2005 истец увеличил исковые требования на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В заявлении просит: признать недействительным п. 2.1.«б» (стр. 102) и п. 2.1.«в» (стр. 102) Решения в части доначисления налога на прибыль в сумме 52 963,42 руб. и пени в сумме 486,25 рублей.

На основании ст. 49 АПК РФ заявление принято судом.

Инспекция ФНС России (далее – инспекция) иск не признала. Во встречном исковом заявлении просит взыскать с общества штраф 23 665 073,5 рублей по оспариваемому решению инспекции от 22.12.2005 № 04-13-08/90.

Поясняет, что на основании принятого решения было выставлено требование об уплате штрафных санкций № 2203 от 23.12.2005, которое до настоящего времени не исполнено и суммы штрафа не перечислены.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление ОАО «Ставропольэнерго» и встречный иск инспекции подлежащими частичному удовлетворению.

Инспекция произвела выездную налоговую проверку общества и его обособленных подразделений за 2003 год, по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки от 30 июня 2005 года.

Общество частично не согласилось с выводами проверяющих и представило разногласия.

Рассмотрев представленные разногласия, зам. руководителя ИФНС России по г. Пятигорску вынес решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (решение от 22.08.2005 № 04-13-08/57).

С учетом разногласий и проведенных мероприятий дополнительного контроля Инспекцией ФНС России по г. Пятигорску принято решение от 22.12.2005 № 04-13-08/90 о привлечении налогоплательщика ОАО «Ставропольэнерго» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (далее – Решение).

Решение оспаривается обществом частично, по следующим эпизодам.

Налог на добавленную стоимость

ОАО «Ставропольэнерго» оспаривается п. 2.1.«б» (стр. 102), п. 2.1.«в» (стр. 102), п. 1.1. (стр. 99) Решения в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 360 000 руб., пени в размере 104 869,9 руб. и штрафа в размере 72 000 руб., по эпизоду, связанному с отказом в вычете налога на добавленную стоимость по приобретенному у ООО «Гран С» оборудованию (описание правонарушения в п. 9 «з» стр. 34, 39, стр. 55-56, 62 Решения).

Инспекцией был признан неправомерным заявленный ОАО «Ставропольэнерго» вычет по налогу на добавленную стоимость по счет-фактурам № 19 от 10.02.2003 и № 20 от 28.02.2003 на сумму НДС 200 000 руб. и 160000 руб. соответственно, что мотивированно тем, что в указанных в счет-фактурах сведения об ООО «Гран С» в нарушение ст. 169 НК РФ являются недостоверными. Данный вывод основан на результатах встречной проверки, которой было установлено, что ООО «Гран С» не прошло перерегистрацию и в налоговый орган бухгалтерскую отчетность не представляет, а также что данной организацией налог на добавленную стоимость в бюджет не уплачивался.

Доначисление инспекцией налога, пеней и штрафа является неправомерным по следующим обстоятельствам.

Согласно статьям 171,172 НК РФ, в действовавшей в 2003 году редакции, налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость предоставлялся при соблюдении следующих условий: оплаты и принятия на учет товаров, оформление счет-фактуры, соответствующей требованиям ст. 169 НК РФ. Статьями 168, 169 НК РФ предусмотрено выставление счет-фактуры продавцом товара, в данном случае ООО «Гран С». Все установленные в ст. 169 НК РФ обязательные реквизиты счет-фактур были заполнены. Сведения, указанные в счет-фактурах относительно ООО «Гран С», соответствуют представленным ОАО «Ставропольэнерго» в материалы дела учредительным документам данного юридического лица - свидетельству о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия серия В 000338, выданному администрацией г. Ставрополя; уставу общества, зарегистрированного в администрации г. Ставрополя 25.06.2001 № 529/2001; свидетельству о постановке на учет в налоговом органе юридического лица серия 26 № 001132437; свидетельству о постановке на учет в налоговом органе российской организации, в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость серия 26 № 001602556. На момент осуществления операций ООО «Гран С» являлось юридическим лицом.

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что им предприняты все возможные меры по проверке достоверности указанных в счет-фактурах сведений об ООО «Гран С». При этом ОАО «Ставропольэнерго» действовало добросовестно - оборудование, поставленное ООО «Гран С», было оприходовано и оплачено, что инспекцией не оспаривается. При этом необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в определении от 16.10.2003 № 329-О: правоприменительные органы не могут истолковывать понятие добросовестный налогоплательщик как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством. На ОАО «Ставропольэнерго» не может быть возложена ответственность за неуплату ООО «Гран С» в бюджет налога на добавленную стоимость, непрохождение им перерегистрации и ненахождение на момент проверки по месту, указанному в учредительных документах, поскольку такого основания для отказа в вычете налога на добавленную стоимость законодательством о налогах и сборах не установлено.

Обществом был правомерно заявлен вычет по налогу на добавленную стоимость в размере 360 000 руб., по приобретенному у ООО «Гран С» оборудованию. Инспекция не доказала факт совершения ОАО «Ставропольэнерго» нарушений, которые повлекли бы неправильное исчислению и уплате налога на добавленную стоимость по данному эпизоду, в связи с чем Решение Инспекции в данной части подлежит признанию недействительным.

Признать недействительными п. 2.1.«б» (стр. 102), п. 2.1.«в» (стр. 102), п. 1.1. (стр. 99) Решения в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 360 000 руб., пени в размере 104 869,9 руб. и штрафа в размере 72 000 руб.

ОАО «Ставропольэнерго» оспаривается п. 2.1.«б» (стр. 102), п. 2.1.«в» (стр. 102), п. 1.1. (стр. 99) Решения в части отказа в вычете налога на добавленную стоимость за декабрь 2003 года в размере 5 158 256 руб. по приобретению электроэнергии у ФГУП Концерн «Росэнергоатом» (описание нарушения - п. 9 «з» стр. 34-35, 39 Решения).

Судом установлено, что инспекцией на стр. 34-35 Решения указано о доначислении налога на добавленную стоимость в размере 5 158 256 руб. в связи с признанием неправомерности произведенных налоговых вычетов по НДС по расчетам ФГУП Концерн «Росэнергоатом» по счету-фактуре № 6221 от 04.12.2003 года на сумму 51 582 256 руб., в т.ч. НДС на вышеуказанную сумму.

Инспекцией было указано, что денежные средства по расчетам с ФГУП Концерн «Росэнергоатом» поступили на расчетный счет ООО «Форум-Трейд», не участвующего в расчета с ФГУП Концерн «Росэнергоатом». Денежные средства в адрес ООО «Форум-Трейд» были перечислены в декабре 2003 года ошибочно. На основании письма ОАО «Ставропольэнерго» ООО «Форум-Трейд» оправило сумму 30 949 539,66 руб. в адрес ООО «Деймос», организации, участвующей в расчетах с ФГУП Концерн «Росэнергоатом». ООО «Форум-Трейд» платежным поручение от 06.01.2004 № 1 перечислил указанную сумму в адрес ООО «Деймос». В результате того, что оплата по расчетам с ФГУП Концерн «Росэнергоатом» прошла в январе 2004 года, а не в декабре 2003 года, и в связи с обнаружением ошибки, ОАО «Ставропольэнерго» были поданы в июле 2005 года уточненные декларации за декабрь 2003 года (к доплате) и за январь 2004 года (к уменьшению). На основании уведомления инспекции от 06.06.2005 № 198 пени по налогу на добавленную стоимость были зачтены из переплаты налога на добавленную стоимость.

На момент вынесения оспариваемого Решения оснований для доначисления данных сумм налога на добавленную стоимость не имелось.

Вместе с тем, судом установлено, что указные суммы не вошли в итоговый размер доначисленного по оспариваемому Решению налога на добавленную стоимость.

Поскольку наличие описания правонарушения в описательной части решения, без итогового доначиления по нему налога и пени, права ОАО «Ставропольэнерго» не нарушает, то заявителю в указной части в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

ОАО «Ставропольэнерго» оспаривается п. 2.1.«б» (стр. 102), п. 2.1.«в» (стр. 102), п. 1.1. (стр. 99) Решения в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 61 998 333 руб., пени в размере 18 111 222,8 руб. и штрафа в размере 12 399 667 руб., по эпизоду, связанному с отказом в праве на вычет по налогу на добавленную стоимость по электроэнергии, поставленной ЗАО «Оренбургсельэнерго» в адрес ОАО «Ставропольэнерго» (описание правонарушения - п. 9«з» стр. 36-39 стр. 56-59, 62-97 Решения).

В результате проверки взаимоотношений ОАО «Ставропольэнерго» и ЗАО «Оренбугрсельэнерго» ИНН 56380005200 Инспекцией было установлено, что в 4 квартале 2003 года ОАО «Ставропольэнерго» был заключен договор на поставку электрической энергии и мощности № 117 от 25.09.2003г. с ЗАО «Оренбургсельэнерго». В соответствии с договором на поставку электрической энергии и мощности от 25.09.2005 № 117 и дополнительного соглашения к нему от 25.09.2005 субъект ФОРЭМ - ЗАО «Оренбургсельэнерго» (Энергоснабжающая организация) продает на региональном рынке электроэнергию и мощность, а Истец (Абонент) принимает и оплачивает ее, ООО «Форум-Трейд» является координатором-уполномоченным агентом ЗАО «Оренбургсельэнерго» (п.2.1. договора). В соответствии с п. 2.1. договора ОАО «Ставропольэнерго» обязалось перечислить денежные средства за принятую по договору электроэнергию, мощность и оказанные услуги на расчетный счет Координатора – уполномоченного агента ЗАО «Оренбургсельэнерго». В соответствии с п. 5 этого договора предусматривалась поставка в 4 квартале 2003 года (согласно утвержденному ФЭК России плановому балансу) ОАО «Ставропольэнерго» электроэнергии в количестве 775 млн.кВт.ч. В октябре должно быть поставлено 287 млн.кВт.ч. и 385 МВт, в декабре 488 млн.кВт.ч. и 656 МВт. К вышеуказанному договору (№ 117 от 25.09.2003) было заключено дополнительное соглашение от 25.09.2003г. В соответствии с этим дополнительным соглашением в договор № 117 были внесены изменения. Теперь, сторонами, участвующими в договоре являются ЗАО «Оренбургсельэнерго» (энергоснабжающая организация), ОАО «Ставропольэнерго» (абонент) и ООО «Форум-Трейд» (Координатор). Обязанности координатора изложены следующим образом: «Координатор обязуется оказать услуги Абоненту, необходимые для исполнения заключенного договора, предусматривающего поставку электроэнергии (мощности) в соответствии с условиями договора, в том числе провести маркетинговые исследования на рынках электроэнергии, осуществлять организацию и контроль за исполнением обязательств сторон в части расчетов, включая оформление документооборота, выставление счетов, оформление актов и других необходимых документов». Кроме того, Координатор (ООО «Форум-Трейд») обязуется «направлять Абоненту расчет стоимости поставленной за очередной период расчета электроэнергии, мощности и оказанных услуг, а также счета, счета-фактуры». Абонент обязуется перечислить Координатору - уполномоченному агенту Энергоснабжающей организации на расчетный счет стоимость электроэнергии, мощности и оказываемых услуг по поручениям Энергоснабжающей организации в соответствии с договором. Координатор обязуется «оплачивать за счет средств, полученных от Абонента по настоящему договору, на расчетный счет указанного Энергоснабжающей организацией лица, стоимость электроэнергии и мощности на основании выставленных таким лицом счетов-фактур, на основании Актов приема-передачи.

Получение в октябре 2003 г. ОАО «Ставропольэнерго» электроэнергии от ЗАО «Оренбургсельэнерго» в количестве 287 000 тыс. кВт.ч. на сумму 137 760 000.0 руб. (в том числе НДС 22960000,0 руб.) оформлено актом приема-передачи от 31.10.2003. В соответствии с актом приема-передачи, 31 октября 2003 года составлена и предъявлена ОАО «Ставропольэнерго» счет-фактура № 389/1 от 31.10.03 г. за поставленную электроэнергию в количестве 287 000 тыс. кВт.ч. на сумму 137 760 000.0 руб. (в том числе НДС 22 960 000,0 руб.). ОАО «Ставропольэнерго» произведена оплата электроэнергии приобретенной у ЗАО «Оренбургсэльэнерго». Координатору - ООО «Форум-Трейд» перечислено с 01.10.2003 г. по 30.10.2003 г. 119 210 200 руб. и с 01.11.2003 г. по 05.11.2003 г. 18 549 800 руб. Поставка, получение, оплата электрической энергии, произведенные в октябре-ноябре 2003 г. оформлено актами сверки расчетов от 20.11.2003 г. подписанными сторонами сделки. Приобретение электрической энергии по счет-фактуре в октябре-ноябре 2003 года отражено ОАО «Ставропольэнерго» в книге покупок в сумме 137 760 000 руб. Предъявлен к возмещению налог на добавленную стоимость по счет-фактуре № 389/1 от 31.10.2003 в сумме 22 960 000 руб.

Получение в декабре 2003 года ОАО «Ставропольэнерго» электроэнергии от ЗАО «Оренбургсельэнерго», в количестве 488 000 тыс. кВт.ч. на сумму 234 240 000 руб. (в том числе НДС 39 040 000,0 руб.) оформлено актом приема-передачи от 31.12.2003. В соответствии с актом приема-передачи, 31 декабря 2003 года составлена и предъявлена ОАО «Ставропольэнерго» счет-фактура № 469 от 31.12.2003 за поставленную электроэнергию в количестве 488 000 тыс. кВт.ч. на сумму 234 240 000 руб. (в том числе НДС 39 040 000 руб.). ОАО «Ставропольэнерго» произведена оплата электроэнергии приобретенной у ЗАО «Оренбургсэльэнерго». Координатору - ООО «Форум Трейд» перечислено с 01.12.2003 г. по 31.12.2003 г. 234 240 000 руб. Поставка, получение, оплата электрической энергии, произведенные в декабре 2003 г. оформлена актами сверки расчетов от 20.01.2004 г. подписанными сторонами сделки. Приобретение электрической энергии по счету-фактуре № 469 от 31.12.2003 в декабре 2003 г. отражено ОАО «Ставропольэнерго» в книге покупок в сумме 234230000 руб. Предъявлен к возмещению НДС по данной счет-фактуре в сумме 39038333 руб.

В ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом было установлено, что 25.09.2003 года был заключен агентский договор между ЗАО «Оренбургсельэнерго» («Принципал») и ОАО «Энергосбытовая Компания «Восток» ИНН 7705424509 («Агент»). В соответствии с этим договором ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» - Агент обязуется от своего имени, но за счет ЗАО «Оренбургсельэнерго» - Принципала осуществлять покупку электроэнергии и мощности.

Исполнение данного договора было оформлено следующими документами.

Получение в октябре 2003 года ЗАО «Оренбургсельэнерго» электроэнергии от ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» в количестве 287 000 тыс. кВт.ч. на сумму 80 751 675,9 руб. (в том числе НДС 13 458 612,65 руб.) оформлено актом приема-передачи от 31.10.2003. В соответствии с актом приема-передачи, 31 октября 2003 года составлена и предъявлена ЗАО «Оренбургсельэнерго» счет-фактура № 59 от 31.10.2003 за поставленную электроэнергию в количестве 287 000 тыс. кВт.ч. и мощности 385 МВт на сумму 80 751 675,9 руб. (в том числе НДС 13 458 612,65 руб.). ООО «Форум Трейд» за счет денежных средств, полученных от ОАО «Ставропольэнерго», была произведена за ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» оплата ОАО «Тюменьэнерго» за поставленную электроэнергию в октябре 2003 года в сумме 48 451 005,54 руб. и в ноябре 2003 года в сумме 32 300 670,36 руб., всего 80 751 675,9 руб. Поставка, получение, оплата электрической энергии, произведенные в октябре-ноябре 2003 г. подтверждается отчетом № 1 от 24.11.2003, подписанным сторонами сделки по исполнению поручения № 1 по агентскому договору № 3 от 25.09.2003 г.

Получение в декабре 2003 года ЗАО «Оренбургсельэнерго» электроэнергии от ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» в количестве 488 000 тыс. кВт.ч. и мощности 656 МВт на сумму 137 427 215,04 руб. (в том числе НДС 22 904 535,84 руб.) подтверждено актом приема-передачи от 31.12.2003. В соответствии с актом приема-передачи, 31 декабря 2003 года составлена и предъявлена ЗАО «Оренбургсельэнерго» счет-фактура № 94 от 31.12.2003 за поставленную электроэнергию в количестве 488 000 тыс. кВт.ч. и мощности 656 МВт на сумму 137 427 215,04 руб. (в том числе НДС 22 904 535,84 руб.). ООО «Форум Трейд» за счет денежных средств, полученных от ОАО «Ставропольэнерго», была произведена за ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» оплата ОАО «Тюменьэнерго» за поставленную электроэнергию в декабре 2003 года в сумме 137 427 215,04 руб. Поставка, получение, оплата электрической энергии, произведенные в декабре 2003 года, подтверждается отчетом № 2 от 14.01.2004, подписанным сторонами сделки по исполнению поручения № 1 по агентскому договору № 3 от 25.09.2003.

Инспекцией вменяются ОАО «Ставропольэнерго» следующие нарушения действующего налогового законодательства, на основании которых налоговым органом сделан вывод о неправомерности заявленных вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 61 998 333 руб. по электроэнергии (мощности), купленной по договору с ОАО «Оренбургсельэнерго».

В книге продаж ЗАО «Оренбургсельэнерго» за октябрь 2003 года отражена только указанная в акте сверки расчетов (между ООО «Форум-Трейд» и ЗАО «Оренбургсельэнерго») сумма 3 444 000,0 руб. (НДС – 574 000,0 руб.). ООО «Форум- Трейд» указан как покупатель (счет-фактура не указана). В книге продаж ЗАО «Оренбургсельэнерго» за декабрь 2003 года отражена только указанная в акте сверки расчетов (между ООО «Форум-Трейд» и ЗАО «Оренбургсельэнерго») сумма 5 856 000,0 руб. (НДС – 976 000,0 руб.). ООО «Форум-Трейд» указан как покупатель (счет-фактура не указана). ОАО «Ставропольэнерго» как покупатель в книге продаж ЗАО «Оренбургсельзнерго» отсутствует.

В бухгалтерском учете ОАО «Ставропольэнерго» первичные документы, которые подтверждали бы правомерность и обоснованность применения налогового вычета по НДС за октябрь-декабрь 2003 г. в размере 61 998 333,0 руб., отсутствуют. Первичные документы, находящиеся в ОАО «Ставропольэнерго», подтверждающие заключение и исполнение договора № 117 от 25.09.2003, содержат противоречивые данные.

ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» в письме № 3-1254 от 10.11.2005 сообщило, что договор № 117 от 25.09.2003 года на поставку электрической энергии, мощности и оказание услуг, заключенный между ЗАО «Оренбургсельэнерго» и ОАО «Ставропольэнерго», регистрацию не проходил. ОАО «Системный оператор – Центральное диспетчерское управление единой энергетической системы» в ответе № 04/02-48-1295-5126 от 09.12.2005 сообщает, что в соответствии с решением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 20.09.2002 № 62-Э/1 были заключены Договоры возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечению системной надежности) между ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» и ОАО «Энергосбытовая компания «Восток», ОАО «Ставропольэнерго», ОАО «Тюменьэнерго». В отношении ЗАО «Оренбургсельэнерго» информация о заключенном договоре возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечению системной надежности) не представлена.По информации департамента учета и отчетности ОАО «ФСК ЕЭС» (в ответ на запрос в ОАО «ФСК ЕЭС» № 4/2-5105 от 15.11.2005) договор № 117 от 25.09.2003 на поставку электроэнергии, мощности и оказании услуг, заключенный между ЗАО «Оренбургсельэнерго» и ОАО «Ставропольэнерго» регистрацию в ОАО «ФСК ЕЭС» не проходил. По информации департамента учета и отчетности ОАО «ФСК ЕЭС» (в ответ на запрос в ОАО «ФСК ЕЭС» № 4/2-5105 от 15.11.2005) агентский договор № 3 от 25.09.2003 на покупку электрической энергии и мощности, заключенный между ЗАО «Оренбургсельэнерго» и ОАО «Энергосбытовая компания «Восток», регистрацию в ОАО «ФСК ЕЭС» не проходил. ООО «Форум-Трейд» произвел перечисление денежных средств в адрес ОАО «Тюменьэнерго» необоснованно, так как электрическая энергия в 4 квартале 2003 года в ОАО «Ставропольэнерго» от ОАО «Тюменьэнерго» также не поступала. Договор № 117 от 25.09.2003 фактически не исполнялся. ОАО «Ставропольэнерго» действовало недобросовестно, действия были направлены на необоснованное получение налоговых вычетов по НДС и уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Заключая договор № 117 от 25.09.2003 г., стороны действительно не имели намерения произвести поставку электрической энергии. Счета-фактуры, на основании которых произведена оплата ОАО «Ставропольэнерго» приобретенной электроэнергии, составлены в нарушение законодательства, действующего в сфере налогообложения и бухгалтерского учета, поскольку в них отражены фактически не существовавшие операции. Налоговый орган при этом ссылается на письмо Федеральной службой по тарифам России от 09.12.2005 № ЕЯ-6854/12, письма ЗАО «Центра договоров и расчетов Федерального Оптового Рынка Электрической энергии (мощности)» (ЗАО «ЦДР ФОРЭМ») от 10.11.2005 № 3-1254, № 3-1255. Привлечение ООО «Форум-Трейд» ИНН 7707321114- «координатора», сторона - определенная дополнительным соглашением к договору № 117 от 25.09.03 г. поставки электроэнергии и мощности от того же числа- 25.09.2003 г., свидетельствуют об отсутствии экономической целесообразности участия координатора в исполнении вышеуказанного договора.

В соответствии со ст.88 АПК РФ суд опросил свидетеля Левченко Р.А., оперуполномоченного ОРЧ по НП г. Пятигорск. Он показал, что в соответствии с письмом исх.4/2-4478 от 01.12.2005г. ГУВД СК федеральной налоговой службы по налоговым преступлениям согласно п.15.р2 «Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок» утвержденной приказом МВД РФ от 22.01.2004г. №76/АС-06/37, в адрес инспекции направлены копии материалов встречных проверок и объяснений должностных лиц ООО «Ставропольэнерго» на 27 листах. Данные материалы являются приложением к решению №04-13-08/90 от 22.12.2005г. Рукописные документы составлены Левченко Р.А., представленные копии являются верными. Считает, что имеется схема уклонения от уплаты налогов. Более подробно эта схема описана в отзыве Инспекции ФНС РФ по г. Пятигорску от 06.02.2006г. №02-07-15/1708. В настоящее время проводится проверка в порядке ст.144, 145 УПК РФ по признакам состава преступления ч.2 ст.199 УК РФ.

Приведенные сведения не являются препятствием для рассмотрения иска налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа.

Должностными лицами ОАО «Оренбургсельэнерго» были подтверждены факты заключения договора № 117, поставка по нему электроэнергии в адрес ОАО «Ставропольэнерго», и что фактически она была отпущена из ОАО «Тюменьэнерго» через ОАО «Энергосбытовая компания «Восток». Плановый баланс, в котором отражена сделка между ОАО «Ставропольэнерго» и ЗАО «Оренбургсельэнерго» был направлен от РАО ЕЭС России в ФЭК. Федеральная энергетическая комиссия данный баланс утвердила. Был подтвержден и факт направления счетов-фактур, подписания актов выполненных работ.

Генеральный директор ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» подтвердил факт поставки электроэнергии (мощности), поручений ОАО «Тюменьэнерго» в адрес ЗАО «Оренбургсельэнерго». ОАО «Тюменьэнерго» также подтвердило факт продажи ОАО «Энергосбытовая компания «Восток» электроэнергии и мощности, принадлежащей ОАО «Тюменьэнерго», в количестве 775 млн. квт/час. в ЗАО «Оренбургсельэнерго». При отпуске электроэнергии и мощности использовались сети РАО ЕЭС России. Передача собственности электроэнергии и мощности переходила в точках поставки сальдоперетока электроэнергии в ОАО « Тюменьэнерго».

ЗАО «Оренбургсельэнерго» включено постановлением ФЭК РФ от 17.05.2002 № 28/1 с 1 июня 2002 года в раздел «Энергоснабжающие организации» «Перечня коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги) для которых устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, приложение № 2 к Постановлению Правительства РФ от 12.07.1996 № 793.

В соответствии с данными планового баланса производства и поставок электрической (тепловой) энергии на 4 кв. 2003 г., утвержденного Постановлением ФЭК России от 10.09.2003 г. № 73-э/1, ОАО «Ставропольэнерго» предполагало приобрести электрическую энергию от ЗАО «Оренбургсельэнерго» в количестве 775 млн. кВт.ч.

Должностные лица ОАО «Оренбургсельэнерго» не указали на отсутствие факта или поддельность выставленных счет-фактур и актов приема-передачи. То есть выводы Инспекции о несоответствии данных, указанных в счет-фактурах, не нашли своего подтверждения.

В соответствии с п.5 и п. 6 ст.169 НК РФ обязанность по составлению, подписанию и выставлению ОАО «Ставропольэнерго» счетов-фактур возложена на руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика, реализующего товары, то есть, в данном случае, на ЗАО «Оренбургсельэнерго». Именно ЗАО «Оренбургсельэнерго» несет ответственность за соответствие указанных в п.5. ст. 169 НК РФ сведений в предъявляемых им счетах-фактурах. Кроме того, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в ЗАО «Оренбургсельэнерго», соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций, несет руководитель данной организации. Следовательно, установленное в ходе встречной проверки неотражение в бухгалтерском учете ЗАО «Оренбургсельэнерго» фактического исполнения сторонами договора от 25.09.2005 № 117 является нарушением законодательства со стороны ЗАО «Оренбургсельэнерго» и не может являться основанием для признания счетов-фактур ошибочно выставленными и, соответственно, не может быть признано неправомерным принятие ОАО «Ставропольэнерго» к вычету НДС, уплаченного за поставленную ОАО «Оренбургсельэнерго» электроэнергию.

Факты, установленные в отношении ООО «Форум Трейд» не меняют существа имевших место взаимоотношений, поскольку данная организация не являлась поставщиком электроэнергии, не направляла в адрес ОАО «Ставропольэнерго» счет-фактуры и акты приема-передачи. С данной организацией, исходя из ее положения в имевшей место хозяйственной операции, законодательство о налогах и сборах не связывает право налогоплательщика на вычет налога на добавленную стоимость. При этом все участвовавшие в поставке ОАО «Ставропольэнерго» электроэнергии не имеют к ОАО «Ставропольэнерго» финансовых претензий, поскольку оплата за поставленную ими электроэнергию была осуществлена полностью, что подтверждается и проведенными налоговым органом дополнительными мероприятиями налогового контроля.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 № 329-О указано, что налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. В определении от 08.04.2004 № 169-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что при обнаружении признаков фиктивности сделок, направленности их на уход от налогов необходимо выявлять, нет ли в поведении налогоплательщика признаков недобросовестного поведения. Оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели. Заключенные сделки должны не только формально не противоречить законодательству, но и не вступать в противоречие с общими запретами недопустимости недобросовестного осуществления прав налогоплательщиком. Принцип добросовестности в таком случае может использоваться правоприменителями в качестве критерия при разрешении налоговых споров. При этом необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в определении от 16.10.2003 № 329-О: правоприменительные органы не могут истолковывать понятие добросовестный налогоплательщик как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

Вместе с тем Инспекция не представила в ходе судебного разбирательства в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, свидетельствующих о недостоверности представленных для налогового вычета документов или о недобросовестности Общества как налогоплательщика. Суд отклоняет довод инспекции о том, что фактически энергия не поставлялась, что подтверждается актом проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности открытого акционерного общества «Ставропольское акционерное общество энергетики и электрификации» от 13 декабря 2005 года, проведенной специалистами Территориального управления Росфиннадзора в Ставропольском крае. Изучением акта, представленного обществом установлено, что основанием для таких выводов послужило отсутствие первичных документов. Данный акт проверки не является актом налогового контроля. Изложенные обстоятельства проверены в ходе выездной проверки и отражены в решении и в прилагаемых к нему документах. Оценка этих доказательств, а также доказательств, представленных ОАО «Ставропольэнерго» произведена судом в порядке ст. 71 АПК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг). Факт оплаты приобретенной ОАО «Ставропольэнерго» электроэнергии, как сказано выше, налоговым органом установлен и не оспаривается.

Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 ст. 171 НК РФ.

В подтверждение обоснованности принятия сумм НДС к вычетам ОАО «Ставропольэнерго» представлены: договор на поставку электрической энергии и мощности от 25.09.2003 № 117/17-23-11-03-РСК и дополнительное соглашение к договору от 25.09.2003, предусматривающие поставку электроэнергии 775 млн.кВт.ч. и мощности 351 МВт, акты приема-передачи электроэнергии и мощности б/н от 31.10.2003 и б/н от 31.12.2003, счет-фактурами от 31.10.2003 № 389/1 и от 31.12.2003 № 469, платежные поручениями с отметками банка, подтверждающие оплату полученной электроэнергии.

Фактическое поступление ОАО «Ставропольэнерго» электрической энергии в указанном количестве подтверждается плановыми балансами, фактическими балансами, которыми подтверждается поступление в ОАО «Ставропольэнерго» в отчетные периоды количества электроэнергии, превышающего объем поставки от ОАО «Оренбургсельэнерго». Подтверждается и фактическая реализация ОАО «Ставропольэнерго» поставленного в его адрес в 4 квартале количества электроэнергии.

Получение предусмотренной по договору с ОАО «Оренбургсельэнерго» электроэнергии ОАО «Ставропольэнерго» было заявлено в плановых балансах электроэнергии за октябрь и декабрь 2003 года, согласованы с РЭК Ставропольского края. Поставка в октябре и декабре 2003 года от Оренбургсельэнерго электроэнергии и мощности в указанных в договорах количествах включена в плановый баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) на 4 квартал 2003 года по ОАО «Ставропольэнерго», утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссией России от 10.09.2003 № 73-а/1.

Установленные инспекцией факты того, что ОАО «Оренбургсельэнерго» не отразило в книге продаж факта реализации электроэнергии (мощности) ОАО «Ставропольэнерго», не отразило в полном размере полученные денежные средства и полный объем поставки электроэнергии (мощности) ОАО «Ставропольэнерго» по договору от 25.09.2003 № 117/17-23-11-03-РСК и дополнительному соглашению к договору от 25.09.2003, свидетельствуют о нарушениях со стороны ОАО «Оренбургсельэнерго», а не ОАО «Ставропольэнерго». Кроме того, должностные лица ОАО «Оренбургсельэнерго» подтверждают факт поставки электроэнергии (мощности) в спорных объемах в адрес ОАО «Ставропольэнерго», подтверждают выставление счетов-фактур, подписания актов сверок и выполненных работ. Анализ положений договора от 25.09.2003 № 117/17-23-11-03-РСК свидетельствует, что обязанность по регистрации данного договора и предстоящей поставки электроэнергии была возложена на ОАО «Орнебургсельэнерго» (п. 3.1.4 договора). Тот факт, что ОАО «Оренбургсельэнерго» не согласовало фактическую поставку в ЗАО «ЦДР «ФОРЭМ», не свидетельствует о нарушениях, допущенных ОАО «Ставропольэнерго», которое, со своей стороны, согласовало планируемые поставки в РЭК Ставропольского края и ФЭК России.

Что же касается доводов инспекции о фиктивности привлечения ООО «Форум-Трейд» как координатора, то данная организация, исходя из условий дополнительного соглашения, является уполномоченным агентом энергоснабжающей организации – ОАО «Оренбургсельэнерго», привлекалась для проведения расчетов по ее поручениям. В п. 5.1.2. дополнительного соглашения предусмотрено, что Координатор (ООО «Форум-Трейд») оплачивает за счет средств, полученных от Абонента (ОАО «Ставропольэнерго»), на расчетный счет указанного Энергоснабжающей организацией (ОАО «Оренбургсельэнерго») лица. П. 6 дополнительного соглашения в п. 8.7. договора внесены изменения, согласно которым «во исполнение обязанностей по настоящему договору Координатор и Энергоснабжающая организация имеют право заключать субагентские договоры и договоры подряда, а также привлекать ресурсы третьих лиц». Из анализа указанных положений следует, что привлечение ООО «Форум-Трейд» производилось в интересах ОАО «Оренбургсельэнерго». ООО «Форум-Трейд» участия в поставке электроэнергии (мощности) в адрес ОАО «Ставропольэнерго» не принимал. Счета-фактуры, акты выполненных работ выставлялись ОАО «Оренбургсельэнерго». Произведенные с участием ООО «Форум-Трейд» расчеты за поставленную электроэнергию (мощность) фактически были осуществлены, что налоговым органом не оспаривается.

Договора между ОАО «Ставропольэнерго» и ОАО «Оренбургсельэнерго» не были признаны недействительными. Участие ООО «Форум-Трейд» только в осуществлении расчетов, при их фактическом проведении, даже с учетом доводов налогового органа о фиктивности данной организации, не свидетельствует об отсутствии факта поставки электроэнергии (мощности) в адрес ОАО «Ставропольэнерго» в октябре и декабре 2003 года по договору с ОАО «Оренбургсельэнерго» и ее оплаты.

Указанные документы в совокупности предоставляют ОАО «Ставропольэнерго» право принять НДС к вычету в соответствии с действующим законодательством, а решение в данной части не соответствует законодательству о налогах и сборах и фактически имевшим место обстоятельствам.

Суд признает недействительными п. 2.1.«б» (стр. 102), п. 2.1.«в» (стр. 102), п. 1.1. (стр. 99) Решения в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 61 998 333 руб., пени в размере 18 111 222,8 руб. и штрафа в размере 12 399 667 руб.

Налог на прибыль

ОАО «Ставропольэнерго» оспаривается п. 2.1.«б» (стр. 102), п. 2.1.«в» (стр. 102), п. 1.1. (стр. 99) Решения части доначисления налога на прибыль в размере 46 848 тыс. руб., пени в размере 431 109 руб. и штрафа в размере 9 369 600 руб., в результате непринятия в составе расходов по налогу на прибыль за 2003 год расходов по поставке электроэнергии ЗАО «Оренбургсельэнерго» (описание правонарушения на стр. 84-97).

Инспекция не приняла в качестве расходов уменьшающих налогооблагаемую прибыль расходы в размере 195 200 тыс. руб., понесенные по договору от 25.09.2003 № 117 с ЗАО «Оренбургсельэнерго», как необоснованные и документально не подтвержденные. В результате Инспекцией был доначислен налог на прибыль в размере 46 848 тыс. руб.

Свое решение инспекция мотивировала тем, что выявленные в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля нарушения повлекли за собой занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2003 г. и неполную уплату налога в сумме 46 848 000 руб. Исчисление произведенных расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль за 2003 год, осуществлено на основании счетов-фактур ЗАО «Оренбургсельэнерго», актов приема-передачи ЗАО «Оренбургсельэнерго», сверок расчетов на поставку электрической энергии (мощности) и оказание услуг с ЗАО «Оренбургсельэнерго» и ООО «Форум Трейд», расчетов стоимости электрической энергии в октябре, декабре 2003 г. и платежных поручений ОАО «Ставропольэнерго». Инспекция полагает, что перечисленные документы не соответствуют положениям п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», так как содержат недостоверные данные, поскольку факт поставки электроэнергии не подтверждается.

При заключении договора № 117 от 25.09.2003 г. сразу оговаривалась стоимость поставляемой электроэнергии, которая превышала стоимость электроэнергии, получаемой в системе ФОРЭМ. Цена поставки электроэнергии и мощности в 2003 году от ФОРЭМ, утвержденная Постановлением ФЭК от 25.12.03 г. Ш 98 Э/3 соответственно составляла 276,94 руб/мВТ.ч. и 107466,13 руб/МВт. (без НДС), в договоре № 117 от 25.09.03 г. предусматривалась цена поставки электроэнергии с учетом мощности 0,40 руб/ кВт.ч. (400 руб/мВт.ч. без НДС). В это же время стоимость электроэнергии которая должна была быть поставлена по агентскому договору № 3 от 25.09.03 г. имела более низкую цену: электроэнергия 135,25 руб./мВт.ч., мощность - 73964,45 руб./МВт. В действиях участников сделки (договор № 11 от 25.09.2003 и дополнительного соглашения к нему), в том числе ОАО «Ставропольэнерго» (инициатора договора), усматриваются признаки недобросовестности.

Как уже было указано выше ОАО «Ставропольэнерго» представило все необходимые первичные документы, подтверждающие понесенные расходы: договор, акты приема-передачи электроэнергии, платежные поручения с отметками банка, подтверждающие оплату полученной электроэнергии. Следовательно, утверждение Инспекции о неподтверждении данных расходов документально не соответствуют действительности.

Вторым основанием, указанным Инспекцией, является экономическая необоснованность расходов на приобретение электроэнергии у ЗАО «Оренбургсельэнерго».

Как следует из договора от 25.09.2003 № 117 ЗАО «Оренбургсельэнерго» обязалось поставить в адрес ОАО «Ставропольэнерго» электроэнергию в количестве 775 млн. кВт/ч по цене 0,48 руб. за 1 кВт/ч, в том числе НДС 0,08 руб. Данная цена учитывает поставку как электрической энергии, так и мощности. Для сравнения Инспекцией принимается цена за электроэнергию, без учета платы за мощность, что ведет к искажению сравниваемых величин. При этом у ОАО «Ставропольэнерго» в 4 кв. 2003 года образовалась экономия в результате приобретения электроэнергии у ОАО «Оренбургсельэнерго» в размере 23 795,8 тыс. руб., на что указано в выписке из протокола 22.12.2003 № 37 заседания правления Региональной энергетической комиссии Ставропольского края.

В октябре – декабре 2003 ОАО «Ставропольэнерго» был установлен тариф на покупку с ФОРЭМ за электроэнергию в размере 27,694 коп./кВт.ч. и за мощность в размере 107,46613 тыс.руб./МВт. Исходя из утвержденного тарифа, и учитывая, что по договору № 117 было поставлено электроэнергии 775 млн. кВт/ч и мощности в октябре 385 МВт и в декабре 656 МВт, стоимость единого тарифа (электроэнергия + мощность) составила бы в соответствии с утвержденными тарифами 0,42129 руб./кВт.ч. (0,27694 руб./кВт.ч. x 775 000 000 кВт/ч + 107466,13 руб. x 385 МВт + 656 МВт / 775 000 000 кВт/ч). Цена по договору № 117 и дополнительному соглашению от 25.09.2003 составила 0,4 руб./кВт.ч.

Следовательно, выводы Инспекции о том, что данные расходы являются экономически необоснованными, также не находят своего подтверждения.

Таким образом, ОАО «Ставропольэнерго» имело право на включение в состав расходов, принимаемых для целей налогообложения налогом на прибыль, расходов в размере 195 200 тыс. руб. по оплате электроэнергии, приобретенной у ЗАО «Оренбургсельэнерго», а решение Инспекции по данному эпизоду не соответствует законодательству о налогах и сборах – ст.ст. 247, 252-254 НК РФ и подлежит признанию недействительным.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и начисляется в случае нарушения налогоплательщиком сроков уплаты налогов.

Поскольку налог на прибыль в размере 46 848 000 руб. был доначислен инспекцией без законных оснований, подлежит признанию незаконным и доначисление пени в размере 431 109 руб.

ОАО «Ставропольэнерго» полностью оспаривает доначисление штрафа в размере 9 522 824 руб.

Начисление штрафа является неправомерным по следующим обстоятельствам.

В соответствии со ст. 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм. То есть привлечение к ответственности производится при условии неуплаты (неполной уплаты) налогов в установленные сроки.

При оценке своевременности исполнения обществом обязанности по уплате налога на прибыль суд учитывает наличие переплат, подтвержденных решением Арбитражного суда Ставропольского края от 13.05.2004 по делу № А63-2758/2004- С4 за 2000 год в размере 6 568 560 рублей, за 2001 год – 8 928 671 рубль, за 2002 год – 6 022 824 рубля; решением по делу № А63-12372/04-С4 подтверждено наличие переплаты по налогу на прибыль за 2002 год в размере 33 763 617 рублей.

В соответствии со ст. 78 НК РФ излишне уплаченные суммы подлежат зачету. Сопоставление начисленных и уплаченных сумм показывает, что размер излишне уплаченных сумм превышает размер уплаченных сумм. Оснований для начисления штрафа за неуплату налога на прибыль не имелось.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что п. 2.1.«б» (стр. 102), п. 2.1.«в» (стр. 102), п. 1.1. (стр. 99) Решения части доначисления налога на прибыль в размере 46 848 тыс. руб., пени в размере 431 109 руб. и штрафа в размере 9 369 600 руб. противоречат нормам налогового законодательства и подлежат отмене.

ОАО «Ставропольэнерго» оспаривается п. 2.1.«б» (стр. 102), п. 2.1.«в» (стр. 102) Решения части доначисления налога на прибыль в размере 52 963,42 руб., пени в размере 486,25 руб., в результате неполного уменьшения в п. 3 (стр. 104) Решения налога на прибыль с суммы списанной дебиторской задолженности (описание на стр. 41 Решения).

В ходе выездной налоговой проверки было установлено, что подлежала списанию просроченная дебиторская задолженность в сумме 264 827,7 руб., в том числе налог на добавленную стоимость в размере 44 146,78 руб.

Указная просроченная дебиторская задолженность подлежала включению в состав внереалиционных расходов по налогу на прибыль. Однако в п. 3 (стр. 104) Решения, в результате технической ошибки, налог на прибыль был уменьшен только на сумму налога на добавленную стоимость, а не на полную сумму дебиторской задолженности.

В результате сумма доначисленного по результатам проверки налога на прибыль была уменьшена на 10 595 руб., тогда как подлежало уменьшить на 63 558,42 руб. (264 827,7 x 24%).

В результате был излишне доначислен налог на прибыль в размере 52 963,42 руб., пени в размере 486,25 руб.

Суд признает недействительными п. 2.1.«б» (стр. 102), п. 2.1.«в» (стр. 102) Решения   части доначисления налога на прибыль в размере 52 963,42 руб., пени в размере 486,25 руб.

Налог на доходы физических лиц

ОАО «Ставропольэнерго» оспаривается п. 2.1.«б» (стр. 102), п. 2.1.«в» (стр. 103) Решения в части доначисления налога на доходы физических лиц в размере 11 129 руб. и пени 2 015,9 руб.

Согласно ст. 226 НК РФ (Глава 23 «Налог на доходы физических лиц») налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику (п. 4). Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога (п. 6) Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9).

Из вышеуказанных взаимосвязанных положений законодательства следует, что обязанность по уплате НДФЛ может быть возложена на налогового агента только в части удержанных сумм налога. Поскольку установленные в Решении суммы НДФЛ ОАО «Ставропольэнерго» не были удержаны, то возложение на него обязанности по уплате НДФЛ за счет собственных средств противоречит требованиям ст. 226 НК РФ. Налогоплательщиком является непосредственно само физическое лицо, с которого и подлежит взысканию соответствующая сумма налога и пени. Данный вывод подтверждается и в постановлении ФАС СКО от 11.05.2005 № Ф08-1808/05-761А.

Таким образом, взыскание с ОАО «Ставропольэнерго» налога на доходы физических лиц в размере 11 129 руб. и пени в размере 2 015,9 руб. противоречит положениям ст. 226 НК РФ и подлежит отмене.

Суд признает недействительными п. 2.1.«б» (стр. 102), п. 2.1.«в» (стр. 103)   Решения в части доначисления налога на доходы физических лиц в размере 11 129 руб. и пени 2 015,9 руб.

Налог на имущество

ОАО «Ставропольэнерго» оспаривает п. 2.1.«в» (стр. 102) и п. 1.1. (стр. 99) Решения в части доначиления пени по налогу на имущество в размере 10 148,8 руб. и штрафа в размере 2 672,4 руб.

При начислении пени по налогу на имущество, Инспекцией не было учтено, что по сроку уплаты налога на имущество за 2003 год у ОАО «Ставропольэнерго» имелась переплата по налогу на имущество за 2003 год в размере 10 875 756 руб., подтвержденная решением от 02.03.2005 по делу № А63-8801/2004-С4, оставленном в силе постановлениями апелляционной и кассационной инстанций.

В п. 6 совместного постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999г. № 41/9 указано, что при решении вопроса о применении ответственности за сокрытие (занижение) прибыли или сокрытие (неучет) иного объекта налогообложения, судам следует исходить из того, что указанные налоговые правонарушения подпадают под действие статьи 122 НК РФ, если они привели к неуплате или неполной уплате сумм налога. В п. 42 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001г. № 5 указано, что «неуплата или неполная уплата сумм налога» означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия). В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный статьей 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.

Вместе с тем, при вынесении обжалуемого решения Инспекцией не было учтено, что ОАО «Ставропольэнерго» имело переплату по налогу на имущество за 2003 год в размере 10 875 756 руб., подтвержденную решением от 02.03.2005 по делу № А63-8801/2004-С4, оставленном в силе постановлениями апелляционной и кассационной инстанций.

Суд признает недействительными п. 2.1.«в» (стр. 102) и п. 1.1. (стр. 99) Решения в части доначиления пени по налогу на имущество в размере 10 148,8 руб. и штрафа в размере 2 672,4 руб.

По встречному иску.

Встречный иск инспекции заявлен о взыскании полной суммы штрафов, начисленной по решению от 22.12.2005 № 04-13-08/90 - 23 665 073,5 рублей. Требование об уплате штрафных санкций № 2203 от 23.12.2005 обществом в добровольном порядке не исполнено.

Судом проверена правомерность решения в оспариваемой части, выводы суда изложены выше. Суд отказывает во взыскании штрафов в той части, в какой решение налоговой инспекции является недействительным. В остальной части решение является правомерным и подлежит исполнению.

Общество не возражает против взыскания штрафов в оставшейся части.

Руководствуясь статьями 110, 150, 167, 168, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации решение Инспекции ФНС России по г. Пятигорску от 22.12.2005 № 04-13-08/90 о привлечении налогоплательщика ОАО «Ставропольэнерго» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения

в части:

п. 2.1.«б» (стр. 102) Решения в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 62 358 333 руб., налога на прибыль в размере 46 900 963,42 руб., налога на доходы физических лиц в размере 11 129 руб., всего 109 270 425,42 руб.;

п. 2.1.«в» (стр. 102-103) Решения в части доначисления пени по налогу на добавленную стоимость в размере 18 216 092,7 руб., пени по налогу на прибыль в размере 431 595,25 руб., пени по налогу на доходы физических лиц в размере 2 015,9 руб., пени по налогу на имущество в размере 10 148,8 руб., всего 18 659 852,65 руб.

п. 1.1. (стр. 99) Решения в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ в виде штрафа по налогу на добавленную стоимость в размере 12 471 667 руб., по налогу на прибыль в размере 9 369 600 руб., по налогу на имущество в размере 2 672,4 руб., всего 21 843 939,4 руб.

В остальной части требований отказать.

По встречному иску

Взыскать с ОАО «Ставропольэнерго» сумму штрафных санкций в размере 1 821 134,1 рублей и государственную пошлину 27 317 рублей 01 копейка

В остальной части исковых требований отказать

Судья Афанасьева Л.В.