НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ставропольского края от 06.11.2014 № А63-9682/14



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-62, факс 71-40-60,

http://www.stavropol.arbitr.ru, http://www.my.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                                                     Дело № А63-9682/2014

г. Ставрополь

13 ноября 2014  г.                    Резолютивная часть решения объявлена 06 ноября 2014 года.

                                                   Решение  изготовлено в полном объеме 13 ноября 2014 года.                       

Арбитражный суд Ставропольского края в составе:  судьи Ермиловой Ю.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Меховой М.О., рассмотрев в судебном заседании заявление

открытого акционерного общества сельскохозяйственного предприятия «Айгурский»,               п. Айгурский, ОГРН 1042600342311,

к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда по Апанасенковскому району Ставропольского края, с. Дивное, ОГРН 1022602623867,

о признании незаконным решения от 18.07.2014 № 036 002 13 РВ 0000347 в части начисления штрафа за неуплату или неполную уплату страховых взносов в сумме 7 847,05 руб.,  штрафа за представление неполных и (или) недостоверных сведений в сумме          326 903,34 руб., недоимки в размере 39 235,18 руб.

при участии представителя заявителя Бондаренко М.С., доверенность б/н от 28.07.2014, представителей заинтересованного лица Горенковой И.В., доверенность № 8 от 06.10.2014, 

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество Сельскохозяйственное предприятие «Айгурский» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к ГУ - УПФ РФ по Апанасенковскому району Ставропольского края (далее - заинтересованное лицо, пенсионный фонд, управление) о признании недействительным решения от 18.07.2014 № 036 002 13 РВ 0000347 в части начисления штрафа за неуплату или неполную уплату страховых взносов в сумме 7 852,13 руб.;  штрафа за представление неполных и (или) недостоверных сведений в сумме 326 903,34 руб.; недоимки в размере 39 260,68 руб.

В судебном заседании 28.10.2014 от заинтересованного лица поступил дополнительный отзыв с приложениями, в связи с этим по делу объявлен перерыв до 06.11.2014 в целях изучения вновь представленных доказательств.

В заседании суда, продолженном после перерыва, заявитель представил ходатайство об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в соответствии с которым просил суд признать незаконным решение от 18.07.2014 № 036 002 13 РВ 0000347 в части начисления штрафа за неуплату или неполную уплату страховых взносов в сумме 7 847,05 руб.,  штрафа за представление неполных и (или) недостоверных сведений в сумме 326 903,34 руб., недоимки в размере 39 235,18 руб. Дело рассматривается с учетом уточнённых требований общества.  

В судебном заседании представитель общества просил суд удостоверить заявленные требования, поддержал доводы, изложенные в заявлении.    

Представитель пенсионного фонда в удовлетворении заявленных требований просил отказать, поддержал доводы, изложенные в отзыве и дополнениях к нему. 

Всесторонне и полно изучив материалы дела, выслушав представителей заявителя и пенсионного фонда, суд пришел к следующему.

Как видно из материалов дела, на основании решения начальника управления                   № 036 002 14 РВ 0000405 от 26.03.2014 (л.д. 127) проведена выездная проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов. По результатам проверки составлен акт выездной проверки (далее – акт) № 036 002 14 АВ 0000824 от 06.06.2014, который получен обществом 25.07.2014, согласно имеющемуся уведомлению (л.д. 147).

По результатам рассмотрения акта выездной проверки начальником управления вынесено решение от 18.07.2014 №036 002 14 РВ 0000347 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах» (далее – решение) (л.д. 9), которое получено заявителем 30.08.2014, о чем свидетельствует уведомление (л.д. 153).  

Согласно указанному решению открытое акционерное общество Сельскохозяйственное предприятие «Айгурский» привлечено к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной пунктом   1  статьи  47 Федерального закона  от 24.07.2009 №  212-ФЗ,  в  виде взыскания штрафа в размере 8 952,07 руб.,  абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 327 408,65 руб.

Кроме того, обществу начислена недоимка по неуплаченным страховым взносам в размере 40 135,98 руб. и пеня за неуплату недоимки в размере 2 338,42 руб.

Посчитав, что указанным решением пенсионного фонда нарушаются законные права и интересы общества, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края.

В решении отражены следующие нарушения: за период с май, июнь, август, сентябрь, октябрь, декабрь 2012 года, февраль, апрель, май, июнь, июль, октябрь 2013 года заявителем не начислялись страховые взносы на суммы компенсаций за нарушение срока выплаты заработной платы согласно статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) 77 818,87 рублей в 2012 году (таблица 1 приложения к акту выездной проверки), 101 717,88 рублей в 2013 году, (таблица 2 приложения к акту выездной проверки, а всего на сумму 179 536,75 руб.

Как считает пенсионный фонд, данная компенсация не поименована в статье 9 Закона  № 212-ФЗ и, следовательно, на основании части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Суд считает указанные доводы пенсионного фонда ошибочными в виду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) в редакции, действовавшей в спорный период, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона (в том числе для организаций), признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи  7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Статьей 9 Закона № 212-ФЗ установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт «и» пункта 2 части 1 указанной статьи).

Пенсионный фонд в качестве основания доначисления страховых взносов ссылается на статьи 9 Закона № 212-ФЗ, в которой, как указано в решении, данные выплаты не поименованы как суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами.

Подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 закона № 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Поскольку Закон № 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.

Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В статье 164 ТК РФ дано понятие компенсации, под которой понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

По смыслу статьи 236 ТК РФ уплата компенсации за задержку выплаты заработной платы также является денежной компенсацией, которую работодатель обязан выплатить при нарушении им установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей.

Следовательно, с учетом положения подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ компенсация за несвоевременную выплату заработной платы, предусмотренная трудовым законодательством и выплачиваемая физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Данная денежная выплата не поименована в качестве исключения в указанной норме подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 закона № 212-ФЗ.

Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 ТК РФ. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 ТК РФ являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.

На основании статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя. Названная выплата является компенсационной, на что прямо указано в статье 236 ТК РФ, по своему характеру не относится к выплатам, предусмотренным в статьями 129, 164 ТК РФ, следовательно, является самостоятельным видом компенсационных выплат.

Таким образом, денежная компенсация, предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса, является видом материальной ответственности работодателя перед работником, выплачивается в силу закона физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, обеспечивая дополнительную защиту трудовых прав работника.

Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.

Следовательно, суммы денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы подпадают под действие подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Таким образом, у фонда не имелось оснований для начисления страховых взносов на суммы указанных выплат, а у судов отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленного требования общества о признании недействительным решения фонда в этой части.

Следовательно, суммы денежной компенсации, выплачиваемые при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подп. «и»  пункта 2 части 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Всего по данному эпизоду доначислено 39 255,18 руб. (расчеты исследованы судом и приобщены к материалам дела).

 На основании вышеизложенного суд признает требования заявителя о признании незаконным решения пенсионного фонда в части начисления недоимки в размере 39 255,18 руб. подлежащим удовлетворению. 

В этой связи в смысле пункта 1 статьи 47  Закона № 212-ФЗ факт неуплаты взносов отсутствует, правонарушений плательщик не совершал, следовательно, отсутствует основание для начисления штрафных санкций, ввиду чего требования общества о признании незаконным решения пенсионного фонда в части начисления штрафа за неуплату или неполную уплату страховых взносов в сумме 7 847,05 руб. (расчет исследован судом и признан правильным) так же подлежит удовлетворению. 

Относительно привлечения общества к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в виде взыскания штрафа в размере 326 903,34 руб., суд приходит к следующему.

Как утверждает в оспариваемом решении пенсионный фонд нарушения правил подачи сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете выявлены в части сумм, на которые доначислены страховые взносы за 2012-2013 год по основанию начисления компенсации за несвоевременную выплату заработной платы.

Между тем по смыслу и содержанию статьи 17 Закона № 27-ФЗ ответственность наступает за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

В соответствии со статьей 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательною пенсионного страхования.

Иными словами, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

Пенсионным фондом в решении не указано на то, что общество не представило эти сведения или представило недостоверные сведения.

В то же время Закон № 27-ФЗ не предусматривает обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в данном случае отсутствует само событие правонарушения, что означает отсутствие оснований для привлечения ответчика к ответственности по части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Кроме того, суммы денежной компенсации, выплачиваемые при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ. Следовательно, начисление пенсионным фондом обществу штрафа, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996  № 27-ФЗ, в размере 326 903,34 руб. незаконно.  

На основании изложенного, суд считает, что решение пенсионного фонда в оспариваемой части нарушает права плательщика страховых взносов приводит к необоснованным дополнительным начислениям взносов в бюджет в виде недоимки, пеней и штрафных санкций, в связи с чем, требования общества подлежат удовлетворению в полном объеме.

При подаче настоящего искового заявления заявителем уплачена государственная пошлина в размере 2 000,00 руб., что подтверждается платежным поручением № 769 от 25.08.2014 (л.д. 8).

Таким образом, в  соответствии  с  положениями  статьи  110  АПК РФ и разъяснениями, содержащимися в информационном письме  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117, уплаченная  заявителем  государственная пошлина в сумме  2 000,00 руб.  подлежит взысканию в него пользу с заинтересованного лица.                      

Руководствуясь статьями  49, 110, 167-170, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

требование удовлетворить (с учетом уточнения, принятого в соответствие со статьей 49 АПК РФ).

Признать недействительным проверенное на соответствие  Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ  «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» решение Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда по Апанасенковскому району Ставропольского края, с. Дивное, ОГРН 1022602623867, от 18.07.2014 № 036 002 13 РВ 0000347 в части начисления штрафа за неуплату или неполную уплату страховых взносов в сумме 7 847,05 руб., штрафа за представление неполных и (или) недостоверных сведений в  сумме 326 903,34 руб., недоимки по страховым взносам в части суммы  39 235,18 руб.

Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда по Апанасенковскому району Ставропольского края, с. Дивное,  ОГРН 1022602623867, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества сельскохозяйственного предприятия «Айгурский», п. Айгурский, ОГРН 1042600342311.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда по Апанасенковскому району Ставропольского края, с. Дивное,  ОГРН 1022602623867, в пользу  открытого акционерного общества сельскохозяйственного предприятия «Айгурский», п. Айгурский, ОГРН 104260034231, судебные расходы по уплате государственной пошлины по делу в сумме 2000,00 руб.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края  в  Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа  при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                                      Ю.В. Ермилова