НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Ставропольского края от 02.10.2012 № А63-13784/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ул. Мира, д. 458 «Б», г. Ставрополь, 355029, тел. (8652) 71-40-53, факс 71-40-60,

http://www.stavropol.arbitr.ru, , http://www.my.arbitr.ru,

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  г. Ставрополь Дело № А63-13784/2012

04 октября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2012 года

Решение изготовлено в полном объеме 04 октября 2012 года

Арбитражный суд Ставропольского края в составе судьи Макаровой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сычевой Д.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Гарант плюс» г. Невинномысск, ОГРН 1042600803695,

к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по

г. Невинномысску Ставропольского края,

о признании незаконным решения государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края № 369 от 17.05.2012 о привлечении общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Гарант плюс» к ответственности

при участии:

от заявителя – директор Самхарадзе Алексей Викторович, паспорт выдан 13.06.2002

от заинтересованного лица – представители Кострыгина Евгения Викторовна, доверенность № 02-21/7-2012 от 01.03.2012, Лемкин Павел Николаевич, доверенность № 02-21/1-2012 от 10.01.2012,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Гарант плюс» г. Невинномысск обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по
 г. Невинномысску Ставропольского края о признании незаконным решения № 369 от 17.05.2012 о привлечении общества с ограниченной ответственностью частной охранной организации «Гарант плюс» к ответственности.

Сведения о месте и времени проведения предварительного судебного заседания размещены на официальном сайте арбитражного суда http://www.stavropol.arbitr.ru.

В предварительном судебном заседании по делу в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) был объявлен перерыв на 10 минут для уточнения заявителем требований.

В назначенное время предварительное судебное заседание было продолжено. Заявитель уточнил заявленные требования, просил суд признать недействительным решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края № 369 от 17.05.2012 о привлечении общества с ограниченной ответственностью частной охранной организации «Гарант плюс» к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в части размера штрафных санкций.

Суд в порядке статьи 49 АПК РФ принял к рассмотрению уточненные требования к производству, поскольку заявителем изменен предмет заявленных требований, основания оставлены без изменения. Дело рассматривается с учетом заявленных уточнений.

Требования мотивированы тем, что органами пенсионного фонда при принятии решения о привлечении страхователя к ответственности и определения размера штрафных санкций не были учтены следующие смягчающие обстоятельства. Обществом было совершено правонарушение впервые, ущерб бюджету не причинен. Кроме того, заявитель просил учесть наличие тяжелого материального положения.

Заинтересованное лицо не возражает против применения обстоятельств, смягчающих ответственность страхователя.

Принимая во внимание наличие согласия сторон на рассмотрение дела по существу, суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, в связи с чем в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание суда первой инстанции.

Изучив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе проведения проверки по вопросу своевременности представления сведений индивидуального (персонифицировано) учета в системе обязательного пенсионного страхования, пенсионным фондом было установлено, что общество сведения за 4 квартал 2011 года представило с нарушением срока.

13 апреля 2012 года государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края по факту нарушения обществом части 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ) составлен акт № 366 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об обязательном пенсионном страховании.

По результатам рассмотрения указанного акта начальником государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края 17.05.2012 вынесено решение № 369, в соответствии с которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в виде начисления штрафа в размере 49 022,20 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ)страхователю было выставлено требование № 369 от 18.06.2012 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с предложением в добровольном порядке погасить задолженность.

02 июля 2012 года страхователь - общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Гарант плюс» оплатил сумму штрафных санкций в размере 49 022,20 руб. согласно платежному поручению № 265 от 29.06.2012.

Между тем, полагая, что оспариваемое решение вынесено без учета смягчающих ответственность обстоятельств, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения пенсионного фонда в части размера штрафных санкций.

Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в органы пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальные сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.

Ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ в виде финансовых санкций в размере 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, страхователь 13 февраля 2012 года направил в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края сведения о сумме выплат и вознаграждений, расчет по страховым взносам на ОПС и ОМС, опись сведений, передаваемых страхователем, и сведения о страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц по телекоммуникационным каналам связи. Переданные сведения согласно протоколу входного контроля от 14.02.2012 не были приняты органом пенсионного фонда в связи с наличием ошибок в адресах застрахованных лиц.

15 февраля 2012 года страхователь - общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Гарант плюс» вновь направил в электронном виде сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края в соответствии с протоколом входного контроля от 17.02.2012 не приняло указанные сведения к обработке, в связи с наличием ошибок. В сведениях, предоставленных страхователем, в графе уплата страховой или накопительной частей, начисляемых страховых взносов были указаны суммы больше, чем в графе начислено.

Страхователь 17 февраля 2012 года и 20 февраля 2012 года направлял в электронном виде частично исправленные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, которые не были приняты пенсионным фондом по аналогичной причине.

20.02.2012 в 15 час. 40 мин. общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Гарант плюс» представило в электронном виде сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, без ошибок. Согласно протоколу входного контроля от 20.02.2012 государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края приняло представленные сведения к обработке.

Статьями 3 и 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, а также статьей 13 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусмотрено, что органы ПФР обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Данные сведения позволяют точно вести учет пенсионных прав граждан, способствуют правильному расчету и начислению будущей трудовой пенсии по старости граждан (застрахованных лиц).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ основными целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

- создание условии для назначения трудовых пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

- создание информационной базы для назначения трудовых пенсий на основании страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате трудовых пенсий, срочной пенсионной выплаты;

- обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер трудовой пенсии.

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении права на установление трудовой пенсии, а также при установлении размера трудовой пенсии, проведении перерасчета, индексации и корректировки размера трудовой пенсии используются сведения индивидуального (персонифицированного) учета, имеющиеся в распоряжении органов ПФР, по состоянию на день, в котором выносится решение об установлении трудовой пенсии. Кроме того, согласно пункту 20 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 17, ПФР № 19пб от 27.02.2002 «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации от 31.05.2002 № 3491, в случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета необходимых для назначения распоряжении органа пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно пункту 2 статьи 8 и пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ сведения персонифицированного учета представляются в ПФР в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формам документов и инструкциями. Формы сведений персонифицированного учета и порядок их заполнения утверждены постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению», зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации от 23.10.2006 № 8392 (далее – постановление № 192п).

В соответствии с постановлением № 192п, опись сведений, передаваемых страхователем (далее - форма АДВ-6-2), содержит данные в целом по страхователю и сопровождает пачки сведений персонифицированного учета на всех работников страхователя. Поэтому, в случае обнаружения нарушения заполнения отдельных сведений персонифицированного учета (даже в отношении одного работника), страхователю возвращаются все сведения персонифицированного учета. Несвоевременное внесение сведений персонифицированного учета на лицевые счета застрахованных лиц ведет к нарушению гарантированных Конституцией Российской Федерации прав застрахованного лица на пенсионное обеспечение.

В разделе 7 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.10.2007 № 190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании», предусмотрено, что страхователи, представляющие отчетность по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС), должны соблюдать следующий порядок:

1. Проверить сформированные ими файлы со сведениями персонифицированного учета на правильность подготовки проверочной программой ПРФ. Такими программами являются программы форматно-логического контроля "CheckXML-UFA" и "CheekXMI", актуальные версии которых размещаются на официальном сайте ПФР www.pfrf.ru или могут быть получены в территориальном органе ПФР. Таким образом, у плательщиков страховых взносов имеются необходимые инструменты для подготовки качественной отчетности в ПФР.

2. Обеспечить достоверность передаваемых документов.

3. После подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате подписать их ЭЦП и в зашифрованном виде отправить в орган ПФР.

Согласно пункту 2 Технологии обмена подтверждением факта представления страхователем сведений в орган ПФР является протокол, содержащий сообщение об отсутствии ошибок в переданных сведениях.

Из материалов дела следует, что сведения, передаваемые в органы ПФР за период с 13 по 20 февраля 2012 года, содержали множественные ошибки. Данные ошибки носили информационный характер (неточности адреса застрахованных лиц, противоречивые сведения и т.д.), искажали достоверность необходимых реквизитов, что подтверждается протоколами отчетности ПФР и журналами форматно-логической проверки файла.

Ошибки были допущены работниками общества с ограниченной ответственностью частной охранной организацией «Гарант плюс» при заполнении форм отчетности, что влечет наличие вины в действиях страхователя в несвоевременном предоставлении документов и сведений.

Между тем страхователь указывает на то, что органами пенсионного фонда при принятии решения о привлечении его к ответственности и определения размера штрафных санкций не были учтены смягчающие обстоятельства. В частности тот факт, что правонарушение обществом было совершено впервые, ущерб бюджету не причинен, а также наличие тяжелого материального положения страхователя.

Данный довод заявителя суд считает обоснованным ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Законом установлена ответственность.

Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных указанным Федеральным законом, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Подпунктом 4 пункта 6 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе, выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного названным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 указанного Закона обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Данный перечень не является закрытым и может быть расширен как судом, так и органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, с учетом конкретных обстоятельств, установленных по делу.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 № 11-П отмечено, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной степени относятся к физическим и юридическим лицам.

Согласно пункту 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Из приведенных норм следует, что в силу прямого указания закона Пенсионный фонд должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность страхователя обстоятельства при принятии решения о привлечении его к ответственности и определении размера штрафа с учетом требований статей 44 Федерального закона № 212-ФЗ.

В этой связи формальный подход к наложению штрафа недопустим.

В данном случае из решения пенсионного фонда усматривается, что при его вынесении не были установлены обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя за совершение правонарушения.

Суду в соответствии с пунктом 4 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ также принадлежит право установления и оценки обстоятельств, смягчающих ответственность.

При рассмотрении материалов дела судом установлены обстоятельства, смягчающие ответственность заявителя, а именно:

- отсутствие умысла на совершение правонарушения;

- отсутствие негативных последствий совершенного деяния;

- привлечение к ответственности впервые;

- несоразмерность санкции последствиям совершенного правонарушения;

- тяжелое материальное положение.

Привлекая организацию к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края решением от 17.05.2012 № 369 назначило штраф в сумме 49 022,20 руб.

Поскольку пенсионный фонд при привлечении ООО частной охранной организации «Гарант плюс» к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах и об обязательном пенсионном страховании не учел смягчающие обстоятельства и не применил принцип справедливости и соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения, суд считает возможным снизить размер штрафных санкций по решению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края от 17.05.2012 № 369 с 49 022,20 руб. до 300 рублей.

В связи с этим решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края № 369 от 17.05.2012 о привлечении общества с ограниченной ответственностью частной охранной организации «Гарант плюс» к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в части наложения штрафа в сумме 48722,2 руб. признается судом недействительным, не соответствующим Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Таким образом, при признании ненормативного правового акта недействительным, суд обязывает органы, осуществляющие публичные полномочия, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Поскольку штрафные санкции, начисленные по решению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края № 369 от 17.05.2012, страхователем оплачены в добровольном порядке, что подтверждается платежным поручением № 265 от 29.06.2012, государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края надлежит устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата добровольно уплаченных сумм штрафа в размере 48 722,2 руб. на расчетный счет № 40702810860250101889.

Руководствуясь статьями 49, 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

принять уточненные требования.

требования общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Гарант плюс» г. Невинномысск, ОГРН 1042600803695, удовлетворить частично.

Признать недействительным, не соответствующим Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края № 369 от 17.05.2012 о привлечении общества с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Гарант плюс» к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в части наложения штрафа в сумме 48 722,2 руб.

Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Невинномысску Ставропольского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата добровольно уплаченных сумм штрафа в размере 48 722,2 руб. на расчетный счет № 40702810860250101889.

В остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ставропольского края в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Федеральный арбитражный суд Северо – Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Н.В. Макарова