НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Смоленской области от 30.11.2023 № А62-10283/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                                            

.11.20 23                                                                                            Дело № А62-10283/2022

Резолютивная часть решения оглашена 23.11.2023

Полный текст решения изготовлен 30.11.2023

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Ерохина А. М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Варфоломеевой К.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «МЕТАЛЛАЛЬЯНС» (ОГРН 1126727000212, ИНН 6727024238)

к Управлению Федеральной налоговой службы по Смоленской области (ОГРН 1046758339320, ИНН 6730054955).

о признании недействительным решения №18 от 15.09.2022; обязании возместить сумму налога на добавленную стоимость в размере 4479100,00 руб.,

при участии:

от заявителя: Глудин И.Н. (ликвидатор общества, решение №34 от 28.03.2023),

от ответчика: Шпекторова О.К. - представитель по доверенности,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Металлальянс» (далее – ООО «Металлальянс», Общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС №3 по Смоленской области от 15.09.2022:

 № 18 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению;

№ 335 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Как следует из материалов дела,Межрайонной ИФНС России № 3 по Смоленской области (далее - Инспекция, налоговый орган) проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной ООО «Металлальянс».

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки Инспекцией вынесены решения от 15.09.2022 № 335 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 15.09.2022 № 18 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость. Налоговым органом сделан вывод о нарушении ООО «Металлальянс» положений подпункта 2 п. 2 статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), а также нарушении статей 169,171 Кодекса, вследствие чего Обществом необоснованно предъявлен к вычету НДС в сумме 4 479 100 рублей по контрагенту ООО «ТОР» ИНН 7735164417.

По результатам налоговой проверки установлено следующее.

ООО «Металлальянс» поставлено на налоговый учет с 29.02.2012 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №3 по Смоленской области. Основным видом экономической деятельности проверяемого налогоплательщика является «Торговля оптовая металлами в первичных формах» (ОКВЭД 46.72.2). Фактически в проверяемом периоде ООО «Металлальянс» осуществляло оптовую торговлю металлопрокатом (лист ДПРНТ, лента ДПРНМ, пруток, полоса бронзовая) в Республику Беларусь, а так же предоставляло помещение в аренду.

Должностным лицом организации в проверяемом периоде являлся:

- генеральный директор ООО «Металлальянс» - Зябкий Владимир Васильевич ИНН 673105641424 с 29.02.2012.;

В соответствии с абзацем 2 п. 1 статьи 143 Кодекса ООО «Металлальянс» является плательщиком налога на добавленную стоимость.

23.07.2021 ООО «Металлальянс» представило налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2021 год (регистрационный номер 1266414844), в которой НДС исчислен к возмещению из бюджета в сумме 7 002 715 рублей из них вычеты по контрагенту ООО «ТОР» ИНН 7735164417 в общей сумме 4 479 100 рублей.

Согласно материалов проверки между ООО «ТОР» (продавец) и ООО «Металлальянс» (покупатель) заключен договор №02/09/2020-01 от 02.09.2020.

Предметом договора является следующий товар: ленты и полосы никелевые, аноды никелевые, ленты бронзовые, ленты медно-никелевые, алюминий в чушках, бронза в чушках, свинец в чушках, латунь в чушках, латунный пруток.

Цена за единицу, сроки поставки продукции могут согласовываться сторонами в спецификации.

Срок действия договора до 31.12.2020. Договор считается автоматически
продленным, если по истечении срока ни одна из сторон не сообщит о его расторжении в
письменном виде

Согласно спецификациям к договору доставка товара осуществляется самовывозом со склада продавца в г. Кольчугино Владимирской области.

Условия оплаты: 100% оплата в день отгрузки продукции до выезда автомобиля покупателя со склада продавца.

В каждой спецификации указан срок изготовления продукции.

Сертификаты на товар оформлены от организации ООО «ТОР».

Товар, приобретенный у ООО «ТОР», согласно представленным Обществом документам, был реализован в полном объеме в адрес покупателя ОАО «НОВОГРУДСКИЙ ЗАВОД ГАЗОВОЙ АППАРАТУРЫ» УНП 500235715 (резидент Республики Беларусь).

Согласно информации, содержащейся в CMR (международных товарно-транспортных накладных), представленных Обществом, доставка товара осуществлялась автомобильным транспортом перевозчиком ЧП «СовАвтоБел» УНП 790609363 по маршруту  Российская Федерация, Кольчугино/ РБ, г. Новогрудок, ул. Мицкевича, 109.

Для организации доставки товара от ООО «ТОР» до ОАО «НОВОГРУДСКИЙ ЗАВОД  ГАЗОВОЙ  АППАРАТУРЫ»   Обществом  заключен  договор   об   организации автомобильных      перевозок      грузов      № 18/16ТЭГ   от   01.02.2016   с   исполнителем ПТУП «ИНФОКОМЦЕНТР» УНП 190282376.

В отношении ООО «ТОР» Инспекцией установлено следующее.

-    юридический адрес: 107564,РОССИЯ, МОСКВА Г., КРАСНОБОГАТЫРСКАЯ
УЛ.,Д. 38,СТР. 2,ЭТАЖ 3 ПОМЕЩ./ОФИС 2/2;

-    дата постановки на учет: 10.07.2017;

-основной вид деятельности: (ОКВЭД 46.72) - Торговля оптовая металлами и металлическими рудами;

-руководителем является: ПОЦЕЛУЕВ АЛЕКСЕЙ ЭДУАРДОВИЧ 110405142193 с 07.03.2019 по настоящее время;

-учредителем является: ООО «ФОРМАТ» ИНН 9715340700 с 27.04.2020;

-уставный капитал общества - 125 000 рублей;

-сведения о наличии имущества, земельных участков и транспортных средств
отсутствуют;

-среднесписочная численность за 2020 -6 чел.; за 2021 - 6 чел.;

-справки о доходах по форме 2-НДФЛ за 2020 представлены на 8 человек, за 2021 на 8 человек.

Из анализа представленных в ходе проверки документов, а также по результатам проведенных мероприятий налогового контроля установлена невозможность поставки контрагентом ООО «ТОР» латунных прутков в адрес ООО «МЕТАЛЛАЛЬЯНС» ввиду следующего.

При анализе сведений, содержащихся в ПК АСК НДС-2, установлена схема
движения товара, в которой имеется источник несформированного НДС, что привело к
расхождению на сумму 110602537 рублей.

Декларация по НДС за 2 квартал 2021, представленная ООО «ТЕРМОПРОФИЛЬ» ИНН 9701120670, аннулирована налоговым органом на основании протокола допроса руководителя ООО «ТЕРМОПРОФИЛЬ» от 04.08.2021 вследствие отказа лица от руководства. Следовательно, источник для уменьшения НДС из бюджета для ООО «КОНТИНЕНТ» ИНН 7723464085 не сформирован.

Согласно информационному ресурсу АИС «Налог - 3» расчеты между участниками цепочки ООО «ТЕРМОПРОФИЛЬ», ООО «КОНТИНЕНТ», ООО «МЕТАЛЛРЕЗЕРВ», ООО «ЛОМСЕРВИС» / ООО «ТИТУЛ» / ООО «ИНТЕРМЕТ» отсутствуют.

Согласно документам, представленным по встречным проверкам участниками цепочки движения товара, установлено, что ООО «ТОР» не является производителем и приобретает товар, реализуемый в адрес ООО «Металлальянс», у ООО «ЛОМСЕРВИС», ООО «ТИТУЛ», ООО «ИНТЕРМЕТ».

Единственным поставщиком аналогичного товара в адрес ООО «ЛОМСЕРВИС», ООО  «ТИТУЛ»,  ООО  «ИНТЕРМЕТ»  выступает  ООО  «МЕТАЛЛРЕЗЕРВ»,  согласно представленным документам.

В соответствии с представленными документами ООО «МЕТАЛЛРЕЗЕРВ» товар приобретает у ООО «КОНТИНЕНТ».

ООО «КОНТИНЕНТ» приобретает товар у ООО «ТЕРМОПРОФИЛЬ».

В свою очередь ООО «ТЕРМОПРОФИЛЬ» представило счета - фактуры на приобретение товара у различных организаций, которые по встречным проверкам не подтверждают отгрузку товара в адрес ООО «ТЕРМОПРОФИЛЬ», что свидетельствует о создании формального документооборота.

При анализе налоговых деклараций по НДС за 1 квартал 2021, 2 квартал 2021,
представленных ООО «ЛОМСЕРВИС», ООО «ТИТУЛ», ООО «ИНТЕРМЕТ» установлено
отражение операций по приобретению товаров (работ, услуг) с НДС у ООО
«МЕТАЛЛРЕЗЕРВ» (является основным контрагентом), так же установлено приобретениеметаллолома, в том числе у ООО «АПЕКС С А» ИНН 3306017014, ООО «АПЕКС СА+» ИНН 3306017021. Приобретение металлолома отражено в Разделе 8 налоговых деклараций.

При анализе выписок банка за период с 01.01.2021 по 30.06.2021 в отношении участников схемной цепочки установлено следующее движение денежных средств:

ООО «МЕТАЛЛАЛЬЯНС» (за прутки) - ООО «ТОР» (за металлические сплавы в чушках, пруток) - ООО «ЛОМСЕРВИС», ООО «ТИТУЛ», ООО «ИНТЕРМЕТ» (за лом цветных металлов) - ООО «АПЕКС СА», ООО «АПЕКС СА+» - наличные денежные средства.

Из проведенного анализа установлено несовпадение товарно - денежного потока, а именно ООО «ЛОМСЕРВИС», ООО «ТИТУЛ», ООО «ИНТЕРМЕТ» в налоговых декларациях по НДС за 1 квартал 2021, 2 квартал 2021 заявляет налоговые вычеты по контрагенту ООО «МЕТАЛЛРЕЗЕРВ», при этом расчеты с указанной организацией не производятся. Так же не осуществляются расчеты между ООО «МЕТАЛЛРЕЗЕРВ», ООО «КОНТИНЕНТ», ООО «ТЕРМОПРОФИЛЬ».

Анализ движения денежных средств и представленных налоговых деклараций по НДС за 1 квартал, 2 квартал 2021 указывает на приобретение ООО «ЛОМСЕРВИС», ООО «ТИТУЛ», ООО «ИНТЕРМЕТ» металлолома, на приобретение ООО «ТОР» металлических сплавов (НДС по которым исчисляется налоговым агентом) и исключает фактическое приобретение латунного прутка, реализованного впоследствии в адрес ООО «Металлальянс».

Документы, подтверждающие обоснованность выбора в качестве контрагента ООО «ТОР», как имеющего возможность исполнить договорные обязательства по поставке прутков ЛС59-1, по требованию о представлении документов (информации) №1659 от 19.10.2021, № 1090 от 02.07.2021 проверяемым налогоплательщиком не представлены.

Непредставление Обществом вышеперечисленных документов позволило налоговому органу прийти к выводу  о формальном подходе налогоплательщика к выбору данного контрагента.

В своих показаниях генеральный директор ООО «Металлальянс» Зябкий В.В. (протокол допроса свидетеля № 290 от 22.10.2021) пояснил, что личных встреч с представителями ООО «ТОР» не производилось, выезд по месту нахождения товара не осуществлялся.

По документам, представленным ООО «СТИМУЛ +» ИНН 3306009246 в ходе проведения встречной проверки (поручение    №2298 от 28.07.2021, ответ по ТКС от 31.08.2021),  установлено, что для  ООО  «ИНТЕРМЕТ»,  ООО  «ЛОМСЕРВИС», ООО «ТИТУЛ» данной организацией были оказаны услуги переработки давальческого сырья. ООО «СТИМУЛ +» изготовило алюминиевые сплавы.

Согласно показаниям Дуксиной Светланы Алексеевны ИНН 330602106636, бухгалтера ООО «СТИМУЛ +», ООО «АПЕКС СА+» (протокол допроса от 04.03.2022), ООО «СТИМУЛ +» осуществляет плавку цветного металла - алюминия, имеет плавильные печи, в которых осуществляется переплавка лома алюминия во вторичный алюминиевый сплав.

ООО «АПЕКС СА+» осуществляет оптовую торговлю оборудования и транспортных средств не имеет. Обособленные подразделения ООО «СТИМУЛ +» и ООО «АПЕКС СА+» находятся на одной территории: г.Кольчугино, ул. Мелиораторов, 9в. ООО «СТИМУЛ +» и ООО «АПЕКС СА-» производство латунного прутка не осуществляют. Территория по адресу: г.Кольчугино, ул. Мелиораторов, 9в огорожена бетонным забором, имеется КПП. На территории находятся административные здания, складские помещения, цех для производства. Территория принадлежит ИП Сосонко Н.В., видеонаблюдение имеется. В складских помещениях хранится продукция. Вывески имеются на входных дверях кабинетов. Организация ООО «ТОР» свидетелю знакома, в адрес данной организации ООО «АПЕКС СА+» отгружало вторичный алюминиевый сплав, что оформлялось счетами - фактурами, товарными накладными.

Согласно осмотру, проведенному Межрайонной ИФНС России № 3 по Владимирской области (протокол от 04.03.2022), по адресу Кольчугино, пос. Белая Речка, ул. Мелиораторов, д. 9 В, установлено следующее: по данному адресу располагается огороженная бетонным забором территория. Вход на территорию производится через пост охраны. При входе на территорию имеется 2-х этажное административно - хозяйственное здание. В помещении находятся офисные рабочие кабинеты, часть помещений пустует. В части кабинетов находятся рабочие места сотрудников ООО «Стимул+», ООО «Апекс СА», ООО «Апекс СА+». В кабинетах имеются рабочий ИРТ, столы, компьютеры. На территории площадки имеется склад готовой продукции. На складе на момент осмотра хранилась чушка алюминиевая на паллетах. Иной продукции из цветного металла на складе не имелось. Продукции из латуни (латунных прутков) на момент осмотра на складе не имелось. На территории имеется цех, в котором располагается плавильная печь отражательного типа, в которой осуществляется переплавка алюминиевого лома в чушки. Переработку алюминия осуществляет ООО «Стимул+». Производства на момент осмотра не   осуществлялось.   В   ходе   осмотра,   производство   латунных   прутков   по   адресу: Владимирская область, г. Кольчугино, пос. Белая Речка, ул. Мелиораторов, д. 9 В не установлено.

По результатам осмотра территорий и объектов, расположенных по адресу: Владимирская область, Кольчугино, пос. Белая Речка, ул. Мелиораторов, д. 9, а так же на основании показаний свидетеля налоговый орган пришел к выводу об отсутствии производства и хранения латунного прутка по данному адресу.

Инспекция заключила, что контрагентом ООО «ТОР» в адрес ООО «Металлальянс» мог быть поставлен исключительно сплав из вторичного алюминия, НДС по которому исчисляется налоговым агентом. В таком случае не возникает суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета, так как ООО «Металлальянс» как налоговый агент исчислит НДС и примет этот же НДС к вычету.

В квалифицированном сертификате, выданном ООО «КОМПАНИЯ «ТЕНЗОР» ИНН 7605016030 в отношении ООО «ИНТЕРМЕТ», ООО «ЛОМСЕРВИС», ООО «ТИТУЛ», ООО «МЕТАЛЛРЕЗЕРВ», ООО «КОНТИНЕНТ», ООО «ТЕРМОПРОФИЛЬ» (контрагенты ООО «ТОР» по цепочке), указан один и тот же адрес электронной почты son358@mail.ru.

Так же установлено совпадение IP-адресов (176.124.35.150), с которых отправлялась бухгалтерская отчетность, налоговая отчетность, письма в налоговые органы в отношение следующих организаций: 000 «ТОР»; ООО «АПЕКС СА»; ООО «АПЕКС СА+»; ОС «ИНТЕРМЕТ»; ООО «ЛОМСЕРВИС»; ООО «ТИТУЛ»; ООО «МЕТАЛЛРЕЗЕРВ»; ООО «СТИМУЛ +».

Вышеуказанные организации в расчетах по страховым взносам за 2021 отражают
данные об одних и тех же сотрудниках, что свидетельствует о формальности их трудоустройства.

Организации ООО «ТОР», ООО «АПЕКС СА», ООО «АПЕКС СА+», ООО «ИНТЕРМЕТ», ООО «ЛОМСЕРВИС», ООО «ТИТУЛ», ООО «СТИМУЛ +» осуществляют ведение деятельности по одному адресу: г. Кольчугино, пос. Белая Речка, ул. Мелиораторов, 9В, на основании аренды офисных, складских, производственных помещений у ИП Сосонко Н.В. ИНН 771671162407. По встречной проверке (поручение №674 от 28.02.2022) Сосонко Н.В. представлены договоры.

У ООО «Апекс СА», ООО «Апекс СА+», ООО «Стимул+» поставлены на учет
обособленные подразделения по указанному адресу.

Установленные факты указывают на подконтрольность организаций, являющихся участниками схемных операций.

Согласно спецификациям к договору №02/09/2020-01 от 02.09.2020, заключенному между ООО «ТОР» и ООО «МЕТАЛЛАЛЬЯНС», производится 100% оплата в день отгрузки продукции до выезда автомобиля покупателя со склада продавца.

Согласно выпискам банка ООО «МЕТАЛЛАЛЬЯНС» оплачивало поставку товара, приобретаемого у ООО «ТОР» авансовыми платежами, а не по факту отгрузки товара, как указано в спецификациях, что указывает на согласованность действий между ООО «МЕТАЛЛАЛЬЯНС» и ООО «ТОР».

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено следующее. Сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.

В силу статьи 20 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия может носить
добровольный или обязательный характер.

Добровольное    подтверждение    соответствия    осуществляется    по    инициативе заявителя   на   условиях   договора   между   заявителем   и   органом   по   сертификации. Добровольное   подтверждение   соответствия   может   осуществляться  для   установления соответствия  документам  по   стандартизации,   системам  добровольной   сертификации, условиям договоров.

Для выполнения функций органа по сертификации, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона "О техническом регулировании", в том числе выдача сертификата соответствия, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны иметь аттестаты аккредитации, выданные Росаккредитацией, в определенной области аккредитации и быть включенными в Реестр аккредитованных лиц, опубликованный на сайте Росаккредитации (http://fsa.gov.ru).

В отношении товара, приобретенного ООО «МЕТАЛЛАЛЬЯНС» у ООО «ТОР» представлены сертификаты, выданные организацией ООО «ТОР». На официальном сайте Росаккредитации http://fsa.gov.ru по реквизитам, отраженным в сертификатах информация об аккредитованных лицах отсутствует.

По выпискам банка в отношении ООО «ТОР» расходов по услугам сертификации не установлено.

В ИФНС России № 18 направлено поручение об истребовании документов у ООО «ТОР» (исх. № 2987 от 20.10.2021), подтверждающих правомерность выдачи сертификатов от имени ООО «ТОР». Получен ответ (Вх. ТКС от 19.11.2021). В сопроводительном письме ООО «ТОР» пояснило, что запрашиваемые документы не являются первичными документами, подтверждающими вычет НДС, следовательно, ООО «ТОР» не обязано представлять такие документы.

На сопроводительном письме указан E-mail организации ООО «TOP»: aleksej-ktk@yandex.ru, а так же контактный номер телефона ООО «ТОР»: +7 910 676 23 80.

Согласно информации, размещенной на сайте http//apeks-group.com группы компаний Апекс, весь спектр услуг на рынке цветных металлов в разделе «Поставщикам» указан номер телефона контактного лица Алексея: +7 910 676 23 80, где сообщается, что группа компаний «Апекс» на постоянной основе закупает лом цветных металлов у предприятий и организаций. В Разделе контакты имеется информация о контактном лице отдела снабжения Алексее E-mailaleksej-ktk@yandex.ru.

У Общества отсутствуют доказательства того, что ООО «ТОР» имеет право на оформление сертификатов на товар, о том, что данное лицо включено в Реестр аккредитованных лиц, опубликованный на сайте Росаккредитации и имеет аттестаты аккредитации, выданные Росаккредитацией.

Согласно международным товарно - транспортным накладным (CMR), подтверждающим факт перевозки товара, получение груза белорусским покупателем состоялось 19.05.2021, 02.04.2021, 25.03.2021.

В центр автоматической фиксации административных правонарушений в области ПДД УМВД России по Смоленской области направлен запрос о фиксации автомобилей, с использованием которых осуществлялась перевозка от ООО «ТОР» до покупателей в Республику Беларусь (исх. № 07-21/01279). Согласно ответу (Вх.№04650 от 29.03.2022) полученному от ПДД УМВД России по Смоленской области, отсутствует фиксация транспортного средства, перевозившего товар 25.03.2021 и 02.04.2021, что в свою очередь также указывает на фиктивный документооборот и отсутствие реальных поставок.

Кроме того, налоговый орган указывает на результаты проведенной работы по пресечению деятельности «площадки», которая реализовала услуги по предоставлению «бумажного НДС» и обналичиванию денежных средств (группа компаний «Апекс»), участники которой состоят на учете в инспекциях Москвы и Московской области. Группа компаний состоит из организаций, занимающихся сбором металлолома и организаций, осуществляющих перепродажу металлолома и одновременно создающих «фиктивный» оборот металлов, облагаемых НДС.

Управлением Федеральной налоговой службы по Владимирской области была проведена работа по пресечению деятельности «площадки», которая реализовала услуги по предоставлению «бумажного НДС» и обналичиванию денежных средств (группа компаний «Апекс»), участники которой состоят на учете в инспекциях Москвы и Московской области. Группа компаний состоит из организаций, занимающихся сбором металлолома и организаций, осуществляющих перепродажу металлолома и одновременно создающих «фиктивный» оборот металлов, облагаемых НДС в интересах крупных производителей, использующих в качестве сырья лома цветных металлов, находящихся в разных регионах Российской Федерации.

В результате проведенных совместно с УФСБ России по Владимирской области мероприятий в отношении деятельности «площадки» за 2018-2022 годы были установлены организаторы, изъята «фиктивная» документация по сделкам, печати участников схемы, подтверждающая преступную деятельность, в т.ч. в области налогового законодательства.

По результатам указанной работы Следственным управлением СК России по Владимирской области 23.05.2022 в отношении Пискаева А.Е. (организатора) возбуждено уголовное дело №12202170013000011 по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.187УКРФ.

В рамках проведенных совместно с УФСБ России по Владимирской области мероприятий в отношении деятельности «площадки» за 2018-2022 годы были установлены организаторы, изъята «фиктивная» документация по сделкам, печати участников схемы, подтверждающая преступную деятельность, в т.ч. в области налогового законодательства.

По результатам указанной работы Следственным управлением СК России по Владимирской области 23.05.2022 в отношении Пискаева А.Е. (организатора) возбуждено уголовное дело №12202170013000011 по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст. 187 УК РФ.

При проведении обысков в помещениях офисов Пискаева А.Е. на территории г.Кольчугино Владимирской области обнаружены и изъяты электронные носители информации, документы финансово-хозяйственной деятельности, регистрационные дела и печати более 80 юридических лиц. В числе прочего были обнаружены и изъяты документы финансово-хозяйственной деятельности, регистрационные дела и печати ООО «ТОР» ИНН 7735164417, ООО «ЛОМСЕРВИС» ИНН 9731017944, ООО «ТИТУЛ» ИНН 3306018699, ООО «ИНТЕРМЕТ» ИНН 9731018105 , ООО «МЕТАЛЛРЕЗЕРВ» ИНН 3306011943, ООО «КОНТИНЕНТ» ИНН 7723464085 и ООО «ТЕРМОПРОФИЛЬ» ИНН 9701120670.

В рамках проводимых мероприятий налогового контроля установлена деятельность «площадки» по сбору лома цветных металлов, состоящей из взаимозависимых (взаимосвязанных) организаций, являющихся участниками схемы минимизации НДС в интересах крупных производителей, использующих в качестве сырья лома цветных металлов (группа компаний «Апекс»).

Площадка по заготовке ломов металлов различных наименований, расположена по адресу: г.Кольчугино, п. Белая Речка, ул. Мелиораторов, д.9, корпус «В».

Организатором деятельности данной    «площадки»   является   Пискаев Анатолий Евгеньевич ИНН  772570519109,  02.01.1978  г.р.,  зарегистрирован по  адресу:   115114 РОССИЯ, г.Москва,  Дербеневская  наб,1,2,117.  Является  депутатом  Совета народных депутатов Кольчугинского района 5 созыва.

Согласно свидетельству о регистрации права собственности нежилое помещение, расположенное по данному адресу, принадлежит Сосонко Надежде Витальевне 21.12.1985 года рождения, имеющей общего сына с Пискаевым Анатолием Евгеньевичем.

Пискаев А.Е. является руководителем и участником в организациях, состоящих на учете в нескольких регионах: участником ООО «Апекс СА», ООО «Апекс СА+», ООО «Стимул+», ООО «Зеленая планета», ООО «Техметсервис», генеральным директором: ООО «Апекс», ООО «Апекс СА», ООО «Апекс+», ООО «Стимул+», ООО «Техметсервис». До марта 2019 года также осуществлял руководство в организациях ООО «Метко», ООО «Тор».

Все вышеуказанные фирмы подконтрольны Пискаеву А.Е. и действуют в интересах крупных заводов-изготовителей, которые являются покупателями продукции (сырья), а именно ломов цветных металлов, а также ломов в виде чушки различных металлов кустарного   производства   под   видом   готовой   продукции,   которая   не   соответствует требованиям  ГОСТ,   на  данную  продукцию  не   оформлены  сертификаты  качества сертификаты соответствия.

Исходя из проведенного анализа, в группу компаний, через которую оформляются операции покупки-продажи ломов под видом товаров, облагаемых НДС, вовлечены взаимосвязанные (подконтрольные) организации, в том числе ООО «ТОР» ИНН 7735164417, ООО «ЛОМСЕРВИС» ИНН 9731017944, ООО «ТИТУЛ» ИНН 3306018699, ООО «ИНТЕРМЕТ» ИНН 9731018105 , ООО «МЕТАЛЛРЕЗЕРВ» ИНН 3306011943, ООО «КОНТИНЕНТ» ИНН 7723464085 и ООО «ТЕРМОПРОФИЛЬ» ИНН 9701120670.

Указанные компании взаимосвязаны по ряду признаков: участники и руководители ранее являлись работниками в организациях Пискаева А.Е., совпадают адреса регистрации, совпадение юридического адреса, ip - адреса при сдаче отчетности или при подключении к системе «Банк-Клиент». При этом, большинство компаний группы имеют признаки технических компаний: минимальная численность работников, отсутствие имущества, отсутствие по адресу регистрации, транзитные операции по счетам и др. В ходе проведенных контрольных мероприятий установлено, что налоговая отчетность и документы, поступающие по телекоммуникационным каналам связи от вышеуказанных организаций, представляются с нескольких совпадающих ip-адресов.

ООО «Апекс СА», ООО «Апекс СА+» осуществляется сбор, сортировка и оформление документов по реализации (без НДС) цветных металлов подконтрольным транзитным компаниям. Фактически ООО «Апекс СА» и ООО «Апекс СА+» являются пунктами приема металлического лома. Одновременно, транзитными организациями группы часть приобретенных ломов (исключительно лома алюминия) передаются в переплавку на давальческой основе организации ООО «Стимул+» и в дальнейшем реализуются в адрес реальных покупателей в виде вторичных алюминиевых сплавов, а часть оформляется в виде реализации в адрес технических компаний ООО «Металлтрейд» и ООО Металлрезерв» (г.Москва), которыми приобретенные лома никуда не реализуются. По цепочкам технических организаций в адрес транзитных компаний, зарегистрированных на территории г.Кольчугино, оформляется реализация облагаемого НДС товара (черновой свинец, свинец С2, латунный пруток и т.д.) и далее по цепочке в адрес конечных покупателей.

В реализуемой данной группой организаций схеме установлено оформление документов с заменой товарного назначения реализуемого товара - лом реализуется под видом готового товара (черновой сплав, прокат цветных металлов). Конечный потребитель поставляемого товара (ломов) под видом готовой продукции получает выгоду в виде возможности заявления вычетов по НДС.

Единственным производственным предприятием в данной группе является ООО «Стимул+», которое фактически осуществляет деятельность по переплавке вторичного алюминия и не имеет соответствующей разрешительной документации на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов. Согласно технической документации, на имеющихся у ООО «Стимул+» мощностях (печи пламенные тигельные) осуществляется переплавка исключительно алюминиевого лома, мощность имеющегося оборудования Общества составляет до 1000 тонн в год, что не позволяет осуществлять производство сплавов в объемах, реализованных в адрес выгодоприобретателей (подтверждается изъятой органами ФСБ технической документацией на печи). Данный факт также подтверждается показаниями участника и руководителя данной компании Пискаева А.Е., а также сотрудников - плавильщиков.

Общество, считая, что решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Общество полагает, что выполнило все условия, с которыми налоговое законодательство связывает право налогоплательщика на получение налоговых вычетов. Инспекцией не доказано получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Управление федеральной налоговой службы по Смоленской области  заявленные требования не признало по доводам, изложенным в отзыве и дополнениях к нему.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункта 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом  3 статьи 172 Налогового кодекса РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с названной главой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса РФ, на установленные данной статьей налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления (включая суммы налога, уплаченные или подлежащие уплате налогоплательщиком по истечении 180 календарных дней с даты выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи

 Согласно статье 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами  3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса РФ. Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

С учетом названных норм для налогоплательщиков НДС право на применение налогового вычета по налогу возникает при соблюдении следующих условий: товары, работы и услуги должны быть приобретены для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой  21 Налогового кодекса РФ и поставлены на учет; у налогоплательщика имеются счета-фактуры, соответствующие требованиям статьи 169 Налогового кодекса РФ, и первичные документы с выделенной в них отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, оформленные в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». При этом документы должны содержать достоверные данные относительно совершенных хозяйственных операций (в том числе, периода совершения операции) и лиц, совершивших такие операции.

В соответствии с правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.02.2005 N 93-О, буквальный смысл абзаца 2 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ позволяет сделать однозначный вывод о том, что обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее по тексту  - постановление № 53) под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

При этом налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (пункт 4 постановления № 53).

Избежание налогообложения в результате совершения действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, является неправомерным поведением участника гражданского оборота, не совместимым с положениями статьи 3 Налогового кодекса РФ, поскольку приводит к возникновению у лиц, обязанных к уплате налога, неоправданного преимущества в сравнении с другими налогоплательщиками, нарушению публичного интереса (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2016 N 305-КГ16-4920).

Таким образом, помимо формальных требований, установленных статьями 169, 171, 172 Налогового кодекса РФ, условием признания налоговой выгоды обоснованной является реальность хозяйственных операций.

Согласно пунктам 3, 4 постановления № 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), а также, если налоговая выгода получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. О необоснованности налоговой выгоды могут свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии таких обстоятельств, как невозможность реального осуществления налогоплательщиком хозяйственных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг, совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком, учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ (определение  от 08.04.2004 № 169-О) оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели. Заключенные сделки должны не только формально не противоречить законодательству, но и не вступать в противоречие с общими запретами допустимости недобросовестного осуществления прав налогоплательщиком. Принцип добросовестности в таком случае может использоваться правоприменителями в качестве критерия при разрешении налоговых споров.

Налоговые последствия в виде включения предъявленного поставщиками налога на добавленную стоимость в состав налоговых вычетов являются правомерными лишь при наличии документов, отвечающих требованиям достоверности и подтверждающих реальные хозяйственные операции.

Положениями статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

При этом формальное соответствие представленных налогоплательщиком документов требованиям законодательства при наличии доказательств того, что в действительности хозяйственные операции поставщиками товара (работ, услуг) не могли осуществляться, оцениваются в совокупности и взаимной связи со всеми представленными документами с целью исключения внутренних противоречий и расхождений между ними.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

Согласно пункту 2 статьи 54.1 НК РФ при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 названной статьи, но имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Соответственно пункт 2 указанной статьи содержит условия, только при соблюдении которых у налогоплательщика появляется право учесть расходы и вычеты по имевшим место сделкам, то есть установление факта нарушения налогоплательщиком данных условий является отдельным обстоятельством, при наличии которого налоговый орган отказывает налогоплательщику в учете расходов и вычетов.

В силу пункта 3 статьи 54.1 НК РФ подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

Пунктом 2 постановления N 53, а также частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган. В связи с этим при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды. Эти доказательства, как и доказательства, представленные налогоплательщиком, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и оценке арбитражным судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2021 Инспекцией обоснованно установлены обстоятельства, свидетельствующие о создании ООО «Металлальянс» формального документооборота по поставке конкретного товара с использованием реквизитов ООО «ТОР» без осуществления реальных хозяйственных операций по поставке такого товара данной организацией с целью неправомерного заявления налоговых вычетов по сделкам с заявленным контрагентом и, как следствие, несоблюдение проверяемым лицом требований подпунктов 1,2 пункта 2 статьи 54.1 НК РФ по сделкам (операциям), оформленным между Обществом и его контрагентом ООО «ТОР». Обстоятельства, негативно характеризующие привлеченного Обществом спорного контрагента, в совокупности с пороками оформлении документов, несоблюдение существенных и основных условий договора, непредставление документов, отсутствие у ООО «ТОР» необходимых ресурсов для поставки спорного товара, позволили Инспекции сделать вывод о том, что спорный контрагент не мог поставить в адрес ООО «Металлальянс» заявленный в договоре товар, между заявителем и ООО «ТОР» создан формальный документооборот с целью предоставления налогоплательщику возможности увеличить налоговые вычеты по НДС.

Сопоставив, полученную в ходе проведения налоговой проверки документацию, налоговый орган пришел к выводам, не опровергнутым обществом, о том, что ООО «Металлальянс» не приобретало и не могло приобрести спорные ТМЦ (пруток латунный в ассортименте) у спорного контрагента ООО «ТОР» ИНН 7735164417 ввиду того, что ни спорный контрагент, ни контрагенты второго и последующих звеньев (ООО "ЛОМСЕРВИС" ИНН 9731017944; ООО "МЕТАЛЛРЕЗЕРВ" ИНН 3306011943; ООО "КОНТИНЕНТ" ИНН 7723464085; ООО "ТЕРМОПРОФИЛЬ" ИНН 9701120670; ООО "ТИТУЛ" ИНН 3306018699; ООО "ИНТЕРМЕТ" ИНН 9731018105) самостоятельную предпринимательскую деятельность не осуществляли, реально ТМЦ не производили, не закупали и не реализовывали.

Парируя доводы заявителя о подтверждении конечным покупателем ОАО «НОВОГРУДСКИИ ЗАВОД ГАЗОВОЙ АППАРАТУРЫ» приобретения латунных прутков и алюминиевых чушек Управление обоснованно отметило, что согласно интернет - ресурсам конечный покупатель товара ОАО «НОВОГРУДСКИИ ЗАВОД ГАЗОВОЙ АППАРАТУРЫ» осуществляет литье под давлением алюминиевых и латунных сплавов, соответственно, самостоятельно работает с ломом алюминия и латуни, что указывает на возможное приобретение у ООО «Металлальянс» не латунных прутков, а сплавов, либо металлолома для дальнейшей переработки.

С учетом изложенного позиция заявителя не нашла своего подтверждения по представленным в дело доказательствам, выводы Управления не опровергнуты.

Поскольку движение товара по финансово-хозяйственным операциям в рамках рассматриваемой камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС ООО «Металлальянс» за 2 квартал 2021 Обществом не доказано, решения налогового органа от 15.09.2022 № 335 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и от 15.09.2022 № 18 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость являются законными ненормативными правовыми актами.

Оспариваемые решения налогового органа приняты в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленного требования общества с ограниченной ответственностью «МЕТАЛЛАЛЬЯНС» (ОГРН 1126727000212, ИНН 6727024238) отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья                                                                                                                 А.М. Ерохин